Незаконные свалки — наглядный результат мусорной реформы

В авторской колонке
В авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, член фракции КПРФ в
Госсовете Татарстана Николай Атласов призывает изменить угол зрения, сместив
акцент с парадных рапортов на реальные проблемы.

Почти месяц назад руководитель федеральной компании «Российский экологический оператор» (РЭО) Денис Буцаев разместил в своем Телеграм-канале видеоролик о результатах реформирования отрасли обращения с отходами по прошествии трех лет с начала мусорной реформы.

Сюжет видеоролика построен по классическим канонам пропаганды в рамках дихотомии «было — стало»: было — плохо, стало — суперхорошо. Комментарий под роликом соответствующий. О том, как было плохо, говорит следующая фраза: «2019 год: Старт реформы обращения с отходами, когда нет никакой системы и люди жалуются на бесконечные свалки». Затем следует череда цифр, отражающих позитивный результат реформирования на сегодняшний день: 841 объект по обработке и утилизации отходов; 39 полигонов рекультивировано; 37 000 рабочих мест в сфере переработки; 20 млрд рублей поступает в бюджет ежегодно в виде налогов; 43,3% ТКО — сортируются.

Незаконные свалки - наглядный результат мусорной реформы

Не стоит спорить с авторами пропагандистского видеоролика, размещённого Денисом Буцаевым, так как их цель — формирование позитивной картинки в головах вышестоящего начальства и населения, а не отражение реальной ситуации. По этой причине подбор цифр и видеоряда сугубо избирательный, отражающий определенный угол зрения, выгодный заказчикам видеоролика. А вот если изменить угол зрения на мусорную проблему, сместив акцент с парадных рапортов на реальные проблемы, то окажется, что картина не такая радужная. Выяснится, что в том же Татарстане при наличии двух региональных операторов за три с половиной года мусорной реформы не введено ни одного нового объекта — ни сортировочной станции, не перерабатывающих производств, ни одного мусорного полигона. Зато многократно выросли тарифы. При этом один из региональных операторов, достижения которого ограничиваются лишь обновлением контейнерного парка, у того же РЭО значится компанией-отличником.  

Есть еще один аспект, о котором ни Денис Буцаев, ни авторы пропагандистского видеоролика предпочитают не говорить, — это статистика возросшего количества незаконных мусорных свалок, появление которых напрямую связано с результатами мусорного реформирования. Достаточно обратить внимание лишь на один район Татарстана — Лаишевский, который утопает в мусорных свалках. И этой картинки в пропагандистских видеороликах «Российского экологического оператора» вы не найдете. Потому что она не вписывается в пропагандистский сюжет.

Реальная ситуация с незаконными мусорными свалками крайне плачевная, так как во всех регионах России, в Татарстане в том числе, постоянно фиксируются случаи их появления. И выстроенная по итогам мусорной реформы система обращения с отходами с упором на интересы коммерческих структур в лице региональных операторов с этой проблемой никак не справляется.

Незаконные свалки - наглядный результат мусорной реформы

Во многих районах страны появление незаконных мусорных свалок принято списывать на растущую строительную сферу. Мол, вокруг крупных городов возникают новые жилые комплексы и коттеджные поселки, однако строительный мусор не утилизируется должным образом, а сбрасывается в полях, лесах и оврагах, либо на окраинах поселков. Такое объяснение имеет право на существование, но оно лишний раз подтверждает известную всем критикам мусорной реформы истину — система с региональными операторами не работает.  

Сейчас смешно вспоминать те пропагандистские видеосюжеты, под флагом которых обосновывалась необходимость мусорной реформы. Один из главных пропагандистских тезисов того времени — это констатация факта большого количества незаконных свалок, а также переполненность мусорных полигонов, которые контролируются криминальными структурами. И спасение виделось в том, что власти проведут мусорную реформу, создадут прозрачные структуры в лице региональных операторов, которые вытеснят с рынка криминал, выстроят эффективную переработку отходов, в результате чего количество мусорных свалок и полигонов резко сократится. Помнится, с каким информационным шумом обсуждали директивное закрытие президентским решением подмосковного полигона в Кучино, а то, что следствием этого непроработанного решения стал вывоз мусора на другие свалки, в том числе незаконные, умалчивалось. Или та же история с криминалом, который в результате реформы якобы убрали с мусорного рынка. Да, одна из крупных российских мусорных компаний, возглавляемая сыном бывшего генпрокурора, заметно усилила свои позиции на рынке, но это не решило проблему криминала — некоторых участников рынка как отстреливали с дореформенных времен, так и продолжают отстреливать.  

Тот факт, что незаконные мусорные свалки не только сохраняются, но и увеличиваются в количестве, является отражением системных проблем в процессе реформирования сферы обращения с отходами. И суть этой системной проблемы в том, что рынок обращения с отходами монополизировали абсолютно непрозрачные в финансовом отношении коммерческие структуры в лице региональных операторов. При этом влияния на этот рынок лишились те структуры, от которых напрямую зависит чистота территории и эффективность работы в борьбе с незаконными свалками.

Речь идет о муниципальной (местной) власти, которая по определению является настоящим хозяином той или иной территории.    

Незаконные свалки - наглядный результат мусорной реформы

До мусорной реформы именно у муниципалитетов были важнейшие рычаги влияния и контроля на процесс очистки подведомственной территории. Если говорить о Татарстане, то в каждом районе или крупном городе, как Казань или Набережные Челны, была своя (а где-то даже не одна) муниципальная мусорная компания, подконтрольная местным властям. Именно она занималась вывозом твердых коммунальных отходов. Но не только ТКО, а также вывозом отходов садоводческих хозяйств, мусора, собранного в результате проведения регулярных экологических акций, в том числе субботников. Это была зона ответственности муниципальных мусорных компаний, которым местные власти просто давали команду, а они выполняли в рамках тех объемов финансирования, которые были прописаны в бюджете. Собранный мусор вывозился на полигоны. Да, проблема исчерпанности ресурсов многих из полигонов существовала и в те времена, как и проблема незаконных мусорных свалок. Но масштабы этих проблем, по крайней мере в Татарстане, были гораздо скромнее, чем сейчас.    

Теперь же на смену муниципальным мусорным компаниям пришел региональный оператор-монополист, который вообще никак не зависит от местных властей. Федеральный закон, легализовавший мусорную реформу, прописан в интересах региональных операторов. И за каждое их «телодвижение», то есть вывоз мусора, надо платить. Если незаконная свалка мусора образуется на территории муниципалитета, то это зона ответственности местных властей. Но у них нет инструмента решения проблемы, так как нет своей мусорной компании, которой можно просто отдать распоряжение в директивном порядке на вывоз мусора с места незаконных свалок. И нет дополнительных денег, чтобы заплатить региональному оператору для финансирования вывоза отходов с тех же незаконных свалок, потому что расходы бюджета формируются заранее и там не закладываются такие деньги, тем более что муниципальные бюджеты, как правило, дефицитные.

Незаконные свалки - наглядный результат мусорной реформы

К каким последствиям это приводит? К самым плачевным и для муниципалитетов, и для экологии. Не имея денег заплатить региональному оператору, местные власти вынуждены бороться с незаконными свалками, за которые их штрафует экологическое ведомство, прибегая к примитивному способу: к месту незаконной свалки подгоняется трактор, который весь мусор сваливает в специально вырытую яму или овраг, который затем присыпают землей.

Была свалка – теперь нет ее. Местные власти довольны, так как «решили» проблему. Довольно и экологическое ведомство, которое поставило себе еще один плюс в борьбе за экологическую чистоту (помните про электронную карту незаконных свалок ОНФ и министерства экологии РТ?). Доволен и региональный оператор, который не понес непредвиденных расходов. Недовольной остается только российская природа, которая вынуждена терпеть пропагандистское вранье РЭО и наживающихся на мусорной реформе региональных операторов.      


Автор материала: Николай Атласов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, член фракции КПРФ


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *