«В межконфессиональном диалоге важно не переубеждать, а слушать друг друга»

В Болгарской исламской академии собрались авторы и разработчики проектов по межнациональному диалогу.
В Болгарской исламской академии собрались авторы и разработчики проектов по
межнациональному диалогу.

В Болгарской исламской академии открылась V Международная летняя школа «Болгарский диалог культур». Узловой темой в этом году стала «Личностная модель межрелигиозного диалога». В школе участвуют студенты светских и религиозных образовательных учреждений из регионов России и зарубежья. В чем суть школы «Болгарский диалог культур»? 

— Международная летняя школа «Болгарский диалог культур» является одним из крупных и значимых наших проектов. Запуская проект, мы ставили перед собой цель создать международную площадку для диалога культур и цивилизаций, для ознакомления иностранных студентов с богатым духовным потенциалом народов России, успешными практиками Республики Татарстан и других регионов в области выстраивания межрелигиозного и межкультурного диалога, укрепления и развития связей в молодёжной среде, — рассказывает и.о. ректор Академии Айнур Тимерханов. — Можем сказать, что школа стала традиционной и превратилась в востребованную площадку для обсуждения актуальных тем. А ценность коммуникаций и взаимодействий на площадке летней школы состоит не в нравоучениях, а в нацеленности на презентацию молодёжных инициатив и тиражировании конкретного успешного опыта в области гармонизации межнационального и межрелигиозного мир.

«В межконфессиональном диалоге важно не переубеждать, а слушать друг друга»

Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин в своём выступлении рассказал о сложном пути поиска диалога культур, религий, через которое прошло российской общество. Причем, нужно учитывать, что этот поиск усложняется тем, что все традиционные религии, присутствующие сегодня на территории нашей страны, претендуют на универсальность и завершенность своих истин, догм и постулатов. И тем не менее, диалог всё равно был достигнут.

— Россия в течении многих веков функционировала как многоконфессиональное, многонациональное общество. Поэтому были выработаны определенные принципы сосуществования представителей разных религий. Их поначалу ещё нельзя было назвать принципами конфессиональной толерантности. Но всё равно шёл процесс сложного поиска путей совместного проживания без видимого противостояния, — рассуждал Мухаметшин.

Ректор привел свой личный пример, когда он достиг как раз того самого диалога культуры, о котором заявляли другие участники летней Болгарской школы.

— В прошлом году ко мне обратились представители уважаемого ВАКовского журнала по поводу рецензирования статьи, насколько она научна и соответствует ли научным требованиям? Эта статья написана представителем Русской православной церкви и статья посвящена проблеме единобожия в традиционных религиях. Я её прочитал. Статья написана с точки зрения концепций Русской православной церкви. Я как мусульманин мог написать, что эта статья не соответствует научной истине. Но на самом деле здесь нужно исходить из того, что каждая мировая религия претендует на свою универсальную истинность. Поэтому в статье честно изложена позиция одной из мировых религий. В итоге я написал, что в теологии возможны различные подходы, поэтому статья соответствует критериям научности в области теологии. И попросил, чтобы эта статья была опубликована, — рассказывал Мухаметшин.

«В межконфессиональном диалоге важно не переубеждать, а слушать друг друга»

В своих выводах он раскрыл то, к чему на самом деле должен приводить диалог между представителями разных верований: ни в коем случае к переубеждению друг друга (или к попытка переубедить), а к взаимопониманию и выслушиванию позиции друг друга.

— Очень важно, что догматические постулаты религии никак не могут серьёзно обсуждаться в ходе дискуссии между представителями различных религий. Потому что в межконфессиональном диалоге речь идёт не о том, чтобы убедить партнёра в своей истине или прийти к какому-то синкретическому согласию. Этот диалог может состояться только тогда, когда приверженцы одной религии пытаются при помощи своей веры и самосознания понимать и уважать другую религию, даже если они не разделяют это положение. Стоит не сколько говорить, а сколько вслушиваться в то, что говорят представителя других религий, — обратил внимание руководитель РИУ.

Представитель Русской православной церкви отец Григорий (Мутрусов), председательствующий в экспертном совете при Патриархе по взаимодействию с исламским миром, в своём выступлении сделал акцент на том, что Татарстан являет собой сегодня пример традиции взаимодействия разных культур и религий для всей России.

— В Татарстане есть традиции взаимодействия культур, есть традиции дружного проживания на одной территории разных конфессий. Мне кажется, в этой модели нужно находить актуальные образцы и распространять на те территории, где такого опыта нет. Мне кажется, на уровне личностей, на уровне семей, друзей этот диалог существует — это совместное отмечание праздников, и праздников не только государственных, но и религиозных. В Татарстане такая традиция совместного отмечания религиозных праздников существует. И в этом ничего нет удивительного, — рассуждал отец Григорий.

«В межконфессиональном диалоге важно не переубеждать, а слушать друг друга»

Спикер подчеркнул, что в татарстанских образцах опыта взаимодействия культур сегодня больше всего нуждаются столичные территории — Москва и Санкт-Петербург. В эти регионы сегодня приезжают на заработки мигранты из стран ближнего зарубежья со своими верованиями, со своими представлениями. Вот там как раз и не хватает моделей совместного проживания культур.

Студенты и другие участники летней школы привезли с собой различные проекты, направленные на укрепление, развитие и расширение практик межконфессионального взаимодействия. Причем, под практиками имеется в виду очень широкий спектр деятельности, начиная с различных фестивалей и заканчивая научными и социологическими исследования. Одна из участниц поделилась тем, что представить в Болгарской академии исследование по распространению стереотипов и представлений о мусульманах в Нижегородской области. И.о. ректор академии Тимерханов похвалил поставленные ею задачи исследования, призвал активнее работать с циркулирующими в обществе мифами и заблуждениями о мусульманах.

«В межконфессиональном диалоге важно не переубеждать, а слушать друг друга»

— В недалеком прошлом наши коллеги на Западе проводили исследование. Они хотели выяснить имидж обычного, среднестатистического мусульманина, который складывается на основе материалов школьных учебников в Германии. В итоге получилось, что мусульманин в глазах школьников предстаёт в виде бородатого дикаря, который готов при малейшей возможности взять в руки автомат и пойти воевать. Это вот современное представление о мусульманах в Европе по материалам школьных учебников. Это говорит о том, что для нас с вами есть бескрайний простор, чтобы продвигать правдивую информацию о наших религиях. А с другой стороны разрушать вот эти в корне неправильные представления и стереотипы, — резюмировал Тимерханов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *