Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают Московский проспект

Рассказываем про один из самых проблемных проектов автограда
Рассказываем про один из самых проблемных проектов автограда, который не могут
реализовать почти десять лет.

Московский проспект — один из четырех главных автомобильных проездов в Набережных Челнах с общей протяженностью в 6 километров. Он располагается между проспектом Мира и улицей 40 лет Победы, а также проходит через Автозаводский и Центральный районы города.

О соединении магистральной дорогой поселка ЗЯБ и Московского проспекта челнинцы слышат давно — первые мысли о столь крупном проекте зародились еще во времена СССР. Причины подобного очевидны — дороги ЗЯБи не всегда справляются с нагрузкой, то и дело обрастая пробками, а Первая автодорога, по сути, представляет из себя промышленную окраину Челнов, где заторы — дело привычное.

Как развивался проект и при чем тут «Талан»

С тех времен идея продолжения проспекта постоянно витала в новостной повестке. В 2009 году муниципальные власти упомянули в одном из документов территориального планирования о постройке «новой магистрали, проходящей в жилом районе Орловка», в рамках мероприятий по развитию дорог с 2015 по 2025 год. Но «зеленый свет» проекту решили дать раньше назначенного срока — в 2013 году. Был подсчитан примерный бюджет, составивший 1,2 миллиарда рублей, выстроен план, и казалось, что начало работ не за горами. Но перевод Василя Шайхразиева, тогдашнего мэра Челнов, в Казань вновь ввел проект в коматозное состояние.

Предвестником нового этапа этой истории стал ремонт Московского проспекта в конце 2016 года. Тогда Наиль Магдеев сообщил о том, что планы о продлении Московского проспекта все еще в силе. Продолжили разговоры об этом в 2017 году. Тогда же выяснилось, что проектную документацию заказала компания «Талан» — крупный застройщик и подрядчик из Ижевска, обитающий на рынке с 2002 года. За это время корпорация успела поработать в десяти городах России.

Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают Московский проспект

Интерес строительного гиганта именно к этому проекту обусловлен тем, что компания еще в 2014 году выкупила 72,9 гектара земли между Новым городом и поселком ЗЯБ в районе Орловского кольца, — застройщик планировал построить на выкупленных участках новый жилой квартал, который в будущем получил название «Притяжение». Параллельно этому им же был разработан план постройки моста через реку Челнинку.

Новую магистраль планировалось провести через поселок Орловка и садовое товарищество Юбилейное, аккуратно обогнув территорию «Притяжения». Строительство должно было занять площадь более восьми гектаров. Дорога прошла бы через 38 участков. Она должна была иметь по две полосы в каждую сторону. Помимо непосредственно проезжей части туда входили пешеходные дорожки и полосы для велосипедистов, две автобусные остановки. В дальнейшем было решено удлинить проспект до улицы Хади Такташа. Общая протяженность нового Московского проспекта должна была составить 2,7 километра. Работы планировали начать через два года.

— Мы сейчас взялись за этот проект, идет застройка Орловского поля, там работает компания «Талан» — она строит в том месте жилье. Мы с ними договорились на паритетных условиях, что мост будут проектировать они, — компания уже занимается этим вопросом и будет финансировать из собственных средств, — заявлял в одном из интервью мэр Челнов Наиль Магдеев.

В 2019-м история начала набирать новые обороты. Исполком изъял и снес первые участки в Орловке, стоящие на пути магистрали. Подробнее об этом KazanFirst писал ранее. Тогда же было объявлено, что строительство разделят на два этапа. К тому моменту было потрачено 30 миллионов рублей на выкуп 16 участков.

Самый темный час перед рассветом?

Затем в 2020-м грянул коронавирус, режим самоизоляции, а в экономике стали заметны первые ростки будущего кризиса. Все планы по продлению проспекта было решено отложить на год… чтобы в 2021-м заявить о нехватке денежных средств для начала строительных работ. Было очевидно — переносу на 2022 год быть. Хотя, впрочем, все эти обстоятельства и не помешали мэрии в тот же период продолжить изъятие участков у жителей СНТ «Юбилейный».

Итоговая стоимость проекта менялась каждый год: проскакивали новости о 860 миллионах рублей и о двух миллиардах. На данный момент продолжение проспекта оценивают в 1,5 миллиарда рублей. Частично покрыть расходы планируют по программе «Стимул» — в этом случае из федерального бюджета на постройку выделят около одного миллиарда.

Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают московский проспект

В текущем году ситуация стала чуточку проще, чем в предыдущих. Руководство города заявляет, что планы по дальнейшему развитию первого этапа проекта полностью завершены, продолжаются изъятия и выкупы земельных участков.

— Мы этим вопросом серьезно занимаемся. Разработан первый этап строительства и продолжения Московского проспекта и моста через реку Челнинку. Этот проект будет реализован в ближайшее время. Но чтобы иметь коридор для строительства моста и дороги, нужна территория. Несколько лет назад мы выкупали земельные участки у граждан. В этот раз мы закладываем финансы на покупку земельных участков у садового общества. По рыночной цене мы компенсируем стоимость земельного участка, по которому потом пройдет магистраль, — рассказал Магдеев.

Нежелательное соседство

Главной жертвой во всей этой многолетней эпопее стал не городской бюджет, как можно подумать изначально, а обычные люди, которым не повезло оказаться на пути амбициозного проекта. Продолжение Московского проспекта беспощадно ворвалось в быт обычных жителей Орловки и «Юбилейного». И если про Орловку KazanFirst ранее уже писал, то вот «Юбилейное» осталось в тени своего более крупного соседа. Возможно, влияет масштаб проблемы: если в Орловке продолжение проспекта проходило почти по центру, то вот садовое товарищество отделалось относительно легко — дорога там пройдет по касательной, отправив под снос «всего-то» 16 участков.

Первое, что мы можем увидеть, приехав в «Юбилейное», — практически полное отсутствие хоть каких-то намеков на строительные работы. В большинстве своем старые, покосившиеся дома, приговоренные исполкомом к сносу, все так же стоят на своих местах, а там, где должна быть новая асфальтированная дорога, — обыкновенная проселка, закрытая в некоторых местах земляными кучами.

Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают Московский проспект

Сами жители охотно шли на контакт с корреспондентом KazanFirst и все как один выражали недовольство проектом. И чем ближе они жили к новой магистрали, тем сильнее было негодование. И людей можно понять: планами о продолжении Московского проспекта их пугают больше десяти лет, и каждый раз размах проекта и, соответственно, количество сносимых участков менялись.

Один из жителей рассказал, что около десяти лет назад он мог и сам попасть под строительный каток, когда по плану ему должны были срезать около трети участка. Пролили свет и на территорию, где собираются начать строительство.

— Раньше там поля были, сажали рожь и пшеницу — никаких построек и в помине не было, — рассказывает собеседник. — Это потом, то ли в конце 90-х, то ли в начале нулевых начали тут дома возводить, то есть вся эта зона — придаток к садовому обществу, потому там нумерация другая.

Но, несмотря на общее возмущение от проекта, большинство садоводов давно опустили руки и приняли свою участь. Все, с кем удалось поговорить журналисту, как один заявляли о бессмысленности борьбы — власть в лице мэрии все равно не станет их слушать. И их можно понять, так как многие, если не большинство, жителей «Юбилейного» — люди пред- или пенсионного возраста, и им хочется провести время в покое и гармонии, а не в изматывающей борьбе с исполкомом. Большинство владельцев отданных под снос участков согласились на условия, предложенные им, и покинули некогда родные дома.

Примечательный случай произошел с одним из жителей — Евгением (имя изменено. — Ред.), оказавшимся из-за данного проекта в достаточно непростой ситуации. Впервые об изъятии и необходимости провести оценку имущества он услышал еще в конце лета прошлого года. Тем не менее специалисты из оценочного бюро приехали к нему только зимой, когда участок успело засыпать снегом, что могло сделать итоговую оценку несколько неточной.

Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают московский проспект

— Оценку нужно было проводить до появления метрового слоя снега, — рассказывает Евгений. — Посчитали, впрочем, они достаточно быстро — буквально за неделю, пусть и несколько поверхностно.

Впрочем, каких-либо конфликтов на этой почве не было и мэрия согласилась заплатить даже больше озвученной оценщиками стоимости — нужно было только найти для этих целей инвестора. Но всем известные февральские события внесли свои коррективы в ситуацию, значительно увеличив стоимость строительных материалов и сделав исполкомовскую оценку неактуальной.

— Сейчас все подорожало. Та сумма, которую мы согласовали в марте, уже в августе-сентябре просто неактуальна с учетом нынешней ситуации в стране, — сетует владелец участка.

Пересмотра оценочной стоимости с учетом всех нюансов так и не было, как и внятных сроков решения этой проблемы. Евгений надеется на скорейшее нахождение компромисса с администрацией, но, тем не менее, отдавать землю за копейки он не желает и готов отстаивать свои интересы в суде.

В строительстве жители видят и плюсы

Более подробной информацией о роли садового товарищества в проекте поделилась председатель «Юбилейного» Гульшат Салимова.

— По нашим спискам у нас сносится 16 участков, стройка пройдет по касательной, — рассказывает женщина, глядя на схему СНТ. — Договоры на данный момент составлены, проблемы с выплатами решены.

В основном всю информацию по проекту жители получали от председателя, ей же приходилось в процессе успокаивать обеспокоенных.

— Информацию прежде всего должны были доводить до меня: когда будут, например, выплаты, чтобы я могла с людьми все обсудить, — продолжает рассказ председатель. — Я их смогла успокоить, сказала, что все это так или иначе решится.

Через Орловку к ЗЯБи: как власти Челнов продлевают московский проспект

Больше всего руководителя садового товарищества волнует то, как администрация планирует восстанавливать инфраструктуру после завершения основных работ по прокладке магистрали. В процессе строительства под снос пойдут прилегающие ограждения, линии электропередач, водоводы, а также нужно сделать адекватную шумоизоляцию.
Не меньше вопросов вызывает качество будущей дороги. Под садовым обществом есть подземные реки и резервуары с водой, пустоты. Обслуживание такое дороги будет требовать больших средств.

Также удалось узнать более подробно о том, как мэрия оценивала стоимость того или иного участка.

— Три года назад они запросили у меня приблизительные рыночные цены участков. Я сказала, что каждый оценивает свой участок сам. Но у нас есть журнал, где мы записываем информацию о продаже имущества, куда заносим приблизительную его стоимость, — именно это я и отправила администрации. Затем каждого садовода, у которого изымали участок, власти приглашали к себе и в ходе переговоров уже заключали договоры, — отметила женщина.

В отличие от большинства жителей «Юбилейного», Гульшат Салимова видит в строительстве магистрали больше плюсов, нежели минусов. Для многих садоводов и в особенности пенсионеров это станет хорошей инвестицией —  благодаря соединению Московского проспекта с садоводством участки здесь значительно вырастут в цене, став лакомым кусочком для молодежи.

Ожидание

Продолжение Московского проспекта — один из самых неоднозначных проектов в Челнах. Годами откладываемый, постоянно меняющийся, он одновременно остро необходим городу по многим неоспоримым причинам, но в то же время выступает ночным кошмаром, который годами не дает покоя обычным жителям Орловки и «Юбилейного». Даже сейчас его судьба кажется достаточно туманной, а проблем вокруг него пусть и меньше, но все равно хватает. 


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *