Почему реформы получаются провальными или «криворукими»?

Журналист KazanFirst Сергей Исичко в авторской колонке вспоминает попытки сделать нашу жизнь лучше и рассуждает
Журналист KazanFirst Сергей Исичко в авторской колонке вспоминает попытки
сделать нашу жизнь лучше и рассуждает, что помешало властям достичь успешных
результатов.

— Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера, – говорит персонаж известной советской кинокомедии «Свадьба в Малиновке» Папандопуло. 

Он говорит это в тот момент, когда становится ясно, что близок разгром красноармейцами банды «пана атамана Грициана Таврического», в которого Папандопуло непонятно почему (по его же признанию) был «такой влюбленный».

Этот фрагмент фильма почему-то навязчиво вспоминается потому, что депутат Госсовета Николай Атласов в своей авторской колонке на нашем сайте обратил внимание на фактическое признание провала «мусорной» реформы в Татарстане. В этой связи стоит обратить внимание и на то, что и некоторые другие реформы у нас тоже или провалились, или не дали желаемого результата. И понять, почему так получилось.

Почему реформы получаются провальными или «криворукими»?

Начать можно с пресловутого и упорного, можно сказать, несгибаемого стремления к большим автобусам в Набережных Челнах. Наладить комфортную и эффективную перевозку челнинцев по улицам города нужно не только для того, чтобы она была комфортной и эффективной. Важно переломить бум автомобилизации, добиться того, чтобы люди перестали покупать машины и пересели на общественный транспорт. Иначе автолюбители окончательно превратят дворы в автопарковки. Это прекрасно понимают в мэрии, исполкоме. Но почему-то упорно не хотят сочетать перевозку людей микро и большими автобусами. В итоге получилось так. На одной из встреч с населением (автор этих строк там присутствовал) мэр Наиль Магдеев вдруг признался, что он помимо прочего занимается еще и организацией муниципального транспортного предприятия, которое будет возить людей на больших автобусах. Признание было сенсационным, кроме посвященных никто об этом даже не догадывался.

— Один я знаю, как это дается, – сказал Наиль Гамбарович и постучал себя по левой стороне груди, а потом добавил, что еще кучу денег нужно вложить.

Сейчас уже известно, что «вбухали» безвозвратно 1 миллиард рублей налогоплательщииков. А КАМАЗ как продал «городу» несколько сотен больших автобусов в лизинг, так их и изъял. Потому что муниципальное предприятие так и не смогло даже при финансовой помощи «города» (опять же из бюджета) покупку автобусов оплатить. Оставшиеся без больших автобусов пассажиры почувствовали себя «кинутыми» властями. Сейчас Магдеев обещает, что большие автобусы заменят микро в 2024-2025-м годах. Радоваться не удается. Ждем, что получится. 

Еще одно новшество появилось в автограде в 2002 году. Поставщики коммунальных ресурсов – «Татэнергосбыт», «Челныводоканал», «Набережночелнинские тепловые сети» — создали Городской расчетный центр. Учредителями ГРЦ стали и основные управляющие компании. Вся квартплата челнинцев поступала в ГРЦ, там деньги распределялись и перечислялись поставщикам услуг. Все делалось безналично, то есть деньги шли мимо любых «шаловливых» рук. Мимо тех, кто в УК мог бы позариться на эти деньги.

— Для нас ГРЦ – это прозрачный «аквариум». Мы в любой момент можем посмотреть, сколько денег от населения поступило, сколько и кому перечислено, – радовались и поставщики, и управляющие компании.

Почему реформы получаются провальными или «криворукими»?

Дальше ГРЦ начал целенаправлено добиваться, чтобы люди платили «за квартиру» не в кассу наличными, а дома с помощью компьютера. Бывший генеральный директор «Челныводоканала» Уел Хусаинов рассказывал:

— Когда мы создавали ГРЦ «со стула», то взнос с УК установили 2,5 процента с ежемесячного сбора квартплаты. Да, сбор большой. Но с каждым годом процент снижался, а сеть расчетных центров по городу росла и сервис их улучшался. Доверие населения к ГРЦ стало меняться с «минуса» на «плюс». Оставалось ввести в круг контролеров ГРЦ представителей общественности, чтобы люди видели, что ни воровства, ни обмана нет. 

Через несколько лет в Челны пришли появившиеся в Нижнем Новгороде «соседские центры». Их для населения организовывают УК. В Нижнем Новгороде этими помещениями (где создана домашняя обстановка) для встреч и работы с населением пользуются не только УК, но и ТОСы, и даже депутаты. Если бы ГРЦ в Челнах дали развиваться в нужном направлении и при этом развили сеть соседских центров, то могло бы произойти то, что сейчас кажется невероятным. Население стало бы покрывать свой многомиллиардный долг по квартплате. Но не «срослось».

Татарстан «приватизировал» челнинский опыт. ГРЦ стал лишь филиалом республиканского расчетного центра. Местные УК потеряли над ним контроль. Более того, возросли взносы на содержание центра, а еще УК пришлось неделями ждать тех денег, что им причитаются из нашей квартплаты. Отвечая на запрос журналиста, специалист «Татэнергосбыта» (так тогда назывался республиканский расчетный центр) объяснил, почему так происходит. Деньги от населения поступают сначала в банк «Ак барс». Когда они поступят (население платит в течение месяца), их перечисляют «Татэнергосбыту» и он их распределяет поставщикам услуг. Но существует строгая очередность. Сначала его доля отдается региональному оператору по капитальному ремонту домов. Потом энергетикам, поставщикам коммунальных услуг. И только потом (что остается) управляющим компаниям. Когда я прокручивал аудиозапись этих объяснений финансовому директору одной из челнинских УК, она (финансовый директор) подняла указательный палец вверх и сделала им несколько кругов в воздухе. Потом объяснила:

— Деньги в течение месяца копятся на счетах в банке. Значит, они там «крутятся» и обрастают процентами. Проценты не идут населению или на погашение долгов по квартплате. Они идут непонятно кому. Скорей всего, поступают в распоряжение правительства.

Так, во всяком случае, было.

Почему реформы получаются провальными или «криворукими»?

Можно еще вспомнить, по какому пути не пошло развитие схемы теплоснабжения в Челнах. Команда, разрабатывавшая стратегию социально-экономического развития города до 2030 года, предложила дополнить ТЭЦ сетью автономных источников тепла по районам. В частности, чтобы избавить город от необходимости капитально ремонтировать и восстанавливать примерно 300 из 600 километров теплосетей. Идею просто проигнорировали. Примерно тогда же один опытный энергетик предложил переоборудовать предприятие тепловых сетей так, чтобы вода в котлах нагревалась сжиганием мусора. Убивалось сразу два зайца: в топку шли бытовые отходы населения и получалось дешевое тепло для отопления МКД. Идею не просто не приняли. Когда я спросил у бывшего тогда мэром Василя Шайхразиева, как он к предложению относится, он эмоционально сорвался. Пообещал автору идеи серьезные неприятности, но никак не объяснил свой гнев. ТЭЦ осталась единственным теплоисточником для города. И все закончилось тем, что «Татэнерго» признала свою неспособность отремонтировать вовремя все изношенные теплосети. Не хватает средств, потому что они поступают только за счет квартплаты. Компания подала заявку в федеральную программу. Позднее Владимир Путин озвучил, что на строительство и ремонт инфраструктуры ЖКХ из федерального бюджета на десять ближайших лет будет выделено 4,5 триллиона рублей. Дай бог, чтобы и нам хватило!

«Мусорная» реформа тоже могла пойти по-другому. По факту в Челнах она началась задолго до появления регоператоров. Реформу двигали переработчики отходов, компании «Эколаб» и «Проминдустрия». В массы ее продвигали энтузиасты раздельного сбора отходов, общественное движение «Мусора больше нет». Когда появились Регоператоры, движение народа к РСО заглохло.

Итог? Общий долг населения по квартплате в Татарстане достиг восьми миллиардов рублей. Рискуем утонуть в мусорных свалках. По Челнам снуют микроавтобусы, и это после того, как на их замену потрачен миллиард рублей. Все это потому, что, затевая реформы, чиновники наши стремятся в первую очередь удовлетворить свои системные или даже личные интересы. Интересы населения здесь хорошо, если на втором плане. Причем, реформы проводятся так, что никакие инициативы из народа авторам реформ и их заинтересованным исполнителям не нужны. Но мир ведь меняется и этого нельзя, невозможно не замечать. Нужно учится все реформы проводить в интересах населения и с его активным участием. Придет время «после СВО». Что-то подсказывает, что это будет время спроса на игнорирование народных инициатив, растранжиривание (как получилось с автобусной реформой в Челнах) денег налогоплательщиков. Если реформы будут проводиться так, как до СВО. 


Читайте также: Потенциал СНТ и «чистолёта»: где взять среду для развития РСО?


Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *