Пришло время реформировать мусорную реформу

В авторской колонке
В авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, депутат Госсовета РТ
от партии КПРФ Николай Атласов констатирует, что провал мусорной реформы в
Татарстане, да и не только в нашей республике, а в целом по России, уже никак не
скрыть липовыми отчетами и пафосными мероприятиями о мнимых достижениях.

Во многих российских регионах начался процесс судебной отмены различных решений, принятых в нарушение закона властями субъектов РФ в угоду интересов мусорных региональных операторов. В одних регионах отменили чрезмерно завышенные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для бизнеса, благодаря которым региональные операторы получают сверхприбыли. В других — в судебном порядке полностью или частично отменили основополагающие документы — территориальные схемы обращения с отходами.

Например, с начала этого года через суд были отменены завышенные нормативы накопления ТКО в Костромской и Курганской областях, нормативы накопления ТКО и тарифы в Пермском крае, частично отменена территориальная схема обращения с отходами в Ставропольском крае. 

Около двух недель назад завышенные нормативы накопления ТКО в отношении промтоварных магазинов и супермаркетов были отменены в Татарстане. Они были утверждены постановлением Кабинета министров РТ 24 августа 2022 года после предыдущего судебного решения и даже в этом случае оказались оторванными от реальности — почти в десять раз превышали реальный объем образуемых ТКО. Верховный суд Татарстана пошел навстречу обоснованным аргументам нескольких истцов, которые на фактах доказали, что при утверждении указанных нормативов были нарушены процедуры, на основании которых были сделаны расчеты.

Но есть ли у этого решения суда какая-то перспектива? Для самих торговых организаций, вероятно, есть — как минимум в том, что денег они будут платить меньше. Но проблема в том, что сейчас непонятно, на основании какого документа будет регулироваться оплата. А в этом случае всегда есть риск того, что региональный оператор будет тем или иным способом опротестовывать оплату по данному периоду, опираясь на юридическое крючкотворство.

Пришло время реформировать мусорную реформу

Если же говорить о каких-то системных решениях, то данное судебное решение ни к каким принципиальным изменениям не приведет. Ведь если разобраться, оно принято только в отношении двух категорий торговых организаций — промтоварных магазинов и супермаркетов, которые в наибольшей степени пострадали от завышенных нормативов и у которых хватило сил сопротивляться монополизму региональных операторов, пользующихся административной поддержкой. При этом другие категории предпринимателей, а также бюджетные организации как платили, так и будут платить за услугу вывоза ТКО по завышенным нормативам. Если же говорить о бюджетных организациях, то в данном случае мы вообще имеем необоснованный переток бюджетных средств в карман частных компаний-монополистов.

То, что мусорная реформа зашла в тупик, — это очевидно уже всем. Попытки строить хорошую мину при плохой игре, как это пытаются делать в татарстанском Минстрое, только усугубляют ситуацию. Самый проблемный участок — это Западная зона Татарстана, где оперирует региональный оператор ООО УК «ПЖКХ». Тут вся производственно-логистическая схема строилась вокруг проекта мусоросжигательного завода, который оказался несостоятельным из-за западных санкций, поэтому де-факто эта схема стала нерабочей (об этом мы писали ранее). В Восточной зоне, где оперирует другой региональный оператор, вообще нет никакого видения, куда двигаться дальше. Тут в основном занимаются тем, что пытаются выбить с предпринимателей «долги», образовавшиеся за счет чрезмерно завышенных начислений на основе отмененных судом нормативов накопления ТКО. И если в Западной зоне была, что называется, красивая идея — построить мусоросжигательный завод и производить электричество (и некоторые наивные в эту идею поверили), то в Восточной зоне имеет место полное отсутствие идей по части развития. Но и в том, и другом случае мы имеем две компании, которые завалили исполнение всех тех обязательств, на основании которых им четыре года назад обеспечили победу на безальтернативных конкурсах.

Возникает вопрос: что делать? Откровенно говоря, я не верю в то, что эту систему можно каким-то образом перенастроить, особенно если речь идет о сохранении действующих игроков. Надо просто признать, что оба региональных оператора уже не смогут сделать лучше того, чего они достигли к сегодняшнему дню. При этом надо также признать, что никаких существенных достижений у них нет — за без малого четыре года действия реформы.

Более того, даже досрочная смена одних региональных операторов на других, а закон это допускает, принципиальных изменений не принесет. Потому что дело не только в несостоятельности менеджмента конкретных компаний, но также в несостоятельности самой системы, то есть той самой концепции мусорной реформы. Иначе говоря, если действительно желать каких-то кардинальных изменений на рынке обращения с отходами, надо менять федеральное законодательство, пересматривая, прежде всего, статус региональных операторов. Их монополизм — это один из главных изъянов мусорной реформы. И давайте уже признаем открыто, что под благие разговоры о развитии переработки отходов была создана система, главной целью которой является освоение средств, в том числе бюджетных, в интересах узкого круга бенефициаров. И осваивать такие средства лучше всего на правах монополии, а также продвигая крупные и дорогостоящие проекты типа строительства мусоросжигательных заводов. Прошло почти четыре года, но нет ни заводов, ни денег. И это мы не говорим еще о коррупционной составляющей, шлейф которой тянется за многими региональными операторами. Так что отказ от института региональных операторов является одним из главных условий оздоровления отрасли обращения с отходами.

Пришло время реформировать мусорную реформу

Среди других мер, которые необходимо совершить и о которых я уже неоднократно писал, — это смена парадигмы реформы — поэтапный отказ от модели полигонного захоронения в пользу развития реальной переработки. Именно перерабатывающая отрасль должна быть в центре как самой концепции реформы, так и нормативных документов, определяющих территориальную схему, а также целевые показатели. Также и тарифная политика должна определяться не логистическими расходами, как сейчас, — это вторично, а затратами на развитие перерабатывающего сектора с внедрением дифференцированного подхода — вывоз сырья на переработку должен быть дешевле вывоза сырья на полигон. Ну и очень важный аспект — это реализация контрольных мер, предусматривающих жесткое наказание тех, кто, осваивая огромные средства, не исполняет своих обязательств.  

Понятно, что в данном случае речь идет об изменении общих подходов. Но это именно те подходы, которые определяют идеологию самой реформы. Нужно четко определиться, что ставить во главу угла — интересы перерабатывающей отрасли, развитие которой и обеспечивает движение в сторону циркулярной экономики в интересах всего общества, или же интересы монопольных структур, возглавляемых, как правило, непрофессиональными менеджерами, главная задача которых обеспечивать интересы теневых бенефициаров? Ответ, на мой взгляд, очевиден.

Мусорная реформа в России идет уже почти четыре года, но результата никакого нет. А раз так, может, настала пора реформировать саму мусорную реформу?


Автор материала: Николай Атласов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, член фракции КПРФ


Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *