Рынок ритуальных услуг Челнов: как устроен «бизнес на трупах» и куда он движется

Команда KazanFirst решила разобраться

Команда KazanFirst решила разобраться, как работает это направление предпринимательской деятельности, сколько на самом деле должны стоить похороны и можно ли навести порядок в скандальной и закрытой «ритуалке».

Похоронный бизнес Челнов, пожалуй, наиболее точно можно описать прилагательным «скандальный». «Ритульщики» не только регулярно получают жалобы от челнинцев, но и сами то и дело жалуются друг на друга, доводя разборки с конкурентами до драк за могилы. Одна из таких прогремела в мае этого года.

Напомним, тогда сотрудники ритуального агентства «Память» Евгения Ядовина готовили место к захоронению. В конфликт с ними вступили люди начальника кладбища Ришата Шайхулова, заявившего, что копщики роют могилу в неположенном месте. Между ними произошла драка, попавшая на видео. В результате копщиков с лопатами выставили за территорию погоста, а похороны отложили на несколько часов.

Как все обстоит на самом деле в этой сфере — вопрос открытый. Рынок ритуальных услуг, пожалуй, один из самых закрытых для внешнего изучения. По этой же причине — один из самых любопытных. Однако «ритуалка» хоть и специфический, но все-таки бизнес. А значит, и существует по «бизнесовым» законам, и действует в каком-никаком правовом поле. Следовательно, выявить определенные механизмы и тенденции все-таки можно.

Рынок ритуальных услуг Челнов: как устроен «бизнес на трупах» и куда он движется

Редакция KazanFirst попыталась разобраться, как выглядит ритуальный бизнес в Челнах. Мы изучили федеральные и местные законодательные акты, а также крупные тендеры, записи о которых есть в открытых системах. Кроме того, проанализировали деятельность главных игроков рынка, а также обсудили нюансы с двумя независимыми источниками из силового блока и администрации.

Федералы отпустили «ритуалку»

Рынок ритуальных услуг Челнов, безусловно, имеет свои особенности. Но, так или иначе, существует в рамках общей системы (хотя некоторые, пожалуй, назовут сложившуюся ситуацию отсутствием системы как таковой). Фактически после принятого в 1996 году закона вся организация похоронного дела легла на плечи муниципалитетов. К слову, этот же закон гарантирует «оказание на безвозмездной основе» определенного перечня услуг — оформление документов, предоставление и доставку гроба, перевозка тела на кладбище и погребение.

Стоимость этих услуг определяется муниципалитетом и возмещается такими структурами, как Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования, а также за счет федерального или регионального бюджетов. В этом же законе, однако, говорится, что стоимость услуг сверх гарантированного перечня «производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего». Учитывая, что сфера не слишком стандартизирована, гарантированный перечень легко могут «расширить» дотошные сотрудники похоронных бюро.

Рынок ритуальных услуг Челнов: как устроен «бизнес на трупах» и куда он движется

Тем более что в 2002 году и так уже знатно устаревший закон 1996-го «подрезали». До этого для доступа к рынку компании необходимо было получить лицензию от муниципалитета. Однако в 2002-м лицензирование похоронной деятельности было решено отменить. Значит ли это, что «ритуалкой» мог заняться кто угодно, прикупивший катафалк и пару лопат?

«Случайных» не пускают к трупам

Сместим фокус на уровень Челнов. По словам Марата, собеседника KazanFirst, близкого к системе власти и изучавшего «ритуалку», сейчас на рынке активно действует несколько крупных компаний и некоторое количество более мелких ИП. Все они, так или иначе, давно работают в похоронном бизнесе. Среди заметных (сейчас или в последние пару лет) игроков — «Ритуал-НЧ», «Мэйве» (бывший «Похоронный дом НЧ»), «Ритуал», «Камская мемориальная компания». Названия в целом однообразны и могут меняться время от времени — репутация на этом рынке ключевой роли не играет, так как клиенты не то чтобы горят желанием возвращаться, отмечает собеседник.


Сговор вокруг «ковидных» трупов

В период пандемии ковида в Челнах разразился очередной скандал и неожиданно в него попал муниципальный «Горкоммунхоз». Представители похоронного бизнеса обратились в УФАС, заявив, что городское предприятие монополизировало процесс перевозки тел умерших от коронавируса из больниц в морг. И не собственными силами, а с прямой подачи исполкома — указание в медицинские учреждения просто спустили «сверху».

Рынок ритуальных услуг Челнов: как устроен «бизнес на трупах» и куда он движется

Как было установлено ФАС, от администрации в адрес 13 больниц и поликлиник (а также Управления здравоохранения) были направлены письма. В них власти сообщали, что «в связи с эпидемиологической обстановкой из-за вспышки коронавирусной инфекции, в целях предупреждения ее распространения» вывоз тел умерших горожан с подозрением и окончательно подтвержденным диагнозом COVID-19 «осуществляет только специализированная организация МУП «Горкоммунхоз». Такие послания медучреждения получали в период с апреля по июль 2020 года. При этом в мэрии никого не смутило то, что больницы уже имеют заключенные по результатам конкурса контракты на транспортировку тел умерших. А также то, что муниципальное предприятие вовсе не обладает необходимой для подобных процедур техникой.

«Горкоммунхоз» в свою очередь привлекал сторонние организации и ИП, арендуя транспортные средства на безвозмездной основе. Интересно, что в списке помимо ИП оказались все те же «крупные акулы» ритуального рынка Челнов: «Мемориал-НЧ», «Ритуал-НЧ» и «Чистый город Ц». Со стороны ситуация выглядела так, будто от «коронавирусных» трупов «отпихнули» неугодные компании. И хотя пациентов с подтвержденным диагнозом COVID-19 в городе оказалось совсем немного, «подозрение на ковид» в тот период можно было приписать едва ли не каждому умершему.


Эти же компании позже фигурировали в ситуации со сговором, где «лидирующие» роли якобы занимал директор кладбища Ришат Шайхулов. В УФАС выяснили, что несколько человек обращались к ИП, который согласен был оказать услугу по копке могилы за 3 тысячи рублей. Однако на кладбище предпринимателя не пускали. А горожан все тот же Шайхулов якобы убеждал перезаключать договор с другими конторами, но уже за 10 тысяч рублей. Самого же Шайхулова в кругах «ритуальщиков» якобы прозвали «королем погоста» — дескать, директор кладбища «подмял» под себя и кладбищенских «цветочников», и торговцев памятниками с оградами.

Тендеры и «сливы»

Поэтому «просто так прохожих» в похоронном бизнесе в любом случае нет, с уверенностью заявляет источник. Первая причина чисто экономическая. Основной ресурс для «ритуальщиков», как бы грубо это ни звучало, — это тела умерших. Ресурс этот сильно ограничен. И если одна компания получает больший «кусок пирога», то другая — остается ни с чем. Другими словами, конкуренции «похоронка» не терпит.

— Вообще, можно сказать, что тут против «ритуальщиков» играет вся государственная машина: спорт, ЗОЖ, всякие диспансеризации, множество проектов, направленных на снижение смертности и рост продолжительности жизни. Представьте, например, какая грызня была бы в нефтянке, если бы государство изо всех сил пыталось снизить добычу, — рассуждает Марат.

Рынок ритуальных услуг Челнов: как устроен «бизнес на трупах» и куда он движется

Подтверждается это и тендерами, которые можно найти в открытом доступе. Например, в марте этого года горбольница №2 разыграла тендер на перевозку тел умерших из лечебного учреждения до патологоанатомического отделения. Согласно техзаданию, подрядчик должен оказать услуги по перевозке 500 тел умерших в период с 1 апреля по 31 декабря 2022 года. Изначально победителем был назван ИП Ядовин Е.А. Однако позже он был признан уклонившимся от заключения контракта. А тендер «уплыл» к другому ИП — Барсукову А.И. Интересно, что в опубликованных контрактах первый исполнитель должен был получить 5 млн рублей (10 тысяч рублей за одну перевозку), а вот второй — всего 15 тысяч рублей (30 рублей за перевозку).

Еще один контракт на 2022 год — от госпиталя ветеранов войн Челнов. «Исполнитель принимает на себя обязательства по перевозке умерших, в том числе умерших с подозрением на COVID-19, а также с подтвержденным диагнозом коронавирусная инфекция и (или) умерших вследствие заражения иным вирусным заболеванием», — говорится в контракте. За 50 рейсов подрядчику предлагали 4 463 рубля. Однако единственный участник торгов — тот же Барсуков А.И. — вовсе взялся выполнить работу за 1(!) копейку.

Второй момент — следствие первого. Ведь, как говаривал капитан Джек Воробей, есть кое-что лучше ключа — «рисунок ключика». В ритуальном бизнесе такой «рисунок» — информация об умершем человеке. И сбор, и распространение подобных данных — занятие противозаконное. Тем не менее примчавшимся к месту смерти раньше полиции ритуальными агентами мало кого удивишь. Схемы «сливов» налажены, однако работают только со «своими».

— Больницы в этом плане все «закрыты». Там работают «свои» по тендерам, сильно демпингуют, по бумажкам они чуть ли не доплачивают, чтобы эти тела им разрешали доставлять в морг. Если тело забрал, то отработать с родственниками — это уже дело техники. Мелким конторам приходится за свои 10-20-30 трупов в месяц работать со «сливами». В принципе есть около десятка позиций, на которых люди могут такую информацию давать, — от участкового до водителя «скорой», — отмечает собеседник.

Рынок ритуальных услуг Челнов: как устроен «бизнес на трупах» и куда он движется

Собственно, по этой же причине «ритуальщики» и стараются «накрутить» максимум на каждые похороны, продолжает источник. Ведь когда удастся получить следующее тело, неизвестно, а оплачивать нужно не только систему информаторов, но и выдавать зарплаты рабочим и чинить катафалки. Так, может быть, похоронный бизнес — не такая уж выгодная штука?

До 70% доходов — в «тени»

Попробуем оценить объемы рынка ритуальных услуг в Челнах. Первая составляющая — количество умерших горожан. По официальной информации ЗАГСа, в 2021 году в городе зафиксировано 6,8 тысячи смертей. (Если оставить за скобками 2020 и 2021, то обычно показатель несколько меньше — на уровне 4,3-4,5 тысячи смертей).

Второй элемент — сумма, в которую, согласно федеральным законам, обходится перечень гарантированных услуг. Согласно документу с сайта администрации города, сейчас это 6 964 рубля. Оформление документов для погребения оформляется бесплатно. «Предоставление и доставка гроба и других предметов», по данным властей, стоит 1 800 рублей. Перевозка тела на кладбище обойдется в 1 390 рублей. А погребение (рытье могилы и захоронение) — в 3 774 рубля и 68 копеек.

Собственно, перемножив эти два значения, можно высчитать и минимальный объем рынка ритуальных услуг Челнов — 47,4 млн рублей.

Рынок ритуальных услуг Челнов: как устроен «бизнес на трупах» и куда он движется

Возникает резонный вопрос: а стоит ли вообще заморачиваться с конкуренцией за трупы, организацией сети осведомителей и прочее, если весь рынок — это полсотни миллионов рублей? Собственно, и ни одна из крупнейших указанных выше похоронных компаний Челнов по итогам 2021-го не отчиталась о доходах, превышающих хотя бы 3 млн рублей.

Один из ответов, пожалуй, легко можно найти в интернете. Первый же выданный поисковиком сайт ритуального агентства «Мемориал» выдает совсем другой прайс. Вроде бы гарантированно бесплатное оформление документов здесь обойдется в 2 000 рублей. Новая могила на открытом кладбище (вероятно, подразумевается копка и захоронение, тоже в перечне гарантированно бесплатных услуг) — 10 тысяч рублей летом и 11 тысяч рублей зимой.

Да, пожалуй «базовый» план захоронения стоимостью в 12 250 рублей обойдется не сильно дороже «социальных похорон». Однако «основной» план (с элитным гробом и катафалком Mercedes) резко прыгает к ценовому диапазону 45 500 рублей — и это без стоимости услуг кладбища.

Рынок ритуальных услуг Челнов: как устроен «бизнес на трупах» и куда он движется

При таких ценах кратно возрастает и объем рынка. Если средние похороны обходятся в 55 тысяч рублей, то речь может идти уже о 377 млн рублей. А учитывая, что смерть родных порой отмечают весьма пышно, то венков и прочей атрибутики может быть продано еще на пару десятков тысяч. Мониторинг отзывов горожан в социальных сетях показывает, что ценовой диапазон на похороны составляет от 30 до 80 тысяч рублей.

Рынок ритуальных услуг Челнов: как устроен «бизнес на трупах» и куда он движется

До 70% дохода «ритуальщиков» может приходиться на наличные и вообще нигде не учитывается, считает Александр, собеседник KazanFirst, близкий к силовым ведомствам Челнов. По его словам, сейчас похоронные агентства стали работать более «культурно». Если раньше срабатывали полупреступные схемы вроде «забрал документы — выставил огромный счет», то сейчас стараются «втюхать» дополнительные товары и услуги с большой наценкой.

— Каждый «ритуальщик» по-своему монополист. Ну не будет человек бегать от одного к другому, сравнивая цены и качество услуг. Гроб ты тоже сам не сколотишь, на стороне не купишь. Могилу сам не станешь рыть. Венки тоже в «Магните» не продают. Купишь у них. А там может быть в 5-10 раз дороже покупной цены, — рассуждает источник.

Рынок ритуальных услуг Челнов: как устроен «бизнес на трупах» и куда он движется

Скандалы вокруг кладбища и других ритуальных компаний собеседник объясняет тем, что челнинский рынок привлек игроков из других частей Татарстана. По его словам, освоившие Елабугу и сельские районы «частники» предпринимают активные попытки «влиться» и в «похоронку» Челнов. Возможно, что эта сфера стала интересна кому-то из «казанских», что подтверждает и пристальное внимание татарстанского УФАС к спорам вокруг похоронного бизнеса в автограде.

— На мой взгляд, руководство города в 2015 году, когда директором [городского кладбища] стал Ришат Шайхуллов, решило хотя бы вокруг кладбища порядок навести. С одной стороны, раз не запрещено, то можно. С другой, когда любой частник может копать, то о каком порядке разговор. Конечно, это не всем понравилось. Два десятка могил выроешь за месяц — это уже 200 тысяч наличными.

На вопрос, не связан ли такой интерес «ритуальщиков» к наличным деньгам с криминальной активностью, собеседник улыбается с видом, дескать, «вы и сами все понимаете». И коротко добавляет, что большие объемы «бумаги» всегда сопровождаются интересом со стороны тех, кто занимается «отмыванием» не совсем честно нажитых средств.

Земля дорожает, надолго ее не хватит

Еще один ресурс, без которого работа похоронных агентств невозможна, — земля. Если от огромного количества машин в мегаполисах избавляются посредством строительства многоуровневых парковок, то с кладбищами подобный подход невозможен. Тем не менее рост городского населения делает землю все дороже и дороже. Смертность же если и снижается, то не такими быстрыми темпами, что делает поиски участков под захоронения все большей головной болью.

В Челнах с 2021 года хоронить начали на новом участке в 76 га неподалеку от переполненного «Молодежного» кладбища. Казалось бы, площадь весьма солидная. Однако более детальный анализ приводит к выводу, что новая территория понадобится уже в перспективе 15-20 лет.

Рынок ритуальных услуг Челнов: как устроен «бизнес на трупах» и куда он движется

Собственно, согласно постановлению исполкома Челнов размер места одиночного захоронения составляет всего 2 кв. метра. Даже если представить, что смертность в городе сохранит темпы 2021 года, то это всего 13 600 «квадратов» в год. При таком раскладе 760 000 кв. метров хватит на  55-56 лет. Однако по тому же постановлению к могиле должен быть свободный проход — минимум полметра хотя бы с одной из четырех сторон. На этой же территории должны располагаться бытовые, административные здания. Само кладбище должно делиться на кварталы, которые разделены местными проездами с твердым покрытием шириной не менее 3 метров, а секторы внутри кварталов разделяются аллеями шириной не менее 1,2 метра. Да и в целом площадь зоны захоронений должна составлять не менее 65% общей площади кладбища.

И хотя большое значение в данном контексте будет иметь колебание показателя смертности, вопрос нехватки мест на кладбищах Челнов может сказаться на напряженности на рынке ритуальных услуг или привести к появлению еще одной «теневой» услуги вроде продажи определенного «бесплатного» места за «вознаграждение».

Навести порядок (не)реально?

В правительстве России уже взялись за проблему рынка ритуальных услуг, хотя пока и не совсем понятно, к каким результатам подобная активность приведет. В распоряжении об утверждении Национального плана развития конкуренции на 2021-2025 годы, опубликованного в сентябре прошлого года, говорится о планах организовать оказание похоронных услуг в режиме одного окна.

Инициативу должны реализовать к сентябрю 2023 года. К этому сроку на государственных порталах регионов и муниципалитетов должны появиться реестры кладбищ и мест захоронений. Предполагается, что будет создан реестр «ответственных» ритуальных компаний, для которых будет обязательна регистрация ИП или юридического лица, а также наличие необходимого оборудования и транспорта. Также будет проведена инвентаризация мест захоронения, а за незаконное получение персональных данных или их распространение предполагаются санкции.

Как в итоге будет развиваться рынок ритуальных услуг в Челнах, а тем более в России — сказать трудно. С одной стороны, инициатива властей при грамотной реализации и правда может привести к созданию рынка с четкой структурой, ценами и ответственностью. С другой — создать только больший хаос, позволив нечистым на руку предпринимателям использовать административный ресурс в своих целях.

Рынок ритуальных услуг Челнов: как устроен «бизнес на трупах» и куда он движется

Набирают популярность и некоторым образом инновационные услуги. Например, некоторые сервисы предлагают при жизни спланировать свои похороны и назначить душеприказчика, чтобы избавить родных от ненужных хлопот. Возможно, что сферой «похоронки» заинтересуется крупный бизнес и вскоре «порядок» в этом деле наведут некие «Яндекс.Похороны». К слову, о подобных решениях поговаривают уже с 2017 года.

Стоит ли ожидать глобальных изменений на рынке «ритуалки» в Челнах в ближайший год? Скорее нет, чем да. Волевых решений со стороны властей города ждать не стоит — ресурсы скорее пустят на улучшение качества жизни тех избирателей, которые еще могут голосовать. А масштабные решения на уровне республики или страны лежат в правовой плоскости, что за редким исключением дело не быстрое.


Над материалом работали:

Текст — Даниил Ляпунов

Продюсер — Ирина Егорова

Инфографика — Александр Павлов


Читайте также: Кто больше: как растут доходы чиновников Татарстана


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *