Исповедь молодого педагога: В институте нас не учили, как готовить детей к экзаменам

Мы поговорили с молодыми преподавателями Челнов о том
Мы поговорили с молодыми преподавателями Челнов о том, с какими трудностями они
сталкиваются при подготовке учеников к ЕГЭ. А также выяснили, как эффективно
подготовиться к экзаменам с помощью вебинаров и сэкономить деньги на
репетиторах.

Конец мая — начало июня — самая ответственная и волнительная пора не только для выпускников школ. Это время непростое и для молодых преподавателей, которые только вчера были студентами, а уже сегодня готовят старшеклассников к выпускным экзаменам. Может ли молодой учитель без опыта качественно подготовить школьников к ЕГЭ? Как можно успешно сдать экзамены без помощи репетитора? Чтобы разобраться в этих вопросах, наша редакция поговорила с молодыми учителями из школ Набережных Челнов. 

Почти четверть учителей в Челнах — молодые педагоги

По статистике, представленной на образовательной платформе Skillbox, в России среди молодых специалистов (25–34 года) учителями в школах работает всего 19%. Совсем новички (18–24 года), судя по данным, вообще не стремятся в госучреждения — в этой возрастной категории доля работающих в школах составляет только 7%. Популярностью у молодёжи пользуются частные школы (34,5%), онлайн-платформы (26%) и репетиторство (26,5%) — там работает наибольшая доля педагогов до 34 лет. 

Сравним эти показатели с данными, которые управление образования Набережных Челнов прислало KazanFirst. Так, от общего числа учителей, преподающих в школах автограда, 24% — молодые педагоги, из них 58% работают в старших классах. Управление образования утверждает, что благодаря индивидуальной работе с молодыми педагогами (организация наставничества, проведение семинаров, совместная организация практики студентов) более 80% из них закрепляются и продолжают работать в школах города. 

Исповедь молодого педагога: «В институте нас не учили, как готовить детей к экзаменам»

Получается, что больше половины молодых учителей работает в старших классах, а значит, для многих из них актуален вопрос подготовки школьников к экзаменам. 

«Иногда на разбор одной задачи уходит несколько уроков» 

По статистике, данной в интернет-издании «Комсомольская правда», ежегодно один из десяти школьников выбирает ЕГЭ по химии. В 2022 году на экзамен зарегистрировались более 100 тысяч учеников. Также этот предмет входит в пятерку самых сложных экзаменов. 

Анастасия (имя изменено. — Ред.) – молодой учитель, которая в этом году впервые готовит школьников к ЕГЭ по химии. В беседе с KazanFirst она рассказала, с какими трудностями столкнулась в процессе подготовки учеников к экзамену. 

— У меня физико-химический профильный класс, у которых пять уроков химии в неделю. Три урока — проходим темы по программе, два урока — полностью посвящаем подготовке к ЕГЭ. Дети сами предложили мне такой формат работы, будучи еще в 10-м классе. Учеников в классе всего шестнадцать, половина из них уже с девятого класса нацеленно настраивалась на учебу в медвузах, — начала свой рассказ молодой педагог. 

Она отметила, что у выпускников нет проблем с первой частью ЕГЭ, поэтому на подготовках они разбирают только вторую. Если у некоторых возникают трудности с определенным заданием, то после уроков педагог занимается с каждым ребенком индивидуально. 

— Вторая часть заданий ЕГЭ по химии – это не школьная программа, а университетская. Такие задания обычно бывают на всероссийских олимпиадах. Нужно помнить, что не все дети – олимпиадники. Детям сейчас очень сложно. Иногда на разбор одной задачи уходит несколько уроков, — добавила Анастасия. 

Исповедь молодого педагога: «В институте нас не учили, как готовить детей к экзаменам»

По ее словам, выпускники с прошлого года старательно готовились к экзамену. В конце 10-го класса они уже набирали порог. На переменах обычно соединяют парты, делают круглый стол и разбирают задания. Класс очень дружный: школьники помогают друг другу, делятся между собой полезной информацией. 

— В институте нас не учили, как готовить детей к экзаменам. Когда я увидела задания ЕГЭ, у меня были квадратные глаза. Я испугалась и спросила себя: «Что я смогу дать этим детям? Чему я их научу?». Мне было очень тяжело. Сейчас практически не сплю: повторяю и изучаю программу, чтобы на занятиях объяснять темы «простым» языком. Я хочу, чтобы ученики поняли всё с первого раза. Ложусь спать в три-четыре часа утра — готовлюсь к урокам, смотрю видео с разбором заданий. Но я считаю, что мне повезло с детьми, потому что до подготовок у них были хорошие базовые знания. Иногда мне приходилось учиться у детей, так как чувствовала, что опыта у меня недостаточно, — рассказывает педагог. 

Анастасия также добавила, что параллельно готовит девятиклассников к ОГЭ по химии. Несколько раз в неделю она приглашает их в школу к семи утра до занятий, так как у школьников каждый день по семь-шесть уроков, а после у них бывают кружки. Педагог в течение часа разбирает вместе с детьми задания, рассказывает им необходимую теорию. Иногда ученики читают материал дома, а утром пересказывают его учителю. 

— С девятыми классами работать намного сложнее. Они в основном «разгильдяйствовали» в восьмом классе, поэтому большинство тем приходится заново проходить. Некоторые дети даже не знают, что такое электроны! Они выбрали химию только из-за того, что я молодая «училка». Очень сложно победить детский «пофигизм», — поделилась Анастасия. 

Преимущества онлайн-школ 

К репетиторам ученики ее 11-го класса не ходят — предпочитают онлайн-школы, продолжает молодой педагог. А вот девятиклассники, напротив, больше нацелены на работу под контролем взрослых, чем на самостоятельные занятия.

— Мой 11-й класс исключительно занимается в онлайн-школах, они к репетиторам не ходят. А вот некоторые из 9-х классов к ним обращаются, так как им, видимо, лень вставать по утрам и приходить на мои подготовки. Они просто приходят на мои «срезы» и решают задания для моей отчетности, а после уроков идут к своим репетиторам, — говорит собеседница.

Она уточнила, что старший класс занимается в онлайн-школах «Умскул» и Bubo Unicus. По ее мнению, онлайн-школы имеют массу преимуществ, так как вебинары в них направлены на решение конкретной задачи. Преподаватели подробно с учетом всех нюансов показывают решение. А «ФИПИ» и «Решу ЕГЭ» — устаревшие и неэффективные варианты подготовок к экзаменам. 

Исповедь молодого педагога: «В институте нас не учили, как готовить детей к экзаменам»

— Я их однажды спросила, почему они не хотят ходить к репетиторам. Дети ответили, что это неэкономно, дешевле заниматься на уроках и в онлайн-школах. Ученики посчитали, сколько будет стоить год занятий у репетитора, и сравнили с ценой годового курса онлайн-школы — выбрали второе. Тем более можно скидываться и покупать курсы на группу. Они ведь понимают, сколько стоит учеба в медвузах. От качественной подготовки увеличиваются шансы поступить на бюджет, — отметила педагог. 

Также Анастасия поделилась своими впечатлениями после двух лет работы в школе. 

— Получив нужный опыт, мне было бы интереснее заниматься репетиторством, а сидеть и преподавать, участвовать в конкурсах просто нет сил. Школа не обеспечивает тебя ни красками для принтера, ни бумагой, ни самой техникой. У тебя ничего нет. А задания детям необходимо печатать, проводить «срезы» и так далее. Отчеты, журналы, нехватка времени – так бы я описала жизнь учителя, — рассказала молодая преподавательница. 

«Очень мало детей, которые действительно заинтересованы в успешной сдаче экзамена» 

Мы также побеседовали с молодой учительницей, которая не первый год готовит школьников к ЕГЭ. Елена (имя изменено. — Ред.) преподает информатику и математику в старших классах. Она поделилась своей историей. 

— В этом году у меня только 10-й класс, у которых информатика четыре часа в неделю. Один час выделяется на подготовку к ЕГЭ. В прошлом году у меня был 11-й класс, у которых информатика была пять часов в неделю. Каждое занятие я готовила детей к экзамену, — рассказывает Елена. — Провожу подготовку к ЕГЭ исключительно во время уроков. К занятиям готовлюсь по 20 минут, в прошлом году тратила на это по два-три часа. В классах очень мало детей, которые действительно заинтересованы в успешной сдаче экзамена. Как правило, это один-два ученика.

Исповедь молодого педагога: «В институте нас не учили, как готовить детей к экзаменам»

Она отметила, что репетиторов в этом году по информатике ни у кого нет, так как сдавать предмет планируют немногие. В прошлом году экзамен сдавали 26 человек из 28, почти у половины был репетитор, четыре человека готовились сами, остальные покупали вебинары. 

— Параллельно я и сама занимаюсь репетиторством, это получилось случайно. Мне позвонила девочка, ей мой номер дала напарник-информатик, сказав, что я хорошо объясняю. Там и бабушка этой девочки меня упрашивала. Больше никого не собиралась брать, но дальше пошло сарафанное радио. Вышло так, что у меня в одну неделю было шесть занятий, некоторые по два часа. Вообще, это не мой тип взаимодействия с детьми, не особо люблю репетиторства — все ждут от тебя чуда, особенно родители детей, — добавила Елена. 

Наша редакция провела небольшой анализ, чтобы узнать, какое количество молодых учителей автограда занимается репетиторством или преподает в онлайн-школах. Так, в Челнах на платформе «Авито» на момент подготовки публикации свои услуги предлагают 364 репетитора, из них 145 – молодые преподаватели. Десять молодых учителей работают в онлайн-школах и предлагают свои услуги. Самой популярной является онлайн-школа «Тетрика».  

«С листочка читать на своем же занятии – стыд» 

В завершение своей истории Елена дала свои рекомендации и советы, которые могут помочь другим молодым преподавателям. 

— Нужно смириться, если вы видите задания по экзамену первый раз. Вам придется тратить очень много времени, чтобы хоть что-то начать понимать самому. Если предмет ведется пять часов в неделю, то каждый из этих пяти дней вы будете работать еще дома около двух-трех часов, — отметила педагог. 

Она подчеркнула, что не нужно гнушаться использовать видеоразборы, смотреть ютуберов и репетиторов, которые ведут свои платные и бесплатные курсы в формате видео. По словам Елены, их объяснения очень доступные и логичные, что поможет учителю разобраться в сложной теме. 

— Это не профессорские лекции, можете объяснять детям примерно так же, не используйте заумные слова и методы. Не записывайте разборы и лекции, запоминайте и тренируйтесь объяснять этот материал. С листочка читать на своем же занятии – стыд, — добавила Елена. 

В заключение она посоветовала молодым педагогам постараться найти «своего» ютубера или купить вебинар с тем преподавателем, который им нравится.


Читайте также: «Ваш родственник попал в ДТП»: интернет-мошенники развели челнинцев почти на четверть миллиарда


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *