«Виртуальность ради виртуальности – это нонсенс»: какими должны быть современные музеи Казани

Выставочные пространства столицы все больше оснащают современными технологиями
Выставочные пространства столицы все больше оснащают современными технологиями,
в то время как жители жалуются на недостаток музеев фотографии и скульптур.

Хоть у Казани и нет титула культурной столицы, значимость музеев в городе сложно переоценить. Это одна из немногих нитей, которая связывает разные времена и эпохи. С годами посещение выставочных залов перестало быть откровенно скучным занятием, ведь все чаще музеи адаптируют под определенные сообщества и группы по интересам. Совокупность всех пространств создает бренд города, к которому туристы либо тянутся, либо быстро про него забывают. Хотелось бы, чтобы туристы не просто приезжали в «смешное место, где едят эчпочмаки», а увозили с собой определенный багаж знаний. Так говорит сооснователь ЦСК «Смена» Кирилл Маевский.

— С 2013 года, как мы это определяем и описываем, город интенсивно развивается. Перестраивается среда. Но тот университетский город, к истории которого мы имеем отношение, все меньше и меньше проявляется. К сожалению, университет стал как будто бы совсем регионального значения, а не федерального. Если в конце XIX и начале XX века сюда приезжали учиться Велимир Хлебников, Александр Родченко, Сергей Аксаков, то сегодня университет не производит того впечатления, которого бы хотелось. Он выпадает из городской повестки. Говоря с туристами, мы готовим специальные издания и полки, показываем им город с той стороны, которая по каким-то причинам до сих пор не музеефицирована, — пояснил спикер.

«Виртуальность ради виртуальности – это нонсенс»: какими должны быть современные музеи Казани

Привлекать внимание к культурным событиям города стало гораздо проще благодаря медийным инструментам, которые подарила нам цивилизация. Кроме того, все чаще организаторы выставок пристращаются к использованию современных технологий. Многочисленные исследования говорят о том, что посетители, приходят в музей, хотят получить эмоциональную разрядку, интерактивность, своими силами добыть интересующую их информацию. Правда, «припаянные» к стене сенсорные дисплеи-справочники – совсем не гарант хорошей проходимости и популярности.

— Есть музеи, которые в Казани открывались после реэкспозиции и реставрации. Вроде бы там и технологии появились, и экспозиция новая, но посещаемость и привлекательность их для горожан не увеличилась. Как они работали на два-три человека в день, так и продолжают. В моем понимании современный музей должен быть доступным и открытым. Это и про коллекции, и про научную деятельность, и про инклюзию, и про навигацию. Каждое наше мультимедийное решение мы можем объяснить, почему оно дополняет общую картину. Просто так в экспозицию кураторы и художники ничего не вводят, — подчеркнула руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Маргарита Тихонова.

«Виртуальность ради виртуальности – это нонсенс»: какими должны быть современные музеи Казани

Используя новые методы, искусство формирует новое, более модное и привлекательное пространство для горожан. Очевидно, что полностью виртуальный музей не может рассматриваться как альтернатива реальному. Он может стать дополнением к посещению, но не конкурентом традиционному офлайну. 

— Мы будем использовать виртуальную реальность тогда, когда это уместно. Но делать полностью виртуальные выставки ради того, чтобы сделать виртуальные выставки… Это лишено смысла. Виртуальность ради виртуальности – это нонсенс. Мы еще пока в человеческом мире живем, не отлетели окончательно в искусственную интеллектуальную реальность. Когда это случится, тогда уже можно будет задуматься, — шутливо заметил директор музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Артем Силкин.

Определенная категория жителей сетует на то, что в Казани практически не бывает моновыставок фотографий и скульптур. И если с первым еще можно поспорить, то с наличием каменных изваяний действительно туго. Объясняется это простой человеческой ленью, подметила искусствовед Луиза Низамова. При транспортировке фигуры с легкостью можно повредить.

— Это же надо таскать, возить и еще не разбить. Имея опыт работы с музеем ИЗО, я понимаю, что они свои фонды скульптур не очень охотно вывозят. В этом направлении нужно больше работать. Я сама с удовольствием сходила бы посмотреть на такие работы. Но это еще большая редкость, чем выставка фотографий, — призналась заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника «Остров-град Свияжск».

«Виртуальность ради виртуальности – это нонсенс»: какими должны быть современные музеи Казани

Еще одно практически не развитое направление – это технические музеи. Интерес к промышленному туризму в Казани постепенно возрастает, но в столице до сих пор нет ни одного полноценного объекта подобной тематики для горожан. Большинство выставочных пространств являются гуманитарными. Ранее в столице уже велась работа над проектом технического музея на базе самолета Ту-144, но точку в этой истории так и не поставили. Искусствоведы выражают опасения по поводу реализации задумки, ведь вряд ли такой объект получит заслуженный отклик.

— Технический музей мог бы стать частью музея города, которого до сих пор нет в столице. Однако отдельный полноценный музей создавать не стоит, поскольку его тематика будет слишком узконаправленной. У нас не суперпромышленный город, — считает Силкин.

Сложно судить о том, какими могут быть музеи еще через несколько десятков лет. Но сегодня, когда они существуют в виде разрозненных коллекций, сложно представить себе, какие невероятные вещи можно найти в них. Не все выставочные пространства готовы к переменам в сторону открытости и доступности. Некоторые музеи, напротив, предпочитают поддерживать имидж закрытых учреждений, которые не хотят сталкиваться с необходимостью меняться. Но можно с уверенностью сказать, что уже сегодня они меняют город, становясь центрами притяжения все большего числа людей, в том числе и молодежи.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *