Site icon KazanFirst

«Одних импортных поставщиков мы заменили российскими, других начинаем переводить на Азию»

Министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов во время поездки в Челны оценил
Министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов во время поездки в Челны оценил,
как санкции Запада повлияли на местные предприятия.

В Набережные Челны приехала делегация в рамках работы Оперативного штаба по обеспечению устойчивого развития экономики во главе с министром экономики Татарстана Мидхатом Шагиахметовым. Вместе с представителями министерства промышленности республики и руководителями автограда он посетил пять системообразующих организаций — ПАО «КАМАЗ», Haier, ОАО «РИАТ», картонно-бумажный комбинат имени С.П.Титова, «НЧТЗ». Рассказываем, как идет работа в новое экономическое время у двух из пяти компаний и какой план действий правительства.

«РИАТ»: проект импортозамещения и набор кадров

ОАО «РИАТ» 30 лет занимается разработкой и производством специальной автомобильной техники и автокомпонентами к ней. Генеральный директор компании Владимир Пономарев сообщил, что предприятие столкнулось со сложностями после введения санкций ЕС, так как импортозависимость высокая. Пришлось решить большое количество проблем, связанных с отказом недружественных стран поставлять продукцию. Кроме этого, возникли сложные логистические проблемы, которые привели к существенному увеличению сроков доставки и в некоторых случаях повлияли на итоговую цену производства продукции.

— Несмотря на эту ситуацию, мы продолжаем производство, занимаясь одновременно подбором новых поставщиков, разработкой новой логистической схемы доставки товаров и импортозамещением части продукции. Где-то у нас есть уже реализованные решения, где-то все еще находится в разной стадии выполнения, — добавил спикер.

В качестве примера импортозамещения Пономарев привел материал для производства деталей экстерьера и интерьера автомобильной и тракторной техники – полидициклопентадиен. Спикер показал, где он используется, указав на бампер для автомобиля КАМАЗ поколения К4. 

Последние 15 лет «РИАТ» закупал два жидких компонента, из которых изготавливают данный материал, в Америке и Бельгии. 

— Сегодня мы переходим на закупку этого исходного материала в Китае. Первая партия товара поступит через три дня, — рассказал гендиректор предприятия. – Дальше будет тоже непростой период – нам придется проводить настройку наших технологий под новый материал. Но мы уверены, что с этим справимся и не остановим наших потребителей, которыми в первую очередь являются КАМАЗ и Минский тракторный завод.

Также при поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова параллельно запущен проект по импортозамещению данного компонента в России. В его рамках создали рабочую группу, в которую входят представители СИБУРа и «Роснефти». В планах освоить производство и поставлять необходимый материал через полгода. Таким образом, «РИАТ» сможет полностью перейти на отечественных поставщиков в данном вопросе. К слову, челнинское предприятие потребляет около тысячи тонн в год этого материала.

Второй пример импортозамещения – двигатели Cummins (США). Данный продукт традиционно ставили на ряд моделей автомобилей КАМАЗ. Тираж составлял тысячу машин с таким двигателем в год. На данный момент их производство находится под вопросом. Гендиректор «РИАТ» поделился, как они смогли решить эту проблему.

— По согласованию с ПАО «КАМАЗ» мы организовали опытно-конструкторские работы, заканчиваем заводские испытания по привязке на автомобили КАМАЗ двигателей одного из ведущих китайских производителей Weichai, — сообщил спикер.

Пономарев отметил, что импорт из дружественных стран продолжают только при условии отсутствия полноценной альтернативы в России.

— Часть импортных поставщиков мы заменили российскими, часть начинаем переводить на Азию, — добавил гендиректор.

В планах (если не произойдет резких ухудшений макроэкономической обстановки) у руководства предприятия закончить 2022 год с показателем около +12% к прошлому году. По итогам 2021-го выручка от продаж составила 12 миллиардов рублей. 

— Покупатели у нас так же увеличились: мы достаточно серьезно нарастили поставки в Беларусь. Практически все автосборочные заводы Беларуси – это и «МАЗ» («Минский автомобильный завод»), и группа компаний «АМКОДОР» и «МЗКТ» ( «Минский завод колесных тягачей») и «БЕЛАЗ» применяют наши сиденья. Автобусные заводы Беларуси заказывают и применяют наши сиденья, — сообщил спикер.

Помимо зарубежья в России у предприятия появились новые потребители, которые так же испытывают проблемы с закупкой по импорту.

«РИАТ» участвует в программе поддержки занятости и с помощью субсидий смог сохранить все 1 300 рабочих мест.

Однако с марта руководству пришлось перевести административно-управленческих работников и часть сотрудников ИТР на сокращенную рабочую неделю — трехдневную. Также идет набор новых сотрудников на более 90 вакансий: сварщики высокой квалификации, моляры, технологи по сварке, инженеры-конструкторы и прочие. С чем связан набор кадров?

В Челнах у предприятия три производственные площадки. АЗ «РИАТ», куда приехала делегация, выбрали в качестве демонстрации реализацию проекта импортозамещения. Пономарев сообщил, что идет изготовление специального дополнительного оборудования и по мере его поступления будет развернуто производство различной специальной автомобильной техники. Именно на АЗ «РИАТ» производят прицепную и полуприцепную технику с нуля. Пустые площади обещают заполнить в течение 12 месяцев.

— Мы говорим о том, что импортозамещение требует очень больших ресурсов и длительных сроков окупаемости этих инвестиций. Как правило, у машиностроительных предприятий нашей страны таких свободных денег нет, мы их можем только взять взаймы. В банках сегодня стоимость этих денег очень высокая, только государство может развязать этот замкнутый круг, предоставив более льготные варианты финансирования инвестиционных проектов, нужных для конкретного предприятия, региона, в котором оно работает, для страны, в конце концов. Вот это главный посыл с нашей стороны, — поделился гендиректор компании.

КБК: увеличение объема производства и полностью импортное оборудование

Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат имени С.П.Титова производит около 10 позиций туалетной бумаги и бумажных полотенец, а также широкий ассортимент гофроупаковки.

Предприятие в условиях санкций, в отличие от многих компаний, смогло увеличить объем производства – за пять месяцев этого года выручка КБК выросла на 24% к прошлому году (6,5 миллиарда рублей). Статистика объема производства по отдельным видам продукции такова: гофроупаковка — +6%, санитарно-гигиенические изделия из бумаги +10,6%, картон и бумага — +16%.

У конкурентов же компании погода не такая же солнечная — показатель доходит до -20%. Исполняющий обязанности директора организации Евгений Залогин объяснил такую разницу двумя тезисами.

Первое, КБК находится восточнее, тогда как многие конкуренты — в центральной части России, где очень большая конкуренция. Второе — очень много компаний, родственных предприятию, с иностранным капиталом, что в нынешнее время не дает им плюсов. По словам спикера, пропадает уверенность в такие компании, поэтому заказчики стараются выбирать сугубо российскую компанию. 

— Планируем этот год закончить, может быть, с меньшим плюсом, потому что все слышали, что осенью ожидаются определенные сложности на всякого рода рынке, в том числе и на продуктовом. Мы считаем, что в состоянии отработать с приростом, с сохранением своего финансового благополучия и устойчивого состояния, обеспечить работой коллектив. Постоянной работой, — подчеркнул Залогин. — Не так, как многие работают три дня в неделю, например.

В этом году КБК планировал расширение производства, но из-за санкций теперь не может получить оборудование от крупнейших европейских производителей. Собеседник ответил, что все оборудование на производстве импортное и они были бы рады перейти на отечественное, если бы оно было. Дело в том, что многие виды оборудования нельзя интегрировать в существующие системы на предприятии. Руководство на данный момент ищет замену с высоким качеством в Китае.

Залогин поделился, что в 2021 году у них были рекордные инвестиции почти в три миллиарда рублей, в этом году показатель упал до примерно миллиарда.

На КБК в этом году расширят возможности в плане ассортимента. Например, новые размеры коробок. 

— Что касается туалетной бумаги, на сегодняшний день мы загружены на 120%, больше не можем дать. Очередь выстроена, ажиотаж очень большой, до скандалов доходит. Но как-то расширять — мы только-только выпустили нашу белую целлюлозную бумагу, — ответил спикер. 

Сотрудников на предприятии набирать не будут, так как штаб расширили еще год назад. Общее количество работников — 1 730 человек. Среднемесячная заработная плата около 80 тысяч рублей.

Расширение штаба произошло из-за строительства первого в целлюлозно-бумажной промышленности автоматизированного склада для хранения гофротары. Его тоже показали делегации. Проект создали совместно с итальянской компанией Ferretto Group. Из-за санкций возникла пауза, поэтому первую очередь склада запустят с переносом в два месяца, в июле.

— Столкнулись с трудностями по электронике и узнали, что у нас в Екатеринбурге существует предприятие, которое давно работает и создает микрочипы. Единственная проблема, что комплектующие для микрочипов они берут в Тайване, Индонезии, Китае. Но я думаю, что столкнувшись с такими проблемами, ребята грамотные и желающие работать, возможно, наладят что-то и у нас. И мы с такими должны работать, помогать, даже если у них изначально будет не совсем все получаться, — поделился Залогин с журналистами.

«Уже есть результаты в части замещения некоторых составляющих»

По словам Шагиахметова, у руководства всех пяти предприятий есть полное понимание и план дальнейшей работы.  

— Уже есть результаты в части замещения некоторых составляющих, комплектующих на отечественные аналоги, аналоги из дружественных стран, — добавил спикер.

Министр экономики отметил, что все меры поддержки, оказываемые предприятиям, в первую очередь направлены на сохранение рабочих мест. 

Руководство республики проводит активную работу по выявлению комплектующих, компонентов и сырья, которые нуждаются в импортозамещении. С этой целью запущен республиканский маркетинговый центр, в котором хранится вся информация о продукции, которая закупалась из недружественных стран и в которой можно найти отечественных производителей, которые предоставят аналог продукции. 

— Даже если взять какой-то комплект, вроде бы он российского производства, а когда начинаешь разбираться, там много внутри импортных комплектующих, — отметил Шагиахметов.

Аналоги можно найти не только в Татарстане, но и по России, так как центр подключен к федеральной системе.

Помимо Челнов делегация посетила Чистополь, Елабугу и предприятия Казани.


Читайте также: Шагиахметов рассказал о мерах устойчивого развития экономики Татарстана


Exit mobile version