2022 год для культуры Татарстана стал годом не только ярких событий, но и своеобразной проверкой творческих сил, подтверждением высокой работоспособности и реализацией смелых идей.

«Статус и роль культуры в общественной жизни выросли»

2022 год для культуры Татарстана стал годом не только ярких событий, но и своеобразной проверкой творческих сил, подтверждением высокой работоспособности и реализацией смелых идей.

Как заявила глава Минкульта РТ Ирада Аюпова в одном из своих выступлений, мир пережил гуманитарный кризис, однако российская культура, несмотря на всеобщее давление, повела себя очень достойно и показала на высшем уровне. Мы решили вспомнить самые яркие события ушедшего года. 

Событие года от министра

По словам Ирады Аюповой, одно из самых триумфальных событий этого года в культуре - открытие нового сезона миланского театра La Scala оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов».

Напомним, о решении открыть очередной театральный сезон оперой Мусоргского руководство La Scala объявило в июне. Именно в этом театре состоялась премьера произведения в 1909 году. Стоит также подчеркнуть, что партию Бориса Годунова тогда исполнил оперный певец и уроженец Казани Федор Шаляпин.

Незадолго до премьеры украинский консул требовал снять оперу, но руководство не стало убирать из репертуара произведения российских композиторов. Впервые с 2011 года на открытии сезона вместе оказались президент и премьер Италии - Серджо Маттарелла и Джорджа Мелони. Также среди зрителей была председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен

- Ситуация в стране и мире лишний раз показала, что статус и роль культуры в общественной жизни вырос. Мы никого не отменяли. И триумфом русской культуры года стало то, что в театре Милана новый сезон открылся оперой Мусоргского, где солировали наши российские исполнители в том числе. Это был очень крутой цивилизационный вызов: насколько в современном обществе мы готовы отказаться от каких-либо культурных ценностей и насколько это правильно, — высказалась министр культуры.

Ирада Аюпова добавила, что искренне рада тому, что из афиш концертных залов и театров республики также не исчезло ни одного наименования, связанного как с зарубежной классикой, так и с современными исполнителями.

Премьеры года 

Театры Казани порадовали своих зрителей многочисленными премьерами. Так, в театре Качалова показали «Секрет ее молодости» по пьесе чешского драматурга Карела Чапека. Режиссером выступил Илья Славутский. Стоит сказать, что пьеса не знакома широкой публике, что дало режиссеру импульс к полету личной фантазии и демонстрации давно устоявшихся традиций театра. 

История рассказывает об оперной звезде Эмилии Марти, которая неожиданно появляется во время затянувшегося судебного процесса «Грегора против Пруса» о наследстве барона Йозефа. Именно с ее появлением сюжетная линия выстраивается как детективное расследование тайны. Она богата, знаменита, всегда окружена поклонниками, а голос певицы - само совершенство. Однако у Эмилии есть свои секреты в шкафу. Многие думают, что певице 30 лет, но на самом деле ей уже больше 300 лет. Когда-то она выпила эликсир своего отца, теперь женщине суждено жить вечную жизнь. 

Публика, судя по отзывам, восприняла премьеру весьма положительно. Некоторые даже заметили, что данным произведением Илья Славутский пропел гимн своему коллективу, который сегодня часто упрекают за старомодность и законсервированность. 

Богат на премьеры этот год был для театра Камала. Одна из них «Муть. Мухаджиры» режиссера Фарида Бикчантаева. В постановку легли важные для татарской культуры тексты, которые помогают представить татарский мир рубежа 19-20 веков, переживающий исторические потрясения, связанные с голодом, охватившим Поволжье в 1880-х, и первой всеобщей переписью населения Российской империи 1897 года. 

- К этому произведению готовился почти 20 лет. 20 лет назад я прочитал данный роман, с которым меня познакомил Марсель Салимжанов. И вот в мечтах я уже 20 лет готовился к этому. Почему? Потому что я считаю его одним из наиболее выдающихся в татарской литературе. Там полно загадок, помимо исторического контекста. Это на самом деле очень современная история. И если то, что происходило 2–3 века назад, и сегодня беспокоит, то стоит о подобном рассказывать, - поделился Бикчантаев.

Культурные итоги года Татарстана

Вторая премьера, которая покорила сердце казанского зрителя, - «Көл» («Пепел») по пьесе японского драматурга Коки Митани «Академия смеха». Режиссером выступил Айдар Заббаров, которого многие уже называют «наследником» Бикчантаева. 

История повествует о встречи двух людей: один протагонист – второй антагонист, один заложник – второй властелин ситуации, один убегает – второй догоняет, один творит – второй оценивает, в общем, между героями драматический конфликт, психологическое и личностное противостояние. Режиссёр представил, какими могут быть последствия встречи Автора и Цензора, искусства и циркуляра, свободы фантазии и рамок дозволенного, стоит ли зажигать сигнальные костры или пора посыпать голову пеплом. 

2022 год стал юбилейным годом для Казанского ТЮЗа. Свое 90-летие труппа театра встретила очень ярко, как они умеют. Особенно падок ТЮЗ был на эксперименты. В августе Театр юного зрителя представил спектакль-променад «Пешеходы». На самом деле очень трудно объяснить, что это такое. Это необходимо увидеть своими глазами. 

Начинается спектакль в фойе театра, где зрителям предлагают выбрать одну из 19 тем. Среди них, например, еда, учеба, дружба, путешествия, театр и музыка. Вообще, многое в течение последующего часа будет происходить случайным образом, и в этом чуть ли не главная прелесть «Пешеходов». 

На этом нестандартные постановки в ТЮЗе не закончились. Они показали документальный аудиоспектакль по фойе здания «До и после Бури». В спектакле также задействованы наушники. Передвигаясь с ними по фойе театра, гости слушают аудиоисторию о Казанском ТЮЗе с конца 80-х до наших дней. Ядром спектакля становится период работы в театре известного режиссера Бориса Цейтлина – золотой век ТЮЗа, а его апогеем – награда «Золотая маска» за спектакль «Буря» по Шекспиру в 1995 году.

Больше всего шуму наделал театр оперы и балета имени Джалиля со своим премьерным балетом «Личности Миллигана», которая рассказывает об американце Билли Миллигане - носителе редкого диагноза «синдром множественной личности». В нем «жило» аж 24 разных человека разного пола, возраста, с разными способностями и наклонностями. Такой неоднозначный персонаж не мог не вызвать шквал критики со стороны жителей Татарстана - дескать, для чего нашим людям, а в особенности детям, показывать историю об американском психопате-преступнике. 

Однако премьера все же состоялась. И была встречена несмолкаемыми овациями и «браво». 

Новые объекты культуры 

Несмотря на сложную ситуацию и санкции, ни один проект в области культуры не был свернут, заявила Ирада Аюпова на одной из конференций. Республика получила новое здание для русского драмтеатра «Мастеровые» в Набережных Челнах, два первых в России центра культурного развития в Елабуге и Зеленодольске. А под конец года в обновленном здании кинотеатра «Джалиль» состоялось долгожданное открытие Нижнекамского Театра юного зрителя. 

- Это четыре крупных объекта в рамках федерального софинасирования. Я считаю, что с этой точки зрения мы очень успешно выстрелили, - отметила Аюпова. 

Не стоит забывать и о театре Камала, которому власти республики хотят строить новое здание. Конкурс на разработку здания был объявлен в 2021-ом, а в феврале 2022-го стали известны результаты. Жюри под председательством мэра города Ильсура Метшина рассматривало заявки от 26 консорциумов и 13 индивидуальных конкурсантов из 14 стран мира. Эксперты оценивали участников по нескольким критериям: релевантность и степень реализации проектов, представленных в портфолио, содержание эссе и предлагаемая идея будущего театра. 

Культурные итоги года Татарстана

Победителями стали бюро «Ваухаус» (Москва, Россия), в который входят бюро Kengo Kuma & Associates (Токио, Япония), Werner Sobek AG (Штутгарт, Германия), «ПТМ Архитектора Бакулина Германа Алексеевича» (Казань, Россия). 

- Мы выбрали общую концепцию. Сейчас идет детализация: и по количеству мест в зале, и по количеству парковочных мест, топографии, планировочным решениям в здании. Работа продолжается, - рассказала Ирада Аюпова о текущей работе.

Мероприятия года

В этом году календарь Татарстана пестрил события, которые открывали горожанам художников, музыкантов, поэтов, режиссеров, рассказывали о татарской культуре, давали новый опыт и помогали оставаться в контексте современного искусства.

По традиции в День города и республики прошел Тat Cult Fest. Фестиваль демонстрирует, что национальная культура - это нечто абсолютно современное, городское и динамично развивающееся. Здесь выступали Зуля Камалова, Нурминский, дуэт «Аигел», Саида Мухаметзянова с живым бэндом, режиссер Туфан Имамутдинов и танцовщик Нурбек Батулла показывали на свежем воздухе свой «золотомасочный» спектакль «Алиф». В этом году на сцене выступал «самый злой татарский рэпер» Усал. Нестандартное исполнение музыканта и его выходки вызывали восторг у публики. 

Культурные итоги года Татарстана

Международный фестиваль уличного искусства «Культурный код» проходит в России с 2019 года. Его идея в том, чтобы украсить скучные панельки огромными муралами и познакомить жителей российских городов с современным искусством и мировой уличной культурой. В 2022 году фестиваль посетили мастера декоративно-прикладного искусства, ремесленники, дизайнеры, модельеры, творческие объединения из всех регионов России, а также стран СНГ и Азии. 

Еще одним крупным событием стал - международный форум, приуроченный к 50-летию Конвенции ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия. В Казань съехались порядка 1 тыс. делегатов из регионов России, стран СНГ, Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока. 

Казанский международный фестиваль мусульманского кино, пожалуй, одно из самых ярких событий этого года. Красная ковровая дорожка, лимузины, актеры и деятели культуры в невероятных нарядах от дизайнеров - мероприятие смело можно назвать татарстанским «Оскаром». 

В 2022 году в фестивале приняли участие фильмы из Турции, Индии, Ирана, Казахстана, Бангладеш, России, Египта, Шри-Ланки, Татарстана и других стран, всего в конкурсных программах было представлено 50 фильмов. В рамках конкурса прошла мировая премьера фильма российского режиссера Александра Галибина «Приключения маленького Бахи» о жизни мальчика из дагестанского аула. 

6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Таня
Действительно 2022 год был для всех очень насыщенный и на положительные и на отрицательные эмоции, 2023- ждём от тебя только положительные)
0
0
Ответить

Алина
Хочу в театр, но не знаю на что сходить, посоветуйте пожалуйста?
0
0
Ответить

Михаил
Ничего не страшно нашей стране,ни какие санкции, мы и так умеем не плохо развиваться искать выходы из различных ситуациях)
1
0
Ответить

Юлдыз
Культурные мероприятия люди не перестали посещать,в театр оперы и балета билеты разбирают. Я вот например балет люблю,стараюсь выбираться на премьеры
0
0
Ответить

Мадина
Какая сильная культура российского народа,ни смотря ни на что мы все сплочённый и готовые прийти на помощь!
1
0
Ответить

Марго
Каждый год у нас насыщенный на различного рода программ ,мероприятий) надеюсь и 2023 будет таким же
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite