«В школах, как болезнь, распространяется буллинг»

Семейный психолог Наталья Аблизина рассказывает
Семейный психолог Наталья Аблизина рассказывает, кто становится жертвой травли,
как можно противостоять агрессору и что нужно делать взрослым.

Родители эмоционально, порой очень эмоционально, обсуждают ход СВО на Украине. Зачем обсуждают (а не просто делятся новостями), тем более зачем спорят, если повлиять на ход событий все равно не могут, непонятно. Зачем все эти ссоры нужны детям — тоже непонятно. Но дети и слышат, и видят всю эту взаимную родительскую агрессию друг на друга. Тем временем:

— В школах, как болезнь, распространяется буллинг. Одни дети преследуют других, травят, унижают, — говорит семейный психолог Наталья Аблизина

«Жертвами оказываются не только отличники»

Точной статистики (сколько школ, сколько  классов охвачено буллингом) нет, никто таких подсчетов не ведет. Но если раньше был хотя бы один класс, где наблюдался буллинг, это было ЧП на всю школу. Да и само учреждение попадало в тревожный список. Сейчас такое явление, как буллинг, никого из специалистов уже не удивляет. Психологов он точно не удивляет. Извечный русский вопрос: что делать? Прежде всего, что делать жертве? Аблизина предлагает исходить из того, что изначально буллингом в классе занимаются один-два, реже три человека, еще реже, когда их больше.

— Как правило, буллингом занимаются дети, которые не знают, не понимают, чем еще они могут выделиться и себя показать. Своими жертвами они выбирают детей, кто как раз чем-то выделяется. Но жертвами оказываются не только отличники, умные и творческие личности, но даже инвалиды. Или дети «не так» одетые, или чем-то отличающиеся от других поведением, реакциями на окружающую действительность, — объясняет психолог.

«В школах, как болезнь, распространяется буллинг»

По ее словам, буллинг все больше моральный, до физического не доходит. Жертву оскорбляют, унижают, дразнят. Приятного, как вы понимаете мало. Но справиться с буллингом может даже сама жертва.

— Известно, что те, кто страдают агрессией (любой), в глубине души – трусы. Поэтому если вы столкнулись с агрессией (к вам начали придираться,  дразнить), то первое и самое главное, что нужно сделать – это сохранять полное спокойствие и ни в коем случае не показывать, что вы хоть как-то, хоть чего-то испугались или вас это заметно встревожило, — говорит Аблизина. — Допустим, агрессор начал придираться к вашей прическе или одежде. Тогда скажите что-нибудь в том духе, что да, прическа неудачная, но вот у того, кому она не понравилась, прическа хорошая. Это почти наверняка выбьет из рук агрессора его оружие, он же только и ждет от вас нужной ему реакции.

Как вести себя жертве

Самое главное — обидчика не оскорблять и не провоцировать его на дальнейшее приставание. Тогда агрессор «сдуется». У него исчезнет повод к вам приставать. Это если дело просто в приставаниях. Если же агрессор начал вас унижать, дразнить, если в его словах или голосе есть угроза, то тут лучше (ради этого можно даже потренироваться перед зеркалом) сделать решительное лицо и дать понять приставале, что он делает ошибку, что с вами так нельзя. Это первый шаг.

— Второй шаг, если агрессор не отстает, предупредить его о том, что вы вынуждены будете обратиться за помощью (чтобы дело не дошло до серьезного конфликта) к кому-то из старших, авторитетных одноклассников, родителей или учителей. Если придется сделать третий шаг, то нужно будет действительно обратиться. Ябедой вас никто не назовет, потому что вы агрессора об этом честно предупредили, — подсказывает психолог.

«В школах, как болезнь, распространяется буллинг»

Бывают, конечно, совсем тяжелые случаи. Например, когда агрессор издевается и унижает жертву физически. Но и в этом случае у жертвы есть способ. Аблизина привела в пример конкретный конфликт в конкретном классе. Его суть, данные учеников, номер школы мы раскрывать не будем. Главное здесь в том, что «ботаник» (худенький, низкорослый, жертва) Петя вдруг взял и вызвал на поединок (драку) высокорослого здоровяка Васю. Приятели Васи засняли поединок на видео и выложили в интернет. Драку Петя ожидаемо проиграл. Но когда на следующий день он с синяками и ссадинами пришел в класс, то там узнал, что он буквально герой школы! Даже девчонки восторгались смелостью Пети и его упорством в драке. Пацаны растиражировали видео себе на телефоны и живо обсуждали детали:

— Во, смотри, Васька Петьку уже прижал к полу, не вырваться. А смотри, как Петька ему по ребрам врезал, смотри как коленом пнул! Молодец пацан!

С тех пор у Петьки появилось много друзей и подруг, а Васька понял, что Петьку лучше не трогать. Петя понял, что главное в драке не физическая, а духовная победа. Что если не победить, то дать отпор так, чтобы агрессор понял: никакого удовольствия от своей агрессии он не получит, а получит кучу неприятностей.

Что делать взрослым

— Родителям тех детей, в чьем классе завелся буллинг, надо иметь в виду, что дети в таком случае делятся на четыре категории: агрессор (или агрессоры), жертва, наблюдатели (их большинство) и те, кто старается буллинг не замечать, живут своей жизнью, — обращает внимание психолог.

«В школах, как болезнь, распространяется буллинг»

Наблюдатели склонны со временем присоединяться к агрессорам, поэтому родителям (и педагогам) важно вмешаться в ситуацию как можно быстрее. Родителям ребенка-агрессора нужно найти в своем чаде какие-то положительные качества, таланты, способности и помочь ему проявить себя в чем-то полезном, интересном, поднимающем собственный престиж. Родителям жертвы (и другим родителям тоже, пока их дети из наблюдателей не превратились в агрессоров с непредсказуемыми последствиями) нужно подружить жертву с другими детьми в классе, занять их интересным, полезным делом. Когда агрессор увидит, что жертва в классе уже не одинока, он отстанет. 


Читайте также: «Супругам не стоит требовать или ожидать друг от друга, чтобы в их доме все было, как у мамы с папой»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *