Две трети россиян готовы покупать предпросрочку, Татарстан — не исключение

Исследование показало
Исследование показало, что люди не считают продукты с заканчивающимся сроком
годности непригодными к употреблению, к тому же они помогают сэкономить. Это
свидетельствует о снижении уровня жизни людей, однако сказывается также народная
память о Великой Отечественной войне и голодных 90-х.

Согласно данным исследования аналитического центра НАФИ, 67% россиян готовы покупать продукты питания, срок годности которых подходит к концу, из них 25% отдают таким товарам приоритет. Татарстанские политики и эксперты считают, что основной мотивацией для этого является экономия (что вполне сходится с выводами аналитиков). Особенно это актуально на фоне снижения уровня жизни и очередного затянувшегося социально-экономического кризиса.

Всего 28% россиян ни при каких обстоятельствах не будут покупать продукты, чей срок годности подходит к концу. Выше доля тех, кто не станет покупать уцененные продукты, среди хорошо обеспеченных людей (36%) и домохозяек (37%).

Каждый пятый россиянин (19%) признался, что довольно часто выбрасывает еду из-за истекшего срока годности. Чем младше опрошенные, тем выше среди них доля тех, кто поступает таким образом: среди людей 18-24 лет эта доля составляет 38%, а среди россиян 55 лет и старше – в три раза меньше (11%). Более половины россиян (56%) редко выбрасывают продукты питания. Пятая часть опрошенных (24%) не выбрасывают продукты питания никогда или почти никогда. В первую очередь это россияне старше 55 лет (40%).

Директор направления маркетинговых исследований НАФИ Наталья Кузнецова в подобном отношении к предпросрочке видит развитое ответственное потребление россиян и высокий уровень потребительской грамотности: стремление не допустить наличие просроченных продуктов дома, максимально рационально их использовать.

Две трети россиян готовы покупать предпросрочку, Татарстан – не исключение

По данным исследования, россияне пенсионного и предпенсионного возраста, с одной стороны, бережнее относятся к продуктам питания, с другой – лучше планируют покупки и контролируют потребление, демонстрируя тем самым финансово грамотное поведение и стремление к рационализации трат.

– Женщины вдвое чаще мужчин выбрасывают продукты из-за истекшего срока годности (24% против 12%). Это можно объяснить тем, что мужчины в целом менее внимательны к этой информации на упаковке. Кроме того, женщины традиционно в семье несут большую ответственность за здоровье и самочувствие близких, так как активнее вовлечены в процессы приготовления еды, – утверждает Кузнецова.

Кстати, по данным ООН, ежегодно в мире выбрасывается более 1,3 млрд тонн продуктов питания, что составляет около трети всего произведенного продовольствия. В России на свалках оказывается более 17 млн тонн пищевых отходов в год.

Следует отметить, что в ряде стран довольно широко распространилось такое направление, как фриганизм, – идеология ограниченного участия в традиционной экономике и минимального потребления ресурсов. Фриганы, в частности, используют свалки и мусорные контейнеры, а также просроченную продукцию как источники пищи. Причем делают это они из идеологических соображений. В России фриганизм не получил сколько-нибудь заметного распространения, так что заботу об экологии, по большому счету, к числу причин использования продуктов с истекающим сроком годности отнести нельзя.

Представитель КПРФ в татарстанском парламенте Николай Атласов считает, что цифра о том, что 67% россиян готовы покупать продукты питания, срок годности которых подходит к концу, вполне адекватная. Причину этого он видит в том, что большая часть населения России имеет довольно скромные доходы.

Две трети россиян готовы покупать предпросрочку, Татарстан – не исключение

– Я думаю, что государство должно занять в этом вопросе более активную политику. Например, в торговых сетях обычная практика, когда товары с истекающим сроком годности выставляют вперед, а аналогичные свежие товары прячут в задние ряды. Расчет на то, что не все люди смотрят на срок годности. На мой взгляд, следует законодательно закрепить правило, по которому товары с истекающим сроком годности должны продаваться по значительно более низкой цене, чтобы их быстрее раскупали. Многие сети уже внедрили этот механизм, но его надо сделать обязательным, – убежден парламентарий.

Еще один депутат Госсовета — лидер регионального отделения партии «Справедливая Россия — За правду» Альмир Михеев считает, что необходимость экономить на продуктах питания, в том числе за счет использования продуктов с истекающим сроком годности, красноречиво говорит об ухудшении уровня жизни.

– Имеет значение еще и то, что наша страна травмирована ужасами Великой Отечественной войны, да и печальный опыт 90-х годов так же жив в памяти. И это еще какое-то время будет фактором очень бережливого отношения к продуктам. Кроме того, наше традиционное «авось», возможно, тоже имеет место – встречается точка зрения, что если продукт на вкус и на вид приемлем, то, значит, съедобен, – утверждает депутат.

Две трети россиян готовы покупать предпросрочку, Татарстан – не исключение

По его мнению, в контексте этого вопроса задача госуправленцев – создать такой уровень благополучия, чтобы граждане если и выбирали продукты с истекающим сроком годности, то не потому, что они продаются со скидкой, а потому, что заботятся об экологии и разделяют идею бережливого потребления.

Замглавы партии «Коммунисты России» депутат Казгордумы Альфред Валиев считает такую статистику удручающей.

– Но при капитализме иначе и быть не может – перманентный экономический кризис, словно пылесос, выкачивает у населения средства в пользу кучки олигархов. Погоня за прибылью, инфляция, шринкфляция, неуемный рост цен на всё подряд заставляют людей экономить буквально на всем, в том числе и на здоровье. Не от хорошей же жизни люди предпросрочку покупают, когда на соседней полке лежит свежий продукт! Особенно страдают наши старики и пенсионеры. На среднюю пенсию в 15 тысяч тяжело жить – половину отдай за квартплату, на оставшиеся семь тысяч что пенсионер сможет себе позволить? Идти продавать квартиру и перебираться в землянку? – иронизирует Валиев.

По его словам, в экономически стабильных регионах, в Татарстане в частности, ситуация лучше.

– У нас и доходы выше, и уровень жизни, а самое главное — в нашей республике ещё сохранился патриархальный такой уклад, когда дети не уезжают далеко от родителей и стараются их поддерживать, – сказал собеседник.

Две трети россиян готовы покупать предпросрочку, Татарстан – не исключение

Депутат считает, что в республике работают социальные службы, контролируют ситуацию и взаимодействие общества с властью есть, на самотек ничего не пущено.

– Ну а в целом, если по стране смотреть, ситуация тревожная. Нелегко людям приходится. И дело тут не в том, что есть нечего, – производство продуктов питания-то у нас растет. Купить не на что, да и деньги сейчас ничего не стоят – несколько лет назад на тысячу рублей всего можно было купить, что одному не унесешь, а сейчас и в корзинке-то не видно. Вот и самообманывают себя граждане – купить поесть что подешевле, стараясь не думать о последствиях. Да и качество продуктов, если честно, снизилось. Тут не угадаешь — может, и свежее, но из чего сделано, непонятно, может, и есть нельзя, – поделился Валиев.

Политик утверждает, что такая ситуация с просрочкой и некачественными продуктами есть прямое последствие капиталистической экономики, когда производитель стремится уменьшить издержки и увеличить прибыль, при этом не неся никакой ответственности за качество продукции.

– Срок годности, условия хранения и состав не просто так определены, а чтобы люди были уверены в безопасности приобретаемой продукции. Сейчас запросто встретить обычное пастеризованное молоко с указанным производителем сроком в семь-десять суток, когда по ГОСТу он всего два-три дня! Это же обман чистой воды! А вот если бы уголовные сроки за фальсификат, к примеру, молочных продуктов, грозили или за продажу просроченных продуктов питания, а особенно за манипуляцию с весом или объемом, то ситуация в корне бы изменилась, – убежден Валиев.

Председатель правления татарстанского отделения «Партии пенсионеров» Виталий Смирнов полагает, что это достаточно объективные и правдоподобные данные.

Две трети россиян готовы покупать предпросрочку, Татарстан - не исключение

– Я думаю, что две трети людей действительно не против того, чтобы покупать продукты с истекающим или недавно истекшим сроком годности. Мне в свое время приходилось бывать в Европе, в Израиле – в принципе там ничего зазорного люди в подобном не видят. Там очень пестрая публика, не все живут одинаково, и вопрос с просрочкой там тоже стоит. Так что я думаю, это вполне нормально, – сказал собеседник.

Смирнов полагает, что сказывается на таком отношении и желание людей сэкономить, и убежденность в том, что продукты по истечении срока годности не становятся непригодными сразу.

– Да, народ сейчас, естественно, стремится сэкономить где только можно. Прежде всего это касается пенсионеров, хотя распространяется далеко не только на них, – отметил Смирнов. – Но при этом практически все убеждены, что граница срока хранения – отнюдь не предел реального срока годности продукта.

В качестве примера он привел факт из работы компании, которой Смирнов ранее руководил. Организация производила смазочные продукты в сфере машиностроения.

– Когда мы что-то разрабатывали, то устанавливали срок хранения продукции. К примеру, год. Это означало, что в пределах года, даже при каких-то существенных нарушениях условий хранения или при сочетании каких-то неблагоприятных факторов, все равно наш продукт в своих свойствах не потеряет. И после завершения срока хранения он еще достаточно продолжительное время свои эксплуатационные свойства сохранял, с ним можно было работать, – рассказал собеседник.

По словам Смирнова, люди в своем большинстве убеждены, что многие продукты после истечения срока годности еще некоторое время годны к употреблению и их можно спокойно покупать. При этом собеседник не считает, что подобное отношение как-либо значимо связано с принципами разумного потребления, экономией ресурсов и прочим.

Две трети россиян готовы покупать предпросрочку, Татарстан – не исключение

– Когда человек покупает кефир, ряженку и творог, его проблемы окружающей среды волнуют далеко не в первую очередь. Вряд ли люди думают, что, покупая просроченные продукты, они тем самым внесут свой вклад в сохранение природы, – полагает спикер. – Россия у нас велика, и условия жизни в Нарьян-Маре и Кисловодске или в Анадыре и Смоленске сильно отличаются друг от друга. Но, тем не менее, отношение к срокам годности везде плюс-минус одинаковое и в Нефтеюганске, и в Сочи. Возможно, есть какие-то вариации по регионам, но вряд ли большие. Я думаю, что Татарстан в этом плане – не исключение.

Смирнов поделился, что сам за сроками годности продуктов следит – не пристально, но внимательно, особенно в последние год-полтора.

– Раньше я вообще об этом мало задумывался, а сейчас приходится. Сам по себе я не заморачиваюсь особо – думаю, в магазинах контролируют, что на полках выставляют. Тем более что приняты меры безопасности, особенно это касается молочных продуктов, где ввели наряду со штрих-кодами QR-коды. Это хорошая гарантия и от фальсификаций, и от просрочки. Но я знаю, что довольно много людей стоят возле полок и тщательно выбирают то, что еще не дошло до пределов по сроку хранения, – сказал собеседник.

При этом Смирнов твердо убежден, что такое отношение ни в коем случае не должно касаться лекарств, поскольку это сложные смеси сложных веществ, и если изготовитель дает сроки годности, их нужно четко придерживаться.

Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев считает, что это действительно интересные данные, которые свидетельствуют о том, что привычки, образ жизни формируются годами и десятилетиями.

Две трети россиян готовы покупать предпросрочку, Татарстан – не исключение

– Даже обеспеченный сегодня человек, который вырос не в бедности, а в условиях, скажем так, скудости ресурсов, будет и в изменившихся условиях следовать привычкам своего детства, своей юности, привычкам бережливого потребления. Вспомним злой анекдот советских времен: лектор рассказывает рабочим, что африканцы в Африке недоедают. Тогда кто-то из слушателей отпускает реплику: «Пусть то, что они недоедают, нам отправляют». А если заглядывать глубже, можно вспомнить и наблюдение Фёдора Достоевского: «Русский народ небрезглив и негадлив до крайности» («Записки из Мертвого дома»), – цитирует профессор.

Сергей Сергеев обращает внимание – опрос свидетельствует о том, что привычка к бережливости, к экономии свойственна прежде всего гражданам России 55 лет и старше – 40% среди них никогда не выбрасывают продукты даже с истекшим сроком годности. Это люди, родившиеся в 1968 году и старше, то есть социализировавшиеся при СССР. Довольно часто выбрасывают еду с истекшим сроком годности среди этой возрастной группы лишь 11%. Напротив, для молодежи такое поведение всё менее характерно: 38% среди них выбрасывают испортившуюся еду. 

– Что касается разницы в отношении к выбрасыванию еды среди жителей разных регионов России, можно, конечно, предположить, что более бережными будут жители тех регионов, которых на протяжении ХХ века в большей степени коснулся голод: в начале 1920-х, начале 1930-х, конце 1940-х годов. Но поскольку население на протяжении ХХ века достаточно сильно перемешивалось (миграция из села в город, на целину и обратно, на комсомольские стройки и т.д.), вряд ли это различие будет сильным. Скорее здесь важен индивидуальный опыт и семейный опыт, – резюмирует эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *