Казанский след в истории Петра I: в столице прошла конференция к 350-летию со дня рождения императора

Ведущие ученые-историки обсудили значение Петра Великого для Татарстана.
Ведущие ученые-историки обсудили значение Петра Великого для Татарстана.

В Казань приехал Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» (ЕСПО). Главная задача фонда — сохранение памяти о царской семье Романовых и ее приумножение. Они уже провели в Казани благотворительную акцию «Белый цветок», а в Национальном музее Татарстана открыли передвижную стендовую выставку «Чувствую себя матерью этой страны. Христианский подвиг святой императрицы Александры Феодоровны», приуроченную к 150-летию со дня рождения последней российской императрицы и к 350-летию со дня рождения Петра Великого. Выставка была сделана в рамках ассамблеи Петровских музеев — объединение музеев, которые хранят наследие Петра. Единственный музей из Татарстана, который входит в ассамблею, — Национальный музей РТ. 

Дополнила выставку традиционная научно-практическая конференция, темой которой стал непосредственно Петр Великий. В прошлом году форум обсуждал 300-летие со дня создания Российской империи. 

— Мы второй год обсуждаем петровскую тему на научных площадках Казани. Наши конференции прошлого года уже дали свой обильный урожай. Мы выпустили сборник из 49 докладов. Опыт был удачным, были подняты важные темы, на многие вопросы даны ответы. 1721 год — удивительное время, когда государю Петру I был вручен титул императора. На карте возникла новая империя, а у России появились выходы к двум морям. Поэтому мы его чествуем, — пояснила глава ЕСПО Анна Громова. 

Казанский след в истории Петра I: в столице прошла конференция к 350-летию со дня рождения императора

Она напомнила, что сессия в Казани является третьей сессией конференции, посвященной провозглашению России империей. Первая сессия прошла в Калининграде, вторая – в Перми. 

— В Калининграде мы обсуждали вопросы петровского выхода на Балтику и его же великого посольства в Европу. Затем в Перми мы говорили об Уральской горной  цивилизации и о становлении промышленности в эпоху Петра. Это очень удивительно. Выступили специалисты из Уральского федерального университета, которые разложили всю петровскую линию становления промышленности. Сегодня в Казани мы будем говорить на не менее интересную тему — «Морским судам быть», — рассказала Громова. 

Глава фонда добавила, что в рамках конференции представлен широкий спектр докладов, которые касаются становления и развития военно-морского флота, строительства адмиралтейств и верфей, подготовки и реализации петровских реформ, отражения исторического наследия Петра Великого в научных трудах и музейных экспозициях. 

«О Петре Великом есть разные точки зрения в науке, обществе»

Попытаемся разобраться, при чем тут Петр Великий и Казань. Как констатировал директор Института истории имени Марджани Радик Салихов, Петр I – личность неоднозначная и сложная. 

— О Петре Великом есть разные точки зрения в науке, обществе. Это фигура, которая вызывает горячие споры среди общественности, но важно всегда помнить, что именно по воле Великого Петра многонациональный народ нашей страны едиными усилиями создал единую империю, которая на протяжении столетий оказывала воздействие на ключевые общественные, политические, экономические процессы, происходившие на евразийском континенте. И не только на евразийском континенте, во всем мире. И очень важно, что народы, проживающие на нашей территории – русские, татары, чуваши, марийцы, удмурты, – все вместе волей этого монарха трудились, создавая современную промышленность, создавая современную армию, флот – все то, чем мы гордимся сегодня и чьи традиции продолжаем, — рассказал о значимости первого императора Салихов. 

Казанский след в истории Петра I: в столице прошла конференция к 350-летию со дня рождения императора

Стоит сказать, что Петр I был неравнодушен к культурному запросу татар. При нем начинается татарское книгопечатание. Именно Петр издал указ о сохранении исторических памятников Булгара. Кроме того, император стал первым из представителей рода Романовых, кто посетил Казань. 

— Он видел ту силу и тот потенциал нашего татарского народа. Он очень заботился о Казанском крае: сохранение дубрав, леса. Я думаю, что без реформ Петра Казань не стала бы одним из ведущих индустриальных регионов страны. И мы продолжаем опираться на то наследие, которое заложил Петр Великий, — заключил директор музея. 

Вместе с тем император оказывал поддержку православному населению Казани. Именно при нем прошли церковные реформы, которые так же считаются неоднозначными. Однако, по словам митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла, для Казани Петр Великий оставил «исключительно замечательный памятник — храм Петра и Павла», который построил купец Микляев в благодарность императору за проведение своего 50-летия в доме купца. 

Казанский след в истории Петра I: в столице прошла конференция к 350-летию со дня рождения императора

— Петр оставил огромный след. Можно сказать, что он создал новую российскую цивилизацию. На этом базисе мы сейчас живем. Нам необходимо приумножать его наследие, — сказал владыка. 

«Морским судам быть…»

Петровское морское наследие появилось одновременно с созданием регулярного военного флота, отсчетом которого принято считать решение Боярской думы  «Морским судам быть…». С этого момента в Российской империи начинается активное строительство судов, а в дальнейшем — борьба за выходы к морю. 

Казань стала одним из немногих городов, где начали строить морские суда. Для нужд судостроения в 1719 году в столице республики был основан пумповый завод. Первоначально это кожевенное предприятие располагалось в Суконной слободе. Здесь изготовлялись пумповые кожи для корабельных помп (насосов), а также подошвенная кожа для армии.

— Выбор Казани базой для судостроения обуславливался обширными пространствами корабельных лесов, а именно дубом, сосной, вязом и другими древесными породами, а также выгодным стратегическим положением города, — объяснил заведующий отделом новой истории Института истории им. Марджани Академии наук РТ Айдар Ногманов

Казанский след в истории Петра I: в столице прошла конференция к 350-летию со дня рождения императора

Именно здесь изготавливали суда для Каспийского похода. Строили большие морские суда — гекботы, а также сопровождавшие их суда. Каждое морское парусное судно имело определенное количество шлюпок (лодок), необходимых для связи с берегом, завоза якорей, спасения людей в случае гибели судна и т.д. Например, дополнительно к каждому гекботу строились три малых судна: бот, малый бот и дельял (шлюпка). В Казани ежегодно делали по пять гекботов, к ним по пять шхерботов без палуб длиной по 50 футов и по пять малых шхерботов, по пять дельялов. На каждом гекботе, за исключением офицеров, было по 30 человек. 

— Казанское кораблестроение по количеству и размерам уступало только Азовскому, — подчеркнул Ногманов. 

Трудились над постройкой кораблей до 3136 мастеровых людей и работников, в том числе девять плотничьих десятников, 1828 плотников, 279 кузнецов, 46 столяров, два токаря, два буравных мастера, 10 пильщиков, 26 конопатчиков, девять маляров, 925 работников.

Казанский след в истории Петра I: в столице прошла конференция к 350-летию со дня рождения императора

Однако строительство судов в Казани приостановилось. Часть мастеров и подмастерьев привели на Волынскую ветвь. Остановили успешное казанское строительство Северная война и строительство Санкт-Петербурга. Оставшиеся суда пошли на усиление Балтийского флота. 

— Петр Великий сделал нас соучастниками своих великих реформ. Мы, безусловно, гордимся этим. Пример тому, как мы говорили, Казанское адмиралтейство – героическое несение Лашманской (корабельной) службы, доля которой выпала в основном на плечи татар. Благодаря этому героизму и строился российский флот, — подытожил Радик Салихов. 


Читайте также: «Явление Казанской Божией Матери — это наша татарстанская Пасха»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *