Молодежная политика в Челнах: кто сегодня стоит «за» новое поколение

Поговорили о сильных сторонах и проблемных зонах молодежной политики в автограде – о дизайн-кодах площадок
Поговорили о сильных сторонах и проблемных зонах молодежной политики в автограде
– о дизайн-кодах площадок, наполняемости парков, будущих проектах и запросах
местных жителей.

Молодые люди с каждым годом все громче заявляют о себе, и молодежная политика тем самым становится все более актуальной как в рамках отдельно взятого города, так и в пределах целой страны. Различные культурные течения среди подрастающего поколения тоже обретают силу, и чаще всего выражается это через фестивали, мероприятия и городские события. Подобные явления все прочнее встраиваются в общественно-политические структуры, и уже сегодня с запросом от «молодой крови» необходимо считаться.

Молодежная политика – система мер от государственного управления, призванная выстраивать здоровую коммуникацию между молодыми людьми города или региона с администрацией. В рамках диалога между выше обозначенными группами необходимо решать вопросы и «закрывать» потребности определенных слоев населения. Иными словами, создавать условия и возможности для успешной самореализации молодежи.

Корреспондент KazanFirst поговорил с представителями различных общественных организаций – от молодежного пресс-центра до недавно образовавшегося Гренада.COMMUNITY, – чтобы узнать, чем сегодня живет активистская жизнь в Набережных Челнах, какие у юных горожан есть запросы и какими могут предстать общественные пространства автограда в будущем. В диалоге от лица администрации приняла участие начальник Управления по делам молодежи Лейсан Видинеева.

Райтеров никто не любит?

– Проект «Арт-сессия» реализуется совместно с жителями города. В первую очередь мы берем оформление трансформаторных подстанций. Для этого привлекаем наших художников, молодежь и студентов, — рассказывает о реализуемом проекте его автор Роберт Авзалов. – В планах на будущее проводить совместно с жителями мероприятия, где получится организовать мастер-классы, лектории, кинопоказы. Также планируются различные конкурсы для детей на асфальте. В рамках таких событий рассчитываем приглашать специалистов в различных областях.

Роберт уже не первый год пробует себя в активистской деятельности. Более того, за годы работы в качестве активного жителя Авзалов успел познакомиться со многими общественными организациями Челнов. Так, например, из инициативно развивающихся пространств собеседник отмечает молодежный центр «Нур», культурно-образовательную платформу «Метро», городское сообщество URBANTATAR. Помимо этого, на площади Азатлык на так называемом эчпочмаке – амфитеатре – собирается молодежь. По вечерам там проводятся встречи. Ребята надевают различные костюмы героев аниме и собираются около геометрической фигуры.

Молодежная политика в Челнах: кто сегодня стоит «за» новое поколение

– Мы планируем развивать пространства на бульваре Юных Ленинцев, тем самым активизировать различные сообщества, чтобы вносить на площадку что-то творческое. Сейчас мы готовим мероприятие на этой улице – work shop, где как раз и будет проходить знакомство с граффити-сообществом города, — делится дальнейшими планами спикер. – После планируется фестиваль – пока никакой конкретики, после проведения work shop`а будем отталкиваться от обратной связи.  

В рамках события планируется лекторий совместно с сообществом KIDS GRAFF, зона граффити для детей и их родителей и кастомизация одежды. В общем, идеальный фестиваль для любителей баллончика с краской. Кстати, об этом.

– У меня много знакомых дизайнеров и художников, которым не хватает места для самореализации. Когда ходишь по городу, замечаешь, что много всяких рисунков на урнах, скамейках, информационных стендах. Возникает вопрос – почему это все происходит, — делится своими переживаниями Роберт. – Кажется, что художники хотят оставить посыл – их не нужно забывать. Напротив, им нужно найти какое-то место для совершенствования и реализации самих себя. Пока подобное воспринимается как вандализм. Не все понимают, что граффити – вид изобразительного искусства. Это нужно доносить до горожан и администрации.

Райтеры, так зовутся уличные художники, утверждают, что мечтают о появлении в Челнах школы граффити. Однако это не все запросы, и не только от ребят с баллончиками. Сам Авзалов отмечает, что у горожан есть потребность в большем количестве молодежных мероприятий. Да, события проводятся, но их недостаточно. Потому так важно закончить разработку площадки на улице Юных Ленинцев и предоставить общественности еще одно организованное пространство. Своего рода кульминацией реализуемого проекта станет создание совместно с горожанами бренда бульвара.

COMMUNITY.fest — вторая жизнь Гренады

Платформа на Юных Ленинцах —  не единственная для молодежи. Из уже выстреливших у юного поколения не так давно появилась обновленная Гренада с экстрим-зоной, парапетами и трамплинами. Такое место обречено стать популярным, и спустя некоторое время оно обзавелось даже собственной командой инициативщиков. Одна из инициаторов – Евгения Хасаншина. Мы поговорили с гостьей об обратной связи после организации мультинаправленного фестиваля, об опыте посещения workshop`а.    

– Во время апрельского workshop`а наметилось несколько точек, которые отличают нашу организацию событий от казанских. Одна из сложностей – отсутствие единого информационного окна, — делится спикер. – Мне очень понравилась формулировка, что в Казани Дирекция парков и северов выступает как раз единым окном коммуникации. То есть тебе не нужно думать, кто занимается созданием мероприятия, кто занимается тематикой. Ты просто хочешь организовать что-то в парке – пишешь в Дирекцию. Они подбирают парк и формат, могут задействовать и свои ресурсы.

В Челнах, к сожалению, Евгения этой налаженной системы не отмечает. Из-за засилья различных ведомств приходится уточнять, что это у тебя – культурное мероприятие, или событие по линии Управления по делам молодежи, или спорта, или вовсе этот запрос к Управлению образования. Самостоятельно в этом разобраться очень сложно – нет понимания, кому писать, если ты хочешь что-то сделать. Также девушка отмечает, что отсутствие единого информационного окна – это проблемная точка, из-за которой в городе недостаточно много мероприятий, организованных горожанами. Большинство событий спущены «сверху», и они не всегда учитывают целевую аудиторию. Некоторые из них как бы просто заполняют сетку и закрывают план, отмечает Хасаншина. Непонятно, что нужно жителям, потому что челнинцы просто не могут донести свои потребности.

Просто нужно научиться с ней работать: какой путь избрала молодежная политика в Челнах

– Сейчас я вижу, что появился некий единый портал – «Челны. КУДА ПОЙТИ?». Там достаточно оперативная информация о событиях, лишнего ничего нет, — отмечает Евгения. – Но, тем не менее, там нет информации по «текучкам».

Вторая «проблемная точка», по мнению собеседницы, — в мероприятиях почти никогда не используются дизайн-коды. То есть не соблюдается единая стилистическая аудиовизуальная составляющая. Во время диалога между третьей столицей, челнинскими активистами и различными управлениями автограда дирекция отметила, что каждое событие концептуально и эта концепция прослеживается в наполнении и в форме. По словам Евгении, в Казани могут даже не согласовать с партнером баннер, рекламу или еще что-то, если те выбиваются из общей визуальной концепции. Первое, что отмечает человек, попадая в парк, — это визуал и аудиал. Это то, как выглядит событие, и то, как оно звучит.

– Обязательно должно быть совпадение по звуку. Если это URAM, то там обычно играет хип-хоп. Если это озеро Кабан, то используют электронную этническую музыку. Каждый парк, подведомственный Дирекции, имеет свой дизайн-код. Соответственно, и мероприятия тоже вписаны в одну концепцию, — объясняет организатор COMMUNITY.fest. – У нас в Челнах тоже есть дизайн-коды – они заложены архитекторами. У парка «Гренада», в том числе, есть брендбук, но мы об этом узнали, только когда связались напрямую с архитектурной компанией Legato, которая отвечала за экстрим-зону. Они дали нам шрифты, цвета, элементы, и мы смогли их использовать у себя на мероприятии. Но, к сожалению, в большинстве городских событий это не учитывается.

Однако Евгения утверждает, что потребность в площадках назревает. В Челнах появились пространства около двух-трех лет назад и какое-то время пустовали, потому что не было понятно, что с ними делать. Сейчас общественные зоны обживаются и проектов тоже все больше и больше. Если следить, то не успеваешь ходить на мероприятия. Возможно, трудности возникают именно в коммуникации, предполагает спикер. Ты не можешь просто взять и организовать что-то свое, если это какая-то низовая инициатива.

– Я вижу, что разные ведомства делают шаги, — вместе с тем Хасаншина отдает должное руководству города. – Фестиваль уличной культуры действительно поддержали. Организацией занималась только наша команда, но в плане согласований у нас все достаточно быстро решалось. Мы создали мероприятие за три недели, поэтому коммуникация была достаточно эффективной. Становится понятно, что это возможно – договариваться.

Как завлечь подростков в «большее», мы пока не знаем

Еще один глобальный вопрос – вовлеченность самих молодых людей в общественные и активистские организации. Об этом мы поговорили с руководителем пресс-центра «Медиасфера» и членом молодежного парламента Набережных Челнов Шафикой Насибулиной. По ее словам, цель их проекта – создать медиаканал, который бы транслировал молодежи все новости из мира активизма, если та не вовлечена в общественную деятельность.

– В том году пресс-центр выиграл грант Росмолодежи. Тогда мы провели форум в загородном лагере, было около 150 человек, — отмечает Шафика. – Участвовали ребята, зачастую связанные с молодежкой, потому что каждому общественному комьюнити нужно о себе заявлять. Следующий форум надо будет сделать для обычных школьников и студентов, которые не задействованы в организациях, чтобы подростки извне приходили и вовлекались в активизм.

Просто нужно научиться с ней работать: какой путь избрала молодежная политика в Челнах

Одной из причин такого вялого потока желающих спикер называет нехватку коммуникации. Все сделано для тех, кто уже задействован. Ни в одном городе республики, по мнению Насибулиной, нет практики усиленной работы с молодежью во дворах.

– На самом деле Челны единственные, у кого есть дворовые клубы. И как завлечь подростков в «большее», мы пока не знаем. На Дне молодежи призывают вовлекаться, участвовать, дарят подарки при всем городе, но почему-то это не срабатывает, — отмечает собеседница.

Вторым барьером, который не способствует встраиванию подрастающего поколения в общественно-полезную деятельность, является то, что не все юноши и девушки такие, какими бы их хотели видеть. Просто нужно научиться с ними работать, придумывать новые форматы, которые бы привлекали современных подростков.

– В силу того, что руководство постарше, они по-другому смотрят на то, что молодежи интересно. Большинство мероприятий, на которые есть запрос у самих молодых людей, город отталкивает, проводит однотипно, стандартно, — отмечает девушка. – Сценарий, например, Дня молодежи у нас не меняется уже несколько лет. Мероприятие идет всегда по накатанной. Потому что проще. У нас слишком большой временной провал между руководством и подрастающим поколением.

И, тем не менее, Шафика отмечает, что в городе очень развито добровольческо-активистское движение. Если ударяться в цифры, то это более 100 общественных организаций. И приток «новой крови» ежегодный. Это зачастую связано с тем, что после 9-11-х классов ребята разъезжаются, им на смену приходят новые. Однако хотелось бы видеть больше заинтересованных.

Из общественных зон руководитель «Медиасферы» смогла вспомнить только три, куда может стекаться «тусня»: парк «Гренада», площадь «Азатлык» и набережная.

– Нет каких-то культурных точек. «Азатлык» сейчас начал вести работу – кинопросмотры, фестивали, но этого на весь город мало. По большому счету, ходить молодежи некуда.

Шафика и ее коллеги из «Ориона» надеются в ближайшем времени это исправить. В их краткосрочных планах – провести квест для школьников, чтобы в будущем иметь возможность вовлечь их в деятельность пресс-центра. По задумке, организуют точки, на которых в развлекательном формате ребятам расскажут о фото, корреспонденции, журналистике и SMM.

URBANTATAR FEST

К слову, о реализуемых проектах. В качестве еще одного эксперта выступил Шамиль Майлунов – один из организаторов фестиваля новой татарской культуры UT FEST, который пройдет на площади «Азатлык» уже в августе. Создатели всего действа обещают концерт татарской альтернативы, лабораторию современных татарских художников, уличные экскурсии, мастер-классы для детей, дизайн-маркет и фуд-корт со специальным меню от челнинских заведений. Многообещающе, и это доказывает, что такие масштабы реальны для автограда. Однако городу по-прежнему есть к чему стремиться.

Просто нужно научиться с ней работать: какой путь избрала молодежная политика в Челнах

– В последние годы в Челнах активно обновляются и строятся молодежные центы и парки. Но без интересного событийного наполнения они не будут точками притяжения молодежи, — в этой мысли наш герой созвучен с другой собеседницей – Евгенией. – Хорошим примером может послужить парк «Гренада», где прошел фестиваль COMMUNITY.fest. Небольшая команда городских активистов в короткий срок организовала фестиваль уличных культур. Без финансовых вложений, благодаря спонсорам, поддержке администрации и Института развития городов РТ мероприятие показало, какими активностями может быть наполнен парк. Но из-за того, что он [парк] до сих пор не сдан на баланс автограда, не обошлось и без проблем.

Для реализации проектов важно иметь хорошую коммуникацию с органами власти, отмечает Шамиль. URBANTATAR активно взаимодействуют с Управлением по делам молодежи и Управлением культуры, и не первый год комьюнити делает качественные проекты, поэтому город открыт для диалога и готов помогать.

– Без диалога молодежи и государства дальнейшая работа будет неплодотворной. Важно, чтобы администрация слышала нас. И региональные власти должны обращать внимание не только на столицу республики, но и развивать инфраструктуру в провинциальных городах. Иначе остановить отток молодежи будет невозможно, — считает эксперт.

Диалог действительно важен, как и оперативная реакция на запросы всех неравнодушных, для которых реализуется молодежная политика. Об этом рассуждает активист и общественник Рамиль Шамсутдинов, участник Гренада.COMMUNITY.

В рамках недавно проведенного фестиваля ребята, в том числе и наш собеседник, собирали обратную связь от посетителей. Подведя промежуточные итоги, Рамиль сделал следующие выводы.

– По основным запросам: не хватает движухи, креативных площадок и комфортной, привлекательной инфраструктуры, — делится спикер. – Молодым челнинцам кажется, что в автограде недостаточно перспектив для саморазвития и самореализации. В больших городах их намного больше. Отчасти мои ровесники правы.

Рамиль не уверен, что молодежь  в целом активно продвигает новые идеи, так как большая часть инициативных и креативных молодых людей стремится уехать в другие города. 

Просто нужно научиться с ней работать: какой путь избрала молодежная политика в Челнах

– Мне кажется, не хватает общей цели и концепции города, как это было во времена строительства КАМАЗа, например. Или как было в Казани во времена подготовки к Универсиаде, к 1000-летию города, чемпионату мира и т.д., — вспоминает Шамсутдинов. – То есть в столице республики постоянно есть какое-то общее городское стремление — вот этого не хватает в Челнах для увлечения молодежи.

Касаемо общего замысла — уже прослеживаются перспективы направить энтузиазм горожан и стремление руководства города в одно общее русло – сделать Набережные Челны привлекательным, комфортным и безопасным местом для молодежи, наполненным событиями для горожан, отмечает наш гость. Тогда, по его мнению, ребята, став частью этой движухи, будут реже уезжать из автограда.

Молодежная политика — это…

Удалось собрать целую палитру мнений относительно «юношеского вопроса» — в обсуждении поучаствовало пять представителей различных активистских течений города. Каждый высказался и отметил сильные и слабые стороны реализуемой молодежной политики в Набережных Челнах. Пора дать слово руководителю Управления по делам молодежи Лейсан Видинеевой.

– Молодежная политика — это не только Управление по делам молодежи города и министерство в республике, это не только тусовки и мероприятия, — отмечает эксперт. – Молодежная политика – понятие мультидисциплинарное, новое поколение сегодня везде – и на предприятиях, и в вузах, и в школах, и в спорте, и в культуре, и в науке.

Сегодня молодые люди, отмечает специалист, более образованны, овладевают новыми профессиями и стремятся к другому образу жизни, в котором есть комфорт. И вот как раз деятельность Управления по делам молодежи ориентирована на создание необходимых условий для того, чтобы можно было реализовать свою идею или проект, выбрать занятие в соответствии с личным интересом, стать частью социально значимых проектов, принять участие в грантах.

Здесь стоит отметить, что инфраструктура представлена четырьмя молодежными центрами: «Нур», «Шатлык», «Орион» и «Заман»; 28 молодежно-подростковыми клубами и четырьмя социальными учреждениями. Главными модераторами всего «новопоколенческого движа» в городе являются молодежные общественные организации и объединения, их сегодня более пятидесяти. И ориентированы они на удовлетворение разных потребностей и интересов молодежи.

Спикер также подчеркнула, что все выстраиваемые сегодня коммуникации с нео-поколением открыты и доступны – у любого желающего всегда есть возможность связаться с управлением по делам молодежи по телефону или обратиться с личным вопросом во вторник – в день приема.

Просто нужно научиться с ней работать: какой путь избрала молодежная политика в Челнах

Время поговорить и о запросах – какие из них считывает и видит администрация.

– Перед реновацией проводились опросы, встречи с молодежью для выявления потребностей. В последние годы активизировались молодые мамы – все начиналось с небольших мероприятий в парке «Гренада», которые посещали 10-15 мам, — рассказывает Видинеева. – Два года назад  на базе молодежного клуба «Романтик» создали коворкинг-центр «Мама в духе». В рамках площадки существуют бесплатные обучающие курсы (шитьё), после которых девушки и женщины могут научиться создавать стильные вещи. И это тоже молодежная политика. 

Также стоит добавить, что два молодежных центра прошли программу реновации и стали креативными резиденциями, где созданы условия для развития киберспорта, диджеинга и других направлений.

Однако это еще не все. К концу 2022 года планируется полностью провести ревизию, внести значительные изменения в муниципальную молодежную программу на предстоящие 2023-2025 годы.

Это значит, что стоит ждать ряд встреч с различными представителями молодежи города, чтобы услышать мнения, новые идеи, пожелания. Самое главное – в Управлении ждут тех людей, которые готовы быть рядом и включаться в процесс создания новых молодежных активностей. Потому это отличная возможность проявить себя и стать частью активного сегмента города.

– Мы четко понимаем, что сегодня невозможно реализовывать молодежную политику без изучения запроса, обратной и прямой связи с теми, для кого мы работаем, – с молодежью, — делится спикер. – Сегодня мы ориентированы на взаимодействие со всеми ведомствами и структурами, занимающимися вопросами молодежной политики по различным направлениям, — профилактика асоциального поведения молодежи, а она возможна тогда, когда молодой человек сопричастен ко всему тому, что происходит в городе. Когда молодые родители, воспитывая своих детей, прививают им позитивные жизненные ценности. Мы развиваем проекты, которые помогают молодым людям справляться с личностными и социальными трудностями.

Таким получилось обсуждение молодежной политики в Челнах. Во многих вопросах активисты разделяют одну точку зрения на двоих, а то и на троих, и, как мы выяснили, власти нередко идут им навстречу. Однако некоторые проблемные точки все же наметились, остается надеяться, что администрация возьмет пожелания лидеров мнения в работу.


Читайте также: Минниханов назвал важнейшим событием проведение в Казани Глобального молодежного саммита


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *