Госкомитет по туризму: нужно ли Татарстану отдельное ведомство для привлечения отдыхающих?

На фоне расформирования Ростуризма редакция KazanFirst решила обсудить с экспертами
На фоне расформирования Ростуризма редакция KazanFirst решила обсудить с
экспертами, насколько эффективно республиканская структура помогает бизнесу и
участнкам отрасли в развитии туриндустрии.

Учитывая все беды, что свалились на туристическую отрасль в России, начиная с «коронавирусного» 2020-го и заканчивая последними событиями, что грозят вновь опустить «железный занавес», было бы логично ожидать скоропостижной смерти самого понятия туризма у нас в стране. Однако нет худа без добра — россияне начали открывать для себя интересные места внутри страны, и одним из лидеров на ниве развития внутреннего туризма ожидаемо стал Татарстан.

Как мы уже писали ранее, президент страны Владимир Путин расформировал Ростуризм, несмотря на то, что структура за два года своего существования показала отличные результаты. Оказалось, что это не несет никаких последствий для нашей профильной структуры — Госкомитета РТ по труизму. Исполнительный госорган межотраслевой компетенции в Татарстане готов взаимодействовать с любым правопреемником Ростуризма, однако свою работу строит самостоятельно.

На этом моменте мы и задались вопросом -если конечным акторам туротрасли статус и наличие Ростуризма, по сути, безразличны, то как татарстанские турдеятели относятся к профильному Госкомитету? Для этого мы опросили экспертов, видящих ситуацию с разных сторон.

Малейшие потери в уверенности = большие потери в туризме

Так, Виталий Кольгин, руководитель группы компаний «Скайлэнд», оператор индивидуального и делового туризма, напомнил, что Ростуризм за время работы множество раз переподчиняли и выделяли в самостоятельную единицу.

— Будучи под Минэкономразвития, он ни шагу влево-вправо сделать не мог. Только лишь в 2020 году его выделили в самостоятельное подразделение с подчинением вице-премьеру. Он просуществовал как мощная самостоятельная структура недолго. Но при этом сделано много красивого пиара по туризму внутри страны, что очень важно. Запустили тот же самый кэшбэк и прочее, -напоминает собеседник. — От того, будет ли это Ростуризм, или тот же Минэкономразвития, если продолжат хорошую работу, разницы никакой не будет. Со стороны Госкомитета Татарстана по туризму — я с ними согласен, от этого ни холодно, ни жарко, главное, чтобы работали хорошо. Фактически же их не упразднили, а передали Минэкономразвитию.

По мнению Виталия Кольгина, в отношении республиканского Госкомитета ситуация примерно такая же.

— Когда Госкомитета не было, это направление тоже существовало, если не ошибаюсь, в составе министерства молодежи, спорта и туризма. Тот же Евгений Иванов был замминистра и как раз курировал сферу туризма, — вспоминает эксперт.

Кризис на пользу: Внутренний туризм в России стремительно растет, а Татарстан снимает сливки

Собеседник убежден, что Госкомитет, когда сформировался в самостоятельную единицу, стал работать намного интереснее и масштабнее, нежели в составе министерстве.

— Помогают ли они как-то туризму? Нужно понимать, что туризм бывает достаточно разнообразный — как минимум, въездной и выездной. Если говорить непосредственно о работе с туристами, приезжающими в республику, Госкомитет, конечно же, помогает. Он собирает обратную связь со всех туристических мест, музеев, точек притяжения, от турфирм, которые привозят группы или индивидуальных туристов. Даже с теми, кто привозит очень малое количество туристов в Татарстан, они все равно отрабатывают и узнают, что тем не нравится, что можно улучшить. То есть, они очень хорошо формируют эту базу, анализируют ее и распределяют между всеми: от туристов до каждого ресторанчика или музея. Так они влияют на улучшение пребывания туриста в республике, — рассказал Кольгин.

Если же говорить о массовом выездном туризме, те же самые Турция и Египет, здесь, по словам собеседника, компетенция Госкомитета фактически отсутствует.

— Они больше проводят какие-то статистические мероприятия: выясняют, сколько людей выехало, куда, на какой период и прочее. Но именно помощи в выездном туризме фактически они не оказывают, — добавил бизнесмен. — Можно сказать, что и Ростуризм особо этим не занимался, у них задачи стоят на развитие привоза туризма сюда, в страну, а в случае Госкомитета — в республику.

Кризис на пользу: Внутренний туризм в России стремительно растет, а Татарстан снимает сливки

Кольгин заметил, что туристическую отрасль трясет постоянно и безостановочно. Он отметил, что его агентство работает в основном именно на выездной туризм.

— Так что нам достаточно тяжело начиная с 2020 года. Те, кто занимается въездным — может быть, у них картина складывается получше, чем у нас. Безусловно, внутренний туризм теперь есть и у нас, без него никак уже, — поделился он.

Несмотря на все сложности, агентство Кольгина пытается всеми силами сохранить направление выездного туризма, так как это изначальное направление работы его бизнеса.

— Изначально был коронавирус, затем было хорошее восстановление, показатели давали некую долю радости, но дальше наступил февраль, объявление всем известных событий, жуткий отток по продажам. Более-менее летом произошло восстановление, хоть какая-то радость, но тут у нас сентябрь, и опять люди очень настороженно начинают реагировать на идею приобретения путешествий. Это не необходимая потребность, поэтому ей жертвует достаточно большое количество людей, когда не уверены в своем финансовом будущем. Все эти события как раз и приводят к тому, что уверенность наших людей теряется. Малейшие потери в уверенности приводят к большим потерям в туризме, — считает предприниматель.

Туризм развивают муниципалитеты, а не Госкомитет

Медиатехнолог, СЕО коммуникационного агентства «К9», соучредитель Ассоциации интернет-технологов России Ярослав Муравьев считает, что вопрос реформирования туротрасли стоит давно, потому что конкурентоспособность российского туризма вызывает сомнения.

— Если говорить про Татарстан, то, по моему личному мнению, Госкомитет по туризму далек от той эффективности, которой достойна наша республика. Большая часть их успехов — это результат работы всей команды Татарстана в целом, а команда самого ведомства имеет не такое большое значение. Мне кажется, намного большую роль играют муниципалитеты, города, особенно Казань, и те проекты, которые реализуют республиканские власти, -отметил Муравьев.

По его мнению, учитывая современные подходы и опыт других регионов, те проекты, которые реализует Госкомитет, выглядят смешно.

— Хотя потенциал республики просто неимоверный, и все достижения с тем огромным потоком туристов вряд ли можно отнести к успехам Госкомитета, к тому ресурсу, который они присваивают, — заявил собеседник. — Мне кажется, намного больше делается самими участниками рынка -коммерческими предприятиями, теми, кто организует различные события. Поэтому то, что в Госкомитете давно назрела необходимость новых стандартов работы -это очевидно. Другое дело, что за счет своей мощи и привлекательности республика сама решает задачи туризма. Но при эффективной работе я уверен, что потенциал может быть увеличен в разы.

Муравьев считает, что Татарстан сильно недополучает в результате деятельности Госкомитета. И если началось такое движение на федеральном уровне, то республике есть над чем задуматься, тем более в условиях непростой внешнеполитической ситуации. 

— А задачи и потенциал внутреннего туризма может быть одной из заметных отраслей республики. И если мы находимся в ситуации серьезного вызова, то относиться к ней надо как к критической и работать на 100%, — подчеркнул собеседник.

Нужно создать условия для бизнеса

Директор компании AVT — одного из крупнейших игроков на рынке продаж авиабилетов в Казани Азамат Сабиров напомнил, что Госкомитет занимается тем, чтобы привлекать туристов в Татарстан.

— Мы и завозим людей в Татарстан, и вывозим отсюда. Ростуризм — это хорошая структура, которая должна рекламировать нас. Везде, во всех странах есть какие-то комитеты по туризму, которые рекламируют как-то эту страну. Поэтому расформирование Ростуризма — это не очень прикольно, такая структура должна быть. Так что это не очень хорошая мысль. Минэкономразвитие, которое сейчас будет заниматься этой сферой — это, конечно, хорошо, но должна быть какая-то отдельная структура, продвигающая страну как туристическое направление, -убежден Сабиров.

По его мнению, Госкомитет в РТ как раз и занимается тем, чтобы в республике было много туристов.

Кризис на пользу: Внутренний туризм в России стремительно растет, а Татарстан снимает сливки

— Они молодцы, очень хорошо развиваются, недаром мы теперь третья столица России. Они нас постоянно информировали о каких-то новшествах в других странах. Ну, это раньше — понятно, что сейчас у нас мир ограничился. А раньше они активно приглашали на конференции и прочее. По внутреннему туризму — они молодцы. Да и по внешнему как-то работали, — поделился собеседник.

Спикер обратил внимание, что в плане развития внутреннего туризма Татарстан сейчас очень активно растет.

— Идет большой прирост, люди понимают, что в республике есть много того, что можно посмотреть. И Госкомитет работает хорошо -не на нас, а на Татарстан. Людей приезжает все больше и больше, туристов очень много, — порадовался бизнесмен.

Сабиров рассказал, что сейчас внутренний туризм в целом начал очень интенсивно развиваться.

— У людей денег не очень много, за рубеж дорого летать, и все люди начали открывать для себя Россию. Раньше все летали за рубеж, а российский сегмент был очень ограничен, хотя потенциал очень большой. А сейчас его начинают принимать, открывать, и бизнес начал подтягиваться, — отметил собеседник.

Кризис на пользу: Внутренний туризм в России стремительно растет, а Татарстан снимает сливки

По поводу потенциала развития и сообщений о том, что в ближайшие годы в туротрасль вольют триллион рублей, Сабиров отметил, что одна из основных проблем открытия новых направлений — это отсутствие мест размещения для людей.

— Сейчас с этим получше становится, и то, что триллион направят — это хорошо, но мне кажется, что нужно скорее создать условия для бизнеса. Государство никогда не показывало себя хорошим управленцем. Лучше, чтобы бизнес сам мог что-нибудь построить и сделать. Именно поэтому то, что Ростуризм ушел в Минэк, не очень хорошо. Они вроде говорят, что деньги будут использоваться эффективнее, но пока никто не понял, что и как будет. То есть сигнал был не очень хороший для бизнеса. Раньше ожидали, что Ростуризму наоборот, дадут больше полномочий, а в итоге все свернули. Но в целом сам туризм развивается, потому что у нас, в России, всегда так – государство само по себе, и бизнес сам по себе.

Цель – продвигать и сохранять

Генеральный директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Гульзада Руденко в разговоре с журналистом KazanFirst подчеркнула, что Госкомитет понимает, насколько важно лоббировать и пиарить республику.

— Начиная от столицы, продолжая другими туристическими городами, которые у нас есть: Елабуга, Болгар, Свияжск, Чистополь, Тетюши, Камское Устье и т.д. Я хочу сказать, что так заинтересованно, озабоченно, и стараясь помочь притянуть к туристическим городом финансовые средства, связанные с развитием туризма, должны работать все отрасли, — поделилась Руденко.

По мнению собеседницы, ведомство действует оперативно, и в республике следует сохранить его как отдельную структуру. Судя по всему, на фоне расформирования Ростуризма наши вопросы заставили Гульзаду Руденко волноваться за будущее Госкомитета.

Кризис на пользу: Внутренний туризм в России стремительно растет, а Татарстан снимает сливки

Она рассказала, что туристические объекты Татарстана, в том числе подшефный ей музей, выстраивают партнерские отношения с Госкомитетом, чтобы достичь одной цели -как можно лучше продвинуть туристический потенциал республики и конкретных районов и городов, а также сохранить существующее культурное наследие.

— Помощь также в том, что они при возможности берут нас на международные и всероссийские туристические выставки. Госкомитет оплачивает стенды на подобных площадках, мы на них располагаемся и рассказываем о нашем туристическом потенциале. В этом тоже выражается наше сотрудничество, — говорит собеседница.

Относительно самого Елабужского музея спикер поделилась радостью, что дела идут вполне хорошо. По ее словам, похожая ситуация и в других музеях-заповедниках, в том числе в Свияжске и Болгаре.

— Если мы в самый лучший, 2019 годприняли 506 тысяч посетителей (это не считая массовых событийных мероприятий), то уже в этом году мы приняли 500-тысячного посетителя. И в этом году количество туристов, которых мы приняли, будет значительно больше, — заявила она.

Кризис на пользу: Внутренний туризм в России стремительно растет, а Татарстан снимает сливки

Директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин был очень немногословен, но поделился, что в своей работе несомненно чувствует практическую пользу от работы Госкомитета.

— Мы работаем во взаимодействии по всем вопросам, связанным с туризмом. Госкомитет где-то подсказывает, где-то курирует, проводит регулярные совещания по разным вопросам — по сервису, транспортной доступности и прочему. Эта помощь не финансовая в последнее время, -отметил Силкин, предположив, что иссякнувший финансовый поток может быть связан с текущими событиями в стране. — Раньше через Госкомитет помогали добиться разных мероприятий, связанных с привлечением туристического потока. Сейчас это скорее помощь методического характера. Они организуют пресс-туры, привозят журналистов из-за рубежа, из российских регионов. Это один из основных методов популяризации наследия.

По его словам, интерес к свияжскому музею-заповеднику тоже растет, посетителей становится все больше. По его словам, на сегодняшний день, за 10 месяцев, Свияжск посетило более миллиона человек. Собеседник прогнозирует, что к концу года число посетителей по сравнению с прошлым вырастет примерно на 30%.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *