Госсовет Татарстана хочет узаконить обращение с жидкими отходами и определиться с собственностью на мусор

В российском законодательстве есть серьезные пробелы по теме бытовых отходов
В российском законодательстве есть серьезные пробелы по теме бытовых отходов,
из-за чего люди вынуждены переплачивать за очистку септиков и выгребных ям.
Парламент республики предлагает новые нормы и обращается за поддержкой к
Мишустину с Володиным.

В Госсовете Татарстана одобрили текст обращения к председателю Госдумы РФ  Вячеславу Володину и председателю правительства Михаилу Мишустину о необходимости совершенствования правового регулирования обращения с жидкими бытовыми отходами. Об этом стало известно на совместном заседании парламентских комитетов по жилищной политике и инфраструктурному развитию и по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике.

Как сообщил председатель комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию  Александр Тыгин, в целом по России лишь 65% жилого фонда оборудованы центральной канализацией. В сельской местности этот показатель составляет 18%. В Татарстане эти цифры чуть выше (70 и 22% соответственно), но сути дела это не меняет. То есть в сельской местности абсолютное большинство домов централизованным водоотведением не обеспечено и люди вынуждены заказывать сбор и вывоз жидких отходов специализированным транспортом. Поскольку законодательство этого никак не регулирует, организации, предоставляющие такие услуги, берут цены «с потолка», и государство не может это никак регулировать.

– Что касается жидких отходов – выгребные ямы, септики — законодательством это сегодня практически не регулируется, – отметил он. – Тарифы на регулирование вывоза этих отходов не регулируются. Граждане вынуждены оплачивать услуги по произвольным ценам.

Госсовет Татарстана хочет узаконить обращение с жидкими отходами и определиться с собственностью на мусор

В тексте обращения Госсовета к Володину и Мишустину говорится, что в законодательстве нет даже однозначного определения жидких бытовых отходов. Нет также утвержденных методик по определению норм образования и накопления таких отходов.

«Недостаточная урегулированность сферы обращения с ЖБО оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды и создает угрозу здоровью населения, поскольку их сброс нередко осуществляется непосредственно в водные объекты (пруды, озера, реки)», – отмечается в документе.

– Разве это тайна? Мы-то знаем, сколько выгребных ям, сколько сбросов в Волгу, в Каму, в речушки маленькие и большие на территории Татарстана, в том числе в сельских районах. Люди жалуются и говорят: «Неужели нельзя отрегулировать?», – заявил принимающий участие в заседании председатель Госсовета Фарид Мухаметшин. – Это проблема не только Татарстана, это проблема всех субъектов страны.

Госсовет Татарстана хочет узаконить обращение с жидкими отходами и определиться с собственностью на мусор

Комитеты единогласно одобрили текст обращения с просьбой о формировании полноценного цикла обращения с жидкими коммунальными отходами: тарификация, транспортирование, очистка и утилизация. Также они отметили необходимость введения госрегулирования на услуги нецентрализованного водоотведения. Текст рассмотрят в ходе следующей сессии Госсовета.

Другим вопросом для обсуждения стали законодательные инициативы Татарстана по вопросам сбора и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО).

– Уже четыре года в стране реализуется новая система обращения с отходами, – напомнил председатель комитета Госсовета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Азат Хамаев. – За этот период многое в отрасли изменилось: выстроен процесс движения отходов, имеются определенные достижения в обустройстве инфраструктуры обращения с отходами. В то же время правоприменительная практика требует модернизации процесса, в том числе и в правовом поле.

По словам Александра Тыгина, предложения, которые вносят депутаты, базируются на ожиданиях людей и муниципалитетов.

Госсовет Татарстана хочет узаконить обращение с жидкими отходами и определиться с собственностью на мусор

– Какие финансовые источники у реформы в целом? Если сделать их прозрачнее, например, в транспорте, у нас появятся деньги на самую больную тему – контейнерные площадки, – отметил Тыгин, подняв также принципиальный вопрос собственности на мусор. – Что такое отходы? Кому они принадлежат? Кто несет ответственность? Если мы на эти вопросы ответы получим, будет понятно, чье мы имущество перерабатываем, что с него можно получить в качестве вторичного, кто должен на это потратить деньги, а кто – получить на этом доход. Тогда все встанет на свои места.

Фарид Мухаметшин подчеркнул, что инициируемые изменения не ставят задачу увеличения затрат со стороны населения и роста тарифов. По его словам, в масштабах бюджета республики эти траты – «копейки».

– Основная цель – отладить единый механизм, сделать его рабочим, понятным и прозрачным. Этого законопроекта ждут и регоператоры, и представители бизнеса, и наши коллеги из разных регионов. Ни граждане, ни бизнес не пострадают, наоборот, после упорядочения процедур станет легче и понятнее работать, – заверил Мухаметшин.

Еще один спорный момент в российском законодательстве – это «зеленые отходы» вроде веток и листьев. Сжигать их нельзя, но и согласно закону мусором они не являются, так что складировать их на полигонах тоже нельзя. Этот пробел также предполагается заполнить. Депутаты также отметили, что подобные органические отходы стоит перерабатывать и использовать, например, в качестве компоста. Такая практика есть в ряде стран Европы, где городским благоустройством зачастую занимаются те же организации, которые собирают мусор.

Госсовет Татарстана хочет узаконить обращение с жидкими отходами и определиться с собственностью на мусор

– Все это мы не можем решить только в одном регионе. Изучал попытки в Чувашии – не решены вопросы, – поделился Мухаметшин. – В Уфе мы были. Должен отметить, что Уфа в этой части значительно продвинулась вперед: там создали Центр управления республикой. Здание построили, люди сидят. 31 тысяча контейнерных площадок в Башкирии. Нажимаешь на кнопку – город Стерлитамак, 25-я площадка, фотографический отчет. Убрано/ не убрано, крышки закрыты/ не закрыты – все видно. Я не поверил. Но они говорят, что нужен федеральный закон, который бы отрегулировал оставшиеся механизмы взаимоотношения между мусоросборщиками и владельцами мусора на первом и последующих этапах.

В ходе обсуждения депутаты отметили, что четырехлетняя практика реализации мусорной реформы показала, что необходимо усовершенствовать требования к содержанию территориальной схемы. Сейчас требуется отражать в ней данные об источниках образования отходов, мест их накопления, оценку объема капитальных вложений, а также прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с ТКО. Поскольку все это постоянно меняется, меняется и территориальная схема. Депутаты предложили дать уполномоченным органам регионов право самим определять целесообразность включения этих данных в схему.


Читайте также: Аппетит приходит во время еды: мусорные регоператоры пытаются найти еще один законный способ обчистить татарстанских потребителей


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *