Татарстану хватает школ, но только статистически

Благодаря рекордным миграции и рождаемости население республики (особенно Казани) растет как на дрожжах. В этих условиях непреходящая проблема обеспеченности образовательными учреждениями становится как никогда острой. Можно ли с этим что-то сделать и можно ли расселить людей более равномерно – выясняем с татарстанскими политиками и экспертами.
Благодаря рекордным миграции и рождаемости население республики (особенно
Казани) растет как на дрожжах. В этих условиях непреходящая проблема
обеспеченности образовательными учреждениями становится как никогда острой.
Можно ли с этим что-то сделать и можно ли расселить людей более равномерно –
выясняем с татарстанскими политиками и экспертами.

Татарстан вошел в топ-3 городов-миллионников по уровню рождаемости. По числу мигрирующих сюда людей – на первом месте в ПФО: за 2022 год в Татарстан въехало больше человек (88 568), чем уехало (79 090). Таким образом, миграционный прирост за год составил 9 478 человек. В целом население Казани непрерывно растет уже 20 лет, в связи с этим логичным становится обострение проблемы обеспеченности школами.

Благодаря высокому уровню жизни Татарстан, и в особенности его столица, привлекают все больше людей как из районов, так и из других субъектов России. Темпы строительства жилья остаются рекордными, и инфраструктура не поспевает за этим.

На сегодня в столице Татарстана работают 200 школ, в том числе 169 муниципальных. В школах города обучаются почти 166 тысяч юных казанцев. По данным мэрии города, ежегодно в столице открываются новые современные школы. По числу новых школ за 10 лет Казань опередила все российские города-миллионники. 

Однако очевидно, что этого совершенно недостаточно, поскольку во многих школах Казани дети продолжают учиться во вторую смену. Для районов это менее актуально, поскольку загрузка кратно меньше, но проблем это не решает, поскольку есть еще и вопрос нехватки педагогов.

Татарстану хватает школ, но только статистически: можно ли искоренить вторую смену?

Кстати, вопрос двухсменного обучения в школах поднимали на одном из заседаний профильного комитета Госсовета РТ, признав, что проблема продолжает оставаться актуальной.

– Хорошо, что дети рождаются. Плохо, что мы со строительством школ и детсадов не успеваем, – посетовала председатель комитета  Светлана Захарова.

Детский омбудсмен Ирина Волынец отметила, что по-другому, кроме как строить достаточно школ, проблему эту не решить. Один из парламентариев сказал, что если поделить количество детей в республике на количество школ, то средняя обеспеченность школьными местами в Татарстане вполне соблюдается, однако дело в основном в неравномерном распределении школьников, а также в престиже учебных заведений, куда родители стремятся «пропихнуть» свое чадо.

Мы попросили представителей политических партий и экспертов порассуждать о том, как можно решить эти проблемы, – только ли строительство кучи новых школ тут применимо. В частности, мы предложили оценить спорную идею: создать некую грантовую программу, которая бы могла мотивировать семьи с детьми-школьниками из крупных городов переселяться в более мелкие населенные пункты (по аналогии с программой «Сельский врач»).

Представитель КПРФ в парламенте республики Николай Атласов заявил, что проблема нехватки школ в Татарстане отчасти обусловлена неравномерностью их распределения относительно концентрации жилых комплексов.

Татарстану хватает школ, но только статистически

– Если подходить формально, то школ хватает, так что с этой точки зрения мой коллега по Госсовету РТ, поделивший численность детей на количество школ, по-своему прав. Но проблема в том, что если детализировать ситуацию, то выяснится, что в отдельных новых микрорайонах, выросших в последние годы в ряде крупных городов республики, имеет место отставание по темпам строительства школ. Это и понятно почему: жилье возводится на частные деньги, а школы – на государственные, и строительство запаздывает, – сказал Атласов.

Поэтому парламентарий убежден, что этот временной лаг будет в той или иной мере существовать всегда.

– Некоторые предлагают в качестве рецепта расселение людей, например, в малые города, где есть избыточность мест в школах. Но для этого нужны стимулы, причем серьезные. Всякого рода программы типа «Сельский врач» охватывают небольшой круг людей. Так что это не решение проблемы, – убежден собеседник.

Коммунист указал, что люди переезжают в большие города не от хорошей жизни. Чтобы остановить процесс внутренней миграции, нужно принимать очень дорогие программы.

– Посмотрите, в нашей республике сейчас практически все райцентры укомплектованы всем или почти всем набором социальной инфраструктуры – от медицинских и образовательных учреждений до культурных и спортивных, – напомнил Атласов.

Он отметил, что, тем не менее, люди все равно уезжают оттуда в большие города, создавая в них избыточное напряжение. Потому что в малых городах нет главного – достойно оплачиваемой работы.

Татарстану хватает школ, но только статистически: можно ли искоренить вторую смену?

– Это, конечно, не означает, что надо опустить руки. В любом случае надо поднимать качество школьной инфраструктуры и образования в малых городах и селах. Надо точечно работать по подготовке педагогического состава и удерживать их достойными зарплатами. Я бы вообще предложил сделать педагогическое образование полностью бесплатным, но по госзаказу, чтобы выпускник по окончании отработал по направлению учителем 3 или 5 лет там, где он необходим. Тогда вы хотя бы частично решите проблему подготовки педагогических кадров. Ведь сейчас даже многие школы в крупных городах не укомплектованы в полной мере учителями. Что уж говорить про школы в малых городах и селах, – добавил спикер.

Глава татарстанского отделения партии «Справедливая Россия — За правду» депутат Госсовета Альмир Михеев считает, что современная жизнь в городе, с его возможностями, комфортом и инфраструктурой досуга, не станет менее привлекательной от того, что в сельской школе больше мест. Доля сельского населения неуклонно снижается, и чем более развитая страна, тем меньше у нее доля сельского населения, потому что сильные экономики давно не опираются на сельское хозяйство как на основной вид экономической деятельности.

– Сделать село конкурентоспособным возможно, если развивать инфраструктуру агломераций с активным подключением сёл. Обеспечить качественное школьное образование в таких сёлах вполне возможно, потому что такие сёла будут жить и развиваться естественным образом, – отмечает депутат. – Если же поселение находится слишком далеко от агломерации, то его оживление можно рассматривать только в контексте развития там сельского хозяйства. Любое поселение будет жить, пока там есть коллективная созидательная деятельность. Нет деятельности – нет развития.

Татарстану хватает школ, но только статистически: можно ли искоренить вторую смену?

Михеев заострил внимание на том, что это вообще проблема нашей страны – избыточная централизация.

– Я был и остаюсь убежденным сторонником реального федерализма, с передачей множества функций даже на уровень муниципалитетов. Доходы от налогов должны в большей доле оставаться там, где они сгенерированы. Тогда и тратиться они будут на развитие локальных территорий и между муниципалитетами будет реальная конкуренция за людей, уровень жизни будет расти, поэтому ехать в большой город за качественной государственной услугой (медицина, образование и проч.) не понадобится, – убежден собеседник.

Замглавы партии «Коммунисты России» депутат Казгордумы Альфред Валиев в свою очередь заявил, что корень проблемы скрывается в 90-х, когда «успешные менеджеры» начали сокращать количество школ в России с 69 тысяч в 1991 году до 41 тысячи в 2016 году. Кроме того, происходит массовое сокращение населения, особенно на селе.

– Сказать, что сейчас школы не строят, было бы неправдой. Строят, и есть действительно великолепные проекты, такие как «Адымнар». Но этого мало, – подчеркнул Валиев. – Посмотрите, Казань обросла огромными микрорайонами-человейниками – сотни многоквартирных домов построили! А сколько там школ? Частные застройщики в погоне за прибылью о социальной инфраструктуре просто не думают, а у государства до последнего времени не было средств. А сейчас их там просто негде строить — земли нет.

Татарстану хватает школ, но только статистически: можно ли искоренить вторую смену?

Собеседник подчеркивает: власти не от хорошей жизни о второй смене задумались – проблема получения образования стоит остро, её надо решать, и решать быстро. Он признает, что вторая смена – это вынужденная мера, но отнюдь не смертельная. Он напомнил, что в Советском Союзе во вторую смену учились, и учились хорошо. Надо ко всему с умом подходить, тогда все проблемы будут решены.

– Мы с удовлетворением констатируем, что образование из государственной услуги наконец-то стало обязанностью, а значит, государство займется им всерьез. Надеемся, что в ближайшее время прекратится порочная практика оптимизации сельских школ и начнется масштабное строительство соответствующей инфраструктуры,э в первую очередь на селе, – поделился депутат.

Партийцы также считают, что государство выделяет на это колоссальные деньги и все шансы на кардинальное улучшение в этой сфере есть.

– Ведь на селе проблем только две: работа для родителей и получение образования для их детей. Это можно одного или несколько специалистов привлечь на село, как, например, по программе «Сельский врач», а мотивировать людей к массовому переселению из той же Казани в условную Рыбную Слободу или деревню Четырчи – совсем другой коленкор! – подчеркнул собеседник. – Да, люди перебираются в пригороды крупных городов, но только в такие, где есть современная инфраструктура, среди которой наличие современной школы и детского сада – обязательное требование. А ведь увеличение числа образовательных учреждений требует увеличения соответствующих специалистов и так далее. Таким образом, проблема эта комплексная, но решаемая.

Татарстану хватает школ, но только статистически: можно ли искоренить вторую смену?

В то же время Валиев признает, что одними грантами тут не обойдешься – необходимо модернизировать всю сельскую местность, доступную для проживания, дать людям возможность трудиться в новых условиях, с использованием новых технологий. Государство обязано создавать якорные предприятия, вокруг которых люди и будут жить и развиваться. В числе прочего он называет центры животноводства и растениеводческие предприятия: это решит вопрос продовольственной безопасности, рабочих мест и заселения малонаселенных территорий коренным населением, а не гастарбайтерами или чужестранцами.

– Чрезвычайно важно, что деньги на реализацию всего этого государство нашло, теперь надо подобрать кадры, организовать контроль и учет, чтобы и деньги не растащили по углам, и цели были достигнуты. Люди ждут, когда государство вспомнит про них и скажет: «Вот цель, вот средства, идите стройте, сейте, работайте и размножайтесь». Десятки миллионов ждут этого, чтобы в новом созидательном порыве двигать Россию вперед. И оживут и деревни, и сёла, и малые поселки. Сначала вокруг крупных центров, а затем всё дальше и дальше. Главное, чтобы чиновничья черствость, бюрократия и коррупция не свели всё на нет, как это было с иными начинаниями, – заявил депутат.

Он добавил, что новейшие технологии в области электроники, информатизации и дистанционного образования открывают неограниченные возможности для организации инновационных образовательных форм в небольших населенных пунктах – от индивидуального обучения до локальных учебных групп с небольшим количеством постоянных педагогов.

Татарстану хватает школ, но только статистически: можно ли искоренить вторую смену?

У нашей страны есть богатый опыт, есть современные разработки, а главное – у людей есть желание учиться и получать действительно качественное образование. Массовое, там, где люди живут, а не только для детей избранных мира сего в закрытых заведениях, – сказал собеседник. – Надо так дело поставить, чтобы все школы были престижными, чтобы не было ненужного ажиотажа. Как это было с новыми школами в Казани. Да, они современные, модные, с бассейнами и прочим. И все туда побежали, думают, что там их детям будет комфортно, а о трудностях с посещением школы, о слаженности учительского коллектива, его качестве думают в последнюю очередь.

Валиев указал, что есть школы, где педагогический состав дает качественное образование в гораздо более скромных условиях, чем в современных «новостройках».

– Но это лишний раз доказывает, что и другие школы надо дооснащать до актуальных требований жизни, а затем и вовсе заменять, где это необходимо, современными, проводить, так сказать, школьную реновацию. Тогда и не будет такой моды на новую школу — все будут одинаково хороши. Ну а для сельской местности такая школа станет центром притяжения, вокруг которого всегда будет кипеть жизнь, – убежден политик.

Председатель татарстанского отделения Партии Роста депутат горсовета Набережных Челнов Руслан Нигматулин убежден, что в любой школе – в городе или сельской местности – дети должны иметь равные возможности получения качественного образования.

Татарстану хватает школ, но только статистически: можно ли искоренить вторую смену?

– Это первое, к чему нужно стремиться. Соответственно, оснащать сельские школы, развивать. Сейчас, возможно, уровень преподавания в некоторых страдает из-за нехватки педагогов, оборудования, – отметил собеседник. – Проблема перегруженности школ существует, в том числе, в Набережных Челнах. Особенно актуальна она для новых районов города. Во многих старых микрорайонах дети свободно учатся в одну смену.

Проблема, по его словам, решается благодаря усилиям руководства города и республики – ежегодно строится по одной новой школе. В этом году – сразу две. Но скорость строительства школ не поспевает за вводом жилья, школы в новых районах очень перегружены, и двух смен мало.

– Выход вижу в том, чтобы строить больше детсадов и школ. Закладывать в новые микрорайоны достаточно социальных объектов, – сказал Нигматулин.

Программа переселения семей с детьми в деревни, на его взгляд, станет не решением проблемы, а усугубит ее.

— Можно привести пример Набережных Челнов. Жители активно переезжают в пригород – в Тукаевский район. В том числе многодетные семьи, которым выделяют участки в ближайших селах. А местные школы, сады не выдерживают наплыва детей. Потому что, как правило, маленькие. И родители продолжают возить детей в город, – заметил политик. – Теперь это стало проблемой нашего соседа Тукаевского района – как построить детские сады и школы. При участии республики муниципалитет эту задачу постепенно решает, ежегодно вводя один-два объекта. Но скорость тоже недостаточная. Все упирается в финансирование.

Глава татарстанского отделения Партии пенсионеров Виталий Смирнов напомнил, что обеспеченность школами и при советской власти и нынче всегда была притчей во языцех. Он напомнил, что строительное руководство всех уровней обычно рапортует о миллионах квадратных метров жилья, а объекты инфраструктуры не всегда попадают в зону первоочередного внимания. И сохранится такая ситуация, по его прогнозу, ещё всерьез и надолго.

Татарстану хватает школ, но только статистически

– И, соответственно, проблематика второй смены. Конечно же вторая смена – это вынужденная мера, ничего хорошего в ней нет. Родители уходят на работу, и школьники остаются без контроля и без поддержки со стороны взрослых с хорошо известными очевидными последствиями. Так что вторая смена – это очевидный ущерб для качества образования. И для внешкольной работы тоже. Тут и обсуждать, собственно, нечего, – заявил собеседник.

По его мнению, грантовая программа по стимулированию переезда семей с детьми школьного возраста в малые города успеха иметь не будет – тоже по очевидным причинам.

– Проблема нехватки школ ведь существует не только в городах-миллионниках. Не везде новых учеников будут ждать с распростертыми объятиями. Допустим, нашлась местность, где школьник будет учится в местной школе в первую смену. А где будут работать его родители? Профессии, свойственные большим городам, не всегда представлены в городах небольших. Думаю, мало найдется таких семей, в которых папа и мама готовы будут за какой-то грант бросать хорошую работу, налаженный быт, искать на новом месте ясли или садик для младших детей – и всё это только для того, чтобы обеспечить ребенку обучение в первую смену. А когда закончится школьная учеба и начнется учеба в вузе, всей семье снова, что ли, перебираться в большой город? – рассуждает политик.

Он также обращает внимание на вопрос о качестве образования в сравнительно небольших городах, райцентрах, куда по этому гранту предлагается перебираться семьям со школьниками.

Татарстану хватает школ, но только статистически: можно ли искоренить вторую смену?

– С развитием интернета доступ к любой информации, как нужной, так и вредоносной, повсеместно значительно упростился. Можно скачивать уроки лучших педагогов страны, получать в изобилии дополнительные сведения по любому предмету. Просто замечательно. Конечно, это не может не сказаться в лучшую сторону на качестве образования. Но всё же итоговый уровень образования, как всем известно, определяется качеством преподавания, уровнем учительской работы, а не количеством интерактивных классных досок и не скоростью интернета в классах по информатике. Хотя и этим тоже, – признал собеседник. – Конечно же, степень оснащенности всех школ надо повышать, системно работать над повышением уровня подготовки педагогов. Это должно стать одним из важнейших государственных приоритетов, не меньше, чем обеспечение обороноспособности страны.

По оценке Смирнова, даже если школы небольших городов встанут по всем образовательным параметрам вровень со школами в миллионниках, крайне мало найдется желающих воспользоваться грантом и оставить привычный уклад жизни в огромном городе с его возможностями трудоустройства, карьерного роста родителей, в области культурной жизни только ради первой смены.

– Полагаю, заинтересованные родители будут как-то иначе решать проблему, чем занять своих второсменных учеников. А денежные средства, которые предполагается пустить на эти гранты, лучше вложить в скорейшее строительство новых школ, – говорит партиец.

Собеседник уверен, то, что родители стремятся пристроить чад своих в лучшие из доступных им образовательных учреждений, – нормальный родительский инстинкт, а с инстинктами бороться бесполезно. Эта тенденция будет меньше выражена, когда уменьшатся различия в школьном уровне образования. Поэтому если эта тенденция кому-то мешает, то бороться надо не с родителями, а с министерством образования.

Татарстану хватает школ, но только статистически: можно ли искоренить вторую смену?

– И ещё раз. Престиж учительской работы и уровень получения знаний в школах малых городов и сельских поселений жизненно необходимо кардинально улучшать. Строительство новых школ здесь – один из важнейших компонентов. Тогда и проблема второй смены будет решена, и никаких затей с экзотическими грантами не понадобится, – подчеркнул собеседник.

Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев рассказал, что школьная тема ему не чужда – десять лет после университета, с 1985 по 1995 год, он проработал именно в школе.

– Понятно, что тогда была немного другая ситуация. И, кстати, вторая смена была вполне обычным явлением – после демографического всплеска второй половины 1980-х годов, – напомнил собеседник.

По мнению эксперта, школьная проблема связана прежде всего с быстрой застройкой новых микрорайонов и кварталов, где возводились по преимуществу жилые здания.

– О школах и поликлиниках частный застройщик особенно не задумывался, а городские власти, конечно, планировали строительство новых школ… но недостаточно. С детскими садами складывалась примерно та же самая ситуация, но если садик можно расположить на первом этаже жилого дома, организовать частный детсад, то со школами вопрос так просто не решается, – указал Сергеев.

Татарстану хватает школ, но только статистически: можно ли искоренить вторую смену?

Касательно предложения стимулировать семьи с детьми-школьниками переселяться из крупных городов в малые населенные пункты для того, чтобы снизить загруженность городских школ, — профессору оно представляется нелепым.

– На это могут пойти немногие семьи, остальные же будут яростно сопротивляться самой идее переселения. К тому же в малых населенных пунктах тоже далеко не все благополучно со школами – вспомним недавний инцидент в Малой Шильне или то, как в поселках Привольный и Вишневка дети на коленях в снегу просили построить школу, – напомнил эксперт.

Сергей Сергеев убежден, что препятствовать тому, чтобы дети учились не по месту жительства, тоже не следует, потому что это может убить специализированные школы – с углубленным изучением физики, математики, иностранных языков.

– Поэтому средство тут лишь одно, вернее, два – выделять деньги и строить новые школы в новых микрорайонах. И радоваться тому, что демографическая ситуация не такая, как в других регионах. Хотя и это со временем пройдет, – предостерег собеседник.

Ответственный секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ, доктор политических наук Андрей Большаков напомнил, что Казань растет и преображается в последние годы очень сильно. Изменения преимущественно позитивные.

Татарстану хватает школ, но только статистически: можно ли искоренить вторую смену?

– Очень здорово, что имеем прирост населения по рождаемости и из-за приезда мигрантов. Это означает, что Казань пытается улучшить качество жизни. На нем стоит сосредоточиться, поскольку перегнать Екатеринбург, Новосибирск, наверное, не получится в ближайшее время, а Петербург и Москву тем более. Доступность школ, комфортность условий обучения – очень важные показатели. Вторая смена – это большая проблема многих СОШ в крупных городах. Она устроена очень нерационально, – подчеркнул эксперт. – Дети учатся с 11:30 до 17:00 и попадают в ситуацию, когда уроки вечером они делают до полуночи или даже двух часов ночи. Поскольку выучить все невозможно за короткий вечер, а утром времени мало — его хватает на пару уроков и не более. Если поставить на эти промежутки разнообразные кружки и секции, то получится, что времени нет, а дети испытывают постоянный стресс.

Большаков убежден, что занятия должны начинаться в 14:00 и заканчиваться в 19:30, но школы такой график представить не могут из-за нехватки учителей, классов и прочего. Корень проблемы – малая оплата учителей, особенно молодых.

– Думаю, что большое число людей вряд ли поедет в сельскую местность за получением образования, тренд очевиден – урбанизация. Гранты здесь не будут эффективными. Поэтому лучше юридически запретить детям учиться не по месту жительства, а уровень оснащенности школ выравнивать. Но проблему необходимого количества школ все эти меры не решат. Поэтому выход видится в увеличении строительства школьных зданий и в улучшении финансирования средних школ. Тогда будет возможна и «эффективная» вторая смена, и достижение комфорта при обучении, – заключил Большаков. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *