КПРФ Татарстана не сумела торпедировать законопроект о цифровом голосовании

Лидер республиканского отделения партии выступил резко против диджитализации выборов
Лидер республиканского отделения партии выступил резко против диджитализации
выборов, заявив, что механизм не подлежит наблюдению или проверке, а также
уязвим для фальсификаций и кибератак. Парламентарии не вняли доводам
коммунистов, но текст документа еще могут доработать ко второму чтению.

Очередной демарш КПРФ против дистанционного электронного голосования в татарстанском парламенте окончился ничем. Несмотря на яростное сопротивление лидера республиканского отделения партии Хафиза Миргалимова, депутаты Госсовета приняли за основу в первом чтении федеральный законопроект об изменениях в Избирательный кодекс, хотя до следующей сессии документ еще могут доработать.

Сами поправки парламентариям представил председатель Комитета ГС РТ по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. Он рассказал, что в Избирательный кодекс республики вносится пакет изменений (всего около 120 пунктов) для того, чтобы привести его в соответствие с федеральным законодательством.

КПРФ Татарстана не сумела торпедировать законопроект о цифровом голосовании

Хабибуллин рассказал, что среди изменений значится прекращение с 1 января 2023 года деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, полномочия которых передадут территориальным комиссиям. Исключается участие в деятельности окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий членов комиссий с правом совещательного голоса, сейчас они могут быть назначены только в ЦИК РТ.

Расширяется перечень ограничений пассивного избирательного права на выборах всех уровней – ограничения касаются наличия судимости за ряд тяжких преступлений вроде экстремизма или преступлений сексуального характера против несовершеннолетних.

Предлагается установить крайний срок регистрации кандидатов до 18:00 последнего предусмотренного для этого дня (ранее возможность сохранялась до полуночи).

Не все гладко

Эти изменения не вызвали ни у кого ни вопросов, ни возражений, в отличие от нового способа волеизъявления, над которым уже не раз успели подискутировать парламентарии.

– Проектом закона устанавливаются возможность и особенности применения дистанционного электронного голосования – это голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, – сказал Хабибуллин. – По этому поводу были вопросы, я готов на них ответить, но для экономии времени напомню, что в 2020 и 2021 годах уже был проведен эксперимент по организации дистанционного электронного голосования в Москве, затем в Курской, Мурманской, Нижегородской и Ярославской областях, Севастополе, – сообщил спикер. 

КПРФ Татарстана не сумела торпедировать законопроект о цифровом голосовании

Напоминание, равно как и слова об экономии времени появились не на пустом месте. Ранее на заседании профильного Комитета против этих поправок (а точнее, только в разрезе ДЭГ – дистанционного электронного голосования) категорично высказались представители двух парламентских партий – Эдуард Шарафиев (ЛДПР) и Хафиз Миргалимов (КПРФ). В этот раз без возражений тоже не обошлось, но об этом позднее.

Хабибуллин подчеркнул, что ДЭГ вводится не взамен традиционного голосования, а в дополнение.

– В целях обеспечения безопасности устанавливается обязательное прохождение избирателем процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности, после которых избиратель получает доступ к дистанционному электронному голосованию, – добавил он. – При этом обеспечивается тайна голосования.

«Мы культивируем в людях безответственность»

Как видно, Хабибуллин попытался максимально «подстелить соломки», чтобы предвосхитить все возможные возражения, но Миргалимова это не убедило. Он выступил с острой критикой закрепления возможности использования ДЭГ.

– Вот уже 30 лет мы барахтаемся в выборном законодательстве – ни одной кампании нет, чтобы мы не внесли изменения. А народ хочет стабильности, – подчеркнул Миргалимов. – Да, многие изменения носят технический, механический или организационный характер. Но в целом наша фракция эти изменения не поддерживает.

Миргалимов признал, что цифровизация сейчас вводится повсеместно и во многом облегчает нам жизнь. Тем не менее он убежден, что при всех кажущихся плюсах у этого процесса есть и минусы.

– Любой сбой системы все достижения может превратить в пыль. И к чему мы призываем наших граждан? Лениться, – заявил спикер. – Во многих случаях цифровизация более чем уместна, но только не в случае конституционно закрепленного права на свободу волеизъявления. Голосование – это не формальность, это гражданский долг, и сводить его к простому нажатию на кнопку на телефоне или другом гаджете необдуманно рискованно для общества в целом. Никогда мы не получим целостное гражданское общество, если будем культивировать в людях безответственность и лень.

КПРФ Татарстана не сумела торпедировать законопроект о цифровом голосовании

Хафиз Миргалимов указал, что при онлайн-голосовании наблюдатель не может проконтролировать, кто именно голосует – сам избиратель, его родственник или какой-то мошенник. Он обратился к статистике, согласно которой около 75% граждан подозревают, что при ДЭГ могут быть какие-либо манипуляции.

Кроме того, из-за этого нарушаются открытость, прозрачность выборов, их одинаковая доступность для всех. К тому же он призвал не забывать про кибератаки, а также про то, что у членов избиркомов мало опыта по взаимодействию с такими системами. Также нельзя подтвердить, не опубликовал ли ЦИК недобросовестные результаты и не было ли фальсификаций со стороны контролирующих ДЭГ органов.

– Мы не можем поддержать в целом и в частности эти изменения. Мы знаем, как готовится политическая кампания, как готовятся ее итоги. В этом плане должен торжествовать закон, а не прогресс технологий, – заявил Миргалимов.

Жизнь не стоит на месте

На претензии Миргалимова поспешили ответить докладчик Хабибуллин, глава ЦИК РТ Андрей Кондратьев, после чего некое резюме подвел и председатель Госсовета Фарид Мухаметшин.

Хабибуллин вновь напомнил, что ДЭГ – только одна из форм голосования, это не обязанность, так что для партии или кандидата будет возможность агитировать – голосовать удаленно или нет.

– Второе – голос ЦИК России, как и в нашей республике, представлен практически всеми партиями, которые представлены в парламенте, так что оспаривать эти вопросы можно и на уровне ЦИК РФ, и ЦИК республики, – отметил глава Комитета. – Следующее – повышается роль Общественной палаты. Она в соответствии с законом предоставляет доступ к отдельному узлу распределенной базы данных программно-технического комплекса ДЭГ, содержание которой доступно наблюдателям.

То есть, подчеркнул он, законом регламентируется и дается право максимального контроля за цифровым голосованием.

Андрей Кондратьев добавил, что указанный законопроект – это лишь возможность для применения, пока еще идут обсуждения. Этой осенью, при допвыборах в Госсовет в Татарстане, ДЭГ не будет.

КПРФ Татарстана не сумела торпедировать в Госсовете законопроект о цифровом голосовании

– Возможность двойного волеизъявления из законопроекта специальным блоком запрещена. То есть человек, высказав свою волю, не может отозвать свой голос и повторно принять участие в выборах, как это было в Москве. Движение в этой законодательной инициативе видно, – сообщил руководитель регионального Центризбиркома. – Мы всегда открыты к обсуждению любых вопросов.

Фарид Мухаметшин в свою очередь напомнил, что жизнь не стоит на месте. Многие люди опасаются перехода процессов на «цифру» и удаленку.

КПРФ Татарстана не сумела торпедировать в Госсовете законопроект о цифровом голосовании

– Но, к сожалению, и вбросы бюллетеней были в нашей жизни – и пачками, и листочками, и так далее. Опять-таки, жизнь не стоит на месте, тем более в такой организованной республике, как Татарстан, где вопросам цифровизации, интернет-ресурсов уделяется очень много внимания, – сказал председатель парламента. – Загодя обвинять избирателя в подтасовке и оказывать им недоверие в еще несостоявшихся выборах – мы немножко обгоняем время.

Он поручил поработать над тем, что можно привнести в этот законопроект в рамках федерального законодательства ко второму чтению.

– Оказывать недоверие нашим людям, сидя здесь в кабинете или с трибуны, – я думаю, не заслуживают наши люди такой оценки, – заявил глава Госсовета.

В конечном итоге законопроект поддержали в первом чтении большинством голосов, против проголосовали шесть депутатов, воздержались еще двое.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *