ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства.
Искандер Ясавеев* (признан иностранным агентом) — доктор социологических наук. До 2015 года он преподавал в КФУ, в том числе часто вел лекции у студентов журфака. Потом семь лет работал в Высшей школе экономики в Москве, пока с ним не расторгли договор после признания иностранным агентом в октябре 2022 года. Теперь Ясавеев* (признан иностранным агентом) имеет статус независимого исследователя. Летом прошлого года в отношении него возбудили административное дело по статье 20.3.1 КоАП (возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства).
Поводом стала публикация в СМИ, где социолог рассуждал о причинах военного конфликта России с Украиной. В частности, речь шла о таком понятии, как «человек Советский», которого, по мнению ученого, люди должны в себе искоренить. Публикацией заинтересовались силовые структуры в ходе мониторинга.
Эксперт Радик Галиуллин из Набережночелнинского государственного университета усмотрел в тексте лингвистические признаки побуждения к насильственным действиям против социальной группы по признаку принадлежности к национальности, а также признаки унижения человеческого достоинства по признаку социальной (профессиональной) принадлежности. Данное заключение легло в основу обвинительного заключения.
Однако адвокат обвиняемого во время заседания настаивал, что в экспертном заключении лингвиста много ошибок, в том числе грамматических. Защита заявила ходатайство о вызове эксперта в зал суда, чтобы задать ему дополнительные вопросы, но председательствующий решил, что это затянет процесс.
Социолог не отрицал, что действительно является колумнистом и регулярно публикует тексты. Эти материалы, с его слов, имеют социологический характер — их он называет публичной социологией. Кроме того, обвиняемый отмечает, что язык, которым он пользуется, — это язык научный, он является противоположностью языку вражды, ненависти и тому, на что указывает лингвист-эксперт.
— Эта колонка посвящена тому, с чем связан происходящий в настоящий момент вооруженный конфликт между Россией и Украиной. Среди ученых-социологов ведется дискуссия о факторах, способствовавших тому, что началось 24 февраля. Своей колонкой я пытался внести вклад в эту дискуссию. Одна из точек зрения заключается в том, что решению о начале боевых действий способствовали факторы социализации лиц, принимающих решение, и в частности их включенность в уличные группировки, — эта позиция представлена социологами Светланой Стивенсон и Сергеем Ерофеевым. Я занимаю противоположную позицию и как раз пытался обосновать, почему это искажение и упрощение происходящего. Нужно рассматривать факторы, связанные с нашей историей. В том числе с таким типом, как «человек Советский»: с его отношением к окружающей среде, к врагам, представлением о существовании врагов, — объясняет Ясавеев* (признан иностранным агентом).
В свою очередь лингвист, который готовил экспертное заключение, обращает внимание на то, что высказывания автора являются побуждением к насильственным действиям. В частности, Галиуллин указывает на фразу, в которой автор говорит о необходимости не только смены власти в стране путем создания системы независимых избирательных комиссий и независимого суда, а также о необходимости институтов, способствующих десоветизации.
Кроме того, согласно заключению эксперта, «угнетенной» автором социальной группой являются «политические деятели». По мнению Галиуллина, в отношении них социолог побуждает к вражде и насилию.
Ясавеев* (признан иностранным агентом) говорит, что дважды прочитал свой текст после ознакомления с постановлением прокуратуры, но все равно не нашел в нем никаких призывов к насилию.
— Я и не думал инициировать враждебное отношение к кому бы то ни было — это не свойственно социологам, — говорит подсудимый.
В свою очередь адвокат обращает внимание на пленум Верховного суда, согласно которому под возбуждением ненависти или вражды следует понимать утверждение, обосновывающее необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций и совершения других противоправных действий, в том числе применение насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, социальной группы и приверженцев той или иной религии. Критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений или убеждений сама по себе не должна рассматриваться как возбуждение ненависти или вражды.
Позицию стороны обвинения в суде представлял замначальника отдела противодействия экстремизму МВД Ранис Минигалиев. Он сообщил, что публикация была выявлена во время мониторинга. Затем сотрудники отправили ее на экспертизу. Это стандартная практика. После чего по результатам экспертной оценки было заведено дело.
По делу об экстремизме социолог надеялся на штраф, но в итоге суд вынес решение о заключении его под административный арест на трое суток.
— Ничего страшного, — вздохнул оптимистично настроенный социолог и отправился в коридор дожидаться оперативников.
* признан иноагентом Минюстом России
Comment section