«Дети с проблемами речевого развития приходят все чаще, часть вообще не говорит — это самая острая проблема»

Поговорили с логопедом и узнали
Поговорили с логопедом и узнали, с чем связан рост числа школьников с дефектами
речи и когда стоит задуматься о посещении кабинета специалиста.

«Речь — это зеркало души», — говорил когда-то русский писатель Иван Тургенев. Но что делать, если зеркало искажено? Количество детей с дефектами речи растет в геометрической прогрессии. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждый двадцатый ребенок нуждается в помощи специалистов. При этом нарушения нередко сопряжены с трудностью освоения чтения и буллингом в школе. Все чаще проблемы с развитием речевого аппарата, оставшиеся нерешенными в юном возрасте, подают под соусом «пикантной особенности». С вопросом о том, почему ряд букв алфавита не поддается детям и когда стоит бить тревогу, мы обратились к логопеду-дефектологу Анастасии Быкиевой.

— Насколько часто родители приводят к вам детей, у которых присутствуют дефекты речи?

— В последнее время дети с проблемами речевого развития приходят все чаще. Особенно в возрасте трех лет. Весомая часть из них в принципе не говорит. Пожалуй, это наиболее острая проблема, она на пике популярности. Вторая категория детей – это возраст пяти-шести лет. У них чаще всего нарушены звуки, такие как «ш», «ж» и «р». В первую очередь дефекты в речи связаны с дородовым и родовым периодом жизни ребенка. Влияет внутриутробное развитие, поведение мамы в момент вынашивания плода, сама процедура родов и возможность травмы, квалификация акушера. При наличии этих факторов без помощи специалиста звуки у ребенка не появятся, даже несмотря на то, что родители будут заниматься с ним.

«Дети с проблемами речевого развития приходят все чаще»

— Какие признаки в речи ребенка должны сигнализировать родителям о том, что пора записаться к логопеду?

— Первый повод для беспокойства – это ситуация, когда ребенок не разговаривает до трех лет или же его речь попросту непонятна родителям. Первые слова должны появиться к году жизни, а в полтора-два года – первые легкие фразы. Последствия начинают проявляться уже с четырех лет. Например, слова произносятся невнятно и получается каша. Бывает, что об отклонениях сообщают школьные учителя – дают ребенку выучить стих, а когда он его рассказывает, весь класс пытается разобрать слова. Также стоит обратить внимание на то, меняет ли ребенок слоги местами или забывает ли буквы в определенном слове. Кроме того, если у ребенка в шесть-семь лет нет звука «р» — это тоже сигнал.

— Почему одни дети самостоятельно формируют правильное произношение звуков, а другим требуется помощь?

— Все дети разные, как и их речевые аппараты и умственные способности. Правильное произношение напрямую связано с развитием ребенка. Если у него не было никаких дефектов развития, то и все звуки вполне могут встать самостоятельно. Значительную роль в этом вопросе также играет наследственность и неврология.

— До какого возраста можно исправить логопедические проблемы?

— Все можно исправить в любом возрасте. Другой вопрос – какими усилиями. У меня есть пациентка, которой 33 года. Приходит заниматься, чтобы исправить картавость. Главное – это желание. С одной стороны, исправить дефекты речи во взрослом возрасте труднее, а с другой — проще. Взрослый человек понимает, как нужно ставить язык, выполнять упражнения и следовать рекомендациям логопеда. Ему сложнее ввести привычку в речь, в то время как ребенка тяжелее настроить на работу. Он то и дело не может усидеть на месте и не хочет заниматься, но быстрее все воспринимает.

«Дети с проблемами речевого развития приходят все чаще»

— В последнее время многие стали «романтизировать» картавость и осознанно не стараются ее исправить. Как вы к этому относитесь?

— Дефекты речи – это та проблема, которой нужно конкретно заниматься независимо от возраста. Некоторые родители думают, что все пройдет само по себе, и не идут к педагогу. Потом их дети приходят в школу, начинают выступать перед всем классом – рассказывают доклады или стихи. Другие школьники слышат, что у него нет звука «р», и начинают смеяться и травить. Все это приводит к тому, что дети с дефектами речи начинают замыкаться в себе. Таких случаев у меня в практике было много. Дети из 4-6-го класса приходят сами, чтобы специалист поставил звук, ведь в школе становится невыносимо.

— Как отличить хорошего логопеда от плохого? Вот ходит ребенок на занятия, а результат нулевой, хотя и отзывы были хорошие.

— У хорошего логопеда должно быть специальное образование и опыт работы. Также специалист не всегда виноват в результате, потому что в процессе коррекции должны принимать участие и родители – выполнять с ребенком домашние задания, регулярно приходить на занятия. Зачастую взрослые рано судят. Возможно, ребенку просто не хватило времени для исправления дефектов. В таком случае нужно продолжать заниматься.

— Можно ли доверять логопеду, который сам шепелявит или картавит?

— У специалиста категорически не должно быть дефектов речи. Его речь – эталон для ребенка. Как он может услышать правильное произношение звука, если логопед сам не может его произнести или заикается. Это то же самое, что попросить сделать стрижку парикмахера, который не умеет ножницы в руках держать. Такой педагог создаст только дополнительные проблемы.

«Дети с проблемами речевого развития приходят все чаще»

— Что должны делать родители, чтобы помочь ребенку достичь результата?

— Родители должны быть сами заинтересованы в процессе коррекции. Причем не только выполнять задания с ребенком, но и мотивировать его на результат и регулярное посещение занятий. Не нужно бояться консультаций, не нужно ругать за неудачи. Важно запастись терпением, ведь логопедия — это кропотливая работа. Постепенно можно усложнять требования к речи ребенка, а также вводить поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь. Так у ребенка будет вырабатываться навык самоконтроля. Главное, что требуется от родителя, – это вера в свое чадо. Необходимо помнить, что с возрастом привычка говорить неправильно у ребенка закрепится, тогда уже речь будет хуже поддаваться коррекции.

— Какова роль культуры речи в семье? Скажется ли неправильное произношение родителей на речь ребенка?

— Вероятнее всего, скажется, ведь дети полностью копируют родителей. Когда ко мне приходит семья, в которой, например, папа неправильно произносит звуки, то я говорю, что с ребенком должна заниматься мама. Иначе он снова все скопирует и начнет говорить неправильно. Все пойдет насмарку.

— Нужно ли поправлять ребенка и заставлять произносить звуки правильно?

— Только в том случае, если логопед уже поставил звук ребенку и попросил родителя обращать внимание на произношение. Если же у ребенка звука нет, то и просить его говорить слова с этим звуком бессмысленно.

— Всегда ли родители могут отличить несерьезную проблему от серьезной?

— Родители порой не могут самостоятельно оценить речь своего ребенка. Одни просто не замечают проблем, а другие придумывают то, чего нет. Но сидеть и ждать, что ребенок начнет говорить в четыре года, тоже не стоит. Может, начнет, а может, и нет. Логопед объективно оценит и словарный запас ребенка, и его возможности. Позднее речевое развитие может привести к проблемам с качеством речи. Родители, конечно, могут заниматься с ребенком самостоятельно, но, увы, это не заменит работу со специалистом. Маме невозможно поставить звуки ребенку по видео из Ютуба или из каких-то книг. Лучше всего все-таки сходить на консультацию и получить рекомендации. Логопед научит родителя определенным заданиям, которые мама сможет уже правильно выполнять дома. В основном ко мне приходят родители, которые видят проблему. После обследования мы уже можем удостовериться в том, насколько они были правы.

«Дети с проблемами речевого развития приходят все чаще»

— Каким образом логопед может работать с детьми-билингвами?

— Прежде всего логопед должен проверить степень понимания русского языка. Также стоит учитывать, двуязычен ли ребенок с рождения и кто из родителей говорит на русском языке. Педагог начинает свою работу с обследования речи детей с билингвизмом. Узнает, как ребенок понимает русскую речь, строение органов артикуляционного аппарата, богатство словарного запаса и качество речи.

— Как много казанцев могут позволить себе занятия со специалистом?

— Ко мне приходят люди разных социальных слоев. По кому-то видно, что семья состоятельная, а у кого-то много детей, поэтому посещение логопеда становится проблематичным. Но хочется сказать, что современные родители — молодцы. Они ответственные, не жалеют деньги на здоровье ребенка. Если проблему не решить вовремя, в будущем к ней все равно придется вернуться. Даже те, у кого четверо детей, все равно приходят. От этого никуда не деться. Логопед сегодня — это незаменимый специалист для детей. Если дефекты не исправить до школы, то там уже придется нелегко – это и чтение, и письмо, и диктанты на «двойки».

— Профессия логопеда — это искусство или ремесло?

— Это скорее про искусство. Работа с детьми сложная, но очень интересная. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Очень важно, чтобы ребенок с радостью ходил на занятия и был увлечен процессом. Поэтому мало быть просто логопедом, нужно быть психологом, педагогом и просто другом для ребенка.


Читайте также: Каждый четвертый ребенок в Татарстане страдает от ожирения


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *