«Делайте что угодно, но не бухальню»: челнинцы поспорили о будущем набережной Табеева

В автограде прошли публичные слушания по проекту стоимостью 154 миллиона рублей. К какому-то общему мнению по поводу облика заброшенной территории участники встречи не пришли
В автограде прошли публичные слушания по проекту стоимостью 154 миллиона рублей.
К какому-то общему мнению по поводу облика заброшенной территории участники
встречи не пришли, но авторы проекта остались довольны дискуссией.

В Челнах прошли первые публичные слушания, посвященные благоустройству набережной Табеева. Точнее, их посвятили не столько всей береговой линии, сколько её отдельной части — косе на юге, за счет которой саму «Табеевку» продлят. Главные проектировщики — архитекторы из казанского HEADS GROUP, для которых это первый опыт работы в Челнах (до этого они создавали парки и бульвары в других городах Татарстана). С октября они бегали с линейками по прибрежной зоне, опрашивали челнинцев, чтобы 10 ноября продемонстрировать в молодежном центре «Нур» первые эскизы предстоящих работ. 


Наша справка 

История косы берет свое начало в советские времена, когда участком владел КАМАЗ, который использовал его для сплава грузовых кораблей по Каме. К началу 1990-х годов автозавод принимал и отправлял более 1 млн тонн грузов, но уже в 1991 году все работы в порту приостановили: лодки забрали, краны разобрали, остались только стены из волноломов, каменные ограждения и заброшенный, лишенный огня и всякой жизни маяк на небольшой возвышенности. С тех пор внешний вид косы особых изменений не претерпевал. Само же место стало крайне популярным у челнинцев за счет красивых видов и относительной удаленности от пешеходных зон. 


Слушания заинтересовали немало известных челнинцев. Собрались все — от архитекторов и чиновников до шоуменов и бизнесменов. На столах для гостей лежали карты с пометками — «черновой» облик косы с обозначением всех изменений, начиная от благоустроенного берега и заканчивая расположением туалетов. По соседству — листки, куда горожане должны написать свои пожелания и идеи. 

Как обустроят косу

Открыл обсуждение первый заместитель руководителя исполнительного комитета автограда Илья Зуев.

— Очень интересный проект. Сегодня обсудим, как это будет выглядеть, что можем сделать, чтобы было красиво. Задача простая — сделать наш город краше, использовать набережную по максимуму, создать новое пространство. Теперь мы хотим сделать всё красиво. Для этого придется вложиться — финансирование есть, его дает республика. Сегодня нужно активно поработать, высказать мнение. Не стесняйтесь, предлагайте, — заявил чиновник. — Архитекторы всё запишут, всё отметят, и тогда мы сможем сделать общими усилиями хороший проект для нашего города, для наших жителей, для наших детей и родителей. Поэтому стартуем и активно работаем!

Проблемы с ветрами и битва за корабль: в Челнах прошли первые слушания по благоустройству южной части набережной

Слово передали организатору слушаний и одному из проектировщиков благоустройства набережной архитектору Владиславу Куликовскому. Но не успел он начать свою речь, как его тут же осадил частый гость подобных слушаний — бизнесмен и шоумен Артур Королев, с ходу спросивший, почему казанцы выбрали для старта не центральную часть набережной, где чаще всего проводят своё время челнинцы, а её южную косу, которая недоступна для массовых прогулок при любой непогоде.

Проблемы с ветрами и битва за корабль: в Челнах прошли первые слушания по благоустройству южной части набережной

— Данная территория [центральная часть] крайне сложная. Бюджет, который есть, несоразмерен территории центральной части. Мы могли бы уйти в кабалу, реализовывать проект маленькими кусочкам, но здесь нужна концентрация. Поэтому было отдано предпочтение южной территории, которая совсем не благоустроена и выглядит как свалка, — ответил на возражения проектировщик, спешно передав микрофон руководителю сообщества URBANTATAR Гузель Ахметгараевой.

Уроженке Челнов поручили рассказать гостям о результатах проведенных компанией социальных опросов. Примерно половина опрошенных челнинцев (47%) заявила: хотим упрощенного доступа к воде и облагороженный берег — будем купаться и отдыхать. А где отдых, там и кафешки. А где кафешки — там и туалеты. Основные жалобы поступали на катастрофическую замусоренность территории, на соседство с автомобилями и неорганизованность места для пешеходов. 

Архитекторы позиционируют косу не как часть основной набережной, а как отдельный, уникальный и автономный участок, делающий ставку на камерность и уютность, на близость к природе. Южная часть береговой линии обретет свое собственное лицо и отличность от основного участка «Табеевки». Одна из фич — сепарация спортсменов-бегунов и велосипедистов от пешеходов: дорожки для тех и других расположатся поодаль друг от друга. Другая фишка — плавный переход от застроенных участков к диким. 

— Здесь мы предположили варианты использования, которые могли бы подойти для разных зон. Есть входной элемент, который связывает Табеева и всё остальное, некая входная площадь, которая может совместить в себе общественные функции, обеспечить организованный доступ к судну [«Аякс», он же «Кораблик»]. Благоустройство постепенно расширяется и редеет, переходя в природную зону, — рассказала Александра Бакулина, архитектор проекта. 

Проблемы с ветрами и битва за корабль: в Челнах прошли первые слушания по благоустройству южной части набережной

Самых юных челнинцев обеспечат современными детскими площадками недалеко от берегов, а спортсменов — местами для волейбола, настольного тенниса, воркаута, баскетбола. Чуть поодаль рассредоточатся всевозможные киоски и зоны барбекю, а недалеко — игровая зона для детей, которая окажется в зоне видимости родителей. Дальше, на том месте, где сейчас располагается поле с дикорастущими растениями, развернут сцену, фестивальную площадку и места для ярмарок. По всей береговой линии посетителей ждут просторные беседки.

А вот легендарный маяк, расположенный на небольшом возвышении и окруженный высокой стеной из волноломов, станет полноценным арт-объектом, к которому, скорее всего, проложат удобную тропинку. Таким образом, челнинцам не придется преодолевать бетонные заграждения, чтобы попасть к символу косы. 

Претензии жителей

Практически сразу же, как спикеры закончили представление проекта, из зала последовала волна негодования и возмущенных вопросов от присутствующих.  

— Как решен вопрос с экологами? Вся эта полоса — ветрозащитная зона на кадастровой карте. Я спортивный рыбак. Клюет там классно, потому что там по Каме идет ветровая труба, а дальше десятиметровые ямы — люди же там утонут! У нас здесь всё в волнах, потому пляж находится в другом месте, — возмутился один из гостей. 

Известный челнинский архитектор Ильдус Камалов традиционно раскритиковал проект, отметив полное отсутствие в нём какой-либо общей идеологии с набережной и явное несоблюдение экологических мер безопасности.

— Решать локальные точки, бежать впереди невозможно. Вначале нужно делать общую идеологию застройки прибрежной зоны! — сокрушается он. — Правильно сказал товарищ: вы не указали направление ветров. А там самые агрессивные ветра, ветровые волны поднимаются во время штормов до двух-трех метров. Без береговых укреплений делать пляж непредусмотрительно —  песок держаться не будет!

Проблемы с ветрами и битва за корабль: в Челнах прошли первые слушания по благоустройству южной части набережной

На сцену вышел житель Чаллы Яра, который прямо заявил — парковочная зона в нынешнем виде создаст транспортный коллапс у набережной. Ее начнут использовать не приезжие, а жители башен неподалеку, начав оставлять свои машины здесь на постоянной основе. А вот спортивные площадки на территории необходимы, так как молодежь элитного поселка вынуждена ходить играть в соседние дворы за несколько километров от дома. Ради них можно пожертвовать и зонами для барбекю.

— Люди сидят, играть не могут — места нет. Надо сделать там футбольную или баскетбольную площадку, а не бухальню. Я вывожу оттуда прицепом мусор. Там мангалов — собрать и дом строить! — сетует челнинец. — Давайте сделаем в этой зоне что угодно, но не бухальню. 

А вот создание нового экстрим-парка на косе стало камнем преткновения. Все согласны, что он городу нужен (сейчас таковой есть только на Гренаде), но вот куда его поставить — решить не смогли. Кто-то предлагал возвести его в центре обсуждаемой территории, кто-то не соглашался, мол, далеко от коммуникаций и городской среды. Кто-то из конца зала настаивал на центральной части набережной, но его инициативу, кажется, все демонстративно пропустили мимо ушей. 

Битва за «Аякс»

Но самые горячие бои развернулись, как это обычно и бывает, там, где их никто не ждал. На сцену вышел простенько одетый мужчина преклонных лет и с присущей пенсионерам доброжелательностью попросил архитекторов не трогать корабль «Аякс» — последнее прибежище небольшого туристического клуба, ибо все остальные забрали или ликвидировали. Отметил, правда, что иногда туда заскакивают на огонек и подростки, но это не проблема. 

Вообще, спущенное на воду еще 30 лет назал судно «Аякс», прозванное в простонародье «Кораблик», давно, примерно с 2012 года, стало центром притяжения молодежи и, разумеется, местом проведения громких тусовок и разноплановых неформальных мероприятий. Из-за этого жители Чаллы Яра и прилегающих башен-новостроек сразу невзлюбили культурный корабль и его обитателей.

Проблемы с ветрами и битва за корабль: в Челнах прошли первые слушания по благоустройству южной части набережной

— Я живу в ЖК «Парус», летом всегда хожу на набережную с детьми — катаюсь с ними на роликах. И туристов мы там не видим. Зато слышим матерные песни с нацистскими мотивами — сейчас это неприемлемо. Там курят дурь, пьют до утра. Может, туристы и собираются к концу сезона, но я считаю, что нужно помочь им организоваться в другом месте. Этот ржавый, простите, «Аякс» нужно убирать, — заявил челнинец, на чьи слова сразу отреагировал кто-то из туристов, спросив, что он предлагает взамен корабля. — Вот видите! Когда предлагаешь детям не пить, сразу слышишь: «А что вы предлагаете вместо «Аякса»?!». А я предлагаю вам, туристам, всё организовать, обсудить этот вопрос с исполкомом. 

Одна из участниц туристического сообщества возмутилась позицией спикера, отметив, что житель «Паруса» видит только то, что хочет. Молодежь, по её словам, просто прибилась к ним, пятная репутацию любителей походов. Организация включает в себя 200 человек, за которыми не замечено антисоциального поведения. Но большинство, судя по всему, встало явно не на сторону туристов.

— Вы территорию не контролируете. Я же призываю, чтобы это место облагородили. Но не только корабль, но и пляж рядом. Поддержу мужчину: да, там есть сборища. Да, я в них участвовал, но мне не понравилось. Туристы есть не только у вас, а корабль оставить стоит, но контроль нужен, — выступил с критикой владелец туристической фирмы. 

Проблемы с ветрами и битва за корабль: в Челнах прошли первые слушания по благоустройству южной части набережной

Архитектор Владислав Куликовский, как узнал корреспондент KazanFirst, остался весьма доволен прошедшими слушаниями, поблагодарив челнинцев за сознательность и активность.

— Получилось всё довольно конструктивно и в положительном ключе больше. Люди откликнулись, несмотря на то, что кто-то заявлял, что это не нужно вообще делать. В принципе я доволен обсуждением, много нового узнали. Наша задача сейчас — отфильтровать отзывы и ценность того или иного решения, — подытожил спикер. 

1/0


Читайте также: Возражений нет: как челнинцы молча одобрили проект бюджета на 2023 год


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *