«Я ее душил, пока не обмякла»: в суде огласили показания «поволжского маньяка» о том, как он выслеживал и убивал старушек

В данный момент рассматриваются убийства
В данный момент рассматриваются убийства, совершенные в Казани. Радик Тагиров
по-прежнему не признает вину.

Верховный суд Татарстана завершил исследование третьего эпизода по делу так называемого «поволжского маньяка» Радика Тагирова. Речь идет об убийстве на улице Светлая. По версии следствия, зимой 2011 года Тагиров пришел к 83-летней Муршиде Сайфутдиновой, представился работником ЖЭКа, проверяющим вентиляцию, и таким образом попал в квартиру. Как только старушка отвернулась, Тагиров задушил ее, чтобы ограбить. Денег в квартире мужчина не нашел и покинул место преступления.

По словам племянницы убитой Раили Хамидуллиной, погибшую обнаружили соседи: из квартиры начал идти трупный запах, тогда они вызвали полицию, которая вскрыла дверь. Жертва лежала на полу, всё вокруг было разбросано. Согласно заключению судмедэкспертов точно причину смерти установить в этом случае было невозможно из-за гнилостных изменений. Однако очевидно, что пенсионерка получила прижизненные кровоизлияния.

«Я ее душил, пока не обмякла»: в суде огласили показания «поволжского маньяка» о том, как он выслеживал и убивал старушек

Напомним, Тагиров обвиняется в убийстве 31 бабушки. Его жертвами становились пожилые беспомощные женщины, которых он душил и обкрадывал по одной и той же схеме. Поимка маньяка затянулась на девять лет — первое убийство, по версии следствия, он совершил еще в 2011 году, а последнее — в 2012-м. В декабре 2020 года его все-таки удалось арестовать в Казани: он попался благодаря появлению новейших методов сверки биологических материалов. Всего в деле 36 эпизодов: помимо убийств еще три покушения (это случаи, когда жертвы Тагирова выжили случайно) и два разбоя.

Тагиров после поимки сразу дал признательные показания, но к моменту, когда дело дошло до суда, полностью от них отказался. Он утверждает, что в ходе предварительного следствия на него оказывалось давление. 

Ранее он изъявил желание давать показания после исследования каждого эпизода в отдельности, но на последнем заседании наотрез отказался от дачи показаний. Тогда в суде были зачитаны протоколы его допроса, которые поражают подробностью описываемых событий. Тагиров вплоть до мелочей объясняет, как выслеживал жертв и что делал, чтобы не оставлять улик.

«Я ее душил, пока не обмякла»: в суде огласили подробные показания «поволжского маньяка» о том, как он выслеживал и убивал старушек

В протоколе допроса значится, что, попав в дом на улице Светлая, Тагиров постучал в несколько квартир, но открыла только одна старушка. Пройдя в помещение под предлогом проверки вентиляции, он дождался, пока Сайфутдинова отвернется, и принялся ее душить, зажав горло между плечом и предплечьем.

«Я ее душил в течение 20-30 секунд, пока она не обмякла», — говорится в показаниях.

Мужчина в основном похищал с мест преступления деньги. Лишнего старался не брать, чтобы не тратить время на сбыт. Убийство всегда происходило по одной и той же схеме: Тагиров попадал в квартиру под ложным предлогом, дожидался, пока бабушка повернется спиной, накидывал петлю из подручных средств, душил около минуты и закручивал петлю таким образом, чтобы жертва не очнулась. Дальше он искал перчатки. Если их не было, то брал из шкафа носки и надевал на руки. Места, где мог оставить отпечатки, протирал и начинал поиски денег. Нападал Тагиров всегда сзади.

Судя по тому, насколько подробно описаны все преступления, очень сложно поверить, что Тагиров их не совершал. Приводим фрагмент одного из допросов в неизменном виде:

«Помню убийство на улице Светлой. Думаю, что оно было зимой, потому что был снег. Сколько было снега — не помню. Запомнилось это убийство потому, что я периодически там проживал. Зимой и весной 2011 года после первого убийства часто посещал компьютерный клуб «Зубр». Играл на деньги, которые занимал, в клубе даже ночевал иногда. Выбирал жертв по окнам, если они были грязные. Высматривал однокомнатные квартиры. Никаких списков пожилых женщин у меня не было. Определить квартиру, где проживает престарелая женщина, было довольно тяжело. Иногда попадал не на те квартиры. Когда попадал в неподходящую квартиру, говорил, что нужно проверить вентиляцию. Делал вид, что проверяю, после чего уходил. Я знаю, где находится вентиляция: видел по телевизору, как проверяют. Иногда меня в квартиры не пускали. В какие дни совершал преступления — не помню. Мотив: заканчивались деньги. Убийства совершал в любое время года в любой день недели, кроме субботы и воскресенья, — в эти дни соседи обычно находились дома. Имело значение, в каком доме жили потерпевшие. Предпочитал хрущевки, потому что там было больше пожилых. Имело значение расположение квартиры, чтобы ее можно было увидеть с улицы, увидеть занавески (по степени их загрязнения Тагиров делал выводы об одиночестве пожилых женщин. — Ред.), понять, сколько живет в квартире людей. Рассматривал квартиры обычно час или два. Остановиться совершать убийства я не мог. Конкретного мотива не было. Понимал, что в один день можно было зайти не в ту квартиру, однако ничего не менял: те же волосы, те же кроссовки, те же принципы работы. Не отдавал отчет своим поступкам вообще. То, что делал, не совсем понимал. Даже когда душил, не убеждался, чем это все закончится. Никакого удовольствия это не доставляло. Почему убивал жертв, а не приводил в бессознательное состояние или не связывал, объяснить не могу «…» Когда выходил на улицу, всегда был рвотный рефлекс. Не около подъезда, а чуть дальше, когда начинал прокручивать в голове…».

На заседании Тагиров заявил, что не подтверждает эти показания. По какой причине — отвечать отказался. Председательствующий Ильфир Салихов попытался уточнить, отказывается ли Тагиров от своих слов по причине оказанного на него давления, но подсудимый и на этот вопрос отвечать наотрез отказался: сказал лишь, что причина другая.

«Я ее душил, пока не обмякла»: в суде огласили подробные показания «поволжского маньяка» о том, как он выслеживал и убивал старушек

После убийств «поволжский маньяк» накрывал своих жертв покрывалом или тем, что было рядом. Когда выходил из квартиры, закрывал дверь на ключ, чтобы соседи сразу не смогли войти. Первую жертву, согласно материалам дела, он проводил от дома до магазина. Больше этого способа поиска одиноких женщин он не повторял: слишком рискованный.

На прошлых судебных заседаниях Тагиров объяснял наличие подробностей в своих допросах тем, что оперативники заставляли его давать показания, показывая фотографии мест преступлений и объясняя, что именно он должен говорить. Однако в суде исследован уже не один видеоматериал, на которых Тагиров дает показания в присутствии своего адвоката и понятых. Оперативник из раза в раз уточняет, оказывалось ли на него давление и нужно ли ему посовещаться с адвокатом наедине, а обвиняемый всегда отвечает отрицательно. Возможно ли, находясь в здравом уме, признаться в 31-м убийстве и ни разу за год следствия не попытаться сообщить об этом — загадка.

Тем временем адвокат Тагирова Марат Аширов, ставящий свою подпись под каждым признательным показанием своего клиента, с пристрастием допрашивает потерпевших: Кому перешла квартира после гибели жертвы? Кому ее сейчас сдают? На какой марке машины ездят родственники?

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *