потребовалось никаких дополнительных телодвижений после принятия закона об
обязательной работе там. Но после запрета, пожалуй, самых популярных из них были
вынуждены перестраивать свои контакты с аудиторией.
Президент России Владимир Путин подписал закон, обязывающий органы власти создать официальные страницы в соцсетях. Адреса аккаунтов опубликуют на официальных сайтах ведомств. В соцсетях чиновники будут размещать новости, тексты и видеозаписи выступлений руководства ведомств, итоги опросов общественного мнения, материалы по темам, которые выносят на общественное обсуждение, результаты таких обсуждений.
Министерства должны быть полезны людям
Татарстанские министерства и ведомства, по большому счету, не обратили на это никакого внимания. Все дело в том, что практически все значимые органы власти и без того давно вели работу в этом направлении. Более того, для повышения эффективности в этом направлении республиканские министерства широко применяют систему «Инцидент Менеджмент».
– У нас в республике все ведомства ведут свои социальные сети. Мы встречаемся на еженедельных совещаниях в «Татмедиа» и проговариваем различные ситуации, как себя вести. Также мы работаем в системе «Инцидент Менеджмент», которая автоматически мониторит комментарии от пользователей и перенаправляет в то или иное ведомство, – поделился сотрудник пресс-службы министерства культуры РТ Даниил Плаксин. – Даже если, скажем, в группе «Республика Татарстан» (которую Минкульт не ведет) появится вопрос, как приобрести билет по «Пушкинской карте», то система автоматически передает запрос в министерство и мы его отрабатываем.
Сам Минкульт из всех соцсетей раньше активнее всего вел «Инстаграм»* (компания Meta* признана в России экстремистской и запрещена. – Ред.), но после его запрета соцсеть покинули все госучреждения. Об этом заявили все пресс-секретари министерств, с которыми мы связывались.
– Мы перешли в «Телеграм», сделали упор на «ВКонтакте» и сейчас понемногу будем подтягивать «Одноклассники», – сказал Плаксин. – В принципе новый закон нам никаких изменений не принес, никаких отдельных поручений или регламентов мы не получали, а просто продолжаем делать ту работу, которую и раньше вели.
– Минстрой РТ свои страницы в социальных сетях ведет уже давно – странице «ВКонтакте» уже более восьми лет, – рассказала пресс-секретарь министерства Розалия Зайнуллина. – С появлением новых соцсетей заводили страницы и в них. Информация периодически обновляется.
Пресс-секретарь министерства экологии и природных ресурсов Татарстана Елена Веселова рассказала, что у ведомства действуют аккаунты в VK, «Телеграме» и «Одноклассниках».
– У каждой соцсети своя аудитория, естественно. В «Телеграме» мы, к примеру, рассказываем об экоуроках, проводим опросы, размещаем короткие анонсирующие посты. А «ВКонтакте» делимся новостями, что у нас прошло, что планируется, работа надзора. Отвечаем на вопросы, которые нам пишут под постами. С «Одноклассниками» все немного сложнее – площадка была слабо раскрученной до последнего времени, но сейчас там появляется больше контента, — поделилась Веселова.
Пресс-секретарь Минздрава РТ Альфия Хасанова так же указала «трех китов»: VK, «Телеграм» и «Одноклассники».
– Мы уже давно представлены в соцсетях, страницы наши верифицированы. Стараемся максимально сделать страницы удобными для жителей республики, чтобы они могли читать не только новости, но и получать максимально исчерпывающую информацию о работе больниц и поликлиник. Страницы в соцсетях есть и у всех лечебных учреждений. Мы оперативно решаем обращения жителей, которые пишут нам в личку в VK, – отметила собеседница.
Те же соцсети назвали пресс-секретари Минпромторга Раиля Хасанова и Минсельхоза Гульнур Хабибуллина.
– Как раз сегодня мы обсуждали контентную политику в целом, будем ее активно расширять, – поделилась Хасанова.
Пресс-секретарь бизнес-омбудсмена РТ Александр Андреев рассказал, что повышение эффективности обратной связи от предпринимателей постоянно находится в фокусе внимания.
– Это позволяет оперативно получать информацию о главных болевых точках бизнес-сообщества и на ее основе разрабатывать более эффективные меры поддержки. Для расширения каналов коммуникаций с предпринимателями еще в марте 2020 года мы создали телеграм-канал «Деловорот», на который сейчас подписано более 4 300 предпринимателей, а также канал бизнес-омбудсмена РТ в соцсети «Дзен». Здесь мы ежедневно публикуем массу полезной и эксклюзивной информации для предпринимателей, например, изменения в законодательстве и чек-листы с максимально понятным алгоритмом действий для решения того или иного вопроса. Канал пользуется большой популярностью и за пределами Татарстана — наши блок-схемы и чек-листы скачивают предприниматели из многих регионов России. В Телеграм-канале имеется чат-бот, на который подписчики могут присылать свои вопросы и получать оперативные ответы от юристов Общественной приемной уполномоченного, – рассказал Андреев.
Кроме того, сотрудники Общественной приемной уполномоченного регулярно проводят онлайн-встречи и круглые столы – как с представителями отдельных отраслей, так и с бизнес-сообществами конкретных муниципальных районов. Трансляции таких мероприятий, а также консультации сотрудников Общественной приемной Уполномоченного по наиболее часто задаваемым вопросам выкладывают на каналы YouTube и RuTube.
Работа в соцсетях — сильная сторона татарстанских ведомств
Медиатехнолог, руководитель коммуникационного агентства «К9», соучредитель Ассоциации интернет-технологов России Ярослав Муравьев отметил, что на данный момент сложно однозначно определить какие-то тенденции в работе госструктур в соцсетях.
– Точно есть какая-то растерянность, потому что ожидалось и ожидается, что будут какие-то изменения. Но по факту «Инстаграм»* (компания Meta* признана в России экстремистской и запрещена. – Ред.) как средство коммуникации продолжает активно работать. В «Тик-Ток» нельзя размещать информацию. Но он и не был таким источником. Это всегда был больше развлекательный контент. Если говорить о работе госорганов, то для них, с одной стороны, вход в «Инстаграм»* (компания Meta* признана в России экстремистской и запрещена. – Ред.) закрыт, с другой, там присутствует огромная аудитория, – рассуждает эксперт.
Муравьев указал, что явно поднимается активность аудитории в «Телеграме» и VK, хотя последняя все еще не выдает каких-то новых инструментов.
– С другой стороны, в VK и так большая аудитория. Особенно если брать некрупные города, как Набережные Челны и меньше, то VK там и так всегда был основным источником информации. Администрации, во всяком случае республиканских городов, активно там присутствуют. Поэтому не думаю, что здесь могут быть какие-то изменения, – делится мнением собеседник. – Другое дело, что VK нужно создавать новые форматы взаимодействия с производителями контента, чтобы аудитория «Инстаграма»* (компания Meta* признана в России экстремистской и запрещена. – Ред.) пришла к ним и им это было интересно. Я думаю, что это все пока в разработке.
Что касается «Одноклассников», Муравьев не склонен разделять скептицизм, который многие (особенно среди молодежи) проявляют в отношении этой соцсети.
– «Одноклассники» точно обладают своей аудиторией. Есть, во-первых, территории, на которых мы работаем и видим, что ОК где-то даже обходят VK. И по своему опыту могу сказать, что там очень хорошо реализуются различные проекты, связанные, например, с национальной татарской идентичностью: все, что связано с музыкой, творчеством, рецептами, культурой. Там это очень хорошо заходящий контент с заметной аудиторией, – рассказал медиатехнолог.
По твердому убеждению собеседника, госорганам однозначно нужно работать в соцсетях.
– Если говорить о Татарстане, то это точно уже можно отнести к сильным сторонам коммуникации ведомств. Основные коммуникации происходят в соцсетях, и если министерства и ведомства не взаимодействуют в этом поле, то, скорее всего, не имеют обратной связи. А обратная связь от жителей и от своей индустрии – это сейчас приоритетная задача для любого госоргана, – уверен Ярослав Муравьев.
Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов отметил, что поле государственных социальных сетей за последние месяцы сильно изменилось. Государство полностью переключилось на VK и «Телеграм».
– Результаты этого исхода неоднозначны. «Телеграм», несмотря на быстрый рост, пока не обеспечивает такой же активности и охвата аудитории. Кроме того, аудитория «Телеграма» исторически гораздо более требовательна к качеству текстового контента, смысловому содержанию. VK – перегруженная сервисами, несколько архаичная сеть, которая этим отпугивает большую часть прогрессивной молодой аудитории. «Одноклассники», кажется, в принципе не предназначены для коммуникаций «власть-общество» – такой формат там не заходит и не приживается. Все эти факторы требуют времени на адаптацию, приспособление контент-машины, выработку новых правил и подходов, – убежден эксперт.
Он считает, что в ближайшее время государство будет усиливать прямую коммуникацию с гражданами через собственные площадки, сайты, а также через мессенджеры.
– Мессенджеры будут движущей силой новых коммуникаций в любом случае как самый распространенный, удобный и понятный способ коммуникации. При этом внутри продвинутых мессенджеров, таких как «Телеграм», все больше возможностей по созданию сервисных приложений, программированию чат-ботов, автоматизации работы с обращениями, – отметил Кутилов.
«Номенклатура неспособна работать с пластичным пространством»
Политолог Руслан Айсин считает, что государственные органы власти обязательно должны присутствовать в соцсетях, потому что это и есть прямое взаимодействие с запросами граждан.
– Поэтому они и называются «социальные», то есть общественные сети. Мы можем констатировать, что большая часть нашей жизни, огромная доля социальной и гражданской инфраструктуры перетекла в эту отрасль. Иной вопрос, что, как и всякая бюрократия, номенклатура неспособна работать с пластичным пространством. Она работает в режиме отчетности и исполнения «для галочки». Здесь именно так – сверху пришло поручение, все принялись его выполнять, но совершенно формальным образом, потому как чиновники не имеют полноценных навыков работы с населением. Я не говорю, что все, но большая их часть, – уверен политолог.
Плюс ко всему, полагает Айсин, они воспринимают эту работу с опаской, потому что непонятно, как реагировать на те или иные настроения людей. Если люди из-за какой-то проблемы начинают заваливать ведомство обращениями, то на них нужно ответить, а это требует не только ресурсов, но и определенной общей линии.
– Особенно это касается коммунальных служб. Понятно, что их закидывают такого рода обращениями и нужна отдельная структура и люди. А эсэмэмщики здесь не подходят, потому что это люди, которые подходят к работе чисто технически. Здесь нужны профессионалы, но готова ли власть на это? Я думаю, что ей будет очень тяжело, потому как можно, конечно, постить красивые фотографии, что что-то открыли или посетили, и остальное, что любят делать начальники, но вряд ли людей это удовлетворит. Здесь нужна реальная смычка, реальное взаимодействие, – считает собеседник.
К тому же непонятно, на каких площадках это взаимодействие должно происходить. «Одноклассниками» пользуются в основном представители старшего поколения, сама сеть непопулярна. Часть соцсетей официально заблокированы и запрещены в России.
– Еще есть «Телеграм». Но, опять-таки, его охват не столь масштабен, чтобы охватить все слои российского общества, – рассуждает Руслан Айсин. – И остается взаимодействие через сайт, в рубриках «вопрос-ответ». Но здесь тоже не совсем понятно, потому что большая часть сайтов наших ведомств на самом деле полумертвые — там мало что найдешь, они плохо интегрированы с современными запросами, плохо работают, порой вообще не работают. Что уж говорить, если главный информационный ресурс страны, предоставляющий госуслуги, то же приложение Госуслуг постоянно подвисает, у него бывают лаги, ошибки, перегрузы. Я часто с этим сталкивался, и это раздражает.
Эксперт утверждает, что в этом направлении нужно работать, поскольку весь мир активно уходит в цифровизацию, а она серьезнейшим образом освобождает ресурсы.
– Она высвобождает временные ресурсы — те, что требуются для поддержки бюрократических структур, где можно проходить процессы регистрации и т.д. Бюрократия усложняет экономическую и хозяйственную деятельность – там, где меньше бюрократии, экономика движется лучше. Но готова ли власть отказаться от своей опоры в лице физических бюрократов (не технических) – у меня большой вопрос, – говорит Айсин.
К слову, ранее АНО «Диалог» в третий раз оценила работу федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в интернете. Самые низкие средние оценки были получены по показателям активности аудитории, которые зависят от числа лайков, репостов и комментариев к постам.
По результатам исследования показатели ведомств улучшились по сравнению с прошлым годом: так, в «зеленой» зоне (от 70 до 100 баллов) оказались 15 ФОИВ против пяти в предыдущем рейтинге, а в «оранжевой» (менее 20 баллов) – лишь пять против прежних девяти.
В первую тройку федерального рейтинга вошли Ростуризм (85 баллов), Минпросвещения (84) и Росмолодежь (82). Далее идут Федеральная таможенная служба (80), Минприроды (79), Минтруд (77), Минпромторг и Минобрнауки (по 74), Минсельхоз, Минспорт и Роспотребнадзор (по 73 балла). Из первой десятки вылетели Росреестр, Минэкономики и Росстат, а лидер рейтинга-2021 Роспотребнадзор опустился в конец топ-10.
Ранее KazanFirst также писал об исследовании агентства «ПромРейтинг» относительно медиаэффективности руководителей министерств и ведомств, глав городов и районов Татарстана за I квартал 2022 года. Результаты в целом весьма четко коррелировали с главными веяниями в информационном поле. Если в прошлом году наиболее актуальным в повестке оставался вопрос пресловутого коронавируса, то во второй половине этого квартала его практически полностью вытеснила специальная военная операция России на Украине и связанные с ней события.
*Meta признана в России экстремистской и запрещена
Comment section