«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться этой технологией»: чем удивляли иностранных министров образования в Казани

В столице Татарстана прошел международный форум «Формируя будущее». На нем обсудили
В столице Татарстана прошел международный форум «Формируя будущее». На нем
обсудили, как важно обмениваться опытом с уважением к культуре каждой страны,
почему ЕГЭ все еще остается самым объективным способом проверки знаний и почему
Россия все еще интересна другим странам.

Необходимость с уважением относиться к истории и культуре стран-партнеров, а также открытость к сотрудничеству с дружественными государствами не раз становились темой обсуждения на пленарном заседании международного форума министров образования, который проходит в эти дни в Казани. На масштабном мероприятии в IТ-парке имени Башира Рамеева собрались участники более чем 30 стран, в том числе 18 министров образования.

В ходе форума участники обсудили роль образования в развитии экономики, доступность качественного образования, работу с молодежью, детский отдых, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья и поделились друг с другом своими успехами.

— Мы понимаем, что санкции, давление и навязывание со стороны европейских стран и США своих ценностей и системы образования ни к чему хорошему не приведут, — сказал министр просвещения России Сергей Кравцов  журналистам, рассуждая о практиках зарубежных стран, которые порой перенимаются топорно, без адаптации к локальным особенностям страны, в которой эти практики внедряются. 

Обмениваться опытом, не навязывая свои ценности 

Перед началом пленарного заседания с видеоприветствием к участникам форума обратился президент России Владимир Путин. Он подчеркнул, что человек, его знания, кругозор, стремление постигать стали движущей силой развития в ХХI веке. Глава страны подчеркнул, что люди в разных странах должны иметь равные возможности для реализации своего таланта, для получения образования, а государства – гарантировать его доступность, активнее внедрять современные стандарты, которые не только дают добротный багаж знаний и навыков, но и прививают молодому поколению ценности, основанные на традициях и культуре своих стран и народов.

— Россия имеет мощный образовательный потенциал, сильные педагогические и научные школы. За последние 20 лет в нашей стране проведена модернизация всей системы образования. И такая работа, донастройка образовательных программ постоянно продолжается с учетом растущих запросов молодежи, стремительных общественных, экономических, технологических изменений в мире и, конечно, тех новых масштабных задач, которые мы решаем в рамках национальной повестки развития, — сказал Путин.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться с вами этой технологией»: Чем удивляли иностранных министров образования на международном форуме в Казани

Президент напомнил, что все дети в России имеют доступ к бесплатному дошкольному, общему и дополнительному образованию. В стране действует результативная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Об этом свидетельствуют победы российских школьников в международных олимпиадах.

Президент подчеркнул, что  Россия готова щедро делиться достижениями отечественной педагогики, которые предопределили научное и технологическое развитие нашей страны. Такой живой, честный обмен идеями, оригинальными подходами очень важен.

– При этом считаем недопустимым, когда суверенным государствам порой грубо и бесцеремонно навязывают, пытаются навязывать какие-то чужие шаблоны, в том числе в сфере образования и воспитания. Напротив, поддерживаем права каждого народа, каждой страны, каждой уникальной цивилизации на всех континентах на сохранение своей самобытности, обеспечение преемственности поколений, сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей, – добавил Путин.

«Татарстан — это пример того, как, объединяя разные подходы, создают единое государство»

Первым из докладчиков выступил помощник президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, ранее возглавлявший министерство образования и науки. Он начал с высказывания, которое якобы считается проклятьем в Китае – «чтобы тебе родиться в век перемен». Он не считает, что такого поверья не существует, ведь это страна, которая меняет мир и умеет жить в динамичной сфере.

– Я еще не верю в это, потому что век перемен – это уникальная возможность для каждого, кто живет в этом мире. Но для того, чтобы встретить перемены достойно — а мы действительно живем в век огромных перемен, — мы должны хорошо учиться: и молодые, и люди средних лет и пожилые. Должны учиться, переучиваться и узнавать новое. Система образования не имеет временных границ, человек учится всю свою жизнь, – заявил Фурсенко.

Россия готова обмениваться передовым опытом в сфере образования и перенимать его у других стран. При этом большое значение имеет сохранение самобытности, самостоятельности и суверенности. Фурсенко обратился к примеру Татарстана, где мирно соседствуют люди разных национальностей и религий.

– Республика в составе России — пример того, как, объединяя разные подходы, знания, взгляды, создаются единое государство, мощная экономика, – заявил спикер.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться с вами этой технологией»: Чем удивляли иностранных министров образования на международном форуме в Казани

Спикер подчеркнул, что сильнейший дефицит в мире сегодня – дефицит квалифицированных кадров, и добавил, что отток специалистов стимулируют недружественные страны, которые привлекают на работу высококвалифицированных специалистов.

— Зачастую страны, которые привыкли верховодить, вместо того, чтобы заниматься своей системой образования, начинают как пылесос вытаскивать лучших людей, которые образованы в других странах, и таким образом пытаясь увеличить разрыв между своими возможностями и возможностями других стран, – сказал Фурсенко.

Помощник президента заявил, что главная задача на сегодняшний день — не только создавать хорошую систему образования, но и совместно с представителями промышленности и реального сектора экономики создавать привлекательные рабочие места.

В заключение своей речи Фурсенко пожелал участникам форума удачи и терпения.

– Желаю вам, чтобы иногда вы слышали слова если не благодарности, то признания того, что мы не зря сидим на своих рабочих местах, – сказал спикер.

Словно отвечая на пожелания Фурсенко, Сергей Кравцов заметил, что возглавлять ведомство любой страны почетно, но с другой – каждый стремится учить, как правильно работать. 

– Каждый понимает, как у нас говорят, в образовании и футболе. Поэтому приходится сталкиваться, объяснять, отстаивать определенные позиции, чтобы образование каждая страна имела самое лучшее, – иронизировал он.

Минпросвещения России готово масштабировать опыт ЕГЭ в дружественных странах

Основной доклад он посвятил подробному рассказу о российской системе образования, нацеленный на иностранных коллег. Кравцов настоятельно рекомендовал иностранным делегациям ознакомиться с достижениями образовательной науки, представленными на выставке.

– В свое время советская система образования была признана одной из лучших в мире. И те традиции, которые сохранились в советской системе образования, научной школе, инженерном образовании, сегодня мы их развиваем, – сказал министр просвещения.

На сегодняшний день в России получают дошкольное образование семь миллионов малышей, а школьное – 17,7 миллиона. По всей стране открыты 40 тысяч школ и 33 тысячи детских садов. 300 новых школ откроют свои двери в грядущем учебном году.

Не обошлось и без упоминания ЕГЭ, который Кравцов назвал самым высокотехнологичным экзаменом: бланки печатают прямо в аудитории, работы оперативно обрабатывают, а результаты школьники могут узнать уже через десять дней.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться с вами этой технологией»: Чем удивляли иностранных министров образования на международном форуме в Казани

– Такого нет ни в одной стране мира. Я сам шесть лет возглавлял Рособрнадзор. Мы готовы делиться с вами этой технологией. Участие в международных олимпиадах – здесь мы тоже готовы оказать содействие в подготовке ваших команд для участия, особенно по естественно-научным предметам, – предложил свои услуги коллегам из других стран глава Минпросвещения.

Отдельно Кравцов остановился на воспитательной работе, которая в России основана на традиционных ценностях – уважении старших, к Родине и другим странам. Практически в каждой школе есть спортивный клуб, школьный театр и музей. Для детей создали систему безопасного интернета – защищенную среду, в которой работают школьники и учителя. С 6-го класса с детьми начинают вести профориентационную работу, чтобы они понимали, как работает экономика.

Активно развивается сегмент среднего профессионального образования. Кравцов заметил, что еще 10 лет назад почти все школьники после девятого класса оставались учиться дальше, чтобы поступить в вуз, но в последние годы появилось понимание, что нужны рабочие кадры – более 60% школьников поступают в колледжи. При подготовке специалистов используется отраслевой подход: предприятия курируют колледжи. И снова примером послужил Татарстан, где за 2,5 года готовят высококлассных специалистов для рынка труда.

В свою очередь российские педвузы готовы курировать подготовку учителей в других странах. По словам Кравцова, в системе министерства просвещения России работает 34 педагогических вуза, на казанском форуме за каждым из них закреплена одна из стран-участниц, что может сделать обмен опытом и методикой еще более успешным.

Еще одно важное направление – оказание психологической помощи и работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В штате каждой школы есть психолог, который работает с родителями и помогает разрешать кризисные ситуации.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться с вами этой технологией»: Чем удивляли иностранных министров образования на международном форуме в Казани

Важный проект – строительство русских школ за рубежом. Причем аттестат, который получит ученик по окончании такой школы, будет действителен как в России, так и в той стране, где проходило обучение. Недавний пример – русская школа имени Примакова в Абу-Даби.

– Это инновационные школы, туда огромный конкурс. Готовы делиться опытом и организовать строительство таких школ в ваших странах, – сказал Кравцов.

«Качественное образование ценится во всем мире»

Тему международного сотрудничества продолжил министр образования и науки России Валерий Фальков. Он заметил, что широкая представленность партнеров на форуме свидетельствует о приоритетности задач развития сферы образования. После этого Фальков напомнил, что Минобрнауки в международной деятельности руководствуется основными политическими документами – концепцией гуманитарной политики России за рубежом и концепцией внешней политики России. Именно они определяют ключевые направления и регионы для расширения сотрудничества с зарубежными странами.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться с вами этой технологией»: Чем удивляли иностранных министров образования на международном форуме в Казани

– Качественное образование ценится во всем мире. В этой связи наша система меняется в соответствии с вызовами времени, становится более современной и гибкой, вбирая в себя все лучшее, что было в нашей стране, учитывая и оценивая лучшие практики, которые есть в мире. Несмотря на планируемую трансформацию, мы в полной мере обеспечим интересы студентов, в первую очередь студентов иностранных, – заявил Фальков.

Глава Минобрнауки России напомнил, что сегодня действует более 230 двусторонних соглашений и меморандумов о сотрудничестве в области науки и высшего образования. Этот перечень постоянно пополняется. В высокой степени готовности к подписанию проекты договоров с Венесуэлой, Перу, Вьетнамом, Индонезией, Китаем, Пакистаном, ЮАР и странами СНГ. На финальной стадии проработки находится Программа сотрудничества с Таиландом, дорожные карты с Китаем и Казахстаном. В этом году продолжается реализация комплексных планов действий с Вьетнамом, Монголией и Израилем, дорожных карт с Африкой, Индией, ЮАР, Анголой и Сирией и другими странами.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться с вами этой технологией»: Чем удивляли иностранных министров образования на международном форуме в Казани

Сегодня обучение в российских вузах проходят более 350 тысяч иностранных студентов. При этом ежегодно увеличивается квота Правительства РФ для бесплатного обучения иностранцев в России. За последние три года она выросла в два раза — с 15 до 30 тысяч.

В Армении, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане много лет действуют совместные университеты. В настоящее время только в странах СНГ открыты 26 филиалов российских образовательных организаций.

Особое внимание глава Минобрнауки России обратил на проект «Летний университет», в рамках которого иностранные студенты проходят обучение на русском языке, знакомятся с культурой и историей регионов России. В прошлом году в Летнем университете приняли участие более 700 студентов из университетов Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Сирии, Таджикистана, Узбекистана. В июле открывается очередная смена проекта.

С искусственным интеллектом в образовании пока осторожничают

О внедрении искусственного интеллекта в систему образования рассказала министр образования и высшего образования Катара Бутайна бинт Али Аль-Джабр Аль-Нуайми. Она подчеркнула, что преподаватель – это ключевая фигура, которая обеспечивает развитие прогресса страны, ведь педагог формирует знания у молодежи. Однако в стране разработали специальную программу по развитию электронного образования. Для школ Катара создали электронную платформу, которая используется в учебном процессе.

– Мы прилагаем большие усилия по внедрению искусственного разума в нашу область образования. Мы также развиваем профессиональное образование по ряду самых современных специальностей, которых требует наш национальный рынок. Мы разрабатываем сетку программ, основываем специальные школы, где уделяется повышенное внимание обучению современным технологиям, мы снабжаем при этом специалистами не только государственный сектор, но и частные компании, – рассказала она.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться с вами этой технологией»: Чем удивляли иностранных министров образования на международном форуме в Казани

Прежде чем передать слово следующему докладчику, Кравцов пояснил, почему ни в его докладе, ни в докладе его коллеги Фалькова не было сказано ни слова об искусственном интеллекте. Дело в том, что ведомствах пока с опаской относятся к вопросу внедрения искусственного интеллекта в образование.

– Мы считаем, что здесь надо аккуратно смотреть. Конечно, возможности информационных технологий, искусственного интеллекта используют. Но требуется отдельное обсуждение, чтобы здесь мы не навредили, – заметил глава Минпросвещения России.

Не просто тест, в котором ставят галочки

Подробно о проверках качества полученных знаний рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев. Как известно, в России три вида проверочных работ, которым подвергаются школьники: это всероссийская проверочная работа, которую сдают ученики с четвертого по восьмой классы, основной государственный экзамен, который сдают выпускники девятых классов, и единый государственный экзамен – его сдают 11-классники. Кстати, в день проведения форума 300 тысяч школьников по всей России сдавали ЕГЭ по обществознанию.

Основной принцип экзамена – объективная оценка образования. Музаев подчеркнул, что это не простой тест, в котором ставят галочки: в ЕГЭ есть письменная часть, которую проверяют учителя, а не машина. Экзаменационные материалы не доставляются в школу, а распечатываются непосредственно в аудитории. Во всех кабинетах ведется видеонаблюдение, стоят средства подавления связи, искусственный интеллект сверяет почерки. Поэтому экзамен максимально объективный и честный.

«Учителей на руках носили…»

Подводя итоги первой части мероприятия, государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев признал, что сохранение, продвижение и развитие российского образования становится важной задачей в нынешнее время.

— В какие годы, через что бы мы ни проходили, но уважение к учителю и отношение к системе образования должно быть на высоком уровне. Учителей на руках носили в хорошем смысле слова. Поэтому роль учителя настолько важная. Потому что все наши пожелания проходят через них. Я говорю об этом не случайно. Я свою первую учительницу, которая нам, деревенским ребятам, давала прекрасное образование, поддерживал до последних дней ее жизни, — вспомнил Шаймиев.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться с вами этой технологией»: Чем удивляли иностранных министров образования на международном форуме в Казани

Государственный советник Татарстана пожелал участникам форума конструктивно решать задачи по развитию сферы образования. По мнению Шаймиева, учеба – непрерывный процесс и получать новые знания нужно на протяжении всей жизни.

Образование – это инвестиция в будущее

Как отметил раис Татарстана Рустам Минниханов, именно системное совершенствование образования и воспитания – залог успешного будущего наших стран, их технологического лидерства и благополучия населения.

– Татарстан – крупный научно-образовательный центр Российской Федерации, который насчитывает 127 организаций научного комплекса, которые реализуют научные исследования и разработки с ежегодным объемом финансирования 22,5 млрд рублей, 45 высших учебных заведений, которые занимают высокие позиции в международных рейтингах, 143 тысячи студентов, которые получают высококвалифицированную подготовку по всем группам специальностей, – подчеркнул раис республики.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться этой технологией»: чем удивляли иностранных министров образования в Казани

Он также рассказал, что в вузах Татарстана обучается 21 тысяча иностранных студентов. Наибольшее число из стран Средней и Юго-Восточной Азии, а также Ближнего Востока.

По его словам, отрасли образования в течение многих лет уделяется приоритетное внимание, огромные средства направляются на строительство школ и детсадов, их ремонт и оснащение оборудованием.

– Расходы на образование – это не просто социальное обязательство государства, это инвестиции в будущее с высокой отдачей, – заявил глава республики. – Неотъемлемой частью российского образования являются сохранение исторического и духовного наследия, формирование традиционных ценностей, многонациональный и многоконфессиональный мир и согласие.

Он напомнил, что в последние годы Татарстан, как центр традиционного ислама, стал местом проведения значимых международных событий по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.

Правительство республики реализует собственную меру поддержки взаимодействия академического сообщества – грант Алгарыш, который дает возможность молодым специалистам, ученым и преподавателям пройти стажировки. По словам раиса, с 2006 года выделили более 5,5 тысячи таких грантов.

Вице-премьер Татарстана Лейла Фазлеева в свою очередь подчеркнула, что, развивая образование, мы формируем будущее наших стран.

– Именно на это напрямую направлены инфраструктурные, кадровые и цифровые проекты наших стран, – рассказала спикер.

Она сообщила, что за три года в Татарстане благодаря реализации российских национальных проектов и республиканских программ построили 26 школ, 48 детсадов, в этом году строятся 11 школ и четыре детсада.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться этой технологией»: чем удивляли иностранных министров образования в Казани

– Наша республика богатая – в ней проживают 170 национальностей. Мы гордимся нашими многовековыми традициями, которые передаются из поколения в поколение. В их основе – бережное и уважительное отношение к старшим, любовь к труду, своей земле, крепкая и дружная семья, – отметила Фазлеева.

В целях сохранения и развития языков в Татарстане действуют государственные программы, а 2023 год объявили Годом национальной культуры и традиций.

– Мы поставили перед собой задачу воспитать людей, которые сохраняют язык и культуру и при этом владеют несколькими языками, – подчеркнула Фазлеева.

Она также рассказала о передовых образовательных проектах, которые реализуются в республике: билингвальные детсады, школа «Адымнар», Университет талантов и прочее.

В ЦАР школы захватывают каждые три года

Доклад министра национального образования Центральноафриканской Республики Мукаддаса Нура составил большой контраст с оптимистичным рассказом Фазлеевой, поскольку чиновник поведал о серьезных проблемах в сфере образования, с которыми столкнулась страна.

– ЦАР относится к региону африканских стран, которые делали много для сотрудничества в сфере образования с Россией. Мы занимаемся этим сотрудничеством с давних времен. Оно дает нам много надежд. Сотрудничая с СССР, мы имели возможность реализовывать проекты в самых удаленных уголках на самом высоком уровне – в химии, математике, в самых разных областях, даже в области гуманитарных наук были проекты, – рассказал спикер.

Он напомнил, что в ЦАР в свое время обучали население русскому языку, были культурные центры, где проводились соответствующие занятия.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться этой технологией»: чем удивляли иностранных министров образования в Казани

– Об этом сотрудничестве еще помнит старшее поколение, и то, что сейчас его стало меньше, вызывает большие сожаления, – отметил министр.

Он рассказал, что в развитии сферы образования акцент делается на кадрах, качестве самого образования и управлении. Благодаря поддержке партнеров ЦАР разработала проект на 10 лет – с 2020 по 2029 год, который направлен на развитие именно в этих трех направлениях.

– Наше образование бесплатное на всех уровнях. С особым вниманием мы относимся к обучению женщин и девушек. Мы разработали стратегию, касающуюся подготовки преподавателей. Нехватка кадров имеет очень серьезные последствиях в самых разных областях и структурных программах, – сказал спикер. – В ЦАР мы пережили изменения структуры, которые имели очень серьезные последствия. Многие преподаватели просто покинули систему образования. Сегодня те усилия, которые мы прикладываем, связаны именно с прекращением сотрудничества с Россией в свое время. Это один из моментов, которые повлекли такие последствия.

Есть еще одна критически важная проблема, о которой вынуждены думать в ЦАР: в стране практически каждые три года захватываются школы, и это становится одним из важнейших моментов дестабилизации политики.

– Как только мы начинаем что-то инвестировать, случается такое, что учебные заведения прекращают существовать. Это имеет серьезные последствия, – посетовал министр. – Мы запустили программу по обеспечению безопасности учебных заведений.

Он рассказал, что, несмотря на мобилизацию всех ресурсов, это не дает никаких результатов.

– Ресурсы все еще недостаточны, я уже не говорю о недостатке преподавателей в системе квалифицированного образования, – заявил министр. – Девушки очень страдают, их количество становится все больше, и мы не можем обеспечить им образование. В России профессиональное и техническое образование для женщин очень квалифицированное. Мы бы хотели получить помощь в сфере образования.

Образование – это мир

Министр народной власти по делам образования Боливаринской Республики Венесуэла Йелитсе Сантаэйа в свою очередь заявила, что образование – один из вызовов обществу.

– Мы преодолели ковид и сейчас смотрим, как преодолеть его последствия, в том числе в системе образования, – рассказала министр. – Есть риски и со стороны США. Нам пытались запретить доступность образования. Они издевались над нашей Конституцией и не давали нам обеспечить свои неотъемлемые права на образование. Мы просто не могли себе позволить, чтобы наши дети учились. Мы решили, что в нашей стране мы будем свободными и независимыми. В итоге 93% детей сейчас получают образование. Они имеют доступ к бесплатному и качественному образованию в 25 тысячах образовательных организаций.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться этой технологией»: чем удивляли иностранных министров образования в Казани

По ее словам, в этом году завершается формирование системы образования. Практически все молодые люди в Венесуэле после получения начального образования идут учиться дальше, и им гарантируется доступ к вузам.

– Мы признаем великолепный труд преподавателей, которые внедряют патриотические идеалы в образование, – заявила Йелитсе Сантаэйа. – Образование объединяет народы. Мы любим мир. Этот мир – это гуманный мир, и его можно достичь только посредством образования.

Она рассказала, что в стране 1 497 образовательных центров работают в непрерывном режиме, они занимаются тем, что оценивают и претворяют в жизнь образовательную политику.

– Мы имеем 70-80 тысяч преподавателей, которые работают в образовании, и 124 тысячи студентов, которые получают высшее образование, – поделилась министр. – Мы концентрируем наше внимание на каждом жителе Венесуэлы. Через дебаты и дискуссии мы должны дойти до конкретных решений. Математика, искусство, языки – самое важное, что мы развиваем в образовании.

Воспитание и формирование ценностей

Замминистра просвещения России Татьяна Васильева отметила, что российская система образования имеет огромную научную базу и огромные традиции.

– Основные ценности – это прежде всего формирование единого образовательного и воспитательного пространства. Это возможность каждого ребенка получить доступ к качественному образованию вне зависимости от места жительства, – подчеркнула чиновница.

«Такого, как ЕГЭ, нет ни в одной стране мира. Мы готовы делиться этой технологией»: чем удивляли иностранных министров образования в Казани

Она рассказала, что система образования России огромна: 40 тысяч школ, 1 миллион учителей и 17 млн учеников. В приоритетах министерства – единство требований касательно стандартов, содержания образования и учебников. Единство требований распространяется и на школьную инфраструктуру. Национальный проект «Образование» создает новую школьную инфраструктуру и выравнивает условия в школах по всей стране.

– Главная задача – воспитание человека и формирование его ценностей, – подчеркнула Васильева.

Она отметила, что единство образовательного пространства распространяется и на подготовку учителей. Для этого создали единую методическую систему поддержки учителей и повышения их квалификации.

Напомним, на Международный форум министров образования «Формируя будущее» в Казань прибыли делегации 31 дружественной страны. Всего в этом крупнейшем тематическом событии принимает участие 101 иностранный гость.

Среди стран-участниц – Египет, Катар, Бразилия, Оман, Сенегал, Мали, Зимбабве, ЦАР, Сирийская Арабская Республика, ОАЭ, Пакистан, Мьянма, Куба, Венесуэла, Белоруссия, Армения, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и другие.


Читайте также: Конец учебной муке: в России хотят отменить «домашку» для школьников


Comment section

Добавить комментарий

Войти: