Патриотизм или национализм: как избежать перегибов в воспитании подрастающего поколения

Агрессивное насаждение идеологии привело Украину к возрождению фашизма
Агрессивное насаждение идеологии привело Украину к возрождению фашизма, но и в
России иногда появляются оголтелые персонажи с бредовыми идеями или жесткими
оскорблениями за пустяки. Как не превратить патриотизм в фарс и не скатиться в
«оруэлловщину» – обсуждаем с татарстанскими экспертами.

В России воспитанию патриотизма у подрастающего поколения уделяют много внимания – особенно сейчас, на фоне событий с СВО на Украине, с провокациями, деструктивными шайками фанатиков разного толка и прочими прелестями гибридной войны. Тем не менее происходит это все так, как мы привыкли, – малопродуманно, малоэффективно и с впечатляющими перегибами на местах. Пока непонятно, что со всем этим делать, и мы решили поговорить с татарстанскими политиками и экспертами и узнать, что они об этом думают и есть ли у них идеи по этому поводу.

Если пошерстить в интернете, довольно часто в медиаповестке проносятся сообщения о курьезных и/или возмутительных идеях и происшествиях, связанных с патриотическим воспитанием. Так или иначе, многие из них дискредитируют само это понятие, что может быть довольно опасным, учитывая, что в России толком так и не сформировалась единая и цельная идеология. Хотя кривые попытки (вроде «Разговоров о важном») показывают, что желание такое у верхов имеется.

Как известно, на Украине антироссийская повестка насаждалась вполне целенаправленно, а патриотические идеи трансформировались в национализм и фашизм. Это не только весьма печалит, но и несколько пугает, поскольку бездумная и бессмысленная пропаганда весьма опасна, а некоторые российские публичные лица (на которых мы пальцами указывать не будем) этим инструментом вполне себе пользуются. Давайте посмотрим на примерах, чем это может быть чревато.

Патриотизм или национализм: как избежать перегибов в воспитании подрастающего поколения

В одной из школ Пермского края учительница обрушилась с руганью и оскорблениями на школьника, который опоздал на выступление в честь 23 февраля. Кто-то из присутствовавших в кабинете снял разговор на телефон. Женщина неоднократно называла подростка «предателем», требовала перейти в другой класс или другую школу, а также заявила, что в характеристике для личного дела напишет ему «ублюдок». «Таких знаешь сколько в Украине? Вот сюда вот, в висок [пулю], и куда хочешь».

В минувшем году бабушка-комендант КубГУ отклеила флаг РФ и Z, наклеенные на двери в общежитии, и попала в скандал, в котором оправдываться пришлось даже проректору. В Краснодаре мужчина плюнул на баннер с изображением буквы «Z» и получил штраф 30 тысяч рублей.

Россияне в соцсетях бурно отреагировали на выступление группы «Би-2», которая отметилась критикой Z-символики на финале Суперкубка в Петербурге. Узнав о том, что шоу согласовано губернатором города Александром Бегловым, они предложили обратить внимание на ситуацию Следственному комитету РФ. «Позор», «стыд», «предатель», «крыса» – лишь малая часть того, что писали о градоначальнике в соцсетях.

В Екатеринбурге в школе №208 ученикам пятого класса задали выучить песню певца SHAMAN «Я русский» – это подтвердила директор образовательного учреждения Татьяна Чуб. Она рассказала, что в пятом классе дети в это время обычно проходят с учителем музыки другую тему, но один из классов готовится к исполнению композиции на конкурсе военно-патриотической песни. Уместно ли насаждение среди школьников таких песен в многонациональной стране – вопрос открытый.

Патриотизм или национализм: как избежать перегибов в воспитании подрастающего поколения

Из-за подобного отношения учителя уже становятся жертвами пранков. Так, белорусский блогер от имени «Единой России» обманул учителей подмосковного Клина: представился депутатом от «Единой России» и поставил задачу провести акцию «Труд освобождает» с использованием символов Z и V. Между тем использованный лозунг «Один народ, одна нация, один правитель» использовали в нацистской Германии, а фразу «Труд освобождает» вешали на ворота концлагерей.

Мощную реакцию в соцсетях вызвала речь губернатора ХМАО Натальи Комаровой, посвященная празднованию Дня Победы.

– Война – это победа. Война – это любовь. Война – это друг. Война – это будущее, заложенное в мире, – заявила глава региона во время встречи со школьниками, посвященной развитию поискового и волонтерского движения.

В сети раскритиковали эту речь, припомнив понятие двоемыслия из романа Джорджа Оруэлла «1984». Позже Комарова заявила о том, что слова переврали и вырвали из контекста, однако порой политики и чиновники выдают такие идеи и высказывания, что никто особенно в ее речи не усомнился.

Еще один пример – депутат Госдумы РФ от «Справедливой России» Дмитрий Гусев предложил приравнять к участникам боевых действий артистов, которые в составе агитбригад выступают в зоне спецоперации на Украине.

– Я считаю, что те артисты, которые на передовой выступают, должны быть приравнены к участникам боевых действий. Это дает уже другие льготы, связанные с проездом на транспорте, по оплате услуг ЖКХ. А также те, которые предусмотрены для участников боевых действий. Это будет справедливо, – заявил парламентарий.

Патриотизм или национализм: как избежать перегибов в воспитании подрастающего поколения

Другой депутат — представитель Крыма Михаил Шеремет выступил с инициативой изменить статус государства Украина, заменив его на американскую колонию «Бандерштат» на официальном уровне.

Представитель татарстанских справороссов, депутат Госсовета Альмир Михеев в ответ на вопрос журналиста KazanFirst высказался прямо и жестко.

– Я считаю, что от услужливых дураков вреда стране гораздо больше, чем пользы, если хоть какая-то польза вообще есть. Желая выслужиться, при этом превратно понимая патриотизм, такие люди, как эта учительница, как Дмитрий Гусев, как те, кто заставлял школьников учить песню, на практике ничего, кроме отвращения к собственной стране, в детях не воспитывают. Патриотизм должен начинаться не с показухи и демонстративных жестов, – заявляет народный избранник. – Патриотизм – это когда ты веришь, что твоя страна хочет, чтобы ты был счастливым, развитым, живущим в благополучии Человеком. Когда ты веришь, что страна будет бороться за твою жизнь в больнице, обеспечивая тебя лучшими лекарствами; что страна будет давать тебе возможность получить хорошее образование, обеспечивая учебниками и современным оборудованием; что, если ты попадешь в сложную ситуацию за границей, страна будет тебя вытаскивать. Вот на этом выстраивается патриотизм. А на показухе выстраивается только лицемерие, и ни к чему хорошему этот наносной патриотизм не приводил.

Альмир Михеев подчеркивает, что не нужно демонизировать термин «национализм»: в гражданском национализме нет ничего плохого, это основа государственности.

Патриотизм или национализм: как избежать перегибов в воспитании подрастающего поколения

— Национализм – это не синоним ксенофобии или шовинизма. В политологии трактовка национализма скорее близка к тому, что часто называют патриотизмом: сплочение, выделение особенностей своей нации, объединение культурой. Поэтому не следует низводить вполне научный термин до бытовых трактовок, – заверяет парламентарий. – Что же до предложения давать звание ветерана боевых действий каким-то скоморохам-артистам, которые потрясли задницей в течение часа, то мне непонятно, насколько это надо не уважать граждан своей страны, чтобы так девальвировать звание участника боевых действий и втаптывать в грязь их заслуги?! Вершить судьбы страны нужно с холодной головой, а не в угаре неистового желания выслужиться.

Представитель КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов отмечает, что у нас обычно принято патриотизм воспринимать в положительном смысле, а национализм – в отрицательном, а, по идее, грань между этими понятиями очень тонкая.

– Есть определенный риск, что нормальный патриот может скатиться до узколобого националиста. Хотя многие политики патриотического направления давно с гордостью называют себя националистами, – утверждает Атласов. – Тут проблема в том, что подразумевать под национализмом. Обычно националистами называют тех, кто защищает свои этнические группы – русские националисты, татарские националисты. Но многие именуют себя националистами, подразумевая под этим, если можно так сказать, российский национализм. Ведь есть и политическое понятие нации, которое в случае России объединяет в одну общность все народы нашей страны. Такие люди говорят о себе как о российских и даже русских националистах, но не в этническом смысле, а в государственном. Я, к примеру, будучи этническим кряшеном, за рубежом все равно прохожу как русский. И это меня нисколько не оскорбляет.

Патриотизм или национализм: как избежать перегибов в воспитании подрастающего поколения

Так что в том случае, когда учительница дала задание выучить ученикам песню Shaman «Я русский», депутат не видит ничего плохо. Плохим может быть исполнение, но не песня.

– Проблема в другом. Сейчас в условиях СВО и государство, и наше общество сильно меняются в сторону патриотизма. Этот процесс стал развиваться слишком резво, и не все люди к этому привыкли хотя бы потому, что не все россияне считают себя патриотами. Поэтому у некоторых слишком болезненная реакция. Но я бы не придавал большого значения таким случаям, – поделился собеседник.

Замглавы партии «Коммунисты России» депутат Казгордумы Альфред Валиев заявил, что наша страна тридцать лет находилась в безвременье, под либеральным гнетом.

– Конечно, будут перегибы, тем более в таких условиях, когда по факту на наших границах собирается большая война. Детей, которые много не понимают в силу возраста и воспитания, конечно, нельзя оскорблять, но откуда нам взять специалистов по патриотическому воспитанию, если их никто не готовил, а либеральные ценности превозносились как единственно верные, роль учителя в воспитании нивелировалась ниже низшего, – рассуждает Валиев. – Не так давно, кстати, уже после начала СВО, в Екатеринбурге подростки извращались в школе на ЛГБТ-тематику, губернатор Кувайшев назвал это «плохой шуткой», и дело спустили на тормозах. Думаете, это тоже хорошо? Конечно, нет.

По мнению политика, везде должен быть взвешенный, разумный подход и неукоснительное выполнение стоящих перед каждым из нас задач.

– Государство наконец-то нашло в себе силы и исключило термин «услуга» из закона об образовании, признав образование детей своей обязанностью. Люди еще не поняли в большинстве своем, что на самом деле произошло, и живут по инерции, а времена-то изменились! Дисциплина, ответственность, долг, честь, патриотизм – больше не пустые слова. Это надо понять и принять. И жить в новой реальности. Чтобы наша страна сохранилась, чтобы у наших потомков было будущее, наших детей мы обязаны воспитывать в духе наших традиционных ценностей, чтобы не стало как в Австралии, когда почти 40% подростков признали себя принадлежащими к ЛГБТ-сообществу. И неважно, кто какой из нас национальности — сейчас идет война против России, а для Запада мы все – русские, – подчеркнул собеседник.

Патриотизм или национализм: как избежать перегибов в воспитании подрастающего поколения

Он напомнил фразу Иосифа Сталина, который в свое время говорил: «Я – русский грузинского происхождения».

– И я, татарин по отцу и матери, говорю сегодня: «Я – русский татарского происхождения!». Враг хочет разделить нас, по национальному вопросу в том числе, чтобы уничтожить, и мы обязаны ответить своей сплоченностью. Другое дело, что и репертуар песен для школьного воспитания, и стихов, и фильмов должен не с бухты-барахты формироваться, а специально подготовленными людьми, – отметил депутат.

В то же время он посетовал, что их у нас пока немного – в стране кадровый голод. Но это, уверен он, временные трудности, которые обязательно будут преодолены.

– И, конечно, во все времена были такие граждане, кому война – мать родна. Те, кто хочет примазаться к реальным заслугам других людей и получать льготы и другие блага. Шоумены, перебежавшие из либерального лагеря, различные нечистые на совесть и руки чиновники, в том числе и депутаты, да и некоторые простые люди хотят, что называется на халяву и участника боевых действий получить, и прочее, – сказал он.

Партийцы заявляют, что решительно осуждают такое поведение и считают его недостойным.

– Видите, как одно своевременно решение изменило нашу жизнь? Общество стало задаваться правильными вопросами, искать на них ответы, в том числе в своей же истории. Наконец-то очерчены границы вседозволенности, кому-то это не нравится, конечно, но абсолютное большинство эти изменения поддерживают. И ошибочно было бы считать, что патриотизм у нас «насаждается», или, что ещё хуже, сравнивать патриотизм с национализмом, – подчеркивает Валиев. – Тут мы, коммунисты, любому объясним разницу. Во-первых, патриотизм просто возвращает свои, ранее утраченные позиции, а во-вторых, основа патриотизма – любовь к Родине, в то время как национализм во многом преследует интересы только одной нации. Всё просто – любите и защищайте свою Родину, и тогда всё у нас будет хорошо.

Глава татарстанского отделения «Партии пенсионеров» Виталий Смирнов считает, что возвращение, возрождение патриотизма – это огромная, сложнейшая задача.

Патриотизм или национализм: как избежать перегибов в воспитании подрастающего поколения

– Здесь важны и экономика, и образование, и состояние культурного уровня, и политика, как внутренняя, так и внешняя, и многое другое. В коротком комментарии все аспекты этой проблемы даже только упомянуть будет непросто, – сетует Смирнов.

По его словам, роль государства в его восстановлении – важнейшая.

– В Германии нацисты сразу после прихода к власти создали министерство пропаганды. Оно прекрасно работало, и через пять лет вся Германия, культурнейшая и образованнейшая страна, была уверена, что именно немцы – самая высшая раса, а остальные народы – недочеловеки и что Германии срочно нужно жизненное пространство. В России именно государственная политика за последние тридцать лет привела к деградации этого понятия. Еще недавно «Ты че, патриот, что ли?» было грубым и оскорбительным ругательством. Да и сейчас еще тоже нередко. Это не значит, что должно быть нечто вроде министерства патриотизма. Государство должно устанавливать «правила игры» и контролировать их исполнение. В нынешней ситуации – хорошо бы жестко отслеживать.

По мнению Смирнова, грань между патриотизмом и национализмом – это как серая зона на линии фронта.

– Оно ведь как? Здесь однозначно «мы», там вне сомнения «они». А вот между нами кто — так сразу и не поймешь. Пока стрелять не начнут. Это многое проясняет. Актриса Чулпан Хаматова, землячка наша, которой мы гордились и всяко привечали, была образцовой патриоткой, а потом очень быстро раз – и стала махровой русофобкой. Хотя ей призыв в армию не грозил и с материальным благополучием тоже все было в порядке, – делится собеседник.

Он полагает, что артистам, выступающим перед бойцами СВО в зоне боевых действий, нельзя присваивать звания «Ветеранов боевых действий».

– Это девальвация такого звания. Если так дело пойдет, то скоро и грузчики с продовольственных складов, с которых продукты в зону СВО отправляли, тоже будут такое звание требовать. Ну а как же, мол, мы ящики с тушенкой для фронта грузили! Значит, почти что в боях участвовали. Ну, в смысле, подрались за ящик тушенки. Тоже ведь боевые действия, — иронизирует представитель Партии пенсионеров. – Конечно, артистов–«фронтовиков», безусловно, поощрять надо. И поощрять серьезно. Они молодцы. Из актерского сообщества далеко не каждый на фронт, на передовую поедет, да по нескольку раз. Но как-то иначе.

Виталий Смирнов предлагает учредить звание «Заслуженный военный артист Российской Федерации».

– Откуда он берется, патриотизм? Дело темное. Многие считают, что глубочайший патриотизм Александра Сергеевича Пушкина во многом сформировался под влиянием его няни Арины Родионовны. Проще понять, куда он девается. Самое губительное в деле его возрождения – компанейщина. Вот, мол, давайте сейчас все дружно навалимся на патриотизм и к Новому году его полностью восстановим во всех аспектах. Составление в каждой организации, на каждом предприятии плана мероприятий по повышению патриотизма не менее чем на 30% по итогам I квартала и его старательная реализация с депремированием отстающих по патриотизму даст, с гарантией, результат, противоположный ожидаемому. Вводить в школах урок патриотизма и хоровое пение гимна России всей школой перед уроками? А толку? Полагаю, что все нынешние русофобы, как свалившие за бугор сотни тысяч, так и задержавшиеся, явные и скрытые, средне- и высокообразованные, если бы у них в школьные годы был бы урок патриотизма, то они все по этой дисциплине были бы круглыми отличниками.

Смирнов уверен, что избежать перегибов в деле воспитания патриотизма, особенно в школах, где закладываются его основы, не удастся.

– Причем на разных уровнях. Не только отдельного класса или отдельной школы. Особенно если «поставлена задача». Они были, есть и будут. Говорят же: «Дураков в России на сто лет припасено». Это тоже к вопросу о компанейщине, – отмечает Смирнов.

По его мнению, сейчас в России имеется диктатура бюрократии.

– Да она у нас, собственно, вековые традиции имеет. Например, пресловутая диктатура КПСС была по факту диктатурой аппарата КПСС. А компанейщина – это способ существования бюрократии. Будет в России ограничена власть бюрократии, тогда и другие проблемы веселее решаться будут. И с экономикой, и с промышленностью, и с коррупцией и, конечно же, с воспитанием патриотизма. Только не надо путать бюрократию и аппарат управления, – напоминает собеседник. – Что с перегибами делать? Спокойно объяснять и исправлять. Кто поймет – пусть продолжает работать, а тех, кто не поймет, тех убирать от работы с детьми побыстрее и подальше.

Патриотизм или национализм: как избежать перегибов в воспитании подрастающего поколения

Начальник отдела патриотического воспитания и спорта ДОСААФ РТ Вадим Чиж сказал, что процесс воспитания – это не насаждение идеологии. Это сложная философская форма общения с детьми, которую нужно подавать тонко, осторожно и точно не в агрессивной форме, как сделала та учительница.

– В своей практике я действую очень просто. Я рассказываю детям какие-то интересные истории из жизни нашей страны, о жизни наших героев начиная с былинных времен, с наших богатырей, с Великой Руси. Я показываю, что патриотизм – это, во-первых, служение Отечеству, за которое можно даже жизнь положить, – убежден Чиж. – С другой стороны, это не только военно-патриотическое воспитание. Чтобы стать настоящим патриотом, нужно хорошо учиться, чтобы укреплять могущество своей Родины. Надо быть хорошим учителем, врачом, хлеборобом, агрономом и так далее – это тоже элементы патриотизма.

По мнению собеседника, укрепление могущества нашего государства происходит во всех сферах, не только на боевом поле с оружием в руках, но и с ручкой, когда школьник решает домашнее задание.

– Национализм – это выделение какой-либо нации, которая преобладает над другими. Я школьникам объясняю, что не должно быть никакого преобладания, – все нации и народы должны быть в равных условиях, развиваться параллельно. Должна быть взаимопомощь. Если товарищ не выполнил домашнюю работу, ему надо помочь, невзирая на его нацию. А нацизм – это неуважение к другу, если он другой национальности. Не должно быть «высших рас», как утверждали представители фашистской Германии, – подчеркнул Чиж.

Директор республиканского центра спортивно-патриотической и допризывной подготовки молодежи «Патриот» Дмитрий Литвинов утверждает, что подобные перегибы носят единичный и несистемный характер.

Патриотизм или национализм: как избежать перегибов в воспитании подрастающего поколения

– Патриотизм и национализм не пересекаются, это абсолютно разные понятия. Мы не воспитываем чувство гордости из-за того, что человек русский, татарин, чуваш и так далее. Мы воспитываем одну большую и единую нацию россиян, куда входят и татары, и евреи, и казахи, и калмыки, и все остальные национальности, проживающие на территории России, – заявил собеседник.

Литвинов не согласен с тем, что многие не понимают этих идеалов. Он полагает, это не проблема такого масштаба, которая бы требовала какого-то масштабного исследования, по крайней мере, в данный момент.

– Были в Татарстане в свое время перегибы, но тогда еще наш первый президент Минтимер Шаймиев это все решил прозорливо, четко и грамотно. Я не вижу здесь проблемы, – поделился он.

Литвинов рассказал, что в Татарстане выстроена масштабная и комплексная система воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Здесь задействованы не только школы, но и общественные организации, учреждения молодежной политики, центры патриотического воспитания, военно-патриотические клубы, юнармейские отряды и так далее.

– Мы стараемся привить ребятам чувство любви к своей Родине – большой и малой, к своей семье. Приводим примеры героев Великой Отечественной войны, парней, которые сейчас участвуют в военной спецоперации, примеры героев труда и другие положительные примеры и в прошлом, и в настоящем, – рассказал он.

Собеседник убежден, что если эти идеи правильно преподнести, если это делает грамотный и подготовленный человек, то ребята все это воспринимают на ура.

– Если в семье заложена какая-то основа, хотя бы какие-то зерна любви к Родине и семье, если работа проводится грамотно, комплексно, без формализма (главное – без формализма!), то и ребята воспринимают все это адекватно, им все нравится. Молодежь у нас очень толковая, восприимчивая, грамотная, она не терпит фальши, – резюмировал собеседник. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *