Отечественный автопром поддержат льготными кредитами, но с покупкой новой машины стоит повременить

Меры правительства позволят сохранить производство и персонал
Меры правительства позволят сохранить производство и персонал, но год все равно
не самый удачный для приобретения автомобиля, считают эксперты. А в случае
острой необходимости советуют обратить внимание на отечественные модели.

С июля 2022 года в России планируют возобновить программы льготного автокредитования и лизинга. Об этом на Международной промышленной выставке «Иннопром-2022» рассказал глава министерства промышленности и торговли страны Денис Мантуров.

— После совещания у президента было принято решение о поддержке спроса в автопроме в объеме почти 21 млрд рублей. С этого месяца эти средства уже начнут использоваться нашими банками, лизинговыми компаниями, которые будут участвовать в программах по автокредитованию и льготному лизингу. Мы продолжим программу по поддержке транспорта на газомоторном топливе. И, конечно, автомобили на электрической тяге тоже будут субсидироваться, — пояснил министр.

Отечественный автопром поддержат льготными кредитами, но с покупкой новой машины стоит повременить

По словам Мантурова, в конце июня прошло совещание с президентом России Владимиром Путиным. Итогом встречи стало решение о выделении 20,7 млрд рублей на поддержку спроса на автомобили. Из них порядка 10,2 млрд рублей направлено на возобновление автокредитования, еще 4,9 млрд рублей — на льготны лизинг.

Что за льготные автокредиты

Речь идет о таких программах, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Первая предполагает получение скидки в 10% от стоимости автомобиля (25% для жителей Дальнего Востока). Но при соблюдении нескольких условий. Машина должна быть первой в жизни, максимальный срок кредита не превышать семи лет. Кроме того, авто должно быть без пробега, собрано на территории России и стоить не более 1,5 млн рублей. Для второй программы действуют те же скидки и требования к автомобилю. А вот участниками могут стать только семьи, в которых есть один или более детей не старше 18 лет.

Среди программ льготного лизинга упоминаются «Доступная аренда» (оперлизинг), «Российский тягач» (лизинг магистральных седельных тягачей), «Российский фермер» (поддержка сельхозпроизводителей) и «Свое дело» (поддержка МСП).

Отечественный автопром поддержат льготными кредитами, но с покупкой новой машины стоит повременить

В требованиях программ четко оговорено, что льготный кредит можно взять только на машину, собранную на территории России. Но это совершенно не означает, что выбор ограничивается «Ладами» да «Нивами». В списках фигурируют Datsun, Nissan, Ford, Hyundai, Kia, Renault, Volkswagen, Peugeot и Skoda, SsangYong, Geely и Citroen.

Однако, еще до повышения цен и ухода некоторых автомобильных концернов из России не все модели и не во всех комплектациях попадали под «потолок» стоимости. Сейчас же даже минимальная комплектация достаточно популярной Kia Rio продается в среднем за 1,43 млн рублей — а ведь автосалоны не слишком любят реализовывать «голые» авто безо всяких дополнительных «прибамбасов».

Ситуация на рынке: дефицит машин, падение продаж, безумные цены и интересная «вторичка»

Для авторынка 2022 год оказался уже чуть ли не более серьезным испытанием, чем пандемия. Тогда жесткие требования по поводу посещения общественных мест и транспорта скорее подстегивали интерес к приобретению личного авто. В достаточно депрессивном 2020-м было продано 1,76 млн новых машин. Сейчас за период с января по май — около 320 тысяч. По словам экспертов, суммарное снижение продаж оценивается в 50-70%. И будет считаться удачей, если продажи к концу года пробьют отметку в 600-700 тысяч.

Причин такому положению дел несколько и часть из них не решить господдержкой внутри страны, считает ведущий менеджер одного из автосалонов Челнов Марат Гильмутдинов. В апреле 2022 года практически все крупнейшие мировые автоконцерны начали испытывать трудности, работать с перебоями. Часть из них приостанавливала деятельность предприятий и даже закрывала заводы. Кроме того, произошло подорожание металлов, а экспорт неона из России был ограничен, что только усугубило дефицит, который и так наблюдался в сфере производства электронных чипов.

— Не могу сказать, что уже сейчас наблюдается дефицит новых авто, они стоят. Но по цене мало кого устраивают. Та же «Лада Гранта». Сейчас официалы показывают 650 тысяч цену на сайте. Но дешевле 850 тысяч ее не купить. В среднем рост цен до 50-60% доходит на некоторые модели, — отмечает Гильмутдинов.

Отечественный автопром поддержат льготными кредитами, но с покупкой новой машины стоит повременить

Такая ситуация, считает эксперт, сохранится до окончания дефицита, отладки логистических цепочек. Открытый параллельный импорт, который позволяет «гнать» из-за рубежа и реализовывать авто без согласования с правообладателями, тоже проблему не решит. Во-первых, остается тот же вопрос цены. Во-вторых, далеко не все готовы приобретать такой товар, как машины, без возможности получить гарантийное обслуживание. Ведь ремонт иномарки тоже встанет в копеечку.

— Мое мнение, хоть и не популярное в среде продавцов авто, что в ближайший год точно не лучший момент обновляться, — усмехается собеседник KazanFirst. — Если все-таки есть такая необходимость, то самые массовые модели, желательно российского автопрома. Стереотип есть, что «Лада» — проблемная машина. Но в нынешних условиях плюсов больше. Легко продать на «вторичке», цена стабильная более или менее, в случае чего не придется детали доставать месяцами.

К слову, именно на «вторичку» Гильмутдинов предлагает обратить внимание в случае, если есть острое желание приобрести автомобиль. Цены тут практически вернулись к уровню до «бомбардировки санкциями». И, судя по обстановке, если не произойдет ничего невероятного, несколько месяцев рынок поддержанных автомобилей будет стабильным и довольно оживленным.

— В целом большинство автосалонов продолжают работать, зарплаты получают полные. Смещают фокус на «сервиску», «крутят» авто с пробегом, то есть продают не в том состоянии, что машина пришла, а стараются предпродажку провести качественную. Цены скачут, в этом есть сложность, — делится менеджер. — Кто-то, конечно, уходит. Не готов работать в таких условиях, когда продаж и, соответственно, заработка, мало. Клиенты стали требовательнее. Уже не ленятся и не стесняются про программы расспрашивать, идти в другой салон сверять цены.

Господдержка, возможно, прибавит покупателей, резюмирует собеседник. Но не в условиях, когда реальные доходы россиян будут слишком стремительно снижаться. А это зависит от многих факторов и сложно поддается прогнозам «с дивана».

Не помощь потребителю, а «набивание карманов дилеров и производителей»

Не все восприняли анонсированную государственную поддержку как что-то полезное. В комментариях под новостью о возобновлении программ горожане замечали, что цель этих мер — не помощь потребителю, а «набивание карманов дилеров и производителей». Дескать, скидка в 10% — это, конечно, хорошо. Но подразумевает, что автомобиль придется застраховать по КАСКО, что не дешево. А также платить проценты по кредиту и, скорее всего, покупать дополнительные страховые продукты.

— Вся эта чушь направлена не на помощь потребителю, а на набивание карманов производителей и дилеров. Сработает так же, как и «льготная ипотека». Вместо того что бы контролировать цены, наценки и сверхприбыли, создают видимость «льгот» — по факту только еще сильнее засаживают население в долги, — заявляет пользователь с ником Александр Михайлович.

Другие комментаторы предлагали заменить подобные меры рассрочкой и удивлялись стоимости отечественных автомобилей. Некоторые, впрочем, тут же шутливо отмечали, что будут «брать «Бентли» и Aurus две штуки».

Отечественный автопром поддержат льготными кредитами, но с покупкой новой машины стоит повременить

Меры, озвученные главой Минпромторга России, направлены на поддержку всех категорий покупателей — это видно по тому, что предлагаются разные продукты, отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

— Выпуск и продажа разных моделей автомобилей положительно скажутся на сохранении компетенций автопроизводителей, кроме того, более широкое предложение повлияют на сбыт продукции, позволят установить более привлекательные цены за счет больших объемов комплектующих, — отмечает эксперт.

Баранов считает, что значительного увеличения объемов производства автомобилей только за счет этих программа ждать не стоит. Хоть и не исключает возможности роста на 10-20%.

— На общем росте производства автопроизводителей это не скажется, так как из-за сложной экономической ситуации и снижения спроса уменьшилось число обычных покупателей автомобилей. То есть автопроизводителям не придется значительно увеличивать объемы выпуска для покупателей по льготным кредитам, они смогут удовлетворить спрос за счет имеющихся у них производственных мощностей, — продолжает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».

Вряд ли удовлетворение спроса покупателей по программам льготного кредитования значительно скажется на общем объеме выпуска автомобилей производителями в этом году, подчеркивает собеседник KazanFirst. Но это может поддержать их, сохранить производство и персонал, и дать базу для оперативного увеличения выпуска, когда спрос начнет расти.


Читайте также: «Рынок продолжает пребывать в состоянии режима выживания»: в Татарстане упал спрос на автомобили


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *