KazanForum: развитие беспилотников идет семимильными шагами, но наталкивается на ряд проблем

Многие страны мира уже внедрили различные технологии умного транспорта
Многие страны мира уже внедрили различные технологии умного транспорта, но
практически все из этого либо в пилотном, либо в экспериментальном режиме. В
Казани профильные специалисты смогли обменяться опытом в этой сфере.

В последние годы уровень развития технологий достиг необычайных высот, в том числе и в сфере транспорта. Беспилотные транспортные средства становятся все более популярными и привлекательными для использования в различных отраслях экономики, и это понимают по всему миру. В рамках KazanForum в столице Татарстана обсудили сложности и перспективы развития транспорта будущего.

Председатель Совета Ассоциации содействия цифровому развитию, директор ГБУ «Безопасность дорожного движения», завкафедрой «Интеллектуальные транспортные системы» КНИТУ-КАИ Рифкат Минниханов  подчеркнул, что в фокусе внимания сейчас все чаще оказываются беспилотные и автономные сервисы для различных отраслей.

– В Иннополисе работает 15 беспилотных курьеров, которые доставляют еду и посылки. Ведется разработка беспилотной газонокосилки, трактора и прочего. Возможно применение и для военных целей – разминирования территории и т.п. Не следует забывать и про подготовку специалистов, это даже основное, – сказал Минниханов.

Он напомнил, что несколько вузов Татарстана ведет подготовку специалистов по робототехнике и компьютерному зрению. Готовить спецов будут и в ведущих инженерных школах республики.

И все же в преддверии выступлений экспертов отрасли основной акцент Рифкат Минниханов сделал на проблемах развития беспилотных технологий в России.

KazanForum: развитие беспилотников идет семимильными шагами, но наталкивается на ряд проблем

– Как бы мы ни хвалились, что мы поехали там, запустились там, у нас все равно остается очень много вопросов по законодательству, – посетовал спикер. – Второе – желательно «приземлять» беспилотные сервисы на базу отечественных автомобилей. Соответственно, они будут удовлетворять нашим российским требованиям.

Третье – нужно развивать дорожную инфраструктуру и сети передачи данных.

– Даже при создании полигона возникают проблемы, а мы говорим о тысячах километров, где пройдут наши беспилотники. И напрямую этот вопрос никто не ставит, – указал Минниханов. – Если по оплате проезда предусмотрена инфраструктура, то что с инфраструктурой для беспилотников мы, даже сегодня не решили. На что мы акцент делаем? Или слишком умная инфраструктура, или слишком умные машины.

Также он обратил внимание, что нужно развивать зарядные станции.

– Мы к этому придем, без этого ничего не получится.

Еще одна проблема, которую отметил спикер, – недостаточное межвузовское взаимодействие и взаимодействие между производителями. По его мнению, это самый сложный вопрос, а такие события, как KazanForum, помогают начать решать эту проблему.

– Ну и вузы нужно «поженить» с предприятиями, – добавил Минниханов.

Азия идет на опережение

Директор транспортного департамента ЭСКАТО ООН по ИТС Чанджу Ли рассказал о том, какие смарт-системы в транспортной сфере внедряются в Китае. Он напомнил, что это одна из самых активно развивающихся стран в мире с одним из самых крупных автомобильных рынков.

– Так что мы видим огромные перспективы. Технологии перекликаются с целями устойчивого развития, нам требуется реализовывать эти технологии. Если мы говорим про смарт-города, то это очень важная концепция, которая развивается в разных странах, – отметил спикер.

Он напомнил о Парижском соглашении по борьбе с изменением климата и отметил, что умные технологии становятся в этом все большим подспорьем. Господин Ли также указал на то, что в подобного рода развитии заинтересованы многие страны Азии и Тихоокеанского региона.

KazanForum: развитие беспилотников идет семимильными шагами, но наталкивается на ряд проблем

– На сегодняшний день мы видим большие усилия по вовлечению стран в эти действия. Но пока во многих отношениях видны только первые шаги по внедрению систем умных городов, – заметил эксперт. – Есть и другие примеры, в рамках которых мы видим, что есть много стран, достигающих значительного развития по созданию новых автомобильных сетей. Необходимо отметить, что в рамках программы ООН мы стимулируем эти усилия и что страны пытаются преодолеть возникающие проблемы.

По его словам, в основном это касается развивающихся стран, а это может привести к определенным проблемам. Так что одной из задач является также стимулирование стран использовать различные подходы.

– Сейчас мы делаем важные шаги, чтобы подчеркнуть важность наших проектов. И прежде всего это автоматические системы транспорта. Главный вопрос – как их использовать, если они будут высокоавтоматизированными или полностью автоматизированными, – отметил спикер. – Искусственный интеллект тесно связан с развитием беспилотного транспорта. Но нужно определить требования и правила, в рамках которых он будет развиваться. Надеюсь, мы сможем объединить наши усилия в ближайшие месяцы и это поможет нам перейти на новый этап развития беспилотного транспорта.

KazanForum: Развитие беспилотников идет семимильными шагами, но наталкивается на ряд проблем

Директор Центра исследований и разработок технологий автономного вождения Министерства транспорта КНР Джишенг Чжан в свою очередь рассказал, что правительство страны начало активную работу в этой сфере еще в 2019 году. Это касалось основных направлений строительства транспорта, а также создания и укрепления транспортной инфраструктуры с точки зрения повышения их качества, в том числе цифрового.

– Внедрение высокоточной системы позиционирования и современных систем привело к революции в области науки и технологий. Различные виды транспорта, которые отражают транспортную революцию, перешли от количественных к качественным. Спустя 20 лет разработок электроавтомобили и умные авто достигли значительного развития. Данные на начало 2022 года показывают, что уровень внедрения автомобилей нового поколения превышает 20%. Что касается электромобилей, степень внедрения превышает 43%, – сообщил эксперт.

Говоря об интеллектуальных транспортных системах в Китае сегодня, он рассказал о широком распространении автоматической безостановочной системы оплаты проезда – она работает благодаря сети радаров с метровым диапазоном обнаружения. Эта система тесно связана с беспилотным транспортом. По мнению разработчиков, она будет способствовать увеличению числа беспилотников, а значит, развитию умной инфраструктуры в целом.

KazanForum: Развитие беспилотников идет семимильными шагами, но наталкивается на ряд проблем

– Многие компании, которые производят автомобили, сейчас развивают новые технологии. Некоторые уже начали коммерческую эксплуатацию роботов-такси, – сказал спикер, отметив, что это заметно влияет на снижение уровня аварийности. – Так что мы считаем очень важной систему автоматической поддержки движения. И все автомобили, произведенные в последние годы, уже имеют такие технологии. Информационная система соответствует скоординированным принципам развития. Благодаря новым видам сенсоров мы продолжим развивать восприятие таких систем.

Директор Института автомобильных систем и инженерии Технологического института Малайзии Фарид Мухамад рассказал, что их главная цель – развивать следующее поколение транспортных систем.

– Вся экосистема включает автономные системы управления, транспорт следующего поколения, электромобили, умные автомобили. Наша национальная политика заключается в развитии интеллектуальных систем. Причем раньше она была сосредоточена вокруг защиты окружающей среды, но теперь наша политика завязана на развитии автоматических систем управления, – поделился Мухамад. – До этого мы понимали важность этих инноваций и учредили профильный комитет при правительстве, который разрабатывает новые стандарты, поддерживает разработки новых систем. Министерство транспорта разработало руководство с правилами по тестированию таких систем. Чтобы достичь своих целей, мы работаем с местными компаниями, которые заинтересованы в этих системах.

KazanForum: развитие беспилотников идет семимильными шагами, но наталкивается на ряд проблем

По словам делегата форума, в Малайзии уже есть несколько демо-версий таких систем в городах, сейчас идет их расширение на города, в которых работают выпускники института.

– Важно отметить, что мы проводим работу, которая сконцентрирована на создании нового умного автобуса, электробуса. Мы пытаемся реализовать инициативу по созданию электромобилей, – рассказал спикер. – Еще одна цель – новое руководство по развитию таких систем. В какой-то момент такой транспорт будет широко распространен, и нам нужно развивать инфраструктуру для таких авто. А ведь есть еще серьезная проблема дисциплины водителей, особенно на мотоциклах и велосипедах. Хотя и с четырехколесным транспортом проблем хватает.

Отечественный опыт уже находит применение

Замначальника управления ИТС ФАУ «РОСДОРНИИ» Николай Торопов рассказал, что уже по всей стране реализуются подсистемы, которые оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения. Стационарные камеры фото- и видеофиксации развиваются по федеральной программе, причем ударными темпами.

– Изменилась обстановка, состав оборудования. Если в 2020 году было до 60% зарубежых комплектующих, то сейчас порядка 81% – это отечественное оборудование, а большая часть остального – Китай, – отметил Торопов. – Приборы многофункциональны. Например, дорожные камеры. Их функционал – выявление инцидентов, монитор состояния дорог и инфраструктуры, управление парковочным пространством и другое.

Создается многофункциональная интеллектуальная дорожная инфраструктура, которая уже сегодня является технической базой для развития сервисов Интеллектуальной транспортной системы (ИТС). От начального уровня, когда требовалось просто удовлетворение фактического спроса, теперь идет управление мобильностью и транспортным поведением.

KazanForum: Развитие беспилотников идет семимильными шагами, но наталкивается на ряд проблем

– Так как основной действующий фактор ИТС – это информация, то в цепочке передачи данных нужно обеспечить универсальность их подачи – это очевидная задача унификации, – отметил спикер.

Еще важна проверка оборудования, апробация технологий на соответствие требованиям безопасности. Возникает задача доработки, расширения и обновления нормативной базы. Торопов напомнил, что в мире провели очень большую работу по созданию нормативной базы и наша задача – используя лучшие международные практики, адаптировать их к нашим условиям и потребностям.

– Наиболее универсальными средствами, которые позволяют оценивать технологии, являются полигоны и пилотные зоны. Апробация интеллектуальных технологий, эксперименты по интеграции элементов ИТС, формирование научно-методической и научно-технической базы: по их итогам уже происходит формирование системы в реальных условиях, – сообщил Торопов.

Главный конструктор инновационных автомобилей – руководитель службы ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко рассказал, что базовые цели создания умного транспорта – это снижение эмиссии выхлопов, выбросов углекислого газа и ужесточение требований безопасности. Для этого применяется автономизация, электрификация, энергоэффективность, машины подключают к интернету.

– Из-за этого происходят революционные изменения в автомобилях. КАМАЗ активно эти тренды поддерживает: уже есть транспортные средства, прототипы, которые соответствуют всем требованиям. Так, есть полностью автономные транспортные средства, а также помощники в вождении (но все равно управляемые водителем), – проинформировал Назаренко.

Завод поставил задачу вывести беспилотники на дороги общего пользования, хотя тестирование начнется на закрытых территориях.

KazanForum: Развитие беспилотников идет семимильными шагами, но наталкивается на ряд проблем

– На КАМАЗе большая внутренняя территория, в которую входит несколько заводов. Мы будем перевозить запчасти между ними на беспилотниках, которые выглядят как прицепы. Начнем с этих маршрутов, а потом будем расширять сеть, – сообщил представитель предприятия. – Второе – беспилотный шаттл, автобус на 12 мест.

Прототипы такого транспорта уже представили ранее, в частности на Чемпионате мира по футболу. В Казани возили людей возле главного стадиона, а потом проводили опросы и исследовали результаты. Теперь шаттлы смогут работать на больших территориях парковых или выставочных зон.

Третий проект завода – беспилотные карьерные грузовики для перевозки породы, руды, угля. Этим летом в Кузбассе начнут тестировать первые два самосвала.

Также умельцы КАМАЗа хотят запустить беспилотные грузовики в транспортных коридорах М-12. Главная их цель – добиться нулевого или практически нулевого уровня ДТП, а также получить экономический эффект от таких авто. В частности, они могут эксплуатироваться круглосуточно, без нынешнего ограничения в восемь часов в сутки, которые может просидеть за баранкой человек. Назаренко отметил, что переход грузового транспорта в беспилотный режим виден особенно ярко, учитывая катастрофическую нехватку водителей. 


Читайте также: KazanForum-2023: Татарстан готов встроиться в ключевой транспортный каркас Евразии – коридор «Север — Юг»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *