«Пока классическую розницу лихорадило, маркетплейсы предлагали товары ушедших брендов и локальных производств»

После «Черных пятниц» и других ноябрьских акций обороты на маркетплейсах выросли на 26%. В интернет-магазинах увеличение произошло на 21%. Обсудили с экспертами
После «Черных пятниц» и других ноябрьских акций обороты на маркетплейсах выросли
на 26%. В интернет-магазинах увеличение произошло на 21%. Обсудили с экспертами,
что повлияло на рост спроса и какая судьба ждет хилеющие торговые центры.

Согласно данным исследования, падение продаж в розничных магазинах не спасла даже «черная пятница», хотя и замедлила темпы падения выручки. Пиковые дни продаж в рознице пришлись а 11, 24 и 26 ноября. Такой статистикой поделился облачный сервис МойСклад. Аналитики компании изучили обороты 16 тысяч компаний. Розницу, интернет-магазины и маркетплейсы исследовали по отдельности, сравнив данные октября и ноября 2022 года. 

Совершенно иная ситуация с потребительской активностью в онлайн-торговле – обороты здесь выросли на 21% по сравнению с октябрем. На маркетплейсах обороты выросли больше всего – на 26% по сравнению с октябрем. Самым активным днем покупок оказалась дата начала акции 11.11. В годовом выражении объемы продаж на маркетплейсах выросли на 11%.

Ушли и не обещали вернуться

Тем временем, трафик в торговых центрах продолжает снижаться. После ухода крупных международных брендов многие из них лишились якорных арендаторов, которые традиционно привлекали посетителей. Временная приостановка продаж длится уже 9 месяцев. Некоторые бренды уже намекнули, что возвращаться больше не собираются – так прощальную распродажу товаров устроили ИКЕА и H&M, хотя вывески свои не убрали и не освободили площади до сих пор.

В СМИ начинают появляться сообщения, что не все из «временно приостановивших» аккуратно платят аренду. Несмотря на деньги, вырученные во время распродажи, H&M отказался оплачивать счета, выставленные за аренду моллами. Компания задолжала российским торговым центрам порядка 1 млрд рублей. По данным базы «Спарк», в 2022 году на компанию завели 15 дел из которых суд арестовал 215 млн рублей на счету H&M. Смогут ли получить моллы деньги при решению в пользу истцов – вопрос открытый.

«Пока классическую розницу лихорадило, маркетплейсы предлагали клиентам товары ушедших брендов и новые товары локальных производств»

Удручающее зрелище представляет нынешняя «Мега». Мы уже готовили материал о том, как один из наиболее посещаемых казанцами торговый центр превратился в призрак. Остается только ностальгировать по тем временам, когда перед новым годом в Меге было не протолкнуться от количества людей, желающих закупиться подарками, купить ароматизированную свечку в ИКЕА и полакомиться фрикадельками с брусничным соусом. Чуть получше обстановка в других торговых центрах, где магазины ушедших брендов занимали меньшую площадь, или же в них можно заняться чем-то помимо шопинга – например, поесть что-то необычное на фудкорте или посетить ярмарку самозанятых или посетить выставку современного искусства.

«У людей банально не хватает времени дойти до торгового центра»

Директор Департамента развития и поддержки предпринимательства Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев считает, что большую роль в развитии интернет-торговли сыграла пандемия. Люди отвыкли посещать торговые центры ради того, чтобы сделать покупки. Все привыкли выбирать одежду и товары через интернет. Подход продавцов к оформлению карточки товара стал более тщательным: фотографии стали более качественными и наглядными, а описания подробными. Даже само отношение к маркетплейсам стало более лояльным, если раньше предприниматели боялись начинать продажи на неизведанной площадке, то теперь система уже отработана. В последний год большой толчок интернет-торговле дал и серый импорт: на маркетплейсах стало можно покупать продукцию брендов, прекративших бизнес в России.

Единственный интерес к офлайн-торговле был в том, что одежду можно было посмотреть, потрогать, примерить. Но и в этом отношении маркетплейсы шагнули вперед – одежду можно проверить и померить в пункте выдачи, и если вещь не подойдет, легко сделать возврат.

— У людей банально не хватает времени дойти до торгового центра. А вечером, в свободное время залезть на сайт посмотреть и подобрать подходящее – почему бы и нет? У людей появляется дополнительная возможность, — рассуждал Николаев.

«Пока классическую розницу лихорадило, маркетплейсы предлагали клиентам товары ушедших брендов и новые товары локальных производств»

Эксперт напомнил, что в Татарстане ведется большая работа по продвижению маркетплейсов. Для предпринимателей проводятся обучение, марафоны. Есть поддержка государства в развитии и продвижении маркетплейсов, так как в республике электронная коммерция развивается по четко прописанной программе. Влияет и появление крупных распределительных центров на территории республики.

Татарстан штурмует маркетплейсы

Директор АНО «Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко» Инесса Яруллина сообщила, что, исходя из динамики трех первых кварталов 2022 года, ожидается, что по итогам года количество татарстанских селлеров, торгующих на маркетплейсах, достигнет 43-44 тысяч селлеров (в конце 2021 года – 23098). Таким образом за 2022 год на рынок интернет-торговли выйдет порядка 20 тысяч новых татарстанских предпринимателей. А за три года — с начала 2020 по конец 2022 года — количество татарстанских продавцов на маркетплейсах вырастет почти в 150 раз. Примерно для 33% из них торговля на маркетплейсах является основным источником дохода.

— Выручка татарстанских селлеров в 2022 году может составить примерно 50 млрд рублей. Это вдвое больше, чем по итогам 2021 года. Ну и конечно стоит отметить, что в РТ самое большое количество продавцов, реализующих свою продукцию через маркетплейсы в ПФО, — сказала Яруллина.

Электронной торговле помогли параллельный импорт и развитая логистика 

Президент АКИТ Артем Соколов напомнил, что оборот интернет-торговли в России за 10 месяцев 2022 года достиг почти 4 трлн рублей. Из этой суммы 45% — продажи маркетплейсов, они явно опережают по показателям классические интернет-магазины и омниканальные компании (20% и 30% соответственно), в начале года их доля составляла 39%.

Эксперт приводит несколько факторов, в следствие чего электронные продажи выросли. Первый мощный приток новых селлеров наметился после ухода или приостановки деятельности отдельных брендов с российского рынка, закрытия их розничных магазинов, легализации параллельного импорта, а также блокировки соцсетей, в которых ряд предпринимателей вели продажи.

«Пока классическую розницу лихорадило, маркетплейсы предлагали клиентам товары ушедших брендов и новые товары локальных производств»

— Пока классическую розницу лихорадило из-за закрытия ряда магазинов, маркетплейсы предлагали клиентам и товары ушедших брендов, и новые товары локальных производств и новых импортеров в качестве альтернативы. Безусловно, это стало стимулом для покупателей, плюс ключевую роль сыграли важные преимущества интернет-торговли — возможность быстрого поиска товара и сравнение ценовых предложений, — сказал Соколов.

Вторая причина – это то, что логистика внутри страны не только не усложнилась, а стала намного проще. За последние годы маркетплейсы и другие компании интернет-торговли активно инвестировали в развитие логистической инфраструктуры — распределительные центры, складские комплексы строились в разных регионах страны, и сегодня их общая площадь составляет более 3 млн квадратных метров. Это почти в три раза больше, чем два года назад. Наличие таких площадей позволяет значительно сократить путь товара к клиенту, что еще больше повышает их лояльность.

— Градус жалоб продавцов и споров между ними и маркетплейсами в этом году удалось значительно снизить благодаря принятию Стандартов по взаимодействию маркетплейсов с продавцами товаров. Теперь обе стороны по четким и понятным отраслевым правилам, которые были разработаны при поддержке Минпромторга России совместно участниками рынка, — рассказал Соколов.

Больше продавцов = больше покупателей

Аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова считает, что проникновение электронной коммерции в розничную торговлю растет за счет сетевого эффекта – увеличение количества продавцов (и ассортимента) привлекает покупателей, что обеспечивает рост оборота площадки.

Эксперт привела пример с маркетплейсом Ozon – по итогам III квартала магазин увеличил количество продавцов и количество товарных наименований в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Также выросло количество клиентов (+54% год к году) и оборот товаров (+74% год к году).

«Пока классическую розницу лихорадило, маркетплейсы предлагали клиентам товары ушедших брендов и новые товары локальных производств»

— Продажа товаров ушедших брендов также положительна для оборота площадок. Так, например, в ноябре «Яндекс.Маркет» выкупил все оставшиеся в России товары IKEA, а на Ozon появились товары H&M и Zara. Эффект от продажи подобных товаров будет зависеть от того, смогут ли площадки наладить собственные закупки или привлечь продавцов, готовых обеспечить поставки таких брендов. То есть, если площадки ограничатся распродажей уже ввезенных товаров в Россию без дальнейшего пополнения ассортимента, эффект от продаж таких запасов будет проходящим. Однако если площадки за счет параллельного импорта или прочих механизмов обеспечат стабильное пополнение ассортимента, это может стать их конкурентным преимуществом, — сказала Буйлакова.

Торговые центры спасет только изменение концепции

По словам генерального директора компании A-Development Мурата Ахмерова, на рынке коммерческой недвижимости наметились такие тренды, как появление так называемых дискаунтеров – магазинов с ценами ниже рыночных, таких как «Чижик» и «Победа». Также увеличилось количество пунктов выдачи маркетплейсов. По мнению эксперта, торговым центрам сегодня поможет только изменение концепции и уход в лайфстайл центры, где можно не только походить по магазинам, но и провести досуг всей семьей. 

— Думаю, неуспешные и неконцептуальные торговые центры будут закрываться, как и ТЦ «Мебельград». Смещение акцента в сторону семейного отдыха поможем им выжить, — резюмировал эксперт. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *