Мусорная реформа в Татарстане: менеджеры компаний-регоператоров не способны без помощи государства реализовывать инвестпрограммы

В авторской колонке
В авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, депутат Госсовета
республики от партии КПРФ Николай Атласов объясняет, почему возникают
«форс-мажоры», которые мешают регоператорам решать элементарные бизнес-задачи.

Проблемы мусорной реформы в Татарстане вновь напомнили о себе. На этот раз в контексте деятельности одного из региональных операторов республики — ООО «УК «ПЖКХ», где относительно недавно сменилось руководство. Теперь проблемы, обострившиеся на фоне кадровых изменений, стали объектом пристального внимания властей республики.

Кстати, два месяца назад, комментируя смену руководства в данной компании (тогда вместо казанца Сергея Богатова гендиректором ООО «УК «ПЖКХ» стал Дмитрий Петров, который, как сообщают, управляет компанией дистанционно из Москвы), я прогнозировал, что это явный сигнал того, что регоператор в западной зоне РТ намерен действовать с меньшей оглядкой на власти республики. И вполне вероятно, что очень скоро нас ожидают громкие баталии. Ведь на место Сергея Богатова пришел менее сговорчивый топ-менеджер, для которого интересы татарстанского населения явно будут не в приоритете.

Сейчас уже всем, кто внимательно следит за ходом мусорной реформы в Татарстане, очевидно, что период обострения между ООО «УК «ПЖКХ» и властями республики начинается.

На первый взгляд триггером к этому обострению послужила проблема полигона «Восточный», расширение которого, запланированное ранее, оказалось невозможным из-за попадания нового участка полигона в зону аварийной посадки Казанского авиационного завода им. Горбунова. На фоне исчерпания ресурса второго казанского мусорного полигона «Химический» (его к концу этого года должны закрыть) реально замаячила угроза мусорного коллапса, так как оказалось, что вывозить отходы, образуемые в столице республики, больше некуда. Даже «распечатывание» закрытых ранее сельских районных полигонов не способно решить проблему. А надежд на обещания регоператора решить через всемогущий «Ростех» проблему ограничений путем изменения Воздушного кодекса РФ мало кто питает. Мусорное лобби, конечно, могучее, но не настолько, чтобы пролоббировать на федеральном уровне снижение норм авиационной безопасности в угоду интересам частного бизнес-проекта.

И вновь о мусорной реформе в Татарстане

Проблема с полигоном «Восточный» не единственная. Не менее серьезным является негативная реакция муниципальных властей и населения в отношении состояния мусорных площадок, а также качества вывоза отходов. Статистика жалоб в системе «Народный контроль» лишь нарастает — за восемь месяцев 2022 года из муниципалитетов республики поступило без малого 600 жалоб. И этот бурный поток общественного негатива совсем не коррелируется с бодрыми заявлениями некоторых руководителей мусорных компаний о своих достижениях. Даже главы районов, почувствовав сильное давление снизу от населения, уже не могут молчать и предъявляют жесткие претензии в адрес регоператоров.

Впрочем, с муниципалитетами давно все ясно. Я уже не раз писал, что проблемы муниципалитетов в контексте мусорной реформы носят системный характер, так как их лишили какого-либо влияния на регулирование процесса обращения с отходами на их территориях. И в лучшем случае муниципалитеты могут лишь донести информацию о своих проблемах до регоператоров в рамках предусмотренных федеральным законодательством процедур взаимодействия. Но попробуй достучись в рамках такого взаимодействия до гендиректора компании–регоператора, сидящего в Москве. Эти люди даже с членами правительства республики будут разговаривать сквозь зубы. Потому что в их миропонимании возникшие проблемы — это огромные издержки, решать которые они будут посредством оптимизации своих затрат. Естественно, за наш с вами счет, потому что по-другому они и не хотят, и не умеют.

Сейчас татарстанские чиновники, курирующие мусорное направление, пытаются выработать для себя позицию непричастности к возникновению этих проблем. Хотя ответственность следует возложить в том числе и на них. Ведь проблема того же полигона «Восточный» возникла не на пустом месте. Изначально наши чиновники доверились красиво упакованным презентациям, разработанным будущими компаниями-регоператорами, на которых красовались миллиардные инвестиции в инфраструктуру. И вся стратегия мусорной реформы в республике, а также контроль над ее реализацией были отданы на откуп этим компаниям.

Самым громким и многообещающим проектом стало строительство под Казанью мусоросжигательного завода (МСЗ), который, по первоначальным планам, должен был быть запущен к 2023 году. Его мощность 550 тысяч тонн как раз примерно соответствует оценочному объему собираемых ТКО в зоне ответственности регоператора ООО «УК «ПЖКХ». Иначе говоря, Минстрой РТ поверил, что к моменту запуска МСЗ в строй потребности в мусорных полигонах в западной зоне РТ будут не столь велики, а потому было принято несколько решений, которые с позиции нынешнего дня однозначно являются ошибочными.

В числе этих решений — поспешное закрытие мусорных полигонов в районах республики, мусор из которых стали свозить на два казанских полигона — «Восточный» и «Химический». Это дало возможность чиновникам отчитаться об успешной борьбе за экологию в сельских районах, но породило скандал с загрязнением воздуха в Казани. Помните шумное недовольство жителей Советского района из-за тошнотворных запахов с полигона «Восточный»? Это результат завоза сельских отходов, морфологическая структура которых отличается от казанских более высоким содержанием органики.

В идеале эти отходы должны были ехать на МСЗ, но первоначальные планы строительства завода сначала были отодвинуты на более поздний срок, а теперь сам пуск завода под вопросом. Потому что ни инвестор МСЗ в лице компании «РТ-инвест», ни Минстрой РТ, выбравший регоператором в западной зоне аффилированную с инвестором компанию ООО «УК «ПЖКХ», никак не предполагали таких рисков, как западные санкции. Инвестор такие риски в принципе не предусмотрел, хотя, казалось бы, близость к компании «Ростех», контролирующей российскую «оборонку», предполагает учет топ-менеджерами геополитических рисков. Но нет, запах больших денег оказался сильнее желания разрабатывать разумную бизнес-стратегию.

И вновь о мусорной реформе в Татарстане

Что касается Минстроя РТ, то он, проведя в 2018 году процедуру выборов двух регоператоров (на безальтернативной основе), с облегчением свалил с себя ношу относительно дальнейших задач по реализации и контролю над ходом мусорной реформы. Зачем чиновникам напрягаться, если, как им кажется, в тех же компаниях-регоператорах есть люди, которые лучше понимают, как реформировать отрасль? Ведь Минстрой РТ — это вообще не про мусор, а про стройку. Тем более у чиновников министерства нет желания вникать в тонкости инвестпрограмм регоператоров и оценивать их с точки зрения разнообразных рисков.

Конечно, инвестор МСЗ сейчас говорит, что завод продолжает строиться и на нем будет установлено оборудование, производство которого будет локализовано в России. Но какое это будет оборудование, думаю, сами топ-менеджеры пока не знают. При этом до сих пор не ясно, как они намерены импортозаместить программное обеспечение, которое и отвечает за безопасность производства на МСЗ. Конечно, можно своими руками и оборудование произвести, и софт разработать, но будет ли этот продукт соответствовать тем нормам экологической безопасности, под которые давали разрешение на строительство МСЗ?  

Вся эта история с ООО «УК «ПЖКХ», «РТ-инвестом» и прочими подобными структурами высветила одну из главных управленческих проблем в республике. Наши чиновники с самого начала не рассчитывали глубоко вникать в проблемы мусорной реформы, поручив ее реализацию более опытным, как им казалось, компаниям. На деле же менеджеры всех этих компаний-регоператоров не способны без помощи государства реализовывать даже свои инвестпрограммы и обещания. То им нужно обеспечить доступ к персональным данным, то повысить тариф, то предоставить финансовую поддержку (как это было в период пандемии). При этом решить элементарные задачи, под которые они сами же и подписались, они оказались не способны. Поэтому на мусорном фронте Татарстана периодически и возникают «форс-мажоры» в виде недовольства бизнеса высокими мусорными тарифами, западных санкций и бесконечного откладывания сроков запуска инфраструктурных проектов.


Автор материала: Николай Атласов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, член фракции КПРФ


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *