«Электронная путевка»: придется ли больше платить за отдых?

С марта начнёт полноценно работать информационная система по сбору данных туров. Однако у представителей индустрии все ещё есть вопросы к новому сервису.
С марта начнёт полноценно работать информационная система по сбору данных
туров. Однако у представителей индустрии все ещё есть вопросы к новому сервису.

С марта всех туроператоров обяжут загружать данные в специальную электронную систему, которая получила весьма оригинальное название «Электронная путевка».  По каждому туру в единой информационной системе будет формироваться документ с уникальным номером. Согласно тексту закона, туроператор должен передать сведения в систему по окончании каждого календарного месяца не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем. 

Инициатором системы выступил упраздненный Ростуризм. Сейчас ЕИС ЭП находится на попечительстве комитета Госдумы по туризму. 

Стоит сказать, что регистрация в системе для каждого туроператора обязательна. В противном случае предполагается введение санкций против «бунтаря». 

Зачем нужна система электронных путевок  

Детище Ростуризма заработала еще в сентябре 2022-го. Правда в тестовом режиме. К ней подключились всего 148 турфирм из 4,5 тысяч работающих на рынке. А впервые заговорили о создании единой информационной системы в 2014 году. Тогда на разработку сервиса компания «Астерос» получила 500 миллионов рублей. Предполагалось, что система начнет свою работу в 2018 году. Однако система не была готова к работе — «Астерос» обанкротились. Доработать «Электронную путевку» доверили госкорпорации «Ростех». 

В 2020 году дело дошло до законодательства. Тогда же в первом, во втором и в третьем чтениях законопроект был принят Госдумой. 25 мая 2020 года законопроект был одобрен Советом Федерации. Полный переход на систему запланирован на этот год — с марта 2023 года для зарубежного туризма и с сентября 2023 года для внутреннего и въездного туризма. 

Как пояснили в Ассоциации туроператоров России (АТОР), первоначально система  задумывалась как статистическая. То есть она должна была содержать информацию о количестве человек, стоимости тура и сроках поездки, и никаких персональных данных.  «Электронная путевка» должна была собирать объективную статистику по выездному турпотоку. Однако позже системой заинтересовались  Минфин, налоговая, ФССП и другие структуры, которые начали вносить свои предложения. В результате получился очень сложный сервис. 

Сами же заказчики системы говорят, что «Электронная путевка» позволит добиться прозрачности рынка, упростит процедуры учета и контроля реализации турпродукта, минимизирует возможность использования недобросовестными участниками рынка «серых» схем и позволит снизить издержки туркомпаний, работающих в соответствии с законодательством. Кроме того, у гражданина будет возможность убедиться в финансовом обеспечении туроператора. 

«Электронная путевка»: придется ли больше платить за отдых?

Каждая путевка будет заноситься в систему, где будет указана вся информация о поездке: уникальный номер и дата формирования электронной путевки, цена тура, количество путешественников, сведения о заказчике турпродукта, ссылка на страницу единой информационной системы электронных путевок. 

Уникальный номер передается заказчику тура. По нему турист сможет в режиме онлайн отслеживать статус и параметры своего тура, в частности, поступили ли деньги от агента оператору, выписан ли авиабилет и так далее. Кроме того, в случае неисполнения туроператором своих обязательств, турист может обратиться в фонд персональной ответственности туроператора «Турпомощь». 

Стоит сказать, что система не отменяет обязанности оформлять традиционные документы путешественника. То есть сохраняются билеты, бронирования, ваучеры и страховка. Единственное, что меняется — это появление на договоре турфирма QR-код, считав который, можно получить всю информацию о путевке.

Что же получает туроператор от системы? «Электронная путевка» помогает сделать процесс продажи туров удобным для туроператора и турагента. Помимо возможности интеграции с собственной системой или работы через веб-интерфейс, использование ЕИС дает туроператору ряд преимуществ, среди которых доступ к статистике, конструктор отчетов, API для работы с данными и личный кабинет. 

Что думают про «Электронную путевку» участники рынка

Туроператоры нововведения не поняли. По их словам, подключатся к системе непросто. Представители туроператоров создали свою рабочую группу, в которую вошли Ассоциация туроператоров России (АТОР) и Российский союз туриндустрии (РСТ). Объединение совместными усилиями пытаются разобраться в «Электронных путевках». 

— Мы видим, что на подключение к системе уходит много времени и сил. Туроператорам, которые в тестовом режиме работали в системе, пришлось привлекать дополнительный технический персонал, — рассказали вице-президент АТОР и глава туроператора Space Travel Артур Мурадян.  

Кроме того, по мнению участников рынков, дополнительный технический персонал понадобиться всем турфирмам на постоянной основе. А это означает дополнительные расходы. По подсчетам туроператоров, на оборудование одного рабочего места нужно около 50 тысяч рублей. Мурадян заметил, что  есть компании, которые могут выделить на это деньги, а есть те, для кого 50 тысяч — значительные расходы. 

У туроператоров возникают и другие вопросы. Не понятно, какую стоит указывать стоимость путевка — с комиссией или без. 

— По логике, в электронной путевке должна отражаться полная стоимость тура, но загвоздка состоит в том, что путевки в основном покупают не напрямую у туроператора, а у турагентов, — рассуждает вице-президент АТОР. 

В Ассоциации пояснили, что расчеты стоимости туроператора и турагента отличаются тем, что турагент перечисляет стоимость проданного тура без комиссии, оставляя ее себе. Поэтому полная сумма за тур в системе туроператора — не та, которую реально заплатили турагенту. Вместе с тем, агент может продать туристу дополнительные услуги или, наоборот, сделать кому-то большую скидку за свой счет. Причем туроператор остается в неведении. В его системе учета отражена только сумма, выставленная к оплате турагенту (за вычетом комиссии и без дополнительных опций).

«Электронная путевка»: придется ли больше платить за отдых?

Артур Мурадян заметил, что в данной ситуации есть несколько сценариев развития событий. По его мнению, туроператоры должны будут указывать в системе электронных путевок «брутто-цену», которая указана на сайте. Однако в этом случае у регуляторов и налоговой службы могут возникнуть вопросы, поскольку реально туроператор не получит столько, сколько укажет.

— Необходимо помнить, что не только у разных туроператоров разный размер комиссии, а то, что она абсолютно не линейна. Комиссия может меняться в зависимости от статуса конкретного турагента, от сезона, от страны, от временных акций. Например, повышенная комиссия может даваться на конкретный тип номера в определенные даты и только отдельным агентам. Дельта может быть 6–7 %, и при попытке высчитать с помощью системы цену нетто — а она нужна для формирования страховых взносов в фонды — это приведет к чудовищным искажениям, — подчеркнул собеседник. 

По второму сценарию в электронной путевке будет указана цена за вычетом комиссии. Тогда могут возникнуть проблемы с клиентами. Турист будет видеть размер комиссии турагента. По словам Мурадяна, это может вызвать возмущение со стороны потребителя — а за что с него агент взял больше, чем написано у него в электронной путевке как «полная цена тура»? 

Выходом из ситуации вице-президент Ассоциации видит во включение в систему турагентов. По его мнению, формирование цены самими турагентами решит и еще один вопрос — система станет «реестром турагентов», с помощью которого государство и туроператоры смогут выявить случаи недобросовестной конкуренции. 

Есть и другой вариант — вносить плату за путевку в офисе оператора, и только потом выплачивать комиссию агенту. Тогда в чеке будет указана полная стоимость от туроператора. Однако, по мнению эксперта, такой вариант сегодня реализовать невозможно, поскольку глобальная перестройка платежных процессов у агентов остановит продажи туров.

Турфирмы также выражают свое непонимание системы, однако все же пытаются перейти на систему. Так, например, в  компании Tez Tour, которая уже начала работу над интеграцией «Электронной путевки», рассказали, что из-за задержек с получением обратной связи по возникающим вопросам от сотрудников технической поддержки системы на завершение работ с высокой долей вероятности потребуется больше времени, чем ожидалось.

В PEGAS Touristik KazanFirst заявили, что компания будет переходить на систему. При этом в турфирме заявили, что туроператоры в последние годы стали более тщательно подходить к проверке потенциальных розничных партнеров и работе с ними. PEGAS Touristik работает с партнерами на классических турагентских договорах и пока не видит серьезных причин пересматривать условия и каким-то образом перераспределять ответственность между сторонами.

Вырастут ли цены на туры 

Из всего вышесказанного складывается весьма логичный вопрос — вырастут ли цены на путевки? Ведь возможно турфирмы захотят переложить свои расходы на своих клиентов, повысив цены на туры. Однако туроператоры уверяют, что боятся не стоит. Как нам пояснили в АТОР,  цены на путевки формируются исходя из целого ряда факторов, прежде всего, рыночной ситуации. 

«Электронная путевка»: придется ли больше платить за отдых?

Кроме того, затраты на подключение к системе «Электронная путевка» возможно будут субсидироваться. Также не стоит забывать о том, что туроператоры работают в условиях жесткой конкуренции, а цена — это главное конкурентное преимущество, особенно в настоящее время. 

Туры дорожают из-за возросшей стоимости перевозок, повышения цен на отели, напомнили в Ассоциации. 


Читайте также: Круиз без виз и чартеры в Стамбул: что обещает новый туристический сезон россиянам


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *