Волынец предложила, чтобы психологи разбирались с семейными проблемами разводящихся за бюджетный счет

Татарстанские парламентарии усомнились в том
Татарстанские парламентарии усомнились в том, что идея обязательной медиации при
разводе востребована и стоит трат, хотя рубить ее на корню не стали. Между тем
детский омбудсмен отчиталась о годовых успехах, хотя число обращений к ней
заметно упало.

В Татарстане снизилось число обращений граждан к детскому омбудсмену, выросло число детей, учащихся не в школе или не учащихся там вовсе, а также увеличилось число семей в социально опасном положении. Об успехах и тревожных тенденциях в своей работе по итогам 2022 года рассказала уполномоченный по правам ребенка при раисе Татарстана Ирина Волынец.

Как сообщила Волынец, в прошлом году в ее аппарат поступило 1 758 обращений (еще более 900 обращений направили ее общественным помощникам), 21% из которых были связаны с правом на семью и семейные связи, 19,7% – с правом на образование. Также татарстанцев интересовали проблемы с правами на жилище, соцобеспечение и информационную безопасность.

– На контроль взято 358 обращений, из них решены положительно 53%, – сказала Волынец.

В 42% случаев оказано содействие в восстановлении нарушенных прав и интересов ребенка, 53 семьям предложено психологическое сопровождение, 18 семей прошли процедуру медиации по вопросам воспитания детей после развода (к вопросу медиации вернемся позже).

– Остальные обращения остаются на контроле Уполномоченного по правам ребенка и решаются во взаимодействии с органами прокуратуры, субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, – рассказала омбудсмен.

Волынец предложила, чтобы психологи разбирались с семейными проблемами разводящихся за бюджетный счет

Следует отметить, что в 2021 году число обращений к Волынец было больше примерно на 20% – 2 124. Первое место в тематике занимают обращения, связанные со сложившейся непростой ситуацией в семье.

– Главная причина такой ситуации – семейное неблагополучие, – заявила чиновница, сообщив, что в республике на межведомственном учете находятся более 1,3 тысячи семей, в которых проживает более 2,7 тысячи детей.

Кстати, в последние три года число таких семей, находящихся в социально опасном положении, а также количество детей в этих семьях растет.

По системе 112 в прошлом году поступило более 15 тысяч сообщений о чрезвычайных ситуациях, несчастных случаях с участием несовершеннолетних, о жестоком обращении и насилии над детьми, о несовершеннолетних, пострадавших от преступных посягательств, о проблемах семейного неблагополучия, касающихся прав и законных интересов детей. Аппарат омбудсмена сформировал 381 сигнальную карту, 60 семей поставили на межведомственный учет.

В ходе своего отчета Волынец подчеркнула, что острыми остаются вопросы по поводу дальнейшего воспитания детей после развода родителей.

– Семья – главная ценность, – подчеркнула Волынец, предложив сделать обязательной процедуру психологической медиации для предотвращения развода и сохранения семьи, если это еще возможно сделать.

Волынец предложила, чтобы психологи разбирались с семейными проблемами разводящихся за бюджетный счет

В необходимости такой меры усомнились сразу несколько парламентариев, в том числе Рустем Хасанов и зампредседателя Госсовета РТ Юрий Камалтынов.

– Никогда не сохраняется семья, если все категорически против, и на то нет оснований, но бывает так, что на развод подают в ситуации конфликта. И специалисты разбираются в каждом случае отдельно, исключительно в интересах ребенка, – пояснила Волынец.

По ее словам, даже если обе стороны не желают сохранить брак, медиатор может помочь смягчить удар для ребенка и помочь с тем, чтобы родители договорились об общении чада и с мамой, и с папой, и с родственниками с обеих сторон.

– Кто будет эту процедуру оплачивать, если есть малоимущие семьи и денег на медиацию у них нет? – поинтересовался Хасанов.

– Только государство, других вариантов нет, – заявила омбудсмен.

Камалтынов попросил уточнить, какое количество супругов с детьми в Татарстане разводятся, и, получив ответ, что отдельно подобная статистика не ведется, заключил, что в итоге непонятно, сколько понадобится медиаторов для выполнения задачи.

– Если мы не имеем информации о том, сколько семей нуждаются в такой поддержке, о чем мы говорим? – спросил депутат.

Волынец предложила, чтобы психологи разбирались с семейными проблемами разводящихся за бюджетный счет

Волынец уточнила, что речь идет не о всех разводах людей с детьми, а только о тех парах, которые не могут договориться о порядке общения с детьми. Медиаторы привлекаются только в тех случаях, когда родители с такой проблемой обращаются в суд.

– Если суд принимает решение, то он обяжет разводящихся исполнять его, – продолжил недоумевать Камалтынов.

Волынец отметила, что во многих случаях, когда подключается медиатор, суд оказывается просто не нужен.

– Не уверен, – поделился Камалтынов, обратив внимание, что любое решение, принятое с медиатором, каждая из сторон может изменить в любую минуту, исходя из настроения, в то время как суд может обязать его исполнять.

Парламентарий допустил, что сама идея правильная и интересная, но предложил Волынец сначала опробовать ее в каком-нибудь районе или небольшом городе вроде Бугульмы или Чистополя, чтобы посмотреть, востребована ли она вообще. Тем более что оплата услуг высококвалифицированных психологов ляжет на бюджет.

– Когда к решению проблемы подключается медиатор, около 30% случаев решается положительно — такая статистика у нас есть, – из последних сил попыталась защитить свой проект омбудсмен. – Стоит ли это затраченных ресурсов – вопрос для обсуждения.

Волынец предложила, чтобы психологи разбирались с семейными проблемами разводящихся за бюджетный счет

Возвращаясь к тревожным тенденциям: по словам Волынец, в республике растет число детей, обучающихся по форме семейного образования. В прошлом году в республике на семейном обучении находились более 2 тысяч детей (рост на 22,5%). На 21,7% подскочило число детей на самообразовании, однако если посмотреть динамику цифр за последние три года, картина особого беспокойства не вызывает (по годам соответственно 99, 83, 101). А вот число детей школьного возраста, вообще не получающих образования, скакнуло на 28% – с 197 до 252 (в 2020-м – 223).

Как правило, в таких случаях речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья и ментальными нарушениями. Тем не менее есть и иные проблемы: в числе основных причин перевода детей на семейное обучение родители называют стресс и случаи буллинга в школе, сообщила спикер.

– Однако ситуации, когда ничего сделать нельзя, не бывает, – заявила Волынец. – Хулиганы были, есть и будут всегда, и в зависимости от ситуации нужно принимать меры.

Подняли на заседании и вопрос двухсменного обучения в школах. Несмотря на то, что в республике ежегодно строится много учебных заведений, проблема продолжает оставаться актуальной.

– Хорошо, что дети рождаются. Плохо, что мы со строительством школ и детсадов не успеваем, – посетовала председатель комитета Светлана Захарова.

Волынец предложила, чтобы психологи разбирались с семейными проблемами разводящихся за бюджетный счет

Волынец же отметила, что по-другому, кроме как строить достаточно школ, проблему эту не решить. Один из парламентариев отметил, что если поделить количество детей в республике на количество школ, то средняя обеспеченность школьными местами в Татарстане вполне соблюдается, однако дело в основном в неравномерном распределении школьников, а также в престиже учебных заведений, куда родители стремятся «пропихнуть» свое чадо.

Касательно участия в нормотворческой деятельности Волынец закономерно напомнила о своей инициативе по запрету продавать подросткам энергетики. По итогам обсуждений идея трансформировалась в законопроект о запрете продажи несовершеннолетним определенных товаров, куда вошли также газовые баллоны и зажигалки (которые использовались для токсического опьянения). В конце концов инициатива нашла поддержку на федеральном уровне, так что гордость Волынец вполне понятна.

Также омбудсмен предлагала предоставить бесплатный проезд семьям мобилизованных; ввести обязательную психологическую экспертизу в случае смерти родителей ребенка; запретить пропаганду трансгендерности и трансгендерного перехода; проводить экспертизу возможного риска применения настольных игр для психического здоровья людей.

Кроме того, от омбудсмена исходили идеи о досрочном выходе на пенсию многодетных отцов-одиночек; введении всероссийского праздника благодарности родителям «Спасибо за жизнь»; использовании маткапитала для санаторно-курортного лечения семьи.

Также на заседании рассмотрели и одобрили законопроект о защите детей от информации, демонстрирующей нетрадиционные сексуальные отношения или предпочтения, пропаганды педофилии и желания совершить трансгендерный переход. Документ, без сомнения, одобрят, поскольку это лишь мера по приведению республиканского законодательства в соответствие с федеральным. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *