«Инициатива Минцифры лишит бизнес стимула развивать проекты в области искусственного интеллекта»

В России собираются обязать предпринимателей делиться персональными данными своих пользователей. Однако эксперты не в восторге от этого предложения.
В России собираются обязать предпринимателей делиться персональными данными
своих пользователей. Однако эксперты не в восторге от этого предложения.

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России разработало новый вариант законопроекта, который регулирует оборот персональных данных граждан. Исходный был уже принят в первом чтении в марте 2021 года. Как из него следовало, обезличивание данных могло происходить только с согласия человека, а объекты бизнеса затем могли их свободно использовать.

Теперь же все иначе. Бизнес будет передавать информацию граждан властям по запросу, а данные будет обезличивать уже уполномоченный орган – ГИС. При этом согласие человека даже не потребуется. В документе также отмечено, что состав данных и цели их использования определит правительство, а бесплатный доступ к обезличенной информации будет у госорганов и российских разработчиков. Но у них не получится извлечь исходные данные.

KazanFirst решил разобраться, что все это значит и не отпугнет ли это бизнес.

Леонид Делицын, аналитик финансовой группы «Финам», предположил, что законопроект коснется бизнеса, который регулярно собирает данные о потребителях, причем немаленькие. Например, сотовые операторы, соцсети, банки, ритейл. Государство даст специальный адрес, куда можно будет закачать информацию.

— Вряд ли государство захочет принимать диски и ленты с данными и складывать их на полку архива, — отметил эксперт.

«Законопроект лишит бизнес стимула развивать проекты в области искусственного интеллекта»

Также он заметил, что бизнес, возможно, изменит процесс сбора данных.

— Бизнес будет собирать данные таким образом, чтобы с ними не жалко было расстаться и чтобы сторонним пользователям сложно было извлечь из этих данных информацию, — спрогнозировал Делицын.

В Ассоциации больших данных считают, что такая инициатива не соответствует целям плана национального проекта «Цифровая экономика» и не будет способствовать развитию рынка данных в России.

— Инициатива в предложенной редакции лишит бизнес стимула развивать проекты в области аналитики данных и искусственного интеллекта, так как направлена фактически на монополизацию рынка данных, — акцентировали в пресс-службе Ассоциации.

Кроме того, по мнению организации, отсутствие обезличивания сразу может привести к определенным опасностям.

— Передача и хранение такого массива персональных данных в одном месте создает высокие риски информационной безопасности, которые можно снять только через обезличивание на стороне оператора до передачи куда-либо, — отметила пресс-служба. – Инициатива требует огромных управленческих и технических ресурсов, которые есть в наличии только в случае реализации распределенной модели, использования института аккредитованных дата-посредников.

То есть фактически, если что-то пойдет не так при передаче, может случиться огромная утечка данных людей. И не факт, что в этом не будут обвинять объект бизнеса. Штраф за такой проступок составляет от 60 до 100 тысяч рублей, а при повторном нарушении – до 500 тысяч рублей.

«Законопроект лишит бизнес стимула развивать проекты в области искусственного интеллекта»

Тем более, на этом фоне странно выглядит предложение Минцифры смягчить наказание за утечку данных. На совещании обсудили возможность снижения штрафов или их отсутствие за первый инцидент. Была предложена трехступенчатая система наказаний. Если данные были скомпрометированы в первый раз – компания должна получить предупреждение, при втором случае – заплатить большой штраф, а в третий раз – оборотный штраф. Как отметили в ведомстве, такое решение приняли из-за негативного влияния крупных штрафов на развитие бизнеса в сложных экономических условиях. Представители бизнеса под руководством копаний «Ростелеком» и VK в течение двух недель подготовят предложения по поправкам к документу.


Читайте также: «Водители просто выкидывают коробки на землю, отсюда основная часть битого товара»: почему маркетплейсы разочаровывают клиентов?


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *