Госсовет согласился переименовать руководителя Татарстана, но не Минниханова

Парламент республики одобрил изменения в Конституцию
Парламент республики одобрил изменения в Конституцию, согласно одному из которых
высшее должностное лицо будет именоваться «раисом». Несмотря на споры, депутаты
пошли на эту уступку федеральному центру, но она затронет только следующего
главу региона.

Депутаты Госсовета РТ в ходе последней в этом году сессии одобрили законопроект о поправках в Конституцию республики. Самым дискуссионным моментом в этом документе ожидаемо стал вопрос смены наименования «президент» в должности руководителя Татарстана. В парламенте велись оживленные дискуссии, но они быстро утихли, когда законопроект поддержал Рустам Минниханов.

Следует отметить, что споры по этому поводу начались еще накануне, на заседании Комитета по госстроительству и местному самоуправлению, где инициативной группе депутатов, которые внесли законопроект, рекомендовали его отозвать. Депутаты указали, что в законопроекте не была отражена возможность наименования должности руководителя республики с учетом исторических и национальных особенностей.

– У меня есть чувство глубокой неудовлетворенности от законопроекта, – отметила депутат Римма Ратникова. – Мы должны предложить наименование с учетом особенностей нашей республики. Можно заимствовать из тюркских языков, тем более что в настоящее время мы, в том числе, переориентируемся на страны исламского мира.

В качестве одного из возможных наименований Ратникова предложила «юлбашчы» («ведущий по пути»).

– Большинство предложений могут быть приняты, на мой взгляд, – отметил один из инициаторов законопроекта Марат Галеев, – но есть ряд «но». Если говорить о должности президента, то я бы хотел напомнить, как эта должность появилась. Она появилась путем учреждения ее народом в 1991 году, всенародным голосованием. А волеизъявление народа имеет юридическое верховенство. Как мы можем взять и переиначить? Если народ голосовал за должность президента?

Явление раиса

На сессии практически с самого начала именно этот вопрос и начали обсуждать. Правда, формулировка «юлбашчы» основной не стала. Председатель профильного Комитета Альберт Хабибуллин озвучил другое наименование высшего должностного лица – «глава – раис Республики Татарстан», сокращенно – «раис РТ».

Хабибуллин рассказал, что из 37 членов инициативной группы, которые внесли законопроект, 33 уже подписали письмо об отзыве. Остальные, отсутствующие «по уважительной причине», тоже вскоре присоединятся, и документ будет готов, заверил спикер.

– Одним из главных замечаний было отсутствие, которое предоставляет возможность дать для высшего должностного лица не только стандартное наименование «глава», но и дать собственное наименование, – отметил Хабибуллин. 

Предлагаемые изменения позволят, с одной стороны, учесть требование закона, с другой – отразить исторические, национальные и культурные особенности Татарстана.

Президент Шредингера: Госсовет согласился переименовать руководителя Татарстана, но не Минниханова

– Действующий президент избирался именно в качестве президента. Наши граждане, избиратели голосовали за него как за президента. То есть положение будет применяться только к вновь избранному высшему должностному лицу, – добавил спикер. – Такой подход наиболее логичен и позволит обеспечить стабильность регулирования конституционно-правовых отношений и, соответственно, поддержку доверия у наших граждан-избирателей к нормам Конституции РТ.

Депутат Шакир Ягудин заявил, что внесение изменений в Конституцию РТ – это естественный процесс, он обусловлен развитием федерального и республиканского законодательства.

Ягудин указал, что Россия – не унитарное, а федеративное государство. В своих взаимоотношениях с субъектами федерации должна считаться со спецификой и особенностями каждого субъекта РФ.

– К сожалению, на практике все обстоит иначе – федеральный центр причесывает все 89 субъектов под одну гребенку, – заявил парламентарий.

Одним из оспариваемых положений является наименование высшего должностного лица республики – президента Татарстана. Он избран в результате всеобщего голосования.

Президент Шредингера: Госсовет согласился переименовать руководителя Татарстана, но не Минниханова

Ягудин напомнил, что всеобщие выборы есть высшее непосредственное выражение власти народа. Кроме того, он процитировал слова президента России Владимира Путина, который в 2015 году по вопросу президентства в РТ высказался следующим образом: «Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы уж сами там решайте, ладно?».

Также Ягудин сослался на слова сенатора Андрея Клишаса, который недавно заявил, что «с политической точки зрения, с точки зрения легитимности большей силы, чем слова президента, у нас в стране нет».

– Я считаю, слова президента, публичная позиция президента имеют директивное значение. Сказанное семь лет назад почему-то игнорируется, не исполняется федеральным центром, – выразил недоумение Ягудин.

Депутат Марат Галеев в свою очередь заявил, что Конституция является не только политическим и правовым документом, но одновременно и историческим. По его словам, она связана с учреждением того или иного государственного образования.

Президент Шредингера: Госсовет согласился переименовать руководителя Татарстана, но не Минниханова

– Конституция РФ, принятая в 1993 году, имеет свои исторические страницы с трагическими элементами, которые мы должны учитывать. Россия становилась федерацией не так просто. У Республики Татарстан был свой путь вхождения, который повторить невозможно, – подчеркнул депутат. – Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией РФ, Конституцией РТ и Договором. Сегодня подвергать сомнению первую статью Конституции на базе действующего законодательства методологически неверно. Какие бы изменения мы ни вносили, она должна остаться незыблемой. Прямое волеизъявление народа всегда выше любого решения парламента.

Пожалуй, эмоциональнее всех по этому вопросу выступил депутат Ильшат Аминов. Держа в руках Конституцию Татарстана, он напомнил, что «политика – искусство компромисса».

Президент Шредингера: Госсовет согласился переименовать руководителя Татарстана, но не Минниханова

– Надо всегда искать компромиссы. Я умом это понимаю, коллеги, но, увы, сердцем понять уже не смогу. Есть моменты, когда компромисс — для меня лично, я ни к чему не призываю — невозможен. Было уже много компромиссов: договор, язык, Конституционный суд… Все это было, мы шли все время на компромисс. Но сегодня тот случай, когда он для меня невозможен. Эта Конституция – не кусок бумаги, это волеизъявление народа. И президент избирается народом. Имею ли я право идти против собственного народа? Нет, не имею, – заявил Аминов, подчеркнув, что будет «голосовать сердцем».

Все точки над «и»

Однако, несмотря на все эмоциональные заявления, когда слово взял Рустам Минниханов, все дискуссии разом закончились.

– Тема очень болезненная, непростая, но мы все равно должны двигаться вперед, принимать решение. Я вас понимаю, я тоже на вашем месте сидел, правда, давно, – напомнил Минниханов. – По названию все, что можно было двигать, мы двигали. И то, что два срока мы могли избрать президента Татарстана, – это отношение федерального центра к республике видно. Хотя оппонентов было много и очень солидных. Но мы эту работу продолжали, чтобы сохранить должность президента. Но когда начали понимать, что не получится, мы начали искать другие пути. К сожалению, наверное, и моих усилий было недостаточно, и наших депутатов. Мы, конечно, не смогли отстоять, чтобы это было наше право – как называть. То есть у нас есть глава, губернатор, мэр… Здесь не получилось, но вторая часть позволяет нам дополнительное наименование. Я думаю, что мы можем дальше не протестным путем, а правовым это отстаивать. Дверь не до конца закрыта.

Президент Шредингера: Госсовет согласился переименовать руководителя Татарстана, но не Минниханова

Президент республики отметил, что разработанный законопроект не идеален, но все же поддержал его в том виде, в котором его внесли парламентарии.

Минниханов обратил внимание, что настроение, с которым депутаты обсуждают этот чувствительный вопрос, – это нормально.

– Если бы мы равнодушно отнеслись, это было бы очень плохо. То, что вы переживаете, доносите позывы от ваших избирателей, — это нормально. Но вы должны понимать следующее. Татарстан – один из столбовых регионов нашей страны: по экономике, социально-экономическому развитию, по всему. Сегодня мы во всех проектах федеральных участвуем, сложились прекрасные отношения с руководством страны, с правительством, наши коллеги работают в правительстве России, и это дорогого стоит. Если ругаться с федеральным центром, где будет больше пользы? Для нас главное – обеспечить качество жизни наших людей. Татарстан сегодня – одна из благополучных территорий, и мы это должны сохранить, – подчеркнул президент.

Он также напомнил, что сейчас идет СВО, причем борьба идет не с Украиной, а со всем мировым сообществом, которое хочет расколоть Россию.

– Мы обсуждаем свой вопрос, а люди это будут воспринимать как «вот, Татарстан восстал, у Путина не все нормально, Россия на кусочки раскололась». Этого допустить нельзя, – заявил Рустам Минниханов. – Я никогда не вмешивался, никогда не просил. Но сегодня это и доверие ко мне. Если мы эти поправки не примем, будет очень неприятно в целом.

Следом за Миннихановым выступил и первый президент Татарстана, Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, который тоже отметил, что вопрос о переименовании должности главы республики никогда не был простым. В 2000 году выбирали наименование президента целых пять лет, тоже, напомнил Шаймиев, углубившись в историю о тех временах, когда решались вопросы взаимодействия между Россией и Татарстаном.

Первый президент республики также отметил, что решение по переименованию должности отягощается нынешней ситуацией в стране. 

– Данный вопрос вдруг поднимается сейчас. Задумывались мы об этом. Это никогда легко не давалось. У нас же идут военные действия. Мы уже объявили о принятии ряда субъектов. Там же республики. Донецкая и Луганская – это республики. Какое достойное место они должны занять по статусу. Ситуация шире и намного сложнее, – напомнил Шаймиев.

По его словам, наименование «глава – раис» Республики Татарстан – подходящая формулировка для той ситуации, которая есть. Кроме того, такой вариант даст возможность Рустаму Минниханову доработать в должности президента. 

– Изменить название – это выборы или референдум надо проводить. До окончания полномочий нужно оставить наименование «президент». Он же избран, не мешает никому. Татарстан от переименования должности руководителя слабее не станет. Во главе угла должна стоять сплоченность и единство Российской Федерации. Тут всеобщая поддержка необходима, – убежден Минтимер Шаймиев.

Поскольку речь Шаймиева продолжалась больше получаса, председатель Госсовета Фарид Мухаметшин иронично заметил, что первый президент соскучился по микрофону.

– Замечательное выступление, но регламент вдребезги полетел. Это я виноват, – с улыбкой сказал Мухаметшин и продолжил более серьезно. – Мы принимаем тяжелое решение, особенно это тяжело для тех, кто стоял у истоков создания Конституции РТ. Противостоять федеральному центру, особенно в условиях СВО, мы не можем.

В конечном итоге депутаты Госсовета поддержали законопроект сначала в первом чтении (против проголосовали трое), а затем во втором чтении и в целом (против были двое). Альберт Хабибуллин подтвердил, что Минниханов продолжит именоваться президентом до истечения своего нынешнего срока полномочий.

Граждане выбирали президента

Председатель исполкома Ассоциации юристов России Тимур Какохо в разговоре с журналистом KazanFirst согласился со словами Минниханова о том, что решение было непростое, но нужно двигаться вперед.

– Все-таки в декабре 2021 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти», где как раз в императивном порядке была принята норма о том, что высшее должностное лицо субъекта должно обозначаться как глава или губернатор, – напомнил юрист. – Но вместе с тем субъектам РФ предоставили право наименование дополнить с учетом исторических, национальных и культурных традиций. И вот Татарстан выбрал для себя более подходящее наименование, которое отвечает историческим и национальным ценностям.

Госсовет согласился переименовать руководителя Татарстана, но не Минниханова

Касательно того, что Минниханов останется президентом до конца срока своих полномочий, Какохо отметил, что если граждане выбрали руководителя именно с таким наименованием и таким сроком полномочий, то он должен быть до конца именно президентом.

– А как будет дальше – время покажет. Думаю, еще какие-то пояснения по этому поводу будут, – поделился собеседник.

Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ Андрей Большаков тоже обратил внимание, что требование называть должность Рустама Минниханова «главой республики» исходит из норм федерального законодательства.

Президент Шредингера: Госсовет согласился переименовать руководителя Татарстана, но не Минниханова

– Татарстан наименование не отстоял, но это реалии 2021 года. В 2022 году политическая обстановка полностью изменилась. СВО стала основной задачей РФ. В этих условиях переход на наименование должности через понятие «глава» (раис) может быть рассмотрен как консолидация общества вокруг президента Владимира Путина. В этом плане следует рассматривать и инициативу части депутатов Госсовета РТ, – рассуждает эксперт. – Мы должны продемонстрировать единство страны перед «коллективным Западом». Думаю, что федеративное разнообразие ещё появится в России, а я лично ничего страшного в должности «президент» на местном уровне не вижу. Но сейчас важна унификация и командная работа в мобилизованной экономике.

Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов отметил, что решение назрело и Татарстан приводит свое законодательство в соответствие с федеральным.

– Как верно сказал Рустам Нургалиевич, сейчас не время заниматься политическими спорами и показывать какие-либо противоречия внутри страны: мы единая федерация, а Татарстан – опорный регион большой и сильной России, – сказал эксперт.

Госсовет согласился переименовать руководителя Татарстана, но не Минниханова

По его мнению, компромиссное решение о том, что действующий президент остается таковым до конца срока своих полномочий, абсолютно обоснованно, ведь граждане выбирали всеобщим голосованием именно президента Татарстана.

– Мы говорили о разумности такого подхода все последние месяцы, пока шло обсуждение грядущих изменений, – рассказал Кутилов.

Спикер полагает, что татарстанцы без каких-либо сомнений воспримут новое наименование должности руководителя республики. Сегодня, когда с 1992 года сменяется уже второе поколение, мы фактически живем в другом государстве. Наименование «президент» стало не фиксацией юридического статуса, а данью традициям, юридической формальностью. Рустам Нургалиевич – один из самых сильных и заметных российских политиков, включенных, в том числе, в международные проекты и взаимоотношения с зарубежными партнерами. Его эффективность измеряется не названиями должности, а экономическим эффектом и благополучием жизни в Татарстане.


Читайте также: «Наименование «раис» — это тот же «президент», но только по-арабски»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *