В Башкортостане хотят наградить республиканской премией имени Салавата Юлаева автора книг, оскорбляющих татар

Номинированный на госпремию автор Ядкар Баширов проявил изрядную поисковую изобретательность
Номинированный на госпремию автор Ядкар Баширов проявил изрядную поисковую
изобретательность, чтобы напичкать свои книги выпадами в адрес татарского
народа, хотя сам проживает в Татарстане.

В непростые для страны времена в Башкортостане решили признать заслуги весьма сомнительного и странного автора книг, который, если вчитаться в его книги, сеет откровенную ложь, межнациональную вражду и ненависть к татарам. Речь идёт об авторе Ядкаре Баширове, которого номинировали на государственную премию Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева в области литературы, искусства и архитектуры.

В Башкортостане хотят наградить республиканской премией имени Салавата Юлаева автора книг, оскорбляющих татар

Произведения автора Ядкара Баширова идут в списке вице-премьера Башкортостана Азата Бадранова, который об этом написал у себя на страничках в соцсетях, так вот, Ядкар Баширов в этом списке идёт вторым номером.

В Башкортостане хотят наградить республиканской премией имени Салавата Юлаева автора книг, оскорбляющих татар

Заметим, что денежное вознаграждение премии составляет 500 000 рублей. Каждый год присуждаются три республиканские премии. Сейчас достижения номинантов обсуждаются в СМИ. Имена лауреатов озвучат 11 октября – в День Республики Башкортостан.

Высокой республиканской государственной наградой собираются отметить такие книги Ядкара Баширова, как «Новый взгляд на историю народов Урала и Поволжья», «Великая Башкирия. Народы: этнические корни, формирование и развитие», «Древние башкиры. Исторические сведения», «Кол Гали и о культуре башкирского народа», «Башкорт хан. Ханы средневековья».

Отмечу, что эти книги и впрямь обладают каким-то странным магнетизмом, что, например, привлекают внимания первого президента Башкортостана Муртазы Рахимова. В своём интервью с заголовком «Мы сильные, потому что разные» он делится своими интересами к истории, и рассказывает, что прочитал книги Ядкара Баширова.


Цитата

«А ещё советую изучать историю — историю республики, своего народа. Я сегодня читаю книги Ядкара Баширова, Салавата Хамидуллина, исторические произведения Бориса Акунина и других авторов».


Чем же так приглянулся автор книг Ядкар Баширов? Кстати, если что, то он проживает в Татарстане, в Казани. Но к его личной биографии мы ещё вернёмся.

А сейчас давайте разберёмся с тем, о чем он пишет в своих книгах.

В Башкортостане хотят наградить республиканской премией имени Салавата Юлаева автора книг, оскорбляющих татар

На самом деле все четыре его книги активно распространяются в республиканских библиотеках Башкортостана, в сельских библиотеках, в городских. То есть, можно уверенно заявить, что республиканские власти согласны и расписываются под всем тем, о чем пишет автор. Распространение книг татарстанского автора Ядкара Баширова в самом Татарстане нами не замечено. И объяснение этому вы сейчас сами увидите.

В соцсетях в свободном доступе циркулирует его книга «Новый взгляд на историю народов Урала и Поволжья». В принципе, анализ этой книге достаточен, чтобы сформулировать мнение о четырех других книгах.

В этой книге по объёму значительное место занимают рассуждения автора о булгаризме, о булгаристской идеологии, о том, что татары — на самом деле не татары, а булгары. При этом, к булгаризму Баширов приплетает и историю происхождения башкирского народа. (о булгаризме можно почитать здесь или посмотреть здесь)

Вот какая-та забавная история от Ядкара Баширова про каких-то «башкирских булгар».


Цитата

«Вначале на территории будущего Башкортостана было два угро-сабанских удельных княжества (бийства): Бершуд (Берсула) на севере Башкортостана и Эсегель – на юге края. В 922 г. тогдашний булгарский хан, сын Джилки, Алмыш Джафар (895–925) объединил эти бийства в одну провинцию Тамта. В период между царствованиями Алмыша и Талиба правили цари, которых Кул Гали называл «слабыми царями». Сразу после Алмыша правил его сын Газан (925–930). Население Тамты состояло из потомков сабанов и кыпчакизированных угров. При этом тамтайское население башкирских булгар называло прозвищем «иштяки», «сары иштяки».


А на что ссылается Ядкар Баширов в этом своём пассаже о башкирских булгарах? А ссылается он на некое издание Бахши Иман под названием «Джагфар тарихы. Свод булгарских летописей». Что это за произведение?

Летопись Бахши Имана — это самая настоящая подделка булгаристов, а именно псевдоисторика и апологета булгаризма Фаргата Нурутдинова. Видите ли, он в своё время нашёл некий потерянный летописный свод, составленный по приказу некоего сеида Джагфара и секретарём его канцелярии Бахши Иманом в 1680-м году.

Уважаемые и авторитетные ученые и историки уже подвергли тщательному анализу это произведение «Джагфар тарихы». В этом деле участвовали и историки Дамир Исхаком, Искандер Измайлов и другие. Анализ и разоблачения этой подделки сделал также американский историк татарского происхождения Юлай Шамильоглу, который сейчас работает в ведущем университета Астаны(бывший Нур-Султан, Казахстан). Вот какие замечание он написал в своей статье ««Джагфар тарихы»: как изобреталось булгарское самосознание».


Цитата

«…Вызывает любопытство, как «изобретательный» переводчик этого произведения, судя по всему любитель, смог автоматически преобразовать все даты хиджры досовременных исламских текстов в григорианское летоисчисление в процессе перевода на русский язык? Нет необходимости замечать, что один год хиджры часто соотносится с двумя григорианскими годами. Этот аспект перевода одного летоисчисления в другое никак не отражён в работе.

Связь с уже существующими историческими материалами представляет для автора данного собрания сочинений филологические ловушки. Например, в главе 3-й «Период булгарского балтавара» и главе 4-й «Правление чёрных булгарских беков» форма «балтава» означает официальный булгарский титул. Несмотря на то, что дефектная форма балтавар была известна из источников, в последнее время тюркологи сходятся во мнении, что данная форма, по сути, является восстановленной от el täbär > булгарского yiltever. Источник, претендующий называться внутренним булгарским документом, скорее всего, дал бы верную форму.

В то время как некоторые учёные убеждены, что «Булгар» и «Биляр» являются в источниках названиями одного и того же города (основываясь на том факте, что «Биляр» — это среднебулгарская форма слова «Булгар»), в главе 18-й «Булгар» и «Биляр» — названия двух разных городов».


Например, ссылаясь на «Джагфар тарихы», Ядкар Баширов пишет, что башкиры — это на самом деле киргизы, ну, или киргизы — это башкиры.


Цитата

«Многие историки, в том числе Бахши Иман, иногда башкир называют киргизами (кыргыз). За джагатайскими кыпчаками сохранилось название кыргыз – «киргизы». Кыргыз также было булгарское название всех кыпчаков–тюрков. О возникновении названия «кипчак (кыпчак)» имеется ряд легенд. Кул Гали в своих конспектах для книги «Хон китабы» пишет о происхождении этого народа: «Вождь Кыпчак взял в жены 40 тюрчанок, и его дети от них основали 40 родов тюркоязычных саков. Их стали называть «кырыккыз» (т. е. «сорок девушек») – в память о сорока женах Кыпчака. Впоследствии это слово приобрело форму «кыргыз».


Интересно, а киргизы в курсе, что они на самом деле башкиры?

Забегаем вперёд, предвосхищая критику, что мы критикуем булгаризм одними лишь татарскими историками. Подделкой летопись «Джагфар тарихы» считают и ведущие российские специалисты.

Ну давайте тогда посмотрим, что думает о сочинении Фаргата Нурутдинова «Джагфар Тарихы» советский и российский археолог, этнолог и антрополог, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая Виктор Шнирельман. Обратимся к его статье «Идентичность и образы предков: татары перед выбором».


Цитата

«Нурутдинов пытался доказать, что булгары были потомками «тюркских, индоарийских и финно-угорских племен» и что все остальные народы Среднего Поволжья, а также русские имели сходное этническое происхождение. Он подчеркивал наличие «более или менее единого расового типа и многовекового родства народов нашего края», в чем видел основу для добрососедских отношений между народами. Вместе с тем он не упускал возможности навязать школьникам свою любимую идею о том, что «славные булгары» еще за несколько тысяч лет до н. э. расселились не только по Восточной Европе, но и по Балканам и Передней Азии, построили Трою, создали государство Шумер и заселили Италию под именем этрусков. Автор делал сенсационное «открытие»: дескать, в VII-IX веках Русь входила в состав Булгарского государства, а Киев был основан булгарами. Мало того, оказывается, некоторые из булгарских групп даже ухитрились заселить Америку».


А вот, например, мнение другого российского ученого — Андрея Евгеньевича Петрова, кандидата исторических наук, научного сотрудника Института славяноведения РАН относительно фантастических сочинений Фаргата Нурутдинова в статье «Необулгарская идея и легитимизация поддельного свода Джагфара». Заметим, что Петров критикует произведение «Джагфар тарихы» в контексте описания Куликовской битвы, которая есть в псевдоисточнике.


Цитата

«Причины возникновения таких фальшифок понятны и хорошо известны — это не первая, и, вероятно, не последняя историческая подделка. Не новы и методы создания. Хорошо видно, как необузданная фантазия автора сочетается с общей начитанностью или наслышанностью. Для достижения необходимого результата в море лжи всегда следует растворить несколько крупиц истины. В этом рассказе помимо авторской смекалки видны следы знакомства со сведениями позднего источника о Куликовской битве, «Сказания о Мамаевом побоище», или литературой, его пересказывающей….». 


Но вернёмся к умопостроениям нашего автора Ядкара Баширова. Забавную карту Великой Башкирии предлагает нам он. Как вообще Баширов составил эту карту? На основании каких источников — дело, конечно, мутное. Но давайте посмотрим на этот полёт фантазии автора, на описание этой карты.


Цитата

«Союз племен угро и племен Башкорта, получивший общее название народа «башкир», «башкорт», впоследствии стал могущественным народом обширных территорий своей страны. Территориально это образование простиралось от Обско-Ишимского бассейна на востоке до Скандинавского полуострова на западе, доходя до границ Финляндии. На севере границы шли до Ледовитого океана, а на юге соприкасались с Булгарской империей. Башкирская страна включала в себя множество самостоятельных ханств и провинций со своим управлением, объединяющим их в единый союз, который вправе мог называться «Великой Башкирией». Страна «Великая Башкирия» со множеством ханств в период Хазарской Булгарии называлась «Ак-Булгария». Центром Великой Башкирии являлись Западный Урал, северная часть Среднего Урала и Южный Урал».


Баширов прикрывается всякими рассуждениям ученого-булгариста Мирфатыха Закиева, забрасывая читателя своей книги ссылками и цитатами на его книги. А потом Ядкар Баширов пускается в рассуждения о булгарах-башкирах.


Цитата

«Для определения наличия этноса булгар-башкир на той или иной территории, на наш взгляд, необходимым и достаточным условием является существование на данной территории «устойчивой многопоколенной совокупности людей этой народности», в данном случае башкир. В северо-западной части Башкортостана, или Закамье, существовала именно такая совокупность людей с болгарских времен (как мы описали выше), именно здесь многие поколения болгар-башкир жили на протяжении нескольких столетий, переживая процесс объединения в одну народность – болгары (Кул Гали, Ялсыгул аль-Башкорди, Риза Фахретдин и т. д.)».


В северо-западном Башкортостане, видите ли проживают башкиры, потому что раньше они были булгарами, из которых получились татары. А может эту цепочку рассуждений упростить и сделать прямее? На северо-западе Башкортостана живут татары, потому что эта территория раньше входила в состав Булгарского вилайета Золотой Орды и Волжской Булгарии.

Затем Ядкар Баширов приводит ссылочки про то, что татары — это не татары, например, на книги дореволюционного краеведа Петра Рычкова, Михаила Худякова, предводителя восстания Батырши в Поволжье в 18 веке. Перечисляются дореволюционные идеологи булгаристской секты ваисовцев. Есть ссылки на российского историка XIX века Николая Карамзина, что татары — это на самом деле булгары.

В книге немало мест того, с каким издевательством Ядкар Баширов оскорбляет татар. В его рассуждениях чувствуется прям какая-та болезненная тяга унизить чувства татарского народа.


Цитата

«Приведем здесь слова, которые говорил в 1919 г. член Коллегии по осуществлению Урало-Волжского штата Искандер Рамеев: «Дело в том, что татары даже в Казанской губернии составляли меньшинство, что организация особой Татарской Советской Республики невозможна, потому что татары, ввиду разбросанности их на населяющих ими территориях, малочисленны». Поэтому, объяви Милли меджлис территориальную автономию в местах преобладания татарского населения, получились бы анклавы, раскиданные по территориям нескольких губерний. Компрадорская татарская буржуазия претендовала на лидерство во всем «тюрко-татарском» мире, в число народов которого ими были записаны башкиры, сибирские, астраханские, кавказские и крымские тюрки…». Образование Республики Татарстан имело зыбкую основу в период ее формирования. Надо полагать, в настоящем она постепенно теряет себя, не имея глубоких исторических корней для дальнейшего развития, что затрудняет формирование единого народа». 


Видите ли, у татар нет глубоких исторических корней, а это значит, что татары обречены на то, чтобы потеряться, а это значит, что Татарстан тоже обречён. Раз так, то какова судьба татар Башкортостана? Быть этнически съеденными такими историками как Ядкар Баширов, Салават Хамидуллин и вся их компания?

Более того, автор пускается в какой-то безудержный креатив, лишь бы найти цитаты против татар, против их этнической идентичности, против их памяти. Вот здесь, например, Баширов цитирует некоего немецкого ученого Клапрота.


Цитата

«Прослеживая дальнейшую судьбу этнонима «татары», немецкий ученый Клапрот констатирует, что после распада Золотой Орды на несколько ханств последние автоматически продолжали называться татарскими, потому что правители были монгольского происхождения. «Пусть, однако спросят, — восклицал автор, — у так называемого казанского или астраханского татарина, татарин ли он, и он ответит отрицательно. Помня, что прадеды его порабощены были монголами, или татарами, слово «татарин» считают ругательством, и оно для него все равно, что “разбойник”».


А знаете, на какую литературу ссылается Ядкар Баширов? Он ссылается на книгу автора Евграфа Савельева «Древняя история казачества», выпущенная в 2005 году — такой же псевдоисторический труд, описывающий, что казаки как нации существовали и существуют на протяжении тысячелетий. Мы внимательно искали в этой книге место, где же там некий немец Клапрот так жестко высказался против татар. Такого места не нашли. В книге Савельева вообще нет упоминания этого немецкого ученого. Откуда же эта цитата? Кто такой вообще этот Клапрот?

Речь на самом деле идёт об ученом Генрихе Юлиусе Клапроте. Он родился в 1783 году, в Париже. Его статья «Что такое Татары?» опубликована на сайте «Востлит.инфо». Сама эта статья была опубликована на русском языке в 1823 году. Как и где некий немецкий ученый 18 века мог встретить каких-то казанских или астраханских татар, которые явственно помнили, что их прадедов завоёвывали монголы и что слово «татарин» — это обзывательство? Это же на протяжении скольких столетий передавалась память так сформулированная память?! И как насчёт распространённого среди татар вот уже сколько столетий культа почитания Чингисхана, так называемый чингисизм?

В общем, так или иначе, но Ядкар Баширов проделывает ту ещё изобретательность, чтобы унижать достоинство и память татар, лишь бы достать в хоть в каких книгах антитатарские цитаты и впихнуть их в свою книгу.

Или вот например, следующая цитата про татар, башню Сююмбике и про башкир. Обратите внимание, как оскорбляет Баширов татар в контексте истории взятия Казани в 1552 году.


Цитата

«…коренное население, состоявшее в основном из жителей прежнего Булгарского государства, не проявило достаточной активности в защите Казани от нападавших войск Ивана IV. Чувство патриотизма у защитников города, за исключением верующих мусуль ман, которые выступали в защиту ислама, несколько притупилось в ходе многолетних интриг внутри ханства. У других оно отсутствовало ввиду наличия взаимных интересов с нападающими, таковы были настроения среди защитников — представителей некоренного населения. Патриотизм третьих еще не успел окрепнуть — все это сыграло немаловажную роль в исходе сражения. При этом навязанный многим этноним «татар» также мог действовать отрицательно на чувства оборонявшегося населения. Татарский писатель Фуат Туктаров в журнале «Ялт-йолт» приводит слова ученого Каюма Насыри: «Если бы башня Сююмбики находилась в стране башкир, они никогда не отдали бы ее русским» («Это высказывание Насыри мы прочитали в одном из воспоминаний, напечатанных незадолго до этого в журнале “Шура”», – пишет Ахметзаки Валиди).


Да, действительно, в мемуарной книге Ахмедзаки Валиди есть эта цитата, мол, что башню Сююмбике башкиры бы не отдали, а вот татары отдали. И, мол, что это произнёс татарский дореволюционный просветитель Каюм Насыри. Но, во-первых, эта цитата приводится со ссылкой на писателя Фуата Туктарова. А его слова приводятся Ахмедом Валиди. То есть, говорил ли на самом деле такие уничижительные для своего татарского народа Каюм Насыри — у нас вызывают очень серьёзные вопросы. Тем более, у самого Ахмедзаки Валиди, будучи он лидером башкирского движения во время Гражданской войны в России, замечены откровенные татарофобские рассуждения в мемуарах.

Ну, а мы в очередной раз поражаёмся авторской изобретательности и нацеленности автора Ядкара Баширова, как бы больнее уязвить и унизить татар, выискивая где попало соответствующие цитатки.

Думаю, вы поняли, что на самом деле номинированием на республиканскую премию книги Ядкара Баширова власти Башкортостана вознаградят весьма изобретательного в унижении татар автора книг.

А что насчет самого автора книги Ядкара Баширова? Кто он такой? 

Из биографии Ядкара Ахатовича Баширова известно следующее. Он родился 11 июля 1942 года. То есть, ему сейчас 80 лет. Он родился в деревне Ново-Аллабердино Куюргазинского района Башкортостана. После службы в армии окончил Челябинский политехнический институт. Работал на Белебеевском заводе «Автонормаль» — это такое подразделение Вазовского автогиганта. Затем проработал заместителем гендиректора на татарстанском «КАМАЗе» был гендиректором «Татэлектромаш», «Автоспецоборудование». Защитил какую-то кандидатскую диссертацию в области социологии. В общем, какой-то уважаемый человек получается, правда, у которого абсолютно осутствует хоть какая-та подготовка, хоть какие-то компетенции в работе в историческими и архивными материалами.

А что насчёт взглядов Ядкара Ахатовича Баширова? В интервью одному из башкирских телеканалов он рассказал, что оказывается до недавнего времени он себя считал татарином, но стоило ему только заглянуть в какие-то архивные документы, то он узнал, что его отец и мать оказывается были башкирами.


Цитата

«Первая книга “Бу атлар аша”, которую я написал. После неё я и начал писать книги. Троицкий район, Оренбургская область. Там был. Смотрю там материалы… Я ведь всю жизнь себя татарином считал, однако в этих материалах мои родители названы башкирами. Меня это очень потрясло. Начал читать историю татар, потом историю башкир. Вот так у меня стали увеличиваться материалы и так у меня открылись глаза на судьбу башкир. Я не мог поверить в том, что я башкир. Опять начал искать. Всё-таки во всех документах до 1917 года написано, что мы “башкиры”, что и деды — башкиры».


Как видите, Ядкар Баширов оказывается пережил весьма своеобразный опыт смены этнической идентичности лишь только потому, что увидел в каких-то документах, что его родители были башкирами. И не будучи историком, не будучи специалистом он пришёл к выводу, что имеется в виду именно национальная идентичность «башкир». Видимо, до книг, где пишется о сословной характере категории «башкир» Ядкар Башкиров не дошёл.

Но почему вдруг татарин, считавший себя таковым не одно десятилетие, пишет книгу, пропитанную антитатаризмом и булгаризмом? Думаю, ответ можно найти во всё той же его книге, которую мы рассматривали выше. А читаем там следующее.


Цитата

«Вспоминаю 1956-е годы, когда мы учились в средних классах школы в русской деревне Троицкого района Оренбургской области. Нам приходилось слышать массу унижений и оскорблений от ребят; особенно было неприятно, когда нас обзывали «татарва», «кочан-голова» и т. д. Допускались неоднократные издевательства над одноклассницей – мусульманкой-казашкой, которую в перемену силой заставляли есть сало, обзывая ее «бусурманкой».


Легкое отрицание татарской идентичности, зацикленность на неспротой истории этнонима «татары», изобретательность в поисках антитатарских цитатат — всё это является, оказывается, последствиями некой его психологической травмы, комплексов, которые автор Ядкар Баширов пережил в детствие, в школе, когда его обижали за то, что он татарин.

В общем, сам факт о номинировании книг автора Ядкара Баширова, а его книги, как мы убедились, просто-таки пропитаны ненавистью к татарам, унижают достоинства и чувства татар, так вот эти книги могут вызвать серьёзные риски для такой многонациональной республики как Башкортостана, где должны проживать в мире и согласии башкиры, татары и русские и другие народы Поволжья. А что будет, если его книги получат премию Салаваата Юлаева? Страшно представить. Тем более если учитывать, что книги Ядкара Баширова целенаправленно направляются в детские и сельские библиотеки Башкортостана, сам автор устраивает в этих библиотеках презентации своих сочинений.

У меня нет иллюзий, что 80-летний автор продвигает свои книги в Башкортостане самостоятельно. Писать книги, печатать их, а затем распространять, а ещё протаскивать на республиканскую премию — вряд ли с этим Баширов может справиться один. Очевидно, что за его спиной стоит серьёзная группа башкирских политтехнологов, о намерениях которых башкиризировать татар Башкортостана нам явственно стало известно во время предпереписной кампании в 2020-2021 годах.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *