Поговорили о сильных сторонах и проблемных зонах молодежной политики в автограде – о дизайн-кодах площадок, наполняемости парков, будущих проектах и запросах местных жителей. 

Молодежная политика в Челнах: кто сегодня стоит «за» новое поколение

Поговорили о сильных сторонах и проблемных зонах молодежной политики в автограде – о дизайн-кодах площадок, наполняемости парков, будущих проектах и запросах местных жителей. 

Молодые люди с каждым годом все громче заявляют о себе, и молодежная политика тем самым становится все более актуальной как в рамках отдельно взятого города, так и в пределах целой страны. Различные культурные течения среди подрастающего поколения тоже обретают силу, и чаще всего выражается это через фестивали, мероприятия и городские события. Подобные явления все прочнее встраиваются в общественно-политические структуры, и уже сегодня с запросом от «молодой крови» необходимо считаться.

Молодежная политика – система мер от государственного управления, призванная выстраивать здоровую коммуникацию между молодыми людьми города или региона с администрацией. В рамках диалога между выше обозначенными группами необходимо решать вопросы и «закрывать» потребности определенных слоев населения. Иными словами, создавать условия и возможности для успешной самореализации молодежи.

Корреспондент KazanFirst поговорил с представителями различных общественных организаций – от молодежного пресс-центра до недавно образовавшегося Гренада.COMMUNITY, – чтобы узнать, чем сегодня живет активистская жизнь в Набережных Челнах, какие у юных горожан есть запросы и какими могут предстать общественные пространства автограда в будущем. В диалоге от лица администрации приняла участие начальник Управления по делам молодежи Лейсан Видинеева.

Райтеров никто не любит?

– Проект «Арт-сессия» реализуется совместно с жителями города. В первую очередь мы берем оформление трансформаторных подстанций. Для этого привлекаем наших художников, молодежь и студентов, - рассказывает о реализуемом проекте его автор Роберт Авзалов. – В планах на будущее проводить совместно с жителями мероприятия, где получится организовать мастер-классы, лектории, кинопоказы. Также планируются различные конкурсы для детей на асфальте. В рамках таких событий рассчитываем приглашать специалистов в различных областях.

Роберт уже не первый год пробует себя в активистской деятельности. Более того, за годы работы в качестве активного жителя Авзалов успел познакомиться со многими общественными организациями Челнов. Так, например, из инициативно развивающихся пространств собеседник отмечает молодежный центр «Нур», культурно-образовательную платформу «Метро», городское сообщество URBANTATAR. Помимо этого, на площади Азатлык на так называемом эчпочмаке – амфитеатре – собирается молодежь. По вечерам там проводятся встречи. Ребята надевают различные костюмы героев аниме и собираются около геометрической фигуры.

Молодежная политика в Челнах: кто сегодня стоит «за» новое поколение

– Мы планируем развивать пространства на бульваре Юных Ленинцев, тем самым активизировать различные сообщества, чтобы вносить на площадку что-то творческое. Сейчас мы готовим мероприятие на этой улице – work shop, где как раз и будет проходить знакомство с граффити-сообществом города, - делится дальнейшими планами спикер. – После планируется фестиваль – пока никакой конкретики, после проведения work shop`а будем отталкиваться от обратной связи.  

В рамках события планируется лекторий совместно с сообществом KIDS GRAFF, зона граффити для детей и их родителей и кастомизация одежды. В общем, идеальный фестиваль для любителей баллончика с краской. Кстати, об этом.

– У меня много знакомых дизайнеров и художников, которым не хватает места для самореализации. Когда ходишь по городу, замечаешь, что много всяких рисунков на урнах, скамейках, информационных стендах. Возникает вопрос – почему это все происходит, - делится своими переживаниями Роберт. – Кажется, что художники хотят оставить посыл – их не нужно забывать. Напротив, им нужно найти какое-то место для совершенствования и реализации самих себя. Пока подобное воспринимается как вандализм. Не все понимают, что граффити – вид изобразительного искусства. Это нужно доносить до горожан и администрации.

Райтеры, так зовутся уличные художники, утверждают, что мечтают о появлении в Челнах школы граффити. Однако это не все запросы, и не только от ребят с баллончиками. Сам Авзалов отмечает, что у горожан есть потребность в большем количестве молодежных мероприятий. Да, события проводятся, но их недостаточно. Потому так важно закончить разработку площадки на улице Юных Ленинцев и предоставить общественности еще одно организованное пространство. Своего рода кульминацией реализуемого проекта станет создание совместно с горожанами бренда бульвара.

COMMUNITY.fest - вторая жизнь Гренады

Платформа на Юных Ленинцах -  не единственная для молодежи. Из уже выстреливших у юного поколения не так давно появилась обновленная Гренада с экстрим-зоной, парапетами и трамплинами. Такое место обречено стать популярным, и спустя некоторое время оно обзавелось даже собственной командой инициативщиков. Одна из инициаторов – Евгения Хасаншина. Мы поговорили с гостьей об обратной связи после организации мультинаправленного фестиваля, об опыте посещения workshop`а.    

– Во время апрельского workshop`а наметилось несколько точек, которые отличают нашу организацию событий от казанских. Одна из сложностей – отсутствие единого информационного окна, - делится спикер. – Мне очень понравилась формулировка, что в Казани Дирекция парков и северов выступает как раз единым окном коммуникации. То есть тебе не нужно думать, кто занимается созданием мероприятия, кто занимается тематикой. Ты просто хочешь организовать что-то в парке – пишешь в Дирекцию. Они подбирают парк и формат, могут задействовать и свои ресурсы.

В Челнах, к сожалению, Евгения этой налаженной системы не отмечает. Из-за засилья различных ведомств приходится уточнять, что это у тебя – культурное мероприятие, или событие по линии Управления по делам молодежи, или спорта, или вовсе этот запрос к Управлению образования. Самостоятельно в этом разобраться очень сложно – нет понимания, кому писать, если ты хочешь что-то сделать. Также девушка отмечает, что отсутствие единого информационного окна – это проблемная точка, из-за которой в городе недостаточно много мероприятий, организованных горожанами. Большинство событий спущены «сверху», и они не всегда учитывают целевую аудиторию. Некоторые из них как бы просто заполняют сетку и закрывают план, отмечает Хасаншина. Непонятно, что нужно жителям, потому что челнинцы просто не могут донести свои потребности.

Просто нужно научиться с ней работать: какой путь избрала молодежная политика в Челнах

– Сейчас я вижу, что появился некий единый портал – «Челны. КУДА ПОЙТИ?». Там достаточно оперативная информация о событиях, лишнего ничего нет, - отмечает Евгения. – Но, тем не менее, там нет информации по «текучкам».

Вторая «проблемная точка», по мнению собеседницы, - в мероприятиях почти никогда не используются дизайн-коды. То есть не соблюдается единая стилистическая аудиовизуальная составляющая. Во время диалога между третьей столицей, челнинскими активистами и различными управлениями автограда дирекция отметила, что каждое событие концептуально и эта концепция прослеживается в наполнении и в форме. По словам Евгении, в Казани могут даже не согласовать с партнером баннер, рекламу или еще что-то, если те выбиваются из общей визуальной концепции. Первое, что отмечает человек, попадая в парк, - это визуал и аудиал. Это то, как выглядит событие, и то, как оно звучит.

– Обязательно должно быть совпадение по звуку. Если это URAM, то там обычно играет хип-хоп. Если это озеро Кабан, то используют электронную этническую музыку. Каждый парк, подведомственный Дирекции, имеет свой дизайн-код. Соответственно, и мероприятия тоже вписаны в одну концепцию, - объясняет организатор COMMUNITY.fest. – У нас в Челнах тоже есть дизайн-коды – они заложены архитекторами. У парка «Гренада», в том числе, есть брендбук, но мы об этом узнали, только когда связались напрямую с архитектурной компанией Legato, которая отвечала за экстрим-зону. Они дали нам шрифты, цвета, элементы, и мы смогли их использовать у себя на мероприятии. Но, к сожалению, в большинстве городских событий это не учитывается.

Однако Евгения утверждает, что потребность в площадках назревает. В Челнах появились пространства около двух-трех лет назад и какое-то время пустовали, потому что не было понятно, что с ними делать. Сейчас общественные зоны обживаются и проектов тоже все больше и больше. Если следить, то не успеваешь ходить на мероприятия. Возможно, трудности возникают именно в коммуникации, предполагает спикер. Ты не можешь просто взять и организовать что-то свое, если это какая-то низовая инициатива.

– Я вижу, что разные ведомства делают шаги, - вместе с тем Хасаншина отдает должное руководству города. – Фестиваль уличной культуры действительно поддержали. Организацией занималась только наша команда, но в плане согласований у нас все достаточно быстро решалось. Мы создали мероприятие за три недели, поэтому коммуникация была достаточно эффективной. Становится понятно, что это возможно – договариваться.

Как завлечь подростков в «большее», мы пока не знаем

Еще один глобальный вопрос – вовлеченность самих молодых людей в общественные и активистские организации. Об этом мы поговорили с руководителем пресс-центра «Медиасфера» и членом молодежного парламента Набережных Челнов Шафикой Насибулиной. По ее словам, цель их проекта – создать медиаканал, который бы транслировал молодежи все новости из мира активизма, если та не вовлечена в общественную деятельность.

– В том году пресс-центр выиграл грант Росмолодежи. Тогда мы провели форум в загородном лагере, было около 150 человек, - отмечает Шафика. – Участвовали ребята, зачастую связанные с молодежкой, потому что каждому общественному комьюнити нужно о себе заявлять. Следующий форум надо будет сделать для обычных школьников и студентов, которые не задействованы в организациях, чтобы подростки извне приходили и вовлекались в активизм.

Просто нужно научиться с ней работать: какой путь избрала молодежная политика в Челнах

Одной из причин такого вялого потока желающих спикер называет нехватку коммуникации. Все сделано для тех, кто уже задействован. Ни в одном городе республики, по мнению Насибулиной, нет практики усиленной работы с молодежью во дворах.

– На самом деле Челны единственные, у кого есть дворовые клубы. И как завлечь подростков в «большее», мы пока не знаем. На Дне молодежи призывают вовлекаться, участвовать, дарят подарки при всем городе, но почему-то это не срабатывает, - отмечает собеседница.

Вторым барьером, который не способствует встраиванию подрастающего поколения в общественно-полезную деятельность, является то, что не все юноши и девушки такие, какими бы их хотели видеть. Просто нужно научиться с ними работать, придумывать новые форматы, которые бы привлекали современных подростков.

– В силу того, что руководство постарше, они по-другому смотрят на то, что молодежи интересно. Большинство мероприятий, на которые есть запрос у самих молодых людей, город отталкивает, проводит однотипно, стандартно, - отмечает девушка. – Сценарий, например, Дня молодежи у нас не меняется уже несколько лет. Мероприятие идет всегда по накатанной. Потому что проще. У нас слишком большой временной провал между руководством и подрастающим поколением.

И, тем не менее, Шафика отмечает, что в городе очень развито добровольческо-активистское движение. Если ударяться в цифры, то это более 100 общественных организаций. И приток «новой крови» ежегодный. Это зачастую связано с тем, что после 9-11-х классов ребята разъезжаются, им на смену приходят новые. Однако хотелось бы видеть больше заинтересованных.

Из общественных зон руководитель «Медиасферы» смогла вспомнить только три, куда может стекаться «тусня»: парк «Гренада», площадь «Азатлык» и набережная.

– Нет каких-то культурных точек. «Азатлык» сейчас начал вести работу – кинопросмотры, фестивали, но этого на весь город мало. По большому счету, ходить молодежи некуда.

Шафика и ее коллеги из «Ориона» надеются в ближайшем времени это исправить. В их краткосрочных планах – провести квест для школьников, чтобы в будущем иметь возможность вовлечь их в деятельность пресс-центра. По задумке, организуют точки, на которых в развлекательном формате ребятам расскажут о фото, корреспонденции, журналистике и SMM.

URBANTATAR FEST

К слову, о реализуемых проектах. В качестве еще одного эксперта выступил Шамиль Майлунов – один из организаторов фестиваля новой татарской культуры UT FEST, который пройдет на площади «Азатлык» уже в августе. Создатели всего действа обещают концерт татарской альтернативы, лабораторию современных татарских художников, уличные экскурсии, мастер-классы для детей, дизайн-маркет и фуд-корт со специальным меню от челнинских заведений. Многообещающе, и это доказывает, что такие масштабы реальны для автограда. Однако городу по-прежнему есть к чему стремиться.

Просто нужно научиться с ней работать: какой путь избрала молодежная политика в Челнах

– В последние годы в Челнах активно обновляются и строятся молодежные центы и парки. Но без интересного событийного наполнения они не будут точками притяжения молодежи, - в этой мысли наш герой созвучен с другой собеседницей – Евгенией. – Хорошим примером может послужить парк «Гренада», где прошел фестиваль COMMUNITY.fest. Небольшая команда городских активистов в короткий срок организовала фестиваль уличных культур. Без финансовых вложений, благодаря спонсорам, поддержке администрации и Института развития городов РТ мероприятие показало, какими активностями может быть наполнен парк. Но из-за того, что он [парк] до сих пор не сдан на баланс автограда, не обошлось и без проблем.

Для реализации проектов важно иметь хорошую коммуникацию с органами власти, отмечает Шамиль. URBANTATAR активно взаимодействуют с Управлением по делам молодежи и Управлением культуры, и не первый год комьюнити делает качественные проекты, поэтому город открыт для диалога и готов помогать.

– Без диалога молодежи и государства дальнейшая работа будет неплодотворной. Важно, чтобы администрация слышала нас. И региональные власти должны обращать внимание не только на столицу республики, но и развивать инфраструктуру в провинциальных городах. Иначе остановить отток молодежи будет невозможно, - считает эксперт.

Диалог действительно важен, как и оперативная реакция на запросы всех неравнодушных, для которых реализуется молодежная политика. Об этом рассуждает активист и общественник Рамиль Шамсутдинов, участник Гренада.COMMUNITY.

В рамках недавно проведенного фестиваля ребята, в том числе и наш собеседник, собирали обратную связь от посетителей. Подведя промежуточные итоги, Рамиль сделал следующие выводы.

– По основным запросам: не хватает движухи, креативных площадок и комфортной, привлекательной инфраструктуры, - делится спикер. – Молодым челнинцам кажется, что в автограде недостаточно перспектив для саморазвития и самореализации. В больших городах их намного больше. Отчасти мои ровесники правы.

Рамиль не уверен, что молодежь  в целом активно продвигает новые идеи, так как большая часть инициативных и креативных молодых людей стремится уехать в другие города. 

Просто нужно научиться с ней работать: какой путь избрала молодежная политика в Челнах

– Мне кажется, не хватает общей цели и концепции города, как это было во времена строительства КАМАЗа, например. Или как было в Казани во времена подготовки к Универсиаде, к 1000-летию города, чемпионату мира и т.д., - вспоминает Шамсутдинов. – То есть в столице республики постоянно есть какое-то общее городское стремление - вот этого не хватает в Челнах для увлечения молодежи.

Касаемо общего замысла - уже прослеживаются перспективы направить энтузиазм горожан и стремление руководства города в одно общее русло – сделать Набережные Челны привлекательным, комфортным и безопасным местом для молодежи, наполненным событиями для горожан, отмечает наш гость. Тогда, по его мнению, ребята, став частью этой движухи, будут реже уезжать из автограда.

Молодежная политика - это...

Удалось собрать целую палитру мнений относительно «юношеского вопроса» - в обсуждении поучаствовало пять представителей различных активистских течений города. Каждый высказался и отметил сильные и слабые стороны реализуемой молодежной политики в Набережных Челнах. Пора дать слово руководителю Управления по делам молодежи Лейсан Видинеевой.

– Молодежная политика - это не только Управление по делам молодежи города и министерство в республике, это не только тусовки и мероприятия, - отмечает эксперт. – Молодежная политика – понятие мультидисциплинарное, новое поколение сегодня везде – и на предприятиях, и в вузах, и в школах, и в спорте, и в культуре, и в науке.

Сегодня молодые люди, отмечает специалист, более образованны, овладевают новыми профессиями и стремятся к другому образу жизни, в котором есть комфорт. И вот как раз деятельность Управления по делам молодежи ориентирована на создание необходимых условий для того, чтобы можно было реализовать свою идею или проект, выбрать занятие в соответствии с личным интересом, стать частью социально значимых проектов, принять участие в грантах.

Здесь стоит отметить, что инфраструктура представлена четырьмя молодежными центрами: «Нур», «Шатлык», «Орион» и «Заман»; 28 молодежно-подростковыми клубами и четырьмя социальными учреждениями. Главными модераторами всего «новопоколенческого движа» в городе являются молодежные общественные организации и объединения, их сегодня более пятидесяти. И ориентированы они на удовлетворение разных потребностей и интересов молодежи.

Спикер также подчеркнула, что все выстраиваемые сегодня коммуникации с нео-поколением открыты и доступны – у любого желающего всегда есть возможность связаться с управлением по делам молодежи по телефону или обратиться с личным вопросом во вторник – в день приема.

Просто нужно научиться с ней работать: какой путь избрала молодежная политика в Челнах

Время поговорить и о запросах – какие из них считывает и видит администрация.

– Перед реновацией проводились опросы, встречи с молодежью для выявления потребностей. В последние годы активизировались молодые мамы – все начиналось с небольших мероприятий в парке «Гренада», которые посещали 10-15 мам, - рассказывает Видинеева. – Два года назад  на базе молодежного клуба «Романтик» создали коворкинг-центр «Мама в духе». В рамках площадки существуют бесплатные обучающие курсы (шитьё), после которых девушки и женщины могут научиться создавать стильные вещи. И это тоже молодежная политика. 

Также стоит добавить, что два молодежных центра прошли программу реновации и стали креативными резиденциями, где созданы условия для развития киберспорта, диджеинга и других направлений.

Однако это еще не все. К концу 2022 года планируется полностью провести ревизию, внести значительные изменения в муниципальную молодежную программу на предстоящие 2023-2025 годы.

Это значит, что стоит ждать ряд встреч с различными представителями молодежи города, чтобы услышать мнения, новые идеи, пожелания. Самое главное – в Управлении ждут тех людей, которые готовы быть рядом и включаться в процесс создания новых молодежных активностей. Потому это отличная возможность проявить себя и стать частью активного сегмента города.

– Мы четко понимаем, что сегодня невозможно реализовывать молодежную политику без изучения запроса, обратной и прямой связи с теми, для кого мы работаем, – с молодежью, - делится спикер. – Сегодня мы ориентированы на взаимодействие со всеми ведомствами и структурами, занимающимися вопросами молодежной политики по различным направлениям, - профилактика асоциального поведения молодежи, а она возможна тогда, когда молодой человек сопричастен ко всему тому, что происходит в городе. Когда молодые родители, воспитывая своих детей, прививают им позитивные жизненные ценности. Мы развиваем проекты, которые помогают молодым людям справляться с личностными и социальными трудностями.

Таким получилось обсуждение молодежной политики в Челнах. Во многих вопросах активисты разделяют одну точку зрения на двоих, а то и на троих, и, как мы выяснили, власти нередко идут им навстречу. Однако некоторые проблемные точки все же наметились, остается надеяться, что администрация возьмет пожелания лидеров мнения в работу.


Читайте также: Минниханов назвал важнейшим событием проведение в Казани Глобального молодежного саммита


11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Элвин
Всегда нужно давать шансы молодежи реализовываться. Взять те же граффити. Они ведь будут повсюду, если не выделить определенное место и в принципе не организовать ничего
1
0
Ответить

Рубин
@Элвин Выделяй не выделяй а подземки которые у нас только закрасили,снова все разрисованные
0
0
Ответить

Артур
@Рубин Вот поэтому нужны отдельные места для них,что бы там показывали свое искусство
1
0
Ответить

Надя
Думаю нужно больше кинопоказов по вечерам под отктым небом. Чтоб хоть молодежь фильмы нормальные смотрели
0
0
Ответить

Фарида
@Надя Ну вот азатлык же организовывает кинопросмотры. Только правильно сказали, это очень мало для целого города, нужно больше таких площадок
0
0
Ответить

Света
Основной процент креативных молодых людей уезжают в другие города потому, что здесь им не дают полностью реализоваться, вот и все
0
0
Ответить

Ильвира
@Света У нас одни художники вокруг,лучше бы работать шли,чем просто так рисовать на стенах и портить имущество
0
0
Ответить

Дамир
Ну конечно никто не будет ходить на день города, если одно и то же каждый год) они ещё удивляются, что молодежь не приходит)
0
0
Ответить

Денис
@Дамир Вот именно, попробуй Ка каждый раз на одно и то же смотреть, скучно же становится. Тогда надо главным назначить более молодого человека, современного.
0
0
Ответить

Аня
Ну классно же, что для молодежи такие вещи делают. В конце концов это уже другое поколение с другими интересами. не на капустники же им собираться
0
0
Ответить

Гуля
Мне очень нравится современная молодежная политика. За ними будущее и правильно делают, что стоят на своем
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite