«Казань — город на воде»: как территорию речпорта вытаскивают из депрессии

Столица Татарстана хоть и стоит на одной из самых крупных рек мира
Столица Татарстана хоть и стоит на одной из самых крупных рек мира, но не имеет
достаточной речной инфраструктуры. Городские власти взялись за решение вопроса.
Начали с территории речпорта. Узнали, на какой стадии находится строительство.

Вода — это  неотъемлемая часть казанской инфраструктуры. Только 78 километров береговой полосы Волги и 56 километров береговой линии Казанки приходится на Казань. Благодаря этому соседству появились район Адмиралтейской слободы и Казанский речной порт. Однако пока это все, чем может похвастаться город. Пользоваться богатствами он не спешит. Сегодня лишь 0,5 из 78 километров береговой линии Волги благоустроено. С притоком дела обстоят чуть получше — 4,2 километра из 56.  

Власти республики и ее столицы неоднократно поднимали эту проблему на всевозможных встречах, сессиях и заседаниях. И вот первый шаг был сделан: в прошлом году Казань принялась за территории речного порта. 

Как у Казани появился речной порт 

Окунемся в историю «водной двери Казани». Порт появился еще во времена Советского Союза. Во время войны в Татарстан и Казань мирных жителей эвакуировали по воде. Водными путями отправляли и военную помощь, и продовольствие в Сталинград. После войны, в 1948 году, постановлением министра речного флота СССР пристань Казань становится Казанским речным портом.

С этого момента в Казани начинает активно развиваться судоходство и возрастает потребность в речном порту с высокой пропускной способностью. В 1952 году в республике принимают решение о переносе центра водных путей города. Основная концепция — соединение порта с исторической частью Казани.

В 1957 году в эксплуатацию запускают первые объекты нового порта. Он состоит из пассажирского и грузового терминалов и включает в себя главное здание речного вокзала, кассы, портальные краны, рабочие склады, ремонтные мастерские и зарядную станцию. 

Центральное здание комплекс порта получил лишь в 1962 году. Его построили по проекту архитектора Исмагила Гайнутдинова совместно с Михаилом Константиновым. 

Еще через два года полностью завершили строительство Казанского речного порта, который впоследствии стал крупнейшим в Волжском бассейне. 

Стоит сказать, что комплекс речпорта состоял из вокзала, кассового помещения и павильона для местных и пригородных пассажиров. В главном здании располагались два зала ожидания, ресторан на 120 мест, комната матери и ребенка, почта, телеграф, комбинат бытового обслуживания, радиоузел.

«Казань - город на воде»: как территорию речпорта вытаскивают из депрессии

По воде от нового речного вокзала можно было добраться как до ближайших пристаней, таких, как Камское Устье, Тетюши, Чистополь, Елабуга, Набережные Челны, так и по всему волжскому пути. Довозили пассажиров до точки тихоходные «омики», а также скоростные «Метеоры» и «Ракеты». Согласно историческим данным, через Казанский речной порт перевозилось в среднем пять миллионов человек в год.

Но с наступлением 90-х речпорт стал терять своих пассажиров, да и грузовых перевозок стало меньше. В 1993 году порт перевели под руководство ГУП «Татфлот», а сам объект приватизировали. С этого момента начинается «черная полоса» в судьбе Казанского речного порта. 

В 2005 году предприятие стало банкротом и Казанский речной порт перешел в ОАО «Азимут». В это же время речной вокзал реконструировали. У главного здания добавилось два этажа, поменялись остекление и фасад. В планах было размещение гостиницы, зала ожидания, кафе и ресторана, но не хватило средств. 

В 2013 году про речной порт заговорили вновь. Главное здание хотели переоборудовать в отель, однако все осталось на стадии разговоров.  

«Это просто стыд и срам»

Речной порт Казани до сих пор работает, правда, на первый взгляд по нему так и не скажешь. Здание выглядит заброшенным. В одном из своих последних интервью мэр Казани Ильсур Метшин назвал речной порт города «стыдом и срамом». При этом градоначальник уточнил, что речь идет об инфраструктуре в целом. По его словам, казанцы не в восторге от порта. Об этом они регулярно жалуются в администрацию столицы республики. 

— Как театр начинается с вешалки, так и любой город – с аэропорта, железнодорожного вокзала. Гости, приезжая к нам по железной дороге или прилетая в аэропорт, видят и понимают, что они приехали в столицу республики Татарстан. А речной порт – это просто стыд и срам, — сказал мэр, заявив, что Минтранс республики уже рассматривает варианты развития этого объекта. 

Когда и как будут возрождать Казанский речной порт, пока не ясно. Никаких проектов на сегодняшний день нет. Метшин уточнил, что этот вопрос в первую очередь необходимо задать собственнику. Сейчас Казанским портом управляет судоходная компания «Татфлот». Деятельность предприятия охватывает практически все направления, связанные с водным транспортом: перевозка пассажиров, буксировка судов, переработка грузов, разработка месторождений песчано-гравийной смеси, бурение разведочных скважин на твердые полезные ископаемые, добыча нерудных строительных материалов, производство продукции. 

«Казань - город на воде»: как территорию речпорта вытаскивают из депрессии

Из речного порта Казани можно отправиться в Ключищи, Садовую, Тетюши, Ташевку, Свияжск, Болгар и Чебоксары. За исключением столицы Чувашии, все это наиболее популярные направления среди дачников. Из года в год расписание по ним практически не меняется. Пассажирам в основном предлагаются рейсовые суда «ОМ», «Москва» и «Московский».

Пассажирские перевозки — не основная деятельность «Татфлота», а лишь один из видов деятельности. Зарабатывает компания на добыче нерудостроительных материалов. За счет этого и развивается.

Реновация речного порта поможет Казани стать европейским городом

Куда больше повезло территории порта. За нее Татарстан взялся в прошлом году. Стоит сказать, что вопрос реновации территории в районе улицы Портовой в Казани поднял глава Татарстана Рустам Минниханов еще 10 лет назад. Тогда он поручил переосмыслить ее, чтобы вдохнуть в нее новую жизнь и сделать полноценной частью города. Однако предложенные проекты оказались неудачными. В течение пяти лет проводились встречи с архитектурным сообществом, инвесторами, узкими специалистами и собственниками земельных участков. В 2020 году в генеральном плане Казани речпорт обозначили как зону развития. И в этом же году объявили, что на месте стагнирующей складской территории появится многофункциональная застройка, насыщенная общественными и культурными функциями.

Дело сдвинулось в 2022 году. Тогда мэр Казани и первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин на Восточном экономическом форуме подписали соглашение о намерениях в области комплексного развития территории. Банк вызвался участвовать в структурировании сделок по финансированию проектов комплексной реновации этой промзоны. По предварительным подсчетам, инвестиции составят 500 млрд рублей.

Развивать депрессивную территорию доверили главному архитектору Казани Ильсияр Тухватуллиной. По ее словам, проект поможет столице Татарстана встать в один ряд с европейскими городами. К слову, в апреле главный архитектор дала название проекту реновации речпорта — «Новая Портовая». 

«Казань - город на воде»: как территорию речпорта вытаскивают из депрессии

Тухватуллина поделилась, что в процессе разработки плана реновации появились схемы и рекомендации, которые не предусмотрены ни в каких документах, но они крайне важны, чтобы территория развивалась сбалансированно. В пример она привела рекомендации по разработке «казанской современной архитектуры» с ее уникальной идентичностью.

— Мы разрабатывали проект порядка двух лет. За это время решили множество инфраструктурных вопросов, чтобы эта часть города стала не типичным спальным районом, а разнообразным пространством, — рассказала архитектор, добавив, что сегодня у города есть четкое видение будущего территории. — Мы внимательно изучали и опирались на мировой опыт – подобные процессы шли и идут почти во всех крупных городах, стоящих на воде последние 30 лет. Редевелопмент каждого из этих районов стоит на трех китах: баланс жилой и общественной функции, полная пешеходная проницаемость и свободный доступ к водному пространству. 

Напомним, что редевелопмент охватит территорию в 287 гектаров. Ее развитие планируется в два этапа. Проект планировки первого этапа предполагает строительство 337 тысяч квадратных метров жилья, более 20 детских садов, школы на 1 224 места и крупного образовательного кластера. На территории также планируются два транспортно-пересадочных узла и станция метро.

Застройку первых шести гектаров начала компания СМУ-88 по улице Дулата Али. Сдать ЖК, который получил название «Яналиф», планируют в 2031 году, первые четыре дома сдадут в 2025-м. В этих домах уже стартовали продажи. 

«Казань - город на воде»: как территорию речпорта вытаскивают из депрессии

Концепцию первого жилого квартала разработало архитектурное бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» – победители премии «Архитектор года» выставки «АРХ МОСКВА-2022». Новый жилой комплекс будет представлять из себя среднеэтажную квартальную застройку из 20 жилых домов премиум-класса с административными и коммерческими помещениями. В микрорайоне будет преобладать среднеэтажная застройка (8-10 этажей) с несколькими высотными доминантами в виде 20-этажных башен. 

Еще одна фишка ЖК — первые этажи домов будут обслуживать не только местных жителей, но и остальных горожан и туристов. То есть все жители Казани и ее гости смогут свободно гулять по территории жилого комплекса и новой набережной Волги, что будет построена вдоль квартала. С уже существующей застройкой берег реки соединят пешеходные бульвары, которые построят по территории жилого комплекса. А в его центре обустроят площадь, к которой тоже будут вести бульвары. Стоит отметить, что жителям такая особенность никак мешать не будет. Как пояснили в СМУ-88, дворовые пространства останутся приватными и доступными только для резидентов комплекса.  

Строительство ЖК идет полным ходом. Как рассказал гендиректор СМУ-88 Наиль Галеев, на площадке завершено погружение 2,5 тысячи свай в основание фундаментов первых домов жилого комплекса, идет устройство монолитного фундамента.

— Первый участок, которым занимается наша компания, должен стать импульсом для всей остальной территории. Поэтому мы очень тщательно занимались и продолжаем заниматься разработкой того, что положит начало трансформации всей территории, — заявил Галеев.

«Казань — город на воде»

В столице республики всерьез задумались о том, чтобы вернуть городу Волгу. Сегодня казанские власти разрабатывают концепцию по развитию водной инфраструктуры, которая получила название «Казань — город на воде». Анонсировали проект еще зимой, на одной из отчетных сессий Казгордумы. 

Пока о концепции мало что известно. Власти планируют представить ее в ближайшее время, после чего приступят к реализации. Ильсур Метшин выразил уверенность, что развитая водная инфраструктура для швартовки судов, мероприятия на воде и парусный спорт «гарантированно увеличат туристический поток, предоставят дополнительные возможности для развития малого и среднего бизнеса, а также привлекут инвестиции в экономику города».

«Казань - город на воде»: как территорию речпорта вытаскивают из депрессии

По словам Ильсияр Тухватуллиной, концепция «Город на воде» сейчас прорабатывается. По задумке, речной транспорт должен вернуться в жизнь казанцев. Для этого на Портовой задумано создание сети марин и сервисов по обслуживанию малого водного транспорта.


Читайте также: «Волга — это мощная артерия, позволяющая объединять регионы в разные маршруты»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *