Татарстанские министерства ищут болевые точки общества с помощью соцсетей

Все ведомства республики освоили социальные сети уже много лет назад
Все ведомства республики освоили социальные сети уже много лет назад, так что не
потребовалось никаких дополнительных телодвижений после принятия закона об
обязательной работе там. Но после запрета, пожалуй, самых популярных из них были
вынуждены перестраивать свои контакты с аудиторией.

Президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий органы власти создать официальные страницы в соцсетях. Адреса аккаунтов опубликуют на официальных сайтах ведомств. В соцсетях чиновники будут размещать новости, тексты и видеозаписи выступлений руководства ведомств, итоги опросов общественного мнения, материалы по темам, которые выносят на общественное обсуждение, результаты таких обсуждений.

Министерства должны быть полезны людям

Татарстанские министерства и ведомства, по большому счету, не обратили на это никакого внимания. Все дело в том, что практически все значимые органы власти и без того давно вели работу в этом направлении. Более того, для повышения эффективности в этом направлении республиканские министерства широко применяют систему «Инцидент Менеджмент».

– У нас в республике все ведомства ведут свои социальные сети. Мы встречаемся на еженедельных совещаниях в «Татмедиа» и проговариваем различные ситуации, как себя вести. Также мы работаем в системе «Инцидент Менеджмент», которая автоматически мониторит комментарии от пользователей и перенаправляет в то или иное ведомство, – поделился сотрудник пресс-службы министерства культуры РТ Даниил Плаксин. – Даже если, скажем, в группе «Республика Татарстан» (которую Минкульт не ведет) появится вопрос, как приобрести билет по «Пушкинской карте», то система автоматически передает запрос в министерство и мы его отрабатываем.

Сам Минкульт из всех соцсетей раньше активнее всего вел «Инстаграм»* (компания Meta* признана в России экстремистской и запрещена. – Ред.), но после его запрета соцсеть покинули все госучреждения. Об этом заявили все пресс-секретари министерств, с которыми мы связывались.

Татарстанские министерства проигнорировали указ Путина завести аккаунты в соцсетях

– Мы перешли в «Телеграм», сделали упор на «ВКонтакте» и сейчас понемногу будем подтягивать «Одноклассники», – сказал Плаксин. – В принципе новый закон нам никаких изменений не принес, никаких отдельных поручений или регламентов мы не получали, а просто продолжаем делать ту работу, которую и раньше вели.

– Минстрой РТ свои страницы в социальных сетях ведет уже давно – странице «ВКонтакте» уже более восьми лет, – рассказала пресс-секретарь министерства Розалия Зайнуллина. – С появлением новых соцсетей заводили страницы и в них. Информация периодически обновляется.

Пресс-секретарь министерства экологии и природных ресурсов Татарстана Елена Веселова рассказала, что у ведомства действуют аккаунты в VK, «Телеграме» и «Одноклассниках».

– У каждой соцсети своя аудитория, естественно. В «Телеграме» мы, к примеру, рассказываем об экоуроках, проводим опросы, размещаем короткие анонсирующие посты. А «ВКонтакте» делимся новостями, что у нас прошло, что планируется, работа надзора. Отвечаем на вопросы, которые нам пишут под постами. С «Одноклассниками» все немного сложнее – площадка была слабо раскрученной до последнего времени, но сейчас там появляется больше контента, — поделилась Веселова.

Пресс-секретарь Минздрава РТ Альфия Хасанова так же указала «трех китов»: VK, «Телеграм» и «Одноклассники».

Татарстанские министерства ищут болевые точки общества с помощью соцсетей

– Мы уже давно представлены в соцсетях, страницы наши верифицированы. Стараемся максимально сделать страницы удобными для жителей республики, чтобы они могли читать не только новости, но и получать максимально исчерпывающую информацию о работе больниц и поликлиник. Страницы в соцсетях есть и у всех лечебных учреждений. Мы оперативно решаем обращения жителей, которые пишут нам в личку в VK, – отметила собеседница.

Те же соцсети назвали пресс-секретари Минпромторга Раиля Хасанова и Минсельхоза Гульнур Хабибуллина.

– Как раз сегодня мы обсуждали контентную политику в целом, будем ее активно расширять, – поделилась Хасанова.

Пресс-секретарь бизнес-омбудсмена РТ Александр Андреев рассказал, что повышение эффективности обратной связи от предпринимателей постоянно находится в фокусе внимания.

– Это позволяет оперативно получать информацию о главных болевых точках бизнес-сообщества и на ее основе разрабатывать более эффективные меры поддержки. Для расширения каналов коммуникаций с предпринимателями еще в марте 2020 года мы создали телеграм-канал «Деловорот», на который сейчас подписано более 4 300 предпринимателей, а также канал бизнес-омбудсмена РТ в соцсети «Дзен». Здесь мы ежедневно публикуем массу полезной и эксклюзивной информации для предпринимателей, например, изменения в законодательстве и чек-листы с максимально понятным алгоритмом действий для решения того или иного вопроса. Канал пользуется большой популярностью и за пределами Татарстана — наши блок-схемы и чек-листы скачивают предприниматели из многих регионов России. В Телеграм-канале имеется чат-бот, на который подписчики могут присылать свои вопросы и получать оперативные ответы от юристов Общественной приемной уполномоченного, – рассказал Андреев.

Татарстанские министерства ищут болевые точки общества с помощью соцсетей

Кроме того, сотрудники Общественной приемной уполномоченного регулярно проводят онлайн-встречи и круглые столы – как с представителями отдельных отраслей, так и с бизнес-сообществами конкретных муниципальных районов. Трансляции таких мероприятий, а также консультации сотрудников Общественной приемной Уполномоченного по наиболее часто задаваемым вопросам выкладывают на каналы YouTube и RuTube.

Работа в соцсетях — сильная сторона татарстанских ведомств 

Медиатехнолог, руководитель коммуникационного агентства «К9», соучредитель Ассоциации интернет-технологов России Ярослав Муравьев отметил, что на данный момент сложно однозначно определить какие-то тенденции в работе госструктур в соцсетях.

– Точно есть какая-то растерянность, потому что ожидалось и ожидается, что будут какие-то изменения. Но по факту «Инстаграм»* (компания Meta* признана в России экстремистской и запрещена. – Ред.) как средство коммуникации продолжает активно работать. В «Тик-Ток» нельзя размещать информацию. Но он и не был таким источником. Это всегда был больше развлекательный контент. Если говорить о работе госорганов, то для них, с одной стороны, вход в «Инстаграм»* (компания Meta* признана в России экстремистской и запрещена. – Ред.) закрыт, с другой, там присутствует огромная аудитория, – рассуждает эксперт.

Татарстанские министерства проигнорировали указ Путина завести аккаунты в соцсетях

Муравьев указал, что явно поднимается активность аудитории в «Телеграме» и VK, хотя последняя все еще не выдает каких-то новых инструментов.

– С другой стороны, в VK и так большая аудитория. Особенно если брать некрупные города, как Набережные Челны и меньше, то VK там и так всегда был основным источником информации. Администрации, во всяком случае республиканских городов, активно там присутствуют. Поэтому не думаю, что здесь могут быть какие-то изменения, – делится мнением собеседник. – Другое дело, что VK нужно создавать новые форматы взаимодействия с производителями контента, чтобы аудитория «Инстаграма»* (компания Meta* признана в России экстремистской и запрещена. – Ред.) пришла к ним и им это было интересно. Я думаю, что это все пока в разработке.

Что касается «Одноклассников», Муравьев не склонен разделять скептицизм, который многие (особенно среди молодежи) проявляют в отношении этой соцсети.

– «Одноклассники» точно обладают своей аудиторией. Есть, во-первых, территории, на которых мы работаем и видим, что ОК где-то даже обходят VK. И по своему опыту могу сказать, что там очень хорошо реализуются различные проекты, связанные, например, с национальной татарской идентичностью: все, что связано с музыкой, творчеством, рецептами, культурой. Там это очень хорошо заходящий контент с заметной аудиторией, – рассказал медиатехнолог.

По твердому убеждению собеседника, госорганам однозначно нужно работать в соцсетях.

– Если говорить о Татарстане, то это точно уже можно отнести к сильным сторонам коммуникации ведомств. Основные коммуникации происходят в соцсетях, и если министерства и ведомства не взаимодействуют в этом поле, то, скорее всего, не имеют обратной связи. А обратная связь от жителей и от своей индустрии – это сейчас приоритетная задача для любого госоргана, – уверен Ярослав Муравьев.

Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов отметил, что поле государственных социальных сетей за последние месяцы сильно изменилось. Государство полностью переключилось на VK и «Телеграм».

Татарстанские министерства ищут болевые точки общества с помощью соцсетей

– Результаты этого исхода неоднозначны. «Телеграм», несмотря на быстрый рост, пока не обеспечивает такой же активности и охвата аудитории. Кроме того, аудитория «Телеграма» исторически гораздо более требовательна к качеству текстового контента, смысловому содержанию. VK – перегруженная сервисами, несколько архаичная сеть, которая этим отпугивает большую часть прогрессивной молодой аудитории. «Одноклассники», кажется, в принципе не предназначены для коммуникаций «власть-общество» – такой формат там не заходит и не приживается. Все эти факторы требуют времени на адаптацию, приспособление контент-машины, выработку новых правил и подходов, – убежден эксперт.

Он считает, что в ближайшее время государство будет усиливать прямую коммуникацию с гражданами через собственные площадки, сайты, а также через мессенджеры.

– Мессенджеры будут движущей силой новых коммуникаций в любом случае как самый распространенный, удобный и понятный способ коммуникации. При этом внутри продвинутых мессенджеров, таких как «Телеграм», все больше возможностей по созданию сервисных приложений, программированию чат-ботов, автоматизации работы с обращениями, – отметил Кутилов.

«Номенклатура неспособна работать с пластичным пространством»

Политолог Руслан Айсин считает, что государственные органы власти обязательно должны присутствовать в соцсетях, потому что это и есть прямое взаимодействие с запросами граждан.

Татарстанские министерства проигнорировали указ Путина завести аккаунты в соцсетях

– Поэтому они и называются «социальные», то есть общественные сети. Мы можем констатировать, что большая часть нашей жизни, огромная доля социальной и гражданской инфраструктуры перетекла в эту отрасль. Иной вопрос, что, как и всякая бюрократия, номенклатура неспособна работать с пластичным пространством. Она работает в режиме отчетности и исполнения «для галочки». Здесь именно так – сверху пришло поручение, все принялись его выполнять, но совершенно формальным образом, потому как чиновники не имеют полноценных навыков работы с населением. Я не говорю, что все, но большая их часть, – уверен политолог.

Плюс ко всему, полагает Айсин, они воспринимают эту работу с опаской, потому что непонятно, как реагировать на те или иные настроения людей. Если люди из-за какой-то проблемы начинают заваливать ведомство обращениями, то на них нужно ответить, а это требует не только ресурсов, но и определенной общей линии.

– Особенно это касается коммунальных служб. Понятно, что их закидывают такого рода обращениями и нужна отдельная структура и люди. А эсэмэмщики здесь не подходят, потому что это люди, которые подходят к работе чисто технически. Здесь нужны профессионалы, но готова ли власть на это? Я думаю, что ей будет очень тяжело, потому как можно, конечно, постить красивые фотографии, что что-то открыли или посетили, и остальное, что любят делать начальники, но вряд ли людей это удовлетворит. Здесь нужна реальная смычка, реальное взаимодействие, – считает собеседник.

К тому же непонятно, на каких площадках это взаимодействие должно происходить. «Одноклассниками» пользуются в основном представители старшего поколения, сама сеть непопулярна. Часть соцсетей официально заблокированы и запрещены в России.

Татарстанские министерства проигнорировали указ Путина завести аккаунты в соцсетях

– Еще есть «Телеграм». Но, опять-таки, его охват не столь масштабен, чтобы охватить все слои российского общества, – рассуждает Руслан Айсин. – И остается взаимодействие через сайт, в рубриках «вопрос-ответ». Но здесь тоже не совсем понятно, потому что большая часть сайтов наших ведомств на самом деле полумертвые — там мало что найдешь, они плохо интегрированы с современными запросами, плохо работают, порой вообще не работают. Что уж говорить, если главный информационный ресурс страны, предоставляющий госуслуги, то же приложение Госуслуг постоянно подвисает, у него бывают лаги, ошибки, перегрузы. Я часто с этим сталкивался, и это раздражает.

Эксперт утверждает, что в этом направлении нужно работать, поскольку весь мир активно уходит в цифровизацию, а она серьезнейшим образом освобождает ресурсы.

– Она высвобождает временные ресурсы — те, что требуются для поддержки бюрократических структур, где можно проходить процессы регистрации и т.д. Бюрократия усложняет экономическую и хозяйственную деятельность – там, где меньше бюрократии, экономика движется лучше. Но готова ли власть отказаться от своей опоры в лице физических бюрократов (не технических) – у меня большой вопрос, – говорит Айсин. 

К слову, ранее АНО «Диалог» в третий раз оценила работу федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в интернете. Самые низкие средние оценки были получены по показателям активности аудитории, которые зависят от числа лайков, репостов и комментариев к постам.

По результатам исследования показатели ведомств улучшились по сравнению с прошлым годом: так, в «зеленой» зоне (от 70 до 100 баллов) оказались 15 ФОИВ против пяти в предыдущем рейтинге, а в «оранжевой» (менее 20 баллов) – лишь пять против прежних девяти.

Татарстанские министерства ищут болевые точки общества с помощью соцсетей

В первую тройку федерального рейтинга вошли Ростуризм (85 баллов), Минпросвещения (84) и Росмолодежь (82). Далее идут Федеральная таможенная служба (80), Минприроды (79), Минтруд (77), Минпромторг и Минобрнауки (по 74), Минсельхоз, Минспорт и Роспотребнадзор (по 73 балла). Из первой десятки вылетели Росреестр, Минэкономики и Росстат, а лидер рейтинга-2021 Роспотребнадзор опустился в конец топ-10.

Ранее KazanFirst также писал об исследовании агентства «ПромРейтинг» относительно медиаэффективности руководителей министерств и ведомств, глав городов и районов Татарстана за I квартал 2022 года. Результаты в целом весьма четко коррелировали с главными веяниями в информационном поле. Если в прошлом году наиболее актуальным в повестке оставался вопрос пресловутого коронавируса, то во второй половине этого квартала его практически полностью вытеснила специальная военная операция России на Украине и связанные с ней события.

*Meta признана в России экстремистской и запрещена

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *