«Тюбетей Tower», летняя стажировка студентов и «Великий Волжский путь»: как в Татарстане развивают внутренний туризм

В республике строят глэмпинги
В республике строят глэмпинги, планируют обновлять пригородный флот и
обустраивать пляжи.

Согласно указу президента России Владимира Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одна из наццелей — «Возможность для самореализации и развития талантов». Она легла в основу национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Ведь что, как не путешествия по родной стране, способствует изучению истории и культуры? Конечно же это знакомство с достопримечательностями и особенностями регионов. 

Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» реализуется с 2021 года. Председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов рассказал, чего удалось достичь.

Когда же в Татарстане появится «Тюбетей Tower»?

В рамках проекта «Строительство и реконструкция объектов обеспечивающей инфраструктуры» в Татарстане в 2021-м завершена реконструкция 5 км дороги Казань – Оренбург – Алексеевское – Высокий Колок. Второй объект – благоустройство территории для «Тюбетей Tower». К концу 2022 года его уже планируют ввести в эксплуатацию. На строительство этих объектов выделено 406,1 млн рублей из федерального бюджета, и 294 млн – из бюджета республики.

Напомним, что изначально «Тюбетей Tower» планировали строить в Казани рядом с Дворцом водных видов спорта. По словам Иванова, объект предполагает появление бизнес-центра с общественной территорией, где будут размещены туалеты, кафе и информация для туристов. 

– Будет обустроена площадка для автокараванеров, прогулочная сеть, амфитеатр для проведения мероприятий и различные малые архитектурные формы, чтобы человек, приехавший на эту территорию, смог какое-то время там находиться, отдохнуть, посмотреть на Волгу. Ну и, конечно, все соответствующие сети — водоснабжение, канализация, электроснабжение, – перечислил Иванов.

Строительство самой смотровой башни планируют завершить к середине 2023 года. 

Глэмпинги, чартерные рейсы и благоустройство пляжей

Следующая мера поддержки, которой активно пользуются в Татарстане, национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» – это субсидия на создание модульных средств размещения. Это так называемые глэмпинги, на территории которых строятся отапливаемые дома, в которых можно с комфортом проводить время на природе в любое время года. По итогам реализации меры было поддержано 20 проектов, будет создано 230 домиков на 728 койко-мест. Из федерального бюджета на эти цели выделили 230 млн рублей, а из бюджета Татарстана — 53,9 млн рублей.

По национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства» также выделяются субсидии на развитие инфраструктуры. Так, за время действия программы в Татарстане субсидию получили 13 проектов — 13,1 млн рублей из федеральных средств и 3,1 млн рублей — софинансирование республики. Всего направлений поддержки было пять — на приобретение туристического оборудования для существующих туристических комплексов и объектов, расширение возможностей плавательных бассейнов (установка систем подогрева для обеспечения более длительного периода работы, а также приобретение устройств для погружения маломобильных граждан), обустройство туристических маршрутов, создание аудиогидов и мобильных приложений и организация доступной среды для маломобильных граждан в уже существующих объектах. 

Республика также участвует в программе поддержки чартерных программ в туристические регионы. Эта мера поддержки позволяет туроператору-заказчику получать федеральные субсидии в размере 50% стоимости перелета в туристический регион. 

«Тюбетей Tower», летняя стажировка студентов и «Великий Волжский путь»: как в Татарстане развивают внутренний туризм

В 2023 году также планируется участие в федеральных программах. Иванов рассказал, что татарстанские предприниматели уже подали заявки и победили в нескольких номинациях. Он пояснил, что сначала конкурс проводится на федеральном уровне, среди субъектов РФ. Затем субъекты-победители получают средства из федерального бюджета и проводят внутрирегиональный конкурс среди предпринимателей. 

– Мы получили средства по федеральной мере поддержки – развитие туристической инфраструктуры, общая сумма федерального финансирования по ней составит 143,9 млн рублей и 33,8 млн рублей – наши средства софинансирования бюджета, – рассказал председатель татарстанского Госкомитета по туризму.

Мера поддержки нацелена на создание и развитие пляжей на пресных водоемах. По ней планируют «как минимум» 18 проектов. На бюджетные средства предприниматели благоустроят пляжи, чтобы сделать пребывание туристов и татарстанцев более комфортным. На пляжах появятся кабинки для переодевания, мобильные туалеты, кафе, детские городки и магазины, где можно приобрести аксессуары для купания. 

– В Татарстане пляжей на всех не хватает, за счет этой меры поддержки мы планируем, что значительно увеличится емкость. Пусть они будут не такие большие, как, например, «Камское море», но, тем не менее, они будут расположены в разных точках, и это даст возможность жителям не только Казани, но и других городов республики, добираться до комфортных пляжных мест, – сказал Иванов, добавив, что обустроенные пляжи сделают республику комфортной для татарстанцев и туристов из других регионов.

Меры поддержки распространяются и на уже существующие пляжи – все они направлены на создание условий для отдыха и комфортного пребывания на водоемах.

Музыкальный фестиваль и стажировка студентов

Кроме того, в 2023 году планируется участие Татарстана в таких проектах, как проектирование туристического кода центра города (так, благоустроят Старо-Татарскую слободу в Казани и центр города Елабуги). Предполагается создание комфортной среды для туристов – навигация, туалеты, архитектурная подсветка зданий, нумерация домов. На два города по этой мере поддержки выделено 376,7 млн рублей из федерального бюджета и 88,4 млн – из республиканского. Второй проект – поддержка и продвижение событийных мероприятий – по нему в 2023 году будет организован фестиваль музыки и новых медиа «СоТворение».

«Тюбетей Tower», летняя стажировка студентов и «Великий Волжский путь»: как в Татарстане развивают внутренний туризм

Проект, не предполагающий выделение бюджетных средств, – ассамблея туристских волонтеров республики, который помогает трудоустраивать студентов в сфере гостеприимства на летние каникулы. Поручение протестировать проект, чтобы студенты могли на лето остаться в общежитиях и работать в сфере туризма, дал вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. Такой проект в Татарстане Госкомитет по туризму организовал совместно с Ассоциацией рестораторов и отельеров, Ассоциацией отелей РТ и четырьмя вузами Казани.

По словам Иванова, оставляя иногородних студентов в месте их обучения и трудоустраивая их в отелях и ресторанах, можно одним выстрелом убить двух зайцев: предприятия индустрии получают недостающие кадры в высокий сезон, а студенты получают опыт работы по специальности.

Для «Великого Волжского пути» необходим новый пригородный флот

В Татарстане продолжается реализация межрегионального туристского проекта «Великий Волжский путь». Его конечная цель – создание новых длинных маршрутов на Средней Волге. Для этого будет обновлен и построен новый пригородный флот. Иванов напомнил, что по итогам заседания Государственного Совета, прошедшего 6 октября во Владивостоке, Чернышенко сделал ряд поручений. 

– Первое – это запуск механизма обновления, капитального, и строительство нового пригородного флота, что для Республики Татарстан и других регионов Средней Волги актуально, поскольку конечной целью проекта «Великий Волжский путь» является создание новых длинных маршрутов на Средней Волге плюс восстановление межрегиональных речных перевозок. Чтобы туристы, въезжающие в любой регион Средней Волги, могли по воде переехать из Нижнего Новгорода в Чебоксары, из Чебоксар в Казань, из Казани в Ульяновск, из Ульяновска в Самару и так до Саратовской области, – рассказал спикер.

По его словам, после создания нового пригородного флота путешествия станут длиннее, республика получит дополнительных «возвратных» туристов. Таким образом, Волга будет задействована в качестве своеобразной транспортной артерии, предназначенной для движения туристических потоков. Он также сообщил, что в этом году в тестовом режиме был запущен отрезок туристического пути из Чебоксар в Казань. На судне «Валдай» осуществили около 200 рейсов, было перевезено около 18 тысяч пассажиров, загрузка составила 85%.

«Тюбетей Tower», летняя стажировка студентов и «Великий Волжский путь»: как в Татарстане развивают внутренний туризм

Кроме того, после визита в Татарстан Чернышенко поручил разработать программу субсидирования межрегиональных речных перевозок на федеральном уровне.

– Для того, чтобы транспортные компании могли компенсировать часть расходов на перевозку за счет федерального бюджета. Таким образом мы сможем снизить конечную стоимость для пассажира, тем самым увеличить пассажиропоток и сделать Приволжский округ и Татарстан более привлекательным для всех регионов Российской Федерации, – пояснил Иванов.

Во всех туристических центрах Татарстана имеются причальные стенки, куда причаливают многопалубные и прогулочные суда, но часть из них требует капитального ремонта, а в некоторых случаях требуется реновация.  Но основным сдерживающим фактором остается отсутствие флота. 

– У нас мало судов, летом на них сложно приобрести билеты. Жители республики не могут пользоваться, а про туристов я вообще молчу – спрос огромный, турпоток растет, а количество судов – нет, – сказал Иванов.

К тому же состояние внутренних помещений прогулочных судов находится в плачевном состоянии. Но даже если все суда серьезно отремонтировать, их не хватит, уверен спикер. Поэтому в Госкомитете по туризму надеются на создание госпрограммы, которая позволит субсидировать часть средств, потраченных на создание инфраструктуры.

В настоящее время ведется разработка мастер-плана туристской территории в Лаишево. Там планируется строительство нескольких отелей на 700 номеров, инфраструктура для яхтенного спорта, хранения суден. Запуск проекта планируется к 2026 году.

Будет ли продлен туристический кешбэк?

Прозвучал вопрос и по туристическому кешбэку, который давал возможность россиянам вернуть 20% стоимости путевки. Напомним, что в 2022 году кешбэком от государства воспользовались 3,5 млн человек. Акция проходила в период с 18 января по 28 февраля и с 15 марта по 15 апреля. Еще одно окно продаж запустили в осенне-зимний период. В топ регионов по покупкам вошли Краснодарский край, Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Татарстан.

По словам Иванова, средств на туристический кешбэк в 2023-м в федеральном бюджете не заложено. Однако федеральное правительство может принять эту инициативу отдельным решением.

– Мы, как и все россияне, ждем продолжения программы туристического кешбэка в 2023 году. Но пока, насколько мне известно, на это не предусмотрены средства в проекте бюджета страны. Это может быть сделано отдельным решением Правительства РФ. Надеемся, что эта мера будет и татарстанцы смогут ей воспользоваться, – сказал руководитель ведомства.

«Тюбетей Tower», летняя стажировка студентов и «Великий Волжский путь»: как в Татарстане развивают внутренний туризм

По мнению президента Ассоциации туристских агентств Республики Татарстан Рамиля Мифтахова, программа туристического кешбэка подстегнула продажи путевок в низкий сезон и способствовала развитию внутреннего туризма. 

– Это действительно стимулировало жителей России отдохнуть в санаториях. Когда люди отдыхают, они становятся здоровее. Это увеличило продажи, привлекло туристов, – сказал он.

Самыми выгодными бенефициарами кешбэка, конечно, стали санатории города Сочи и Кавказские Минеральные Воды, причем Мифтахов заметил, что люди выбирали не только короткие, но и длинные путевки. Он, как и Иванов, не уверен, что программу продлят: она требует выделения достаточно серьезных денежных средств, и отыщутся ли они на следующий год в бюджете – сказать невозможно. 

Как нацпроект способствует развитию туризма в Татарстане?

Исполнительный директор Ассоциации отелей Казани и РТ Александра Юшутина сообщила, что многие гостиничные объекты воспользовались мерой поддержки на нулевую налоговую ставку для компаний, инвестирующих в туристические объекты. Мерой поддержки могут воспользоваться владельцы уже существующих гостиниц – для них льгота действует до 30 июня 2027 года.

– Часть объектов воспользовались этой мерой поддержки, и это помогло высвободить средства, которые направили на развитие гостиницы, в фонд оплаты труда и так далее, – заметила она.

Соучредитель загородного клуба «Утрау» Рустам Аюпов рассказал, как ему удалось воспользоваться субсидией на строительство модульных некапитальных строений. За 2021 и 2022 гоы в общей сложности предприниматели получили грант 48 млн рублей на строительство 52 домиков на берегу реки. 

– Сейчас занимаемся строительством, 29 домов уже возведено, доделываем инженерную коммуникацию и будем переходить к отделке и наполнению этих домиков. Мы надеемся запустить их к февралю, – рассказал Аюпов.

По мнению предпринимателя, нацпрограммы всесторонне способствуют развитию внутреннего туризма. Начиная от знаний — в виде семинаров и лекций — и до финансирования проектов. 

– Сейчас максимально наилучший период в развитии внутреннего туризма не только с точки зрения возможностей и открытого рынка, но и с точки зрения участия в этом процессе государства, – сказал Аюпов.

«Тюбетей Tower», летняя стажировка студентов и «Великий Волжский путь»: как в Татарстане развивают внутренний туризм

Эту мысль подтвердили и в пресс-службе Anex Tour – там заметили рост бронирования проживания через туроператора. 

– В целом поддержка со стороны государства и участие в федеральных программах всегда благоприятны для туротрасли. Однако стоит отметить, что по большей части программа по реализации проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» направлена на развитие наземного обслуживания того или иного региона. Что, безусловно, приводит к увеличению турпотока. Татарстан часто бронируется как наземное обслуживание (бронирование отелей) или экскурсионными пакетами. Стоит обратить внимание, что на высокие даты (период праздников, середина лета) зачастую возникают трудности с подтверждением номеров, поскольку очень высокая доля путешествий в республику осуществляется самостоятельным форматом (на автомобилях или поездах), – резюмировали в компании.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *