«Печатка» не мертва, западные недруги атакуют наши медиа, а журналистам все еще мало платят

Агентство «Татмедиа» подвело итоги года: основные показатели не просели
Агентство «Татмедиа» подвело итоги года: основные показатели не просели, новые
проекты неплохо себя показывают. Однако от специалистов СМИ требуют создавать
собственные бренды, осваивать новые компетенции, прокачивать фактчекинг и забыть
про кликбейт.

Медиасфера в Татарстане, как и во всей стране, сталкивается с новыми вызовами, когда нужно «переваривать» колоссальный объем информации, отражать атаки и распознавать фейки, идущие из-за рубежа, а также постоянно эволюционировать и осваивать новые приемы и технологии. Как татарстанские журналисты со всем этим справляются, обсуждали на подведении годовых итогов работы агентства «Татмедиа».

Руководитель ведомства Айдар Салимгараев заявил, что прошедший год стал переломным для журналистики нашей страны.

– Переломным не в плане экономики и не в отношении технологий, хотя эти процессы идут и мы с этим, каждый из присутствующих, работаем ежедневно. Ключевым словом стало «переосмысление». Каждый из нас пронес через свое сердце изменившийся мир и свое место и роль в новой зарождающейся реальности, — заявил он.

Салимгараев обратил внимание, что каждый год страны оказываются в пучине междоусобицы, но Татарстан такая судьба обошла стороной – республика придерживается пути межнационального и межконфессионального согласия.

– Специальная военная операция стала триггером осознания существующих идеологий и нашей ответственности за то, что мы пишем и говорим, – заявил спикер.

«Печатка» не мертва, западные недруги атакуют наши медиа, а журналистам все еще мало платят

По его словам, в свете последних событий в обществе появился четкий запрос на достоверность, поскольку на людей полилось огромное количество выдуманной и додуманной информации.

– Много было срежиссированного нашими «западными партнерами» контента. Но и мы не отставали, подхватывали все, что прибавляло читательскую аудиторию. Вдобавок традиции закрытости наших оборонных ведомств, особенно в первое время, – посетовал Салимгараев, подчеркнув, что читатели и зрители ждут полновесной информации о происходящих процессах.

Помимо этого спикер отметил еще один важный тренд – средства массовой информации окончательно утратили монополию на распространение этой самой информации. Сейчас распространять новости может любой человек, имеющий доступ к широкой аудитории, так что прямыми конкурентами журналистов становятся все, кто так или иначе связан с медиаиндустрией.

Помимо этого за госорганами с 1 декабря законодательно закрепили обязанность освещать свою деятельность в соцсетях, так что они в каком-то смысле тоже становятся и блогами, и официальными СМИ. Подробнее об этом мы писали здесь.

Нынешние реалии диктуют и еще одно изменение в классической журналистской школе – стремление любыми способами сообщить новость первыми. Салимгараев отметил, что, поскольку в век интернета разница в скорости составляет минуты, если не секунды, а на читателя/зрителя ежемоментно обрушивается шквал информации, на первый план выходит не само событие, а отношение к нему.

– В этих условиях кратно растет запрос на журналистику мнений, – убежден спикер. – И в этом, наверное, ключевая перспектива будущего современной журналистики. Еще вчера медийный тон задавали блогеры. Многие влиятельные люди говорили: «Время изданий прошло, как прошло время газет и журналов, телевидения. А сегодня уже электронных изданий».

«Печатка» не мертва, западные недруги атакуют наши медиа, а журналистам все еще мало платят

Руководитель «Татмедиа» указал – все движется к тому, что блогеры постепенно становятся журналистами. А традиционные СМИ осваивают новые каналы коммуникации, когда «вторичные», вроде соцсетей, мессенджеров, видеохостингов и приложений, становятся чуть ли не основными. Кроме того, в медиа непрерывно растет уровень потребления видеоконтента.

Тем не менее, если верить данным, которые привел Салимгараев, хоронить печатную прессу (чем занимаются уже не одно десятилетие) еще рано.

– Интересная цифра — 14% россиян продолжают на постоянной основе потреблять информацию на бумажных носителях. Даже на падающем рынке у многих СМИ есть перспектива нарастить аудиторию. Спрос не насыщен. К сожалению, есть огромные проблемы с дистрибуцией. И лишь, не побоюсь этого слова, героические усилия республиканского подразделения Почты России позволяют нам удерживать тиражи изданий, – поделился главный медийщик Татарстана.

По «печатке» бьет также цифровизация, подорожание полиграфического оборудования и той же дистрибуции.

– Тем не менее нам удалось пройти год без спада и даже со значительным приростом. Согласно данным Татарстанстата, объем выпущенных газет за год увеличен на 69%, объем изданных книг вырос на 23%. Драйверами роста книгоиздания в ближайшие годы станут учебная и научно-популярная литература (особенно развивающие пособия), а также детская литература, динамика выпуска которой за последние пять лет демонстрирует уверенный рост, – делится оптимизмом глава «Татмедиа».

Говоря о задачах на будущее, он рассказал о необходимости создать новую школу журналистики.

– Существующая система преподавания в вузах большей частью построена на навязанной системе ценностей: неприятия традиций, подрыве существующих устоев и скептическом отношении к Родине. Мы еще долго будем пожинать последствия такого образования, – предупредил спикер. – Первый шаг, который мы сделали: создали Медиашколу для городских и районных изданий. Это был вынужденный шаг, учитывая существующее положение по восполнению дефицита кадров выпускниками вузов. Не секрет, что уровень зарплаты и условия труда на местах пока далеки от престижных. Хотя за последние годы, благодаря поддержке президента республики, ситуация стала значительно лучше, чем в любом другом регионе страны.

Еще один подобный проект – первая в России образовательная площадка АНО «Диалог» «Мастерская новых медиа», которая позволила сформировать обучающие программы для пресс-служб, руководителей и журналистов. Другой кейс – совместный обучающий проект по сторителлингу «Репортеров России» с руководителями ведущих изданий страны.

– Но все это только фрагментарные проекты. Нужны системные решения дополнительного образования с новыми компетенциями. В этом вопросе мы очень сильно рассчитываем на взаимодействие с КФУ, – отметил Салимгараев.

О системе подготовки журналистов и об их зарплате речь также завел председатель Союза журналистов РТ, гендиректор телерадиокомпании «Татарстан – Новый век» Ильшат Аминов.

«Печатка» не мертва, западные недруги атакуют наши медиа, а журналистам все еще мало платят

– Главная проблема журналистики на сегодня – низкие зарплаты. В среднем по отрасли это где-то 30 тысяч рублей. Я считаю, что это не совсем справедливо. Когда я начинал журналистом в Госкомитете по телевидению и радиовещанию, я получал зарплату 130 рублей и гонорар 100 рублей. Я получал 230 рублей — тогда это была очень хорошая зарплата, это 230 тысяч рублей на сегодняшние. Когда я выходил в отпуск, мне дали почти 500 рублей. Я всю семью повез в Сочи и чувствовал себя как король. Так или иначе, я хочу, чтобы это чувство ко мне вернулось как можно быстрее, – под всеобщий смех заявил Аминов.

Спикер рассказал, что сегодняшний журналист должен обладать огромным количеством знаний, навыков и компетенций – умение делать тексты, видео, фото, владеть графическими редакторами, вести социальные сети, быть постоянно на связи. Требования к современному журналисту Аминов диктовал несколько минут.

По его словам, все это требует тщательной и вдумчивой подготовки журналистов, а также соответствующих технологических условий на их рабочих местах. Аминов подчеркнул, что в Татарстане нужно активизировать создание условий, соответствующих потребностям современных журналистов.

Другим важным аспектом развития журналистики в республике он назвал вопрос знаковых имен – специалистов СМИ, которые благодаря своему профессионализму пользуются авторитетом среди зрителей и читателей.

– Мы должны делать так, чтобы такие имена появлялись. Потому что в этом бушующем информационном поле сегодня люди ориентируются только на такие островки, которым они доверяют. И мы должны их создавать, – подчеркнул Аминов.

«Печатка» не мертва, западные недруги атакуют наши медиа, а журналистам все еще мало платят

Руководитель аппарата президента РТ Асгат Сафаров в свою очередь заявил, что прошлый год изменил правила, по которым функционирует медиапространство.

– Было оказано беспрецедентное давление на Россию. По большому счету, мы столкнулись с информационной войной. Недружественные страны хотят посеять панику среди людей, дезинформировать и поселить неуверенность в их умах. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что у них не получилось, – сказал Сафаров, отметив в этом роль журналистов. – На фоне попыток нагнетать негатив люди ищут опору, в том числе в медиапространстве.

Спикер подчеркнул, что такой опорой должен стать профессионализм авторов и оперативность в работе.

– Республиканским СМИ нужно с особым вниманием относиться к подаче и интерпретации информации. Провокационные заголовки, недосказанность и вырывание из контекста сегодня недопустимы. Они могут вызвать тревогу у людей, – подчеркнул Сафаров.

Кстати, по вопросу зарплаты журналистов Сафаров предпочел скорее отшутиться.

– Чем меньше мы вам платим, тем интереснее и креативнее вы работаете. И тем теснее с властью. Вот в СССР много платили – он и развалился, – поиронизировал Сафаров. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *