«Без высшего образования не стать хорошим IТ-специалистом»

Наличие профильного диплома в информационных технологиях давно стало предметом ожесточенных споров. Журналист KazanFirst обсудил с экспертами
Наличие профильного диплома в информационных технологиях давно стало предметом
ожесточенных споров. Журналист KazanFirst обсудил с экспертами, насколько
наличие «корочки» влияет на качество исполнения задач.

IT-сектор за последние годы набрал заметную популярность среди населения. Из каждого утюга людям рекламируют курсы по цифровым специальностям, везде говорят о высоких зарплатах и перспективах отрасли. Даже государство при любых трудностях в экономике оказывает помощь именно «айтишникам». Так, например, недавно власть объявила об освобождении от частичной мобилизации тех IT-специалистов, которые работают в аккредитованных компаниях и имеют высшее образование по профессии.

Вообще, высшее образование в информационных технологиях давно стало предметом ожесточенных споров. Кто-то считает, что во многих направлениях программирования можно обойтись и без диплома, отмечая, что опыт и тяга к самообразованию превыше «корочек». Другие думают наоборот: без высшего профильного (или хотя бы технического) образования делать в IT нечего, без него ты никогда не сможешь войти в эту сферу. 

Согласно данным масштабного опроса от сайта Stack Overflow 56% опрошенных программистов не имеют высшего образования. 85% считают себя самоучками, так как в свое время им пришлось самостоятельно выучить один из языков программирования. То есть как минимум половина из опрошенных не обладают дипломом в своей специальности. 

Тема не простая, в ней много подводных камней и нюансов, потому корреспондент поговорил с руководителями и специалистами IT-компаний на эту тему и постарался выяснить, что о высшем образовании в этой сфере думают работодатели Татарстана. 

«Без высшего образования не стать хорошим специалистом»: что IT-работодатели Татарстана думают о высшем образовании

«Человека приходится еще обучать дополнительно»

— То, что дают в вузах, — это 70-80% одна вода. Сейчас там очень много теории и очень мало практики, — рассказал нам специалист из Web-студии «Легион». — Когда ко мне приходят выпускники оттуда, начинаешь с ними работать, что-то объяснять — так там на глазах у них слезы идут. Человека приходится еще обучать дополнительно.

По мнению нашего собеседника, выпускники вузов практически не имеют должного опыта в командной работе и взаимодействии с готовым кодом. Многие из них умеют действовать только в определенном, заранее выученном алгоритме. Не лучше у него мнение и о курсах, которые часто не дают и нормальной теории, и какой-никакой практики, — специалисты приходят «сырыми».

— Ко мне вчера обратился человек — он тоже прошел курсы. Он был готов работать бесплатно, чтобы за счет организации научиться хоть чему-то! — добавил специалист. — Они выходят с курсов «сырыми», у них нет опыта. Нужна практика, а им ее никто не дает. Якобы им дают знания, а по факту ничего. 

«Учат самообучению»

Генеральный директор «IT-Градиента» Валентина Воронцова считает, что очень часто вузы преподают в информационных факультетах очень ограниченно, изучая только один язык или фреймворк и забывая про все остальные. Но вместе с тем она подмечает, что университеты и институты дают студентам ключевой навык в работе программистов — умение заниматься самообучением. 

— Из плюсов то, что учат самообучению. Вузы позволяют студентам определиться с тем, где это искать, как правильно это искать, как правильно проверять свой код. Если конкретизировать, то их обучают тому, как правильно найти нужный источник информации,  — это самое сильное, что им могут дать, — считает руководитель. 

«Без высшего образования не стать хорошим специалистом»: что IT-работодатели Татарстана думают о высшем образовании

Современные курсы в большинстве своем предоставляют тем, кто их купил, натуральную воду и знания, абсолютно не применимые на практике. И такая ситуация практически везде, на всех площадках и никак не коррелирует с ценами на них. В большинстве своем преподаватели даже не общаются со своими учениками, не дают им обратной связи. По ее мнению, курсам не хватает и нормальных проверочных работ, «курсовых», чтобы проверять и закреплять знания у студентов. Не хватает и практики. 

— Мы планируем запустить свои собственные курсы в ближайшем будущем. Это возникло в силу нехватки знаний у людей, которые закончили курсы других компаний, — сетует собеседница. — Там дают такую воду, которая нигде не пригодится. При этом не предоставляют даже элементарных азов. Повторюсь: есть понятие красивый код, а есть некрасивый. Они могут научить писать код, но не так, как это делают профессионалы, а это должно быть на курсах.

Решение в этой ситуации Воронцова видит через государственный контроль и аккредитацию курсов по программированию. Как и врачи, будущие IT-специалисты должны проходить практику «в морге», то есть активно применять свои навыки в деле, а не просто скапливать их в голове.

— Нужно регламентировать, какую базу люди должны получить. Тогда все будут немного равны — кто-то более усидчивый, более внимательный будет в лидерах. Сейчас присутствует некоторая разношерстность и трудно понять, какие требования нужно предъявлять к будущим сотрудникам, — рассуждает Воронцова. 

«Структура преподавания, которая сейчас принята, — она недостаточная»

Руководитель Smart Metrics  Ильнар Сафин считает, что курсы в большинстве своем дают очень слабые и поверхностные знания, что во многом вызвано структурой преподавания и тотальной нехваткой практики. 

— Возможно, информации там достаточно, но структура преподавания, которая сейчас принята, — она недостаточная. Они говорят: «Практики много», но люди оттуда не выходят специалистами. Если после института у них еще есть практика, они что-то делают самостоятельно, то вот выходцы с курсов зачастую имеют с этим проблемы. Мы с одним из пяти выпускников курсов смогли сработаться, и то бэкграунд у человека серьезный — он технарь, — рассказал владелец компании.

«Без высшего образования не стать хорошим специалистом»: что IT-работодатели Татарстана думают о высшем образовании

Техническая база в целом является очень мощным подспорьем для будущих программистов. Многие бывшие юристы и экономисты, попытавшиеся войти в IT через курсы, обожглись во многом из-за этого, ибо отсутствие хорошего образования в технической специальности лишало их множества преимуществ. Да и люди с «корочкой» информационных факультетов имеют больше возможностей по сравнению с теми, у кого её нет.

— Я считаю, что IT-специалисты без высшего образования достаточно слабые, — заявил Сафин. — Если исходить из категории, что высшее образование — это тренер, то получается, что все чемпионы имели тренеров, но не все спортсмены с тренерами стали чемпионами. Так и с высшим образованием: без него не стать хорошим специалистом, но и наличие высшего образования гарантированно не сделает человека спецом. 


Читайте также: «Будущее видеоигр в России под вопросом»: как художники-фрилансеры Татарстана выживают под гнетом санкций 


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *