Рассказываем про один из самых проблемных проектов автограда, который не могут реализовать почти десять лет.

Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают Московский проспект

Рассказываем про один из самых проблемных проектов автограда, который не могут реализовать почти десять лет.

Московский проспект - один из четырех главных автомобильных проездов в Набережных Челнах с общей протяженностью в 6 километров. Он располагается между проспектом Мира и улицей 40 лет Победы, а также проходит через Автозаводский и Центральный районы города.

О соединении магистральной дорогой поселка ЗЯБ и Московского проспекта челнинцы слышат давно - первые мысли о столь крупном проекте зародились еще во времена СССР. Причины подобного очевидны - дороги ЗЯБи не всегда справляются с нагрузкой, то и дело обрастая пробками, а Первая автодорога, по сути, представляет из себя промышленную окраину Челнов, где заторы - дело привычное.

Как развивался проект и при чем тут «Талан»

С тех времен идея продолжения проспекта постоянно витала в новостной повестке. В 2009 году муниципальные власти упомянули в одном из документов территориального планирования о постройке «новой магистрали, проходящей в жилом районе Орловка», в рамках мероприятий по развитию дорог с 2015 по 2025 год. Но «зеленый свет» проекту решили дать раньше назначенного срока - в 2013 году. Был подсчитан примерный бюджет, составивший 1,2 миллиарда рублей, выстроен план, и казалось, что начало работ не за горами. Но перевод Василя Шайхразиева, тогдашнего мэра Челнов, в Казань вновь ввел проект в коматозное состояние.

Предвестником нового этапа этой истории стал ремонт Московского проспекта в конце 2016 года. Тогда Наиль Магдеев сообщил о том, что планы о продлении Московского проспекта все еще в силе. Продолжили разговоры об этом в 2017 году. Тогда же выяснилось, что проектную документацию заказала компания «Талан» - крупный застройщик и подрядчик из Ижевска, обитающий на рынке с 2002 года. За это время корпорация успела поработать в десяти городах России.

Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают Московский проспект

Интерес строительного гиганта именно к этому проекту обусловлен тем, что компания еще в 2014 году выкупила 72,9 гектара земли между Новым городом и поселком ЗЯБ в районе Орловского кольца, - застройщик планировал построить на выкупленных участках новый жилой квартал, который в будущем получил название «Притяжение». Параллельно этому им же был разработан план постройки моста через реку Челнинку.

Новую магистраль планировалось провести через поселок Орловка и садовое товарищество Юбилейное, аккуратно обогнув территорию «Притяжения». Строительство должно было занять площадь более восьми гектаров. Дорога прошла бы через 38 участков. Она должна была иметь по две полосы в каждую сторону. Помимо непосредственно проезжей части туда входили пешеходные дорожки и полосы для велосипедистов, две автобусные остановки. В дальнейшем было решено удлинить проспект до улицы Хади Такташа. Общая протяженность нового Московского проспекта должна была составить 2,7 километра. Работы планировали начать через два года.

- Мы сейчас взялись за этот проект, идет застройка Орловского поля, там работает компания «Талан» - она строит в том месте жилье. Мы с ними договорились на паритетных условиях, что мост будут проектировать они, - компания уже занимается этим вопросом и будет финансировать из собственных средств, - заявлял в одном из интервью мэр Челнов Наиль Магдеев.

В 2019-м история начала набирать новые обороты. Исполком изъял и снес первые участки в Орловке, стоящие на пути магистрали. Подробнее об этом KazanFirst писал ранее. Тогда же было объявлено, что строительство разделят на два этапа. К тому моменту было потрачено 30 миллионов рублей на выкуп 16 участков.

Самый темный час перед рассветом?

Затем в 2020-м грянул коронавирус, режим самоизоляции, а в экономике стали заметны первые ростки будущего кризиса. Все планы по продлению проспекта было решено отложить на год... чтобы в 2021-м заявить о нехватке денежных средств для начала строительных работ. Было очевидно - переносу на 2022 год быть. Хотя, впрочем, все эти обстоятельства и не помешали мэрии в тот же период продолжить изъятие участков у жителей СНТ «Юбилейный».

Итоговая стоимость проекта менялась каждый год: проскакивали новости о 860 миллионах рублей и о двух миллиардах. На данный момент продолжение проспекта оценивают в 1,5 миллиарда рублей. Частично покрыть расходы планируют по программе «Стимул» - в этом случае из федерального бюджета на постройку выделят около одного миллиарда.

Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают московский проспект

В текущем году ситуация стала чуточку проще, чем в предыдущих. Руководство города заявляет, что планы по дальнейшему развитию первого этапа проекта полностью завершены, продолжаются изъятия и выкупы земельных участков.

- Мы этим вопросом серьезно занимаемся. Разработан первый этап строительства и продолжения Московского проспекта и моста через реку Челнинку. Этот проект будет реализован в ближайшее время. Но чтобы иметь коридор для строительства моста и дороги, нужна территория. Несколько лет назад мы выкупали земельные участки у граждан. В этот раз мы закладываем финансы на покупку земельных участков у садового общества. По рыночной цене мы компенсируем стоимость земельного участка, по которому потом пройдет магистраль, - рассказал Магдеев.

Нежелательное соседство

Главной жертвой во всей этой многолетней эпопее стал не городской бюджет, как можно подумать изначально, а обычные люди, которым не повезло оказаться на пути амбициозного проекта. Продолжение Московского проспекта беспощадно ворвалось в быт обычных жителей Орловки и «Юбилейного». И если про Орловку KazanFirst ранее уже писал, то вот «Юбилейное» осталось в тени своего более крупного соседа. Возможно, влияет масштаб проблемы: если в Орловке продолжение проспекта проходило почти по центру, то вот садовое товарищество отделалось относительно легко - дорога там пройдет по касательной, отправив под снос «всего-то» 16 участков.

Первое, что мы можем увидеть, приехав в «Юбилейное», - практически полное отсутствие хоть каких-то намеков на строительные работы. В большинстве своем старые, покосившиеся дома, приговоренные исполкомом к сносу, все так же стоят на своих местах, а там, где должна быть новая асфальтированная дорога, - обыкновенная проселка, закрытая в некоторых местах земляными кучами.

Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают Московский проспект

Сами жители охотно шли на контакт с корреспондентом KazanFirst и все как один выражали недовольство проектом. И чем ближе они жили к новой магистрали, тем сильнее было негодование. И людей можно понять: планами о продолжении Московского проспекта их пугают больше десяти лет, и каждый раз размах проекта и, соответственно, количество сносимых участков менялись.

Один из жителей рассказал, что около десяти лет назад он мог и сам попасть под строительный каток, когда по плану ему должны были срезать около трети участка. Пролили свет и на территорию, где собираются начать строительство.

- Раньше там поля были, сажали рожь и пшеницу - никаких построек и в помине не было, - рассказывает собеседник. - Это потом, то ли в конце 90-х, то ли в начале нулевых начали тут дома возводить, то есть вся эта зона - придаток к садовому обществу, потому там нумерация другая.

Но, несмотря на общее возмущение от проекта, большинство садоводов давно опустили руки и приняли свою участь. Все, с кем удалось поговорить журналисту, как один заявляли о бессмысленности борьбы - власть в лице мэрии все равно не станет их слушать. И их можно понять, так как многие, если не большинство, жителей «Юбилейного» - люди пред- или пенсионного возраста, и им хочется провести время в покое и гармонии, а не в изматывающей борьбе с исполкомом. Большинство владельцев отданных под снос участков согласились на условия, предложенные им, и покинули некогда родные дома.

Примечательный случай произошел с одним из жителей - Евгением (имя изменено. - Ред.), оказавшимся из-за данного проекта в достаточно непростой ситуации. Впервые об изъятии и необходимости провести оценку имущества он услышал еще в конце лета прошлого года. Тем не менее специалисты из оценочного бюро приехали к нему только зимой, когда участок успело засыпать снегом, что могло сделать итоговую оценку несколько неточной.

Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают московский проспект

- Оценку нужно было проводить до появления метрового слоя снега, - рассказывает Евгений. - Посчитали, впрочем, они достаточно быстро - буквально за неделю, пусть и несколько поверхностно.

Впрочем, каких-либо конфликтов на этой почве не было и мэрия согласилась заплатить даже больше озвученной оценщиками стоимости - нужно было только найти для этих целей инвестора. Но всем известные февральские события внесли свои коррективы в ситуацию, значительно увеличив стоимость строительных материалов и сделав исполкомовскую оценку неактуальной.

- Сейчас все подорожало. Та сумма, которую мы согласовали в марте, уже в августе-сентябре просто неактуальна с учетом нынешней ситуации в стране, - сетует владелец участка.

Пересмотра оценочной стоимости с учетом всех нюансов так и не было, как и внятных сроков решения этой проблемы. Евгений надеется на скорейшее нахождение компромисса с администрацией, но, тем не менее, отдавать землю за копейки он не желает и готов отстаивать свои интересы в суде.

В строительстве жители видят и плюсы

Более подробной информацией о роли садового товарищества в проекте поделилась председатель «Юбилейного» Гульшат Салимова.

- По нашим спискам у нас сносится 16 участков, стройка пройдет по касательной, - рассказывает женщина, глядя на схему СНТ. - Договоры на данный момент составлены, проблемы с выплатами решены.

В основном всю информацию по проекту жители получали от председателя, ей же приходилось в процессе успокаивать обеспокоенных.

- Информацию прежде всего должны были доводить до меня: когда будут, например, выплаты, чтобы я могла с людьми все обсудить, - продолжает рассказ председатель. - Я их смогла успокоить, сказала, что все это так или иначе решится.

Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают московский проспект

Больше всего руководителя садового товарищества волнует то, как администрация планирует восстанавливать инфраструктуру после завершения основных работ по прокладке магистрали. В процессе строительства под снос пойдут прилегающие ограждения, линии электропередач, водоводы, а также нужно сделать адекватную шумоизоляцию.
Не меньше вопросов вызывает качество будущей дороги. Под садовым обществом есть подземные реки и резервуары с водой, пустоты. Обслуживание такое дороги будет требовать больших средств.

Также удалось узнать более подробно о том, как мэрия оценивала стоимость того или иного участка.

- Три года назад они запросили у меня приблизительные рыночные цены участков. Я сказала, что каждый оценивает свой участок сам. Но у нас есть журнал, где мы записываем информацию о продаже имущества, куда заносим приблизительную его стоимость, - именно это я и отправила администрации. Затем каждого садовода, у которого изымали участок, власти приглашали к себе и в ходе переговоров уже заключали договоры, - отметила женщина.

В отличие от большинства жителей «Юбилейного», Гульшат Салимова видит в строительстве магистрали больше плюсов, нежели минусов. Для многих садоводов и в особенности пенсионеров это станет хорошей инвестицией -  благодаря соединению Московского проспекта с садоводством участки здесь значительно вырастут в цене, став лакомым кусочком для молодежи.

Ожидание

Продолжение Московского проспекта - один из самых неоднозначных проектов в Челнах. Годами откладываемый, постоянно меняющийся, он одновременно остро необходим городу по многим неоспоримым причинам, но в то же время выступает ночным кошмаром, который годами не дает покоя обычным жителям Орловки и «Юбилейного». Даже сейчас его судьба кажется достаточно туманной, а проблем вокруг него пусть и меньше, но все равно хватает. 


11 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Руслан
Ну жили без дороги столько дет и ещё проживут. А когда построят совсем хорошо будет.так что ждём!
1
1
Ответить

Светлана
Вот бывает что не идёт, всякие палки в колёса получается втыкаются может тогда и не надо вовсе?!
0
1
Ответить

Наталья
Обычно строительство дорог это экономически выгодно и раз строят значит выгоду видят.
0
0
Ответить

Михаил
Жители посёлка раздвоились кому уже все равно, кто то ждёт. Я честно уже не верю что что то будет. И вложения дополнительные требуется и уход за дорогой будет не простой и постоянный
2
0
Ответить

Ирина
А зачем вообще строить эту дорогу,если основное движение все равно разгрузили на зяби и таких основных пробок нет
1
0
Ответить

Сулейман
Лучше бы на центральной расширили мост в три полосы,там вечно аварии,либо светофор с выезда на трамвайных путях сделали,тогда точно дтп не будет
0
0
Ответить

Лилия
У Орловки все преимущества есть,там же под мостом можно спокойно на элеватор выехать,но нет про эту дорогу все забыли уже давно
1
0
Ответить

Тимур
@Лилия У них первая дорога вечно стоит,плюс зяб стоит в час пик,как им выезжать то?
1
0
Ответить

Эльвира
Что бы строить магистраль надо очень большое вложение,но ведь у нас нет такого бюджета,поэтому тут надо просить федеральный
0
0
Ответить

Ждан
Дорога это всегда хорошо, особенно если широкая и ровная, без ущерба жителям) Такая бы пригодилась, жалко, что все в подвешенном состоянии только и все никак не могут определится, что дальше делать и где взять средств...
0
0
Ответить

Патриот
Скорее бы дорогу проложили,в час пик невозможно ехать на зяби
0
2
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite