выявлены на трех заправках, однако заносить их в черный список Управление
рационального использования ТЭР пока не спешит.
Машин на заправке немного, чего не скажешь о людях. Возле одной из колонок собралась целая толпа — это журналистов знакомят с процессом отбора проб топлива. Ежегодно в республике проходит месячник по проверке качества моторного топлива. Мероприятие проводит Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов Татарстана. Работают четыре бригады, которые выезжают на заправки в ближайшие к Казани районы, а также в Закамье и в окрестности Альметьевска. Приезжают они на республиканские АЗС внезапно. Берут пробы самого ходового топлива — дизеля и АИ-92.
— По плану за месяц Управление рационального использования ТЭР РТ должно собрать порядка 350-360 проб на 180 АЗС. Всего в республике порядка 730 станций, которые занимаются реализацией жидкого топлива. У нас создано 4 бригады на автомобилях, которые разъезжаются по всей республике. В основном стараемся охватить мелкий бизнес, потому что такие компании, как ТАИФ, «Татнефть», «Лукойл», имеют свою лабораторию, поэтому они следят за качеством своего топлива. А вот у мелких АЗС, естественно, своих лабораторий нет, — пояснил заместитель начальника ГБУ «Управление по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ» Шамиль Гумеров.
Сначала топливо наливают в чистую канистру объемом в 3 литра из рандомной колонки, затем переливают в одинаковые трехлитровые бутылки, каждую из которых пломбируют и помечают биркой с информацией о виде топлива, дате, времени и месте отбора. Одну из бутылок отправляют в лабораторию, другую оставляют сотрудникам заправки, а третья — это так называемая арбитражная проба. Ее хранят более месяца. Это необходимо на случай, если в ходе проверки в пробе выявят несоответствие.
— Информацию о несоответствии топлива мы направляем владельцу автозаправочной станции. Если он согласен, что топливо действительно некачественное, то мы даем ему рекомендации и время исправить. При повторном нарушении владельца ждет штраф. Если же он не согласен с протоколом, арбитражную пробу он вправе направить на повторную экспертизу в независимую лабораторию. Если повторная проверка подтвердит, что топливо некачественное, тогда материалы направляются в контрольно-надзорные органы, — поясняет спикер.
После отбора проб их везут в лабораторию, которую выбирают в результате тендера. Здесь топливо проверяют на соответствие 16 разных показателей — на содержание серы, бензола, определяется предельная температура фильтруемости и других показателей, прописанных в регламентах Таможенного союза и национальном стандарте. Если хотя бы один из этих показателей не соответствует требованиям ГОСТа, то считается, что такой бензин не соответствует стандартам.
— Мы проверяем фракционный состав, плотность горючего, массовую долю серы, которая не должна превышать 10 мг/кг, температуру вспышки. К примеру, по дизельному в анализ входит плотность, кинематическая вязкость, фракционный состав, содержание серы и предельная температура фильтруемости. По времени анализ одной пробы дизеля и бензина занимает порядка шести часов, но мы их делаем параллельно, — рассказывает сотрудник лаборатории Алия.
Гумеров добавил, что с приходом холодов АЗС переходят на реализацию межсезонного дизельного топлива. Предельная температура фильтруемости для него составляет минус 15 градусов Цельсия, для зимнего — минус 32 градуса. А это значит, что проверять их надо иначе.
Мы поинтересовались у эксперта, может ли автовладелец самостоятельно распознать плохой бензин. Как оказалось, не может. Это по силам лишь лаборатории. С начала месячника на 99 АЗС было отобрано: 120 — бензина и 76 — дизельного топлива. 114 из них уже прошли проверку в лаборатории. Нарушения, по словам эксперта, были выявлены в трех.
— Если хотя бы один показатель, а их 16, не соответствует требованию ГОСТа, то уже считается топливо плохим, — подчеркнул Гумеров.
К слову, месячник по проверке качества моторного топлива на автозаправочных станциях и нефтебазах в Татарстане проходит с 2005 года. Тогда нарушения выявлялись в 20-30% проб. В 2008 году в результате принятых мер этот показатель уменьшился и достиг 3-4%. Сегодня эта цифра сохраняется. Шамиль Гумеров пояснил, что такая тенденция связана с увеличением доли прямых поставок на АЗС с нефтеперерабатывающего завода.
— За последние лет десять качество топлива улучшилось. К крупным сетям, как «ТАИФ-НК» и «Татнефть», никаких претензий нет. В год мы отбираем по 2 тысячи проб и жалоб не выявляем, а значит, качеству топлива можно доверять, — добавил замначальника Управления.
Наиболее частым нарушением является превышение содержания серы. Сегодня нормой считается топливо с серой V класса, то есть регламенту вещество должно составлять 10 миллиграмм на 1 килограмм топлива.
— Превышение серы происходит из-за плохой очистки, но и смешивания я тоже не исключаю. Берут более качественное и менее качественное топливо и смешивают, чтобы было подешевле. Когда же содержание серы составляет порядка тысячи миллиграмм, это говорит о том, что дизельное топливо было смешано или печным, или судовым, а это уже обман потребителя. Прежде всего это влияет на воздух, которым мы с вами все дышим, — заметил спикер.
Гумеров предупредил, что в долгосрочной перспективе для машин смешанное топливо грозит коррозией. В основном подобный суррогат эксперты выявляют на АЗС на трассе, где заправляются большегрузы, а также на маленьких заправках в районах или небольших городах.
Ежегодный месячник — не единственное время, когда Управление неожиданно появляется на АЗС с проверкой. Они едут в течение всего года — это около 1 470 проб. Выезжает ведомство и по жалобам татарстанцев. В этом году таких поступило семь. На каждую подобную жалобу специалисты Управления рационального использования ТЭР реагируют выездной проверкой. Если факт подтверждается, материалы проверки направляют в прокуратуру.
— Жалобы от потребителей получаем со всей республики. Семь мы получили в этом году, но никакая из них не подтвердилась. Они в целом редко подтверждаются. Например, в прошлом году было 15 жалоб, а реальное нарушение мы нашли только одно. Составили акт. Люди не хотят разбираться на месте. Почему бы не спросить заправщика? — сетует Шамиль Гумеров.
Нередко автолюбители жалуются не только на качество топлива, но и на недолив топлива на АЗС. Однако, по словам начальника Управления, таких жалоб к ним в ведомство не поступало очень давно.
Comment section