«Население в целом не склонно к приобретению дорогостоящих активов»: в Татарстане сокращается рынок автокредитования

Обсудили с экспертами
Обсудили с экспертами, почему республика все еще занимает лидерские позиции по
автокредитованию и что ждет рынок автомобилей в будущем.

За первые восемь месяцев 2022 года татарстанцам выдали автокредитов на сумму 17,1 млрд рублей – на 40,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (тогда было выдано 28,9 млрд). При этом республика занимает 5-е место среди 30 российских регионов. На первых четырех местах расположились Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. 

Эксперты НБКИ сравнивают ситуацию с выдачей автокредитов с ситуацией 2020 года. Так, объемы выданных кредитов на покупку автомобилей в текущем году совсем немного уступают «пандемийному» 2020 году. И все же в сравнении с прошлым годом падение выдачи в этом сегменте существенное, и это объясняется не только ростом рыночных ставок в марте-апреле, но и общим дефицитом новых автомобилей.

— В целом банки продолжают придерживаться консервативного подхода при кредитовании граждан и выдают автокредиты тем из них, значение Персонального кредитного рейтинга которых находится на высоком уровне. При этом, несмотря на активное снижение Банком России ключевой ставки и удешевление кредитов в последнее время, ситуация в автокредитовании все еще остается достаточно непростой. В то же время восстановлению как сегмента автокредитов, так и всего авторынка может способствовать возобновление в июле государственной программы льготного автокредитования, — сказал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. 

Увеличению объема продаж способствовал отложенный спрос

По данным компании «ТрансТехСервис» (ТТС), в сентябре 2022 года в автосалонах сети продали 784 новых автомобиля, в то время как в августе компания реализовала 652 автомобиля. В сентябре в ТТС купили 1 443 автомобиля с пробегом, а месяцем ранее — 1 722. В рамках холдинга уже несколько месяцев подряд лидирует бренд LADA: в сентябре продано 282 отечественных автомобиля. На втором месте Renault – 127 машин, на третьем – KIA с результатом 109 проданных авто. В премиум-сегменте счет идет на единицы: в сентябре в ТТС купили 8 китайских кроссоверов Exeed, 7 BMW и 2 Audi.

— В рамках ТТС большей популярностью в сентябре пользовались Lada, Reno и Kia, поскольку это самые доступные авто на сегодняшний день. Также растет популярность китайских брендов  — HAVAL, EXEED, CHERY, — перечислили в пресс-службе.

«Население в целом не склонно к приобретению дорогостоящих активов»: в Татарстане сокращается рынок автокредитования

Параллельный импорт находится на стадии зарождения – по статистике общей емкости автомобилей, ввезенных в страну физлицами, составляет всего 5% от всего количества проданных автомобилей в России.

Напомним, что в июле Минпромторг РФ возобновил программу льготного автокредитования. В программах льготного автокредитования участвуют все модели УАЗ, LADA, ГАЗ, КАМАЗ, УРАЛ стоимостью до 2 млн рублей, а также все электромобили марки Evolute, произведенные на заводе «Моторинвест» в Липецке.

Для молодых семей автокредит с государственной помощью может стать возможностью приобрести автомобиль по установленной процентной ставке, но с субсидией от государства. Для того, чтобы стать участником программы, есть несколько условий: в семье должен быть один или более детей младше 18 лет, у заемщика должно быть водительское удостоверение, заемщик должен быть гражданином РФ, а также не иметь иных кредитных договоров на приобретение машины за 2020-2021 годы. Масса покупаемой машины не должна превышать 3,5 тонны, а стоимость — 2 000 000 рублей (до июля 2022 года было 1,5 млн рублей). Автомобиль должен быть новым, ранее не стоять на учете в ГИБДД — 2020 или 2021 годы выпуска. Дата выдачи ПТС — не ранее 1 декабря 2020 года.

По словам начальника управления продуктовой политики департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» Алексея Бессонова, благодаря таким факторам, как отложенный спрос, сформированный во II квартале, снижение ключевой ставки и, как следствие, процентных ставок по автокредитам, активная поддержка отечественных автопроизводителей и совместные программы с китайскими производителями, повышенный спрос на автомобили с пробегом, «Росбанк Авто» отметил увеличение объемов продаж в III квартале. В целом результат сопоставим с данными за аналогичный период прошлого года.

— Дальнейшее поведение спроса заемщиков будет во многом зависеть от изменения геополитической ситуации, — сообщил Бессонов.

В пресс-службе ВТБ KazanFirst сообщили, что в августе-сентябре продажи автокредитов в Татарстане достигли 785 млн рублей, что в два раза превысило  результат за апрель-май. 

— Помимо доступных условий финансирования спрос клиентов в этот период стимулировала льготная программа, которая позволяет получить существенную скидку на автомобиль. В первый осенний месяц ВТБ в Татарстане выдавал по ней каждый четвертый автокредит, объем льготных сделок в этот период составил около 100 млн рублей и превысил результат августа на 56%. Всего с момента старта работы по госпрограмме ВТБ в Татарстане предоставил клиентам финансирование на покупку нового транспортного средства 166 млн рублей, — заметили в пресс-службе банка.

Руководитель подразделений кредитования и страхования сети автосалонов Fresh Auto Ольга Бондарева сообщила, что в октябре 2022 средний размер выданных автокредитов  на автомобили с пробегом составляет более 2 млн рублей, это больше чем за аналогичный период прошлого года более чем на 20%. 

— При этом если до августа мы видели, что многие игроки  планомерно снижали ставки по автокредитам вслед за движением ключевой, то сейчас геополитическая ситуация влияет и на финансовый сектор и ставки вновь показывают рост. Пока это не играет большого значения и негативно не отражается на спросе. Так, например, в нашей компании динамика положительная: доля автомобилей с пробегом, проданных в кредит, выросла на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — добавила Бондарева.

Хорошим дополнением стало то, что в июле программы государственной поддержки не только были возобновлены, но в сентябре пополнились новыми автомобилями, которые можно приобрести в рамках льготного кредитования, например, таким автомобилем стал Haval Jolion. По словам эксперта, субсидии программ до сих пор не исчерпаны и приобрести авто можно, однако остается проблема дефицита. Так, в сентябре текущего года продажи новых авто сократились на 59,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

«Население в целом не склонно к приобретению дорогостоящих активов»: в Татарстане сокращается рынок автокредитования

— У дилеров осталось всего чуть больше 300 автомобилей одного из самых востребованных доступных автомобилей — Volkswagen Polo, а Volkswagen Touareg еще меньше. На фоне нехватки новых авто дорожают даже те модели, которые продолжают поставляться в Россию, — корейскую Kia Picanto не купить дешевле 1,4 млн рублей, седан Hyundai Solaris стоит 1 408 000 рублей, что на 163 тысячи рублей выше, чем в начале сентября 2022 года, — сказала Бондарева.

При этом до начала частичной мобилизации и завершения сезона летних отпусков спрос на новые автомобили начал восстанавливаться. Так, в июле 2022 года было реализовано 32 412 новых авто, тогда как в мае и июне — 27 761 и 24 268 единиц соответственно.

Эксперт признала, что параллельный импорт, как и другие меры, предпринимаемые правительством и дилерами России, пока не решает в полном объеме проблему нехватки новых автомобилей на рынке страны, соответственно, ждать снижения стоимости на представителей данного сегмента в текущем году не стоит. 

— В целом изменение логистических цепочек, даже в рамках параллельного импорта, существенно влияет на конечную стоимость автомобиля, поэтому к концу 2022 года можно ждать 60% снижения объемов продаж новых авто, — спрогнозировала Бондарева.

Рынок мог бы восстановиться уже через год

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов напомнил, что продажи новых автомобилей пережили шоковое падение на 80% в марте, но к сентябрю частично восстановились. Разрыв по сравнению с предыдущим годом сейчас составляет 60%. Восстановление связано с ростом продаж упрощенных моделей отечественных марок (в основном АвтоВАЗа), а также ростом реализации привозных китайских автомобилей (собираемых не в России).

Эксперт не удивлен лидерским позициям Татарстана по объему выданных кредитов среди регионов РФ. Республика — один из лидеров по размеру экономики (ВРП) и городскому населению среди регионов.

«Население в целом не склонно к приобретению дорогостоящих активов»: в Татарстане сокращается рынок автокредитования

— Так, сопоставимые с ним Ростовская область и Краснодарский край гораздо более сельские, а кредиты на авто — это типично городская услуга. Строго говоря, Татарстан по объему продаж всегда идет следом за столицами, уступая иногда лишь Свердловской области. Сейчас весь рынок России упал, и пропорционально он упал в регионах. Лидеры продаж при этом остались все равно лидерами, — заметил Емельянов.

В мае-июне падение продаж новых автомобилей в России достигало 82-84%, а в августе-сентябре – около 60%. Эксперты подчеркивают: пока что можно говорить только о замедлении темпов падения продаж, а не об оживлении рынка. Емельянов же считает, что пока речь идет о частичном замещении одних марок другими и восстановительном росте после мартовского падения. Место западных брендов занимают местные и китайские, и это позволяет рынку расти уже полгода от низких уровней марта.

— Если говорить об объемах продаж в рублях и в штуках, то при тех темпах роста, которые были последние полгода, рынок мог бы восстановиться уже через год. Но это при условии, что есть спрос и предложение: доходы населения не падают, кредитные ставки комфортные, автосалоны не пустуют, продажи запчастей налажены. На деле это вряд ли случится так быстро. В августе произошло новое снижение продаж (по сравнению с июлем) по всей России. Сентябрь немного выправил эту статистику, но не существенно. Провал более чем на 60% год к году сохраняется, — обратил внимание Емельянов.

«Население в целом не склонно к приобретению дорогостоящих активов»: в Татарстане сокращается рынок автокредитования

Эксперт добавил, что в настоящее время падение автокредитования составляет всего 40%. Это говорит о том, что население активнее пересаживается на подержанные автомобили, в том числе западных марок. Это более вероятный путь развития российского авторынка — по аналогии с Ираном, Венесуэлой, Кубой.

Разнообразие сохранится

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов объяснил значительное количество выданных автокредитов в Татарстане несколькими факторами. Во-первых, в республике оставалась нормальная ситуация с доходами населения, что позволило покупать автомобили, пусть и с использованием заемных средств. Во-вторых, в республике сохранилась инфраструктура автомобильного рынка, остались автосалоны, куда человек мог прийти и приобрести автомобиль. В-третьих, это могло происходить благодаря развитому финансовому рынку в регионе, высокая конкуренция среди банков заставляла их предлагать выгодные условия заемщикам, что отразилось на количестве выданных кредитов на покупку автомобиля.

— Разнообразие на отечественном автомобильном рынке сохранится, потребители могут приобрести разные марки. В стране остается значительное количество автомобилей временно ушедших брендов, состояние их разное, но их вполне могут продавать и покупать. В стране остаются российские производители — их продукция востребована на автомобильном рынке. Могут закрепиться на отечественном рынке и производители автомобилей из других стран — их продукция может найти спрос у потребителей. Не исключено, что параллельный импорт может способствовать насыщению отечественного рынка автомобилями разных марок, — рассуждал Баранов.

«Население в целом не склонно к приобретению дорогостоящих активов»: в Татарстане сокращается рынок автокредитования

Летом, выступая в Государственной Думе, вице-премьер и министр промышленности РФ Денис Мантуров спрогнозировал, что по итогам 2022 года в стране на 50% сократится объем производства и продаж легковых автомобилей. Но в стране запущены различные меры поддержки отрасли, что может изменить ситуацию. Так, с июля Минпромторг РФ реализует две программы льготных автокредитов – «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Ряд категорий граждан по этим программам могут получить скидку от 10 до 25% на первый взнос при покупке нового автомобиля российского производства стоимостью до 1,5 млн руб. Также запущены следующие программы льготного лизинга: «Доступная аренда»; «Российский тягач»; «Свое дело»; «Российский фермер». Эксперт не исключает, что эти меры поддержки повлияют на рынок и удастся сократить названные главой Минпромторга РФ цифры уменьшения объемов производства до 30-35% по сравнению с прошлым годом.

Председатель правления Машиностроительного кластера Татарстана, сопредседатель реготделения «Партии Роста» Сергей Майоров подтвердил, что после объявления санкций в России остались только автомобили отечественных марок. Но даже российские машины нуждаются в комплектующих, которые производились за рубежом. Таким образом, объемы автокредитования сократились вслед за сокращением предложения. Количество машин и комплектующих, которое завозят по параллельному импорту, по словам Майорова, совсем незначительное.

— Сейчас можно купить любую машину, если найти способ, как ее провезти. Но ценники на эти машины в разы превышают значения, которые были. Но если хочется, то можно. Это цена вопроса, — прокомментировал Майоров серые схемы завоза автомобилей в Россию.

«Население в целом не склонно к приобретению дорогостоящих активов»: в Татарстане сокращается рынок автокредитования

В отношении производства комплектующих и запчастей эксперт считает важным двигаться в сторону технологического суверенитета, как это делал Иран. Поскольку «дружественные» страны оглядываются на США и ЕС, полагаться на их помощь не стоит, уверен Майоров.

— Россия занимает всего 2% от мирового рынка, поэтому западные страны так легко пошли на санкции. Наш рынок мало интересен для кого-то, и рисковать из-за этого никто не хочет, — пояснил собеседник.

Руководитель центра разработки бизнес-планов «Позитив Консалтинг» Ирек Галямов обратил внимание, что в данных НБКИ еще не отражены процессы, связанные с мобилизацией, которая, безусловно, повлияет на потребительскую активность. По мнению эксперта, население сейчас в целом не склонно к приобретению дорогостоящих активов – это заметно не только по рынку автомобилей, но и по рынку недвижимости. Влияют на рост предложения и миграционные процессы, которые происходят в том числе и в Татарстане.

Эксперт считает, что для восстановления спроса должна произойти стабилизация геополитической ситуации, поскольку долгосрочное планирование сейчас невозможно. 

— Нужно учитывать, автомобили, которые есть сейчас, нуждаются в ремонте. И сейчас подходит тот момент, когда те автомобили, которые требуют технического обслуживания, упираются в запчасти. Параллельный импорт отчасти закрывает этот вопрос, но люди сейчас не склонны рисковать, покупать активы. Нужно время на осознание того, что происходит, чтобы население пришло в состояние покоя. Только тогда можно заниматься планированием, — резюмировал Галямов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *