«Право на получение бесплатного образования должно сопровождаться повышенной ответственностью перед обществом»

Депутат Госсовета РТ от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке
Депутат Госсовета РТ от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке, написанной
специально для KazanFirst, рассуждает о пользе распределения выпускников вузов.

Министерство науки и высшего образования России выступило против предложения Государственного Совета Республики Татарстан об обязательной трехлетней отработке по направлению государства выпускниками вузов, получивших образование на бюджетной основе.

Одним из мотивов выдвижения предложения о возврате распределительной системы является тот факт, что в настоящее время многие отрасли отечественной экономики и социальной сферы испытывают острый дефицит кадров. При этом выпускники, получающие высшее образование, зачастую не работают по полученной специальности. Тем самым образуется разрыв между вузами и производственной сферой.

Прежде чем обратиться в Государственную Думу с законодательной инициативой, татарстанские парламентарии направили свое предложение в Совет законодателей для всесторонней ведомственной и экспертной оценки. И сейчас уже можно отметить, что далеко не все инстанции адекватно понимают суть татарстанского предложения.

«Право на получение бесплатного образования должно сопровождаться повышенной ответственностью перед обществом»

Если говорить о позиции Минвуза РФ, то она сводится к тому, что система распределения выпускников вузов была оправдана в Советском союзе, где существовала плановая экономика. Но сегодня, по мнению чиновников, система высшего образования формируется в иных экономических реалиях, то есть на рыночной основе. Так по крайней мере заявил замминистра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский. Более приемлемым вариантом решения проблемы, по мнению Минвуза РФ, является развитие механизма целевого обучения, который, по мнению чиновников, позволяет обеспечить квалифицированными кадрами некоторые социально значимые отрасли экономики и социальной сферы.

На мой взгляд, такая позиция Минвуза РФ свидетельствует либо о нежелании решать проблему, либо предопределена идеологическими мотивами. И то, и другое обстоятельство можно считать допустимым, учитывая не только специфику поведения чиновников, но также и следующий факт. В нашей стране система управления образованием, в том числе вузовским, со времен министра Андрея Фурсенко находится под плотным контролем либералов, которые целенаправленно понижали образовательные стандарты, в том числе через шаблонное внедрение ЕГЭ и «Болонской системы». Естественно, для этих людей любая попытка переосмыслить советский опыт, вызывает негативную реакцию.

На самом деле вопрос о возврате распределительной системы выпускников вузов, получивших образование на бюджетной основе, имеет полное право на существование. Такого решения требует нынешняя ситуация, которая сильно отличается от той, что была еще несколько лет назад.       

«Право на получение бесплатного образования должно сопровождаться повышенной ответственностью перед обществом»

Идущая уже больше года специальная военная операция резко обострила целый комплекс проблем. В числе важнейших – проблема масштабных санкций, повлекших за собой необходимость скорейшего импортозамещения хотя бы части производственных комплектующих и технологий в различных отраслях экономики. Решить эту проблему без наполнения экономики кадрами соответствующего профиля и качества невозможно.
Еще одна проблема – это резко возросшая на фоне СВО производственная активность предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). «Оборонка» и смежные сектора экономики вынуждены ускоренными темами наращивать объемы производства продукции под растущие запросы военных.

Сейчас наша «оборонка» уже стала драйвером экономического развития. При этом данный сектор все больше начинает работать не в рыночных условиях, а в парадигме плановой экономики. И это логично, учитывая, что под задачи СВО необходимо четко понимать, какие объемы поставок вооружения, боеприпасов, снаряжения, амуниции и того же продовольствия необходимо получать в тот или иной период времени. Это подразумевает переход к более жесткой системе планирования и государственного финансирования программы наращивания производства в сфере ОПК. Де-факто этот переход уже происходит, хотя есть определенные проблемы, например, в выстраивании кооперационных связей, либо в сфере решения определенных конструкторско-инженерных задач. Тем не менее, «оборонка» постепенно возвращается к советским принципам, которые способны обеспечить рост производства под текущие и будущие задачи СВО.

Специалист по региональной экономике Наталья Зубаревич констатирует «фантастические темпы роста в регионах со специализацией на оборонно-промышленном комплексе». К примеру, по итогам первого квартала этого года в Удмуртии рост в обрабатывающих отраслях промышленности составил 21%, а в дольно депрессивной Кировской области – 19%. Рост, прямо скажем, очень большой, но дальнейшее развитие упирается в проблему дефицита кадров. 

«Право на получение бесплатного образования должно сопровождаться повышенной ответственностью перед обществом»

Эту проблему отмечают сами промышленники, констатируя, что в условиях дефицита кадров дальнейшее расширение объемов производств проблематично. И тут не спасет механизм целевого обучения, на который уповают фурсенковские и фальковские либеральные кадры, мечтающие о «новом технологическом укладе», но не способные обеспечить текущие потребности экономики. Потому что тот же механизм целевого обучения предполагает финансирование подготовки кадров самими предприятиями, при том что у этих предприятий денег на это нет. Их рост производства почти полностью обеспечен государственными инвестициями.

На самом деле необходимо возвращать систему распределения выпускников вузов, получивших образование на бюджетной основе. Потому что методы решения кадровой проблемы должны соответствовать производственным потребностям. Если страна движется в направлении огосударствления экономики, что в общем-то является очевидным фактом, то восстановление распределения выпускников вузов – это необходимость, так как это взаимодополняемые элементы одной системы. Сфера подготовки кадров и производство должны работать в единой системе. Иначе говоря, если мы видим, что предприятия ОПК наращивают производство, переходя к более жесткому планированию, то система подготовки кадров не может опираться на старые принципы и подходы, сформированные в либеральной рыночной парадигме. Они не стыкуются друг с другом, а значит поставленные перед производственным сектором задачи не будут выполнены.

Если отбросить либеральные идеологические догмы, то следует признать, что грамотно выстроенная система послевузовского распределения бюджетников может стать эффективным инструментом развития под конкретные задачи «оборонки» и других сфер экономики. Правда, такой инструмент также предполагает максимальное расширение бесплатного вузовского образования в тех сферах, кадровая потребность которых наиболее очевидна. Это прежде всего инженерно-технические специальности.

«Право на получение бесплатного образования должно сопровождаться повышенной ответственностью перед обществом»

Возможно, что такая политика вызовет определенное сопротивление со стороны вузов, которые в условиях либеральной рыночной экономики превратились в коммерческие структуры, потеряв связь с производством и в значительной степени утратив качество подготовки кадров. Но на то и государство, чтобы ставить перед вузовским сообществом соответствующие конкретные задачи, обеспечив под них бюджетное финансирование. Базовые вузы страны должны перестать быть коммерческими предприятиями и вернуться к тем принципам, которые были им свойственны в советское время.

Говоря о необходимости возврата распределения бюджетников – выпускников вузов, не следует упускать и другой аспект – фактор социальной справедливости. Человек, получивший образование бесплатно, должен хотя бы через трехлетнюю отработку вернуть государству затраты. Это тем более справедливо, учитывая, что другая часть выпускников вузов получила образование на платной основе. Право на получение бесплатного образования должно сопровождаться повышенной ответственностью перед обществом. А значит такие выпускники должны отрабатывать затраты там, где они нужны обществу больше всего. Этого требует здравый смысл. И к этому нужно стремиться.


Автор материала: Николай Атласов, депутат Государственного Совета Республики Татарстан, член фракции КПРФ


Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *