Энергосистему Татарстана может спасти возрождение проекта АЭС, но готовы ли люди?

Россия обладает всеми необходимыми технологиями для использования мирного атома
Россия обладает всеми необходимыми технологиями для использования мирного атома,
а республика, возобновив похороненный в 90-х проект, способна получить мощный
импульс к развитию и избавиться от застарелых проблем в этой сфере.

Татарстан – один из наиболее интенсивно развивающихся регионов России, находящийся в числе лидеров по многим направлениям. Но в то же время энергосистема республики не просто не поспевает за ее амбициями. Напротив, главный энергетический актив Татарстана, Заинская ГРЭС, без модернизации (которая теперь стоит под большим вопросом) может загнуться уже через несколько лет.

На этом фоне в республике вновь заговорили о перспективном проекте, который «убрали в стол» еще в 90-х – Татарской АЭС, строительство которой так и не закончили в Нижнекамском районе. Между тем, создание такой электростанции сейчас было бы как нельзя кстати – это как минимум новые рабочие места, технологический скачок, привлечение новых инвестиций в регион, дешевая и экологичная энергия, повышение конкурентоспособности местной промышленной продукции. К тому же, это как нельзя лучше подходит, скажем так, характеру руководства Татарстана, которое любит «поиграть мускулами» в экономическом и технологическом плане, показав себя в выгодном свете не только федеральному центру, но и зарубежным партнерам.

Нельзя не признать, что в свое время проект ТатАЭС был обречен – катастрофа в Чернобыле не оставила никаких шансов амбициозной идеи. Строительство объекта начали в 1980-х годах, а в 1986 году известная авария потрясла весь мир, так что остановка строительства электростанции в Татарстане, по сути своей, была вопросом времени, поскольку общественность выступала сильно против этого.

Энергосистему Татарстана может спасти возрождение проекта АЭС, но готовы ли люди?

Сейчас можно смело говорить о том, что технологии, как и требования по безопасности улучшились на порядки, а опыт Чернобыля и в последующем Фукусимы поднял безопасность мирного атома на новый уровень. И компетенция Росатома тоже не подлежит сомнениям. К тому же, в этом направлении не стоит вопрос импортозамещения или зависимости от импортных поставок, поскольку наша страна обладает полным циклом технологий для разработки, строительства, эксплуатации и обслуживания АЭС.

Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов полагает, что проблема Заинской ГРЭС в любом случае требует решения – это одна из крупнейших станций в европейской части страны, важная составляющая баланса на энергетическом рынке.

– Предприятие это градообразующее, огромное. В случае закрытия предприятия проблемы там будут гораздо серьезнее, чем кризис, связанный с закрытием совсем небольшой Уруссинской ГРЭС, – отметил собеседник.

Касательно АЭС эксперт обращает внимание на то, что общественное мнение этому поводу не поменялось – Фукусима и Чернобыль остаются для населения живыми предостережениями, несмотря на прошедшие годы.

Энергосистему Татарстана может спасти возрождение проекта АЭС, но готовы ли люди?

– И рациональные аргументы здесь не работают – людей не интересуют потенциальные рабочие места, налоговые отчисления в региональный бюджет и обеспеченность электроэнергией. По крайней мере, сейчас, когда по этим параметрам Татарстан не испытывает сложностей, – полагает собеседник. – Любая крупная стройка, связанная с воздействием на окружающую среду, – строительство трассы, МСЗ, крупного предприятия – вызывает локальный протест. Строительство же АЭС, очевидно, приведет к масштабным, региональным выступлениям.

Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев рассказал, что в свое время тоже внес небольшую лепту в остановку строительства ТатАЭС, хоть и сомневается в том, что это повлияло на лиц, принимающих решения.

– В начале 1989 года я был делегатом конференции комсомольцев Вахитовского района, и на ней мне удалось продвинуть резолюцию об остановке строительства ТатАЭС. Учащиеся школ, студенты очень активно её поддержали, а номенклатура (в частности, присутствовавший на конференции секретарь Вахитовского райкома КПСС Борис Леушин) отнеслись довольно снисходительно, но мешать не стали. Так эту резолюцию и «замылили» бы, забыли – мало ли всякой ерунды принимают, бумага всё стерпит, но на конференции присутствовал Владислав Фронин, ставший незадолго до этого главным редактором «Комсомольской правды», – рассказал профессор. – Конференция избрала его народным депутатом СССР. Мои единомышленники оказались настойчивыми, пробились к Фронину и отдали ему текст резолюции, он же отнесся к нашей инициативе очень позитивно – давайте, очень хорошо, опубликуем – и через несколько дней текст резолюции против ТатАЭС, принятый комсомольцами Вахитовского района, был опубликован.

По нашей просьбе эксперт прокомментировал социальные и политические аспекты строительства АЭС. Он отметил, что замораживание строительства электростанции (а также биохимзавода, который планировалось возвести близ Борового Матюшино) – не «вина» и не «заслуга» антиядерного и экологического движений.

Энергосистему Татарстана может спасти возрождение проекта АЭС, но готовы ли люди?

– Да, эти движения были, и были достаточно заметны в 1987-1989 годах: Юрий Котов, эколог из Казанского университета, благодаря поддержке этих движений был в 1989 году избран депутатом Съезда народных депутатов СССР. Но судьбу ТатАЭС решили всё-таки не протесты общественности, а тем, что к 1990 году у СССР банально стали заканчиваться деньги в бюджете. И строительство прекратилось, – напомнил Сергеев.

Эксперт полагает, что сейчас строительство может быть возобновлено если на это будет соответствующее финансирование. Однако, по его мнению, даже в прошедшие годы, когда бюджет переполняли нефтерубли, строительство не возобновилось. Сомнительно, что сейчас, в существенно изменившейся экономической ситуации, когда речь начинает заходить о секвестре некоторых бюджетных расходов, оно начнётся.

Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ Андрей Большаков указал на то, что проект Татарстанской АЭС периодически будоражит публичное пространство. Последний раз об этом говорил заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в бытность свою премьер-министром. Тогда ситуация по факту не изменилась, но сегодняшнее положение поменяло многое.

– «Украинский кризис» нанёс сильный удар по экономике западных стран. ЕС не выполнил ни одного своего громкого заявления, что способен «освободиться от энергетической зависимости от России». Более того, модель «зелёной экономики», появления новых энергетических источников отошла сегодня на второй план из-за страха европейцев перед холодом в следующую зиму. В этих условиях идут упорные разговоры о возврате к добыче угля, расконсервации АЭС на территории ряда европейских стран, – сказал Большаков.

Энергосистему Татарстана может спасти возрождение проекта АЭС, но готовы ли люди?

По мнению эксперта, вероятнее всего, Россия была включена в модель «зеленой экономики» из-за своей сильной вовлечённости в ведущие экономики Европы в качестве поставщика энергоресурсов. Хотя самой России, а также Казахстану и Туркмении это невыгодно – это «карбонатные экономики».

– В нынешней ситуации возможны любые подвижки. Думаю, что в кооперации с федеральными властями проект Татарстанской АЭС может осуществиться. Риски экологических протестов населения, конечно, есть, но в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса, невозможности быстрого разрешения «украинского кризиса», поддержка отечественной экономики, создание новых рабочих мест, необходимости увеличения инвестиций, технологического прорыва подобный проект возможен. Современные технологии экологичной энергии помогут снять часть страхов общественного мнения по «повторению» Чернобыля и Фукусимы. Для Татарстана это бы означало и принципиальный рывок в экономической сфере, поскольку подъем промышленности невозможен без новых проектов получения энергии, – уверен собеседник.

Политолог Руслан Айсин называет нынешнюю ситуацию неоднозначной. С одной стороны АЭС – это мощный комплекс технологий, рабочих мест, и, разумеется, дешевой энергии, а это конкурентное преимущество для товаров, производящихся в Татарстане.

– С учетом кризиса и санкций это, конечно, серьезный момент, – признает Айсин. – С другой стороны, готова ли общественность к мирному атому – большой вопрос. Хотя известно, что Росатом – возможно, самая успешная в этой сфере в мире. Разве что французы могут конкурировать, американцы, может быть, японцы. Так что здесь есть опыт, необходимые технологии, компетенции и знания.

Энергосистему Татарстана может спасти возрождение проекта АЭС, но готовы ли люди?

Он напомнил, что в середине-конце 1980-х годов, после аварии на Чернобыльской АЭС общественность в Татарстане и в соседних регионах выступила с протестом, и это стало драйвером и катализатором многих общественно-политических процессов.

– Из этого широкого экологического движения вышли представители татарского национального движения. Я помню, был даже пеший марш из Челнов в Казань с требованием прекратить строительство АЭС. Но проблему это не сняло, а отодвинуло, потому что выкачивание той же нефти в Татарстане имеет ограниченные возможности, она становится дорогостоящей. Требуются вложения – финансовые, технологические. А этих технологий, специальных бурильных установок у нас нет, и мы сталкиваемся с большими трудностями в их приобретении и эксплуатации опять-таки из-за санкций, – рассуждает Айсин.

Он полагает, что мирный атом может стать решением многих проблем, но одна из основных загвоздок – все та же общественность, которая вряд ли к этому готова.

– Я искренне считаю, что в глобальном масштабе мирный атом лучше, чем выкачивание нефти и газа. Да, случаются катастрофы в виде Чернобыля, Фукусимы, но это все является следствием обстоятельств непреодолимой силы, и не все человек может предусмотреть и предугадать. В этом смысле мы отдаемся во власть большой судьбы. Поэтому здесь надо смотреть и понимать, какие есть опасности и узкие места, изучать их и подключать общественность к широкому обсуждению, – убежден эксперт. – Я боюсь, что даже если будет принято решение, то оно будет просто продавлено и навязано обществу, а это создаст дополнительный пункт противодействия, еще одну точку нагрева и противостояния.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *