«Если подросток стреляет в других, то ему было очень-очень плохо, а взрослые не помогли»

Все чаще в нашей стране происходят скулшутинги. Не успела зарасти рана оставленная от трагических событий гимназии №175
Все чаще в нашей стране происходят скулшутинги. Не успела зарасти рана
оставленная от трагических событий гимназии №175, как похожая ситуация произошла
в соседнем Ижевске. Как обезопасить своего ребенка и о чем с ним стоит
поговорить — рассказали казанские психологи.

Утром 26 сентября в ижевскую школу №88 с оружием зашел ее бывший выпускник и начал кровавую бойню. В результате стрельбы погибли 17 человек, более 20 пострадали, за жизнь некоторых из них врачи продолжают активно бороться. Год назад скулшутинг произошел и в Казани в гимназии №175. Погибли девять человек, в том числе семь детей, 21 человек был ранен. Причем подобная трагедия может произойти не только в школах, но и колледжах, университетах и даже детских садах. Вспомним, массовое убийство в Пермском государственном университет, при котором погибло шесть человек или стрельбу в детском саду под Ульяновском, которая унесла жизни двоих малышей. 

Все эти события произошли практически друг за другом, что не может не волновать. Пожалуй, у каждого родителя сейчас в голове крутятся одни и те же вопросы: Почему это происходит? Что если это случится с моим ребенком? Как я могу обезопасить его? А что если мой ребенок в будущем придет с оружием в школу? 

Почему подростки берутся за оружие?

Нет четкого ответа, почему вдруг в голову бывшему ученику или просто ученику приходит идея об убийстве. Есть только предположения. Первые ощущают себя изгнанниками, которые отличаются от других. Вторые — жертвы эмоционального, физического или даже сексуального насилия. Третьи не чувствуют связи с другими людьми, не испытывают чувства вины за содеянное и могут наслаждаться, причиняя боль другим людям. 

Многие родители, да даже психологи полагают, что все происходит из-за компьютерных игр. Но это совсем не так. Разве игры воспитывают детей? По мнению  руководителя экстренной психологической помощи по телефону Центра психолого-педагогической помощи детям и молодежи «Доверие» Лейсан Хисамутдиновой, у родителей бывает искаженное представление о правильном воспитании, они направляют на ребенка слишком много агрессии, ожиданий, контроля и в итоге получают «неблагодарность» и агрессию в ответ. 

— Главная мысль состоит в том, что если подросток стреляет в других, то ему было очень-очень плохо, а взрослые ему не помогли, — сказала специалист.

Стрельба в школе: как обезопасить своего ребенка

Важно строить доверительные отношения со своим ребенком. В современном мире молодое поколение испытывает все меньше доверия к взрослым и начинают в прямом смысле отворачиваться от них. Поэтому важно уметь не потерять доверие своего ребенка, уметь разговаривать с ним на одном языке. 

— Раньше нам читали сказки, из которых мы учились что такое «добро» и «зло». Современные дети сказки мало читают. Они играют в игры, потребляют контент в интернете. Вот этот контент, как правило, за счет того, что он не предназначен для родителей, существенно разделяет  поколения. Поэтому когда мама будет говорить с ребенком школьного возраста о добре и зле, то это может не зайти. Но зато, если родители в теме, то им проще разговаривать со своим чадом. Например, какая-нибудь компьютерная игра, в которую играет ребенок. Он там убивает людей, но для него это не играет никакой этической роли, он просто зарабатывает очки. Надо отталкиваться от интересов ребенка. С «компьютерными» детьми диалог вести проще. Надо спрашивать ребенка хороший это персонаж или нет, — дала совет врач-психотерапевт Марина Белоусова

Как обезопасить своего ребенка 

От слингшутинг никто не застрахован. Если вы можете предсказать по какому пути пойдет ваш ребенок, через сколько пешеходных переходов он пройдет, то будут ли стрелять сегодня в его школе или нет, никто не может знать. Что делать? Закрыть ребенка дома и никуда не пускать? 

— Даже дома есть углы, — говорит Лейсан Хисамутдинова. — Стрельба в Казани и Ижевске затрагивает в первую очередь безопасность. Нам всем хочется быть в безопасности. Сами понимаете, накладываются и другие события. Необходимо создать безопасное поле, — добавляет специалист. 

Стрельба в школе: как обезопасить своего ребенка

За последние несколько десятилетий мы действительно утратили чувство безопасности собственной жизни. На смену этой простой уверенности пришло беспокойство, которое стало настолько привычным, что является фоновой мыслью для родителей. Если ребенок не позвонил после выхода из школы в течение 30 минут, мы начинаем думать о худшем. И это нормально, говорят психологи. Нормально беспокоиться за своего ребенка. Не нормально — передавать ему свои панические настроения или давить гиперопекой, которая приведет к низкой самостоятельности и, как следствие, к наплевательскому отношению к собственной безопасности. 

— Ребенок сам должен взять ответственность. Должен понимать, что нельзя снимать в интернет всю свою квартиру, хвастаться материальным положениям. Надо говорить с детьми откровенно, что мир прекрасен, но в нем есть угрозы, которые можно преодолеть, — подчеркнула врач-психотерапевт. 

Для этого необходимо создать ряд правил поведения при чрезвычайных ситуациях: где надо прятаться, как надо себя вести, как надо реагировать. Такой свод правил поможет создать ощущение безопасности. 

Стрельба в школе: как обезопасить своего ребенка

Кроме того, с ребенком важно проговаривать проблему скулшутинга. Разговаривая с детьми о новостях, которые связаны со стрельбой и убийствами в школах, взрослым важно помнить, что дети совершенно по-другому интерпретируют и понимают информацию. У детей и подростков в связи с подобными событиями неизбежно возникают опасения, сомнения и вопросы, на которые они хотят получить ответы и добиться понимания. Лейсан Хисамутдинова рекомендует пред разговором проговорить все с психологом. У родителей всегда есть своя причина, своя собственная оценка. В свою очередь дети — это отдельные личности, у них разум и чувствительность, поэтому им важна субъективная оценка. Важно не только попытаться сформировать у ребенка правильное понимание и восприятие подобных случаев, но и дать ему возможность высказаться о данной проблеме в формате диалога, разговора на равных. Что его беспокоит? Что волнует?

— Также важно не прятать свои чувства. Родитель не должен бояться признаться, что он сам не до конца понимает причины данных происшествий, не нужно пытаться создать образ «всезнающего эксперта». Ребенок должен понимать, что с ним разговаривают откровенно и честно. Скажите, что вам тоже страшно, — добавила Белоусова. 

«Эта колоссальная трагедия отражается на нас всех»

События, которые произошли в Ижевске, Казани, Перми и других городах серьезно ударили по нашему психологическому здоровью, уверены психологи. В тот момент, когда что-то случается с детьми мы становимся все родителями, бабушками и дедушками, переносим ситуацию на себя. 

— Чужих детей не бывает. Эта колоссальная трагедия, безусловно, отражается на нас всех. Мы переносим на себя, думаем, а чтобы случилось, если бы это произошло со мной; чтобы я чувствовал, ожидая моего ребенка у забора школы. Проживания стресса и травмы безусловно в нас есть, — сказала врач-психотерапевт. 

Мы думаем, что это пустяк. Но такие «пустяки» копятся и превращаются в большую проблему. С каждым годом количество людей, страдающих тревогой и депрессией увеличивается. В Татарстане это число составляет 70-80% от всего взрослого населения. Однако люди не спешат идти к специалисту. А ведь тревожность может перерасти в панические атаки, бессонницу, нарушения аппетита и гормональных функций. 

Стрельба в школе: как обезопасить своего ребенка

Психологи призывают татарстанцев обращаться к специалистам. Не обязательно посещать платного врача. Для этого в республике функционируют психотерапевты, которые работают в рамках Республиканской клинической психиатрической больницы. Однако к ним можно приходить только за лекарствами. Бесплатного психолога можно найти тут

— Бояться того, что возьмут на учет не стоит. Безусловно есть болезни, которые ставятся на учет. Но учет ничем не грозит, — пояснила Белоусова. 

Если вы желаете остаться анонимом, то работают телефоны доверия, как для детей (8-800-2000-122), так и для взрослых (8(843) 277-00-00) и даже для подростков (8-800-555-22-20). 

— Все телефоны работают. Есть переадресация и на другие номера. Например, если казанский специалист занят, вам все равно ответят. Другой специалист из региона, — пояснила руководитель экстренной психологической помощи по телефону «Доверие». 

Все специалисты, по ее словам, прошли специальную подготовку. Кроме того, пандемия и стрельба в гимназии №175 научили давать более конкретные ответы родителям. 


Читайте также: «Поймать» болезнь на ранних сроках: татарстанские медики объяснили, почему важно проходить диспансеризацию


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *