Татарстан — Беларусь: новые грани сотрудничества

Депутат Госсовета от партии КПРФ Николай Атласов в авторской колонке
Депутат Госсовета от партии КПРФ Николай Атласов в авторской колонке, написанной
специально для KazanFirst, выделяет главные аспекты, которые способны дать
сильный импульс к углублению взаимного партнерства двух республик.

Визит раиса Татарстана Рустама Минниханова и большой делегации татарстанских промышленников в Беларусь знаменателен тем, что открывает новый этап сотрудничества между нашими республиками.

Для Татарстана Беларусь всегда была привлекательной страной, входящей в десятку крупнейших торгово-экономических партнеров. По итогам 2022 года товарооборот между нашими республиками составил около 1 млрд долларов. Взаимная привлекательность Татарстана и Беларуси для сотрудничества во многом основана на том, что обе республики развиты как в промышленном, так и в сельскохозяйственном отношении. В определенной мере их сближает даже специфика отраслевой структуры. И там, и там основу промышленности составляет машиностроение, в перерабатывающей отрасли – нефтепереработка и нефтехимия, а в сельском хозяйстве – молочное производство. Так что не случайно, что в рамках единого экономического пространства Татарстан и Беларусь в некотором смысле выступают и как конкуренты.

Например, наши КАМАЗы уже много лет конкурируют с белорусскими МАЗами. Помнится, где-то в 2015 – 2016 годах предпринималась попытка объединить усилия двух автогигантов в рамках единого холдинга, чтобы обеспечить синергетический эффект и преимущество на российском рынке в условиях конкуренции с западными производителями большегрузов. Но тогда договориться не удалось.

Можно вспомнить и другой, весьма специфический, случай конкуренции. Лет пять назад на КАМАЗе по заказу Минобороны России начали работу по созданию производства колесных транспортеров для установок запуска межконтинентальных баллистических ракет взамен аналогичной продукции, выпускаемой на Минском заводе колесных тягачей (МЗКТ). Челнинцы создали так называемую Платформу-О (КАМАЗ-7850), которую в 2020 году приняли на вооружение и в течение последующих десяти лет она должна заменить продукцию МЗКТ.

Татарстан - Беларусь: новые грани сотрудничества

Еще один пример конкуренции последних дней – из сферы сельского хозяйства. На днях состоялось заседание профильного Комитета Государственного Совета Республики Татарстан, в котором я также принимал участие. Обсуждались разные вопросы, в том числе проблемы молочной отрасли. Выяснилось, что татарстанские производители молока терпят убытки из-за роста предложения на рынке, возникшего в результате принятого более месяца назад решения Россельхознадзора по снятию ограничения на ввоз молочной продукции из Беларуси в Россию. На фоне более дешевой белорусской продукции спрос на татарстанскую стал падать и это уже вызвало опасения относительно перспектив развития многих инвестиционных проектов в данной отрасли.

Вместе с тем, если оценивать сотрудничество Татарстана с Беларусью объективно, то надо признать, что плюсов от него для нашей республики кратно больше, чем издержек. Это особенно стало проявляться сейчас в условиях западных санкций, под которые попали наши страны, и ответных российско-белорусских ограничительных мер. Санкционный режим, с одной стороны, создал серьезные проблемы, особенно нашим машиностроителям и, прежде всего, автомобилестроителям, которые лишились доступа ко многим компонентам производства, закупавшимся в западных странах. На определенном этапе это привело к нарушению и даже временной остановке производственных линий и, как следствие, сокращению объемов производимой продукции. Но вместе с тем, возникли невиданные до сих пор возможности для развития. Прежде всего, значительно освободился отечественный рынок, обеспечивший перспективные возможности роста продукции как для россиян, так и белорусов. Но, самое главное, возникла объективная необходимость по объединению усилий производителей двух стран для замещения импортных компонентов и технологий. И это очень перспективное направление сотрудничества.

Рустам Минниханов как никто другой из региональных руководителей хорошо понимает эту проблематику и видит перспективы сотрудничества между Татарстаном и Беларусью. В рамках нынешнего визита в числе важнейших направлений сотрудничества обозначены сфера производства автокомпонентов, авиастроение (Беларусь будет производить комплектующие для Ту-214, строящихся на Казанском авиазаводе), нефтехимия, производство медицинского оборудования, сельское хозяйство и др. Думаю, что уже заключенные соглашения, а также перспективные формы сотрудничества позволят существенно нарастить взаимный товарооборот, укрепив еще сильнее торгово-экономические связи между нашими республиками.

Татарстан - Беларусь: новые грани сотрудничества

Впрочем, сейчас уже как-то не принято вспоминать, что экономическая привлекательность Беларуси для российских регионов во многом обеспечена той политикой, которую президент страны Александр Лукашенко неизменно проводит на протяжении почти трех десятилетий (с 1994 года). Суть этой политики – сохранение госконтроля над промышленностью и сельским хозяйством и недопущение олигархата. Вместе с другими решениями это позволило сохранить в стране тот производственный потенциал, который достался Беларуси в наследство от советской власти. И не только сохранить, но и преумножить. Хотя Беларусь могла пойти и по другому пути – по пути шоковой терапии и тотальной приватизации, если бы в 1994 году вместо неадекватного Станислава Шушкевича к власти не пришел нынешний президент Лукашенко. Что было бы с Беларусью и ее экономикой, не будь Лукашенко, мы можем увидеть на примере соседних Прибалтийских республик. С 1990-х годов Эстония, Латвия и Литва на волне оголтелого национализма и прозападной ориентации успешно ликвидировали у себя «колониальное» советское наследие – большую часть промышленного производства, причем высокотехнологичного, и энергогенерирующего хозяйства. Как следствие, они потеряли рабочие места, доходы, перспективы развития, а вместе с этим – и значительную часть своего населения. Именно поэтому эти страны заслужили уничижительное название «Прибалтийские вымираты».

Еще один пример – соседняя Украина, чья экономика перешла под контроль олигархов и которые успешно разбазарили ее, погрузив страну в пучину русофобии и национализма. Да и ельцинская Россия демонстрировала похожий путь деградации, который был жестко отвергнут Беларусью при Лукашенко.

Если вспомнить Россию до 2014 года, когда в нашей стране тотально навязывалась прозападная либеральная модель развития, Лукашенко в наших СМИ чаще всего выступал в роли пугала. И только потому, что не дал олигархату по дешевке скупить и разбазарить страну. Да и позже вплоть до недавних времен вопрос российско-белорусского сотрудничества очень часто рассматривался в плоскости продажи белорусских предприятий российским олигархам. А поскольку Лукашенко не пошел на сделку с нашими олигархами, для многих в России он стал плохим союзником. Но чтобы делал сейчас Россия, оказавшаяся в тотальной осаде западных санкций и ведущая вооруженную борьбу с бандеровской Украиной, не будь сейчас лукашенковской Беларуси? Возможно, что в этом случае Россия уже лишилась бы своей независимости – той самой, которой мы привыкли гордиться. Потому что Беларусь при всех своих скромных территориальных размерах является для нашей страны важной опорой в окружении враждебного Запада. И сейчас Россия с удовольствием готова воспользоваться той экономической базой, которую «диктатор» Лукашенко долгие годы защищал от разграбления олигархами – как западными, так и российскими.

Возвращаясь к визиту делегации Татарстана в Беларусь, нет сомнений в том, что он даст сильный импульс углублению нашего взаимного сотрудничества. Опыт Беларуси богатый и многогранный. И не только в тех областях, о которых заявлено по итогам визита раиса Татарстана Рустама Минниханова.

Татарстан - Беларусь: новые грани сотрудничества

Лично я, когда бывал в Беларуси, обратил особое внимание на их опыт в сфере утилизации отходов. С советских времен известно, что Беларусь – это страна удивительной чистоты и порядка. Но это не только результат продвинутой бытовой культуры, но и следствие грамотной политики в сфере обращения с отходами. Вы не найдете в Беларуси таких проблем, которую сотрясают Россию в сфере мусорной реформы – безбожно завышенные тарифы, беспредел мусорных региональных операторов, отсутствие системных решений в сфере развития переработки отходов. В Беларуси система обращения с отходами выстроена строго в соответствии с приоритетами, где во главу угла поставлена переработка отходов. Именно по этой причине эта отрасль здесь успешно развивается.

Думаю, властным структурам Татарстана, ответственным за ход мусорной реформы, было бы полезно ознакомиться с опытом развития сферы обращения отходов и их переработки в Беларуси. Может благодаря этому мы перестанем, наконец, заниматься имитацией и начнем реальное движение в сторону развития циркулярной экономики. Ведь Беларусь без лишнего пиар-шума очень далеко продвинулась в этом направлении.


Автор материала: Николай Атласов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, член фракции КПРФ


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *