«Кадры — это новая нефть»: в Татарстане предложили разработать программу трудовой миграции

Показатели по безработице в России остаются стабильными
Показатели по безработице в России остаются стабильными, но эксперты
предупреждают об ухудшении ситуации на рынке труда из-за проведения частичной
мобилизации и продолжающейся релокации населения. Кадровый голод испытывает
практически каждое предприятие, где требуются квалифицированные сотрудники.

Для решения проблемы нехватки кадров министр промышленности и торговли Татарстана Олег Коробченко предложил разработать программу временной трудовой миграции из регионов с высоким уровнем безработицы. Также он предложил создать программу строительства арендного жилья для сотрудников из других регионов. Соответствующее предложение он озвучил на парламентских слушаниях в Совете Федерации.

По словам Коробченко, для реализации планов по развитию промышленности, а также обеспечению текущей деятельности компаний нужны деньги, производственные мощности и персонал.

— Сегодня на предприятиях Татарстана не хватает рабочих рук, при том, что в других регионах России деятельность ряда заводов машиностроительной отрасли приостановлена, например, в Калужской области, — сказал руководитель ведомства. 

Напомним, что, по данным Росстата, показатели официальной безработицы стабильные, а в августе даже удалось зафиксировать самый низкий показатель за год – 3,8%. До этого исторический минимум по безработице составлял в России 3,9%, на таком уровне она держалась в мае-июне текущего года. Несмотря на благоприятные показатели, эксперты считают, что состояние рынка ухудшается. Заместитель труда и социальной защиты Елена Мухтиярова сообщила, что работодатели в России испытывают значительный дефицит кадров. На эти процессы влияет проведение частичной мобилизации и продолжающаяся релокация населения. В результате обоих событий показатели будут сокращаться. 

Казань на третьем месте в рейтинге лучших мегаполисов для карьеры

Мы направили запросы в рекрутинговые компании, чтобы выяснить, жители каких регионов рассматривают переезд в Татарстан ради работы. По данным Исследовательского центра Superjob, Казань оказалась на третьем месте в рейтинге лучших мегаполисов для карьеры: столицу Татарстана назвали лучшим городом для карьеры 43% представителей экономически активного населения. В 2021 году лучшим городом для карьеры Казань называли 51% респондентов, в 2020-м — 54%.

«Кадры – это новая нефть»: в Татарстане предложили разработать программу трудовой миграции

Кто готов переезжать в Казань? В Нижнем Новгороде согласны покинуть город ради новой работы чаще всего руководители (их оказалось 43%), их привлекают Москва, Санкт-Петербург и Казань. Столицу Татарстана в качестве места дислокации также выбирают бухгалтеры (11% респондентов). Возможность переезда в Казань рассматривают врачи (66% респондентов). Самая высокая готовность релокации из Уфы – 59% врачей указали Казань как предпочитаемый город для переезда. То же в приоритете у руководителей из Челябинска (60%). Кроме того, 55% программистов рассматривают переезд из Москвы в Казань.

Специалисты платформы hh.ru сообщили, что готовность к переездам указывают многие соискатели — 15,8% соискателей готовы переехать в Москву, 10,8% в Санкт-Петербург и 9,1% — в Казань.

Кстати, зарплатные предложения работодателей из Татарстана выросли на 2% относительно августа и составили в среднем 49 тысяч рублей – об этом свидетельствуют данные hh.ru. Наиболее ощутимый прирост на данный момент наблюдается в предлагаемых зарплатах административному персоналу: в сентябре предлагаемые зарплаты в этом секторе выросли на 7%. Заметно повысили зарплатные предложения работодатели в сфере юриспруденции (+6%) и в добывающей отрасли (+6%).

«Кадры – это новая нефть»: в Татарстане предложили разработать программу трудовой миграции

Исследовательский центр Superjob также зафиксировал, что 44% компаний повышали или индексировали заработную плату сотрудников менее чем полгода назад. Каждая четвертая компания в последний раз пересматривала зарплаты сотрудников от полугода до года назад, 13% работодателей в последний раз повысили зарплаты один-два года назад, 7% компаний – более чем два года назад. 10% опрошенных работающих россиян признались, что получили прибавку в течение последних шести месяцев.

Набережные Челны — город с дефицитом рабочей силы и минимальной безработицей

По словам гендиректора ГК «Далини», председателя Набережночелнинского отделения Партии Роста, депутата городского Совета Набережных Челнов Руслана Нигматулина, дефицит рабочей силы – давняя проблема, которую работодатели не могут решить самостоятельно.

— Набережные Челны – яркий пример города с дефицитом рабочей силы и минимальной безработицей. Кадровый голод есть во всех отраслях, не только в производстве. Это давняя проблема, она много лет решалась за счет миграции – внутри Татарстана, на межрегиональном и международном уровнях. В пандемию ситуация усугубилась: произошел отток иностранцев и работников из соседних регионов. Затем началась спецоперация, теперь – мобилизация. Люди уезжают. И пока что не видно тенденции на улучшение, — перечислил собеседник.

«Кадры – это новая нефть»: в Татарстане предложили разработать программу трудовой миграции

Нигматулин считает, что предложенная вице-премьером Татарстана программа временной трудовой миграции на межрегиональном уровне может быть выходом. Причем Челны заинтересованы в том, чтобы мигранты приезжали не на время, а оставались здесь жить. Но для этого необходима согласованная политика: людей необходимо обеспечить жильем, социальными услугами, подумать об их семьях.

— У нас за последние годы так сильно разрослась промышленность, что по-хорошему нужен второй бум населения, как во времена строительства «КАМАЗа». Я мечтаю, чтобы город с таким потенциалом стал миллионником. Если сюда приедут IT-специалисты, инженеры, технологи, тогда у нас появится своя технологическая долина. Поэтому кроме рабочих мест нам нужно развивать культуру, медицину, образование, создавать вузы. Я считаю, что нам необходим медицинский институт, институт культуры и искусств. Все это точки притяжения кадров в город и возможность удержать отток нашей молодежи, — предложил челнинский предприниматель.

Как ОЭЗ «Алабуга» победила кадровый голод

Успешным кейсом решения проблемы дефицита кадров можно считать ОЭЗ «Алабуга». На ее территории действуют 33 завода, которые нужно обеспечивать квалифицированными сотрудниками. В этих целях был создан колледж «Алабуга Политех», где преподавателями работают ведущие инженеры заводов-резидентов.

— На территории ОЭЗ расположены мировые бренды, такие как ООО «Роквул-Волга», «ООО Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри», ГК «Росатом». Эти инженеры являются носителем самых актуальных знаний. Сейчас потребности растут и к нам обращаются разные компании, а у нас есть возможность эти кадры предоставить, — рассказала руководитель отдела маркетинга и PR «ОЭЗ Алабуга» Дания Уталиева.

В ОЭЗ в полной мере реализован принцип «кадры – это новая нефть». Здесь создана инфраструктура, необходимая резидентам. Для резидентов предоставляются готовые помещения, а для сотрудников – жилье. Как сообщила нам Уталиева, скоро в ОЭЗ будет сдан в эксплуатацию 18-этажный многофункциональный комплекс, где будут жить студенты и сотрудники. В планах строительной компании «Алабуга девелопмент» — строительство большого жилого комплекса на 50 тысяч человек. Все эти люди будут трудиться на импортозамещающих и технологических предприятиях, чтобы обеспечить технологический суверенитет страны.

«Кадры – это новая нефть»: в Татарстане предложили разработать программу трудовой миграции

— Для создания импортозамещающих производств необходимы высокотехнологичные предприниматели. Это молодые ребята с огромным потенциалом, гибким мышлением, способные генерировать новые идеи. У нас уже сейчас есть такие примеры. Есть студент 3-го курса, который стал руководителем локальных очистных сооружений на заводе «Росатом». Это уникальная установка, которая выпускает ПАН-прекурсор – сырье для углеволокна, которое используется при строительстве самолета МС-21. Это сложнейшее с химической точки зрения производство, единственное в своем роде, там должны четко отслеживаться и очищаться стоки. Наш студент заведует этим очистным сооружением. Мы уже сейчас показываем такие результаты, потому что у них есть сильные наставники, — добавила Уталиева.

По мнению собеседницы, историю с подготовкой кадров в «Алабуга Политехе» нужно масштабировать. Между предприятиями и образовательными организациями должен быть налажен контакт, чтобы вузы и ссузы готовили специалистов под конкретные запросы. Уталиева пояснила, что под нужды резидентов и были открыты первые направления в «Алабуга Политехе».

«Кадры – это новая нефть»: в Татарстане предложили разработать программу трудовой миграции

— К нам обращались резиденты, мы опросили их, какие кадры им нужны, и на основании этого открыли четыре направления. Когда появилось понимание и возможность увеличить мощности, открыли еще четыре направления, — отметила спикер.

В каждом регионе разная ситуация 

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов заметил, что ситуация на рынке труда в разных регионах отличается. Частичная мобилизация по-разному повлияла на них. В регионах с высокой безработицей, например, Тува, Алтайский край, еще до объявления частичной мобилизации отмечался сравнительно высокий уровень ухода людей в добровольцы, потому что им выплачивалась, по их меркам, высокая зарплата. И призыв идти в добровольческие батальоны для таких регионов был в некотором смысле спасением, так как значительная часть семей получала высокий источник доходов, правда, с высоким риском потери жизни.

Когда же была объявлена частичная мобилизация, стали страдать регионы с высоким уровнем развития, прежде всего индустриально развитые. Во многих из них еще до мобилизации отмечался дефицит кадров на производстве, особенно квалифицированных. Частичная мобилизация обострила эту проблему. 

Атласов считает, что эту проблему можно решить двумя способами. Первый вариант — это организовать широкий миграционный поток из стран Средней Азии, чтобы ими заместить дефицит кадров. Но он несет определенные риски, связанные с культурно-бытовыми особенностями данного контингента, их отличающимся образом жизни, что потенциально провоцирует рост конфликтов и ухудшение криминогенной обстановки. 

Второй вариант – это то, что предлагает Олег Коробченко – организовать перераспределение трудовых ресурсов внутри России из экономически слаборазвитых регионов, где даже в условиях частичной мобилизации отмечается высокий уровень безработицы, поэтому политик поддерживает это решение. 

— Другое дело, что федеральный центр в нынешних условиях навряд ли пойдет на увеличение сопутствующих расходов, в том числе в части финансирования строительства арендного жилья. Но это уже вопрос, который будет требовать каких-то иных решений. В целом же это предложение, достойное поддержки, — резюмировал Атласов.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *