Нужны ли в РТ вытрезвители: как бороться с пьяницами на улицах и нужно ли возрождать советскую практику

Почти полтора десятка лет назад в России упразднили государственные учреждения
Почти полтора десятка лет назад в России упразднили государственные учреждения,
куда правоохранители увозили перепивших дебоширов и прочих адептов «зеленого
змия». Сейчас этот контингент чувствует себя на улицах куда вольготнее. Вопроса
два: кто виноват и что делать?

В России продолжает расти уровень потребления алкоголя. Татарстан – не исключение: по данным АО «Татспиртпром», с начала года в республике продажи алкоголя выросли на 2%. Согласно данным Госалкогольинспекции Татарстана, в 2022 году в республике общий показатель реализации алкоголя вырос на 4%. Наибольший прирост был в июне (10%), мае (8%) и апреле (7%). Отработанного государственного механизма, позволяющего сладить с буйным «синим контингентом» на улицах, сейчас в стране, по сути, нет. Стоит ли просто смириться с их наличием – вопрос абсурдный, так что мы решили задаться другим: стоит ли вернуть в строй созданную еще в советское время практику вытрезвителей?

Напомним, еще 1 января 2010 года на тот момент президент РФ Дмитрий Медведев объявил недействительным приказ МВД СССР от 30 мая 1985 года, и с этого момента юридически медвытрезвители перестали существовать как специальные учреждения внутренних дел. Тем не менее местные бюджеты какое-то время продолжали содержать эти заведения. Муниципалитеты тратили на содержание одного вытрезвителя от пяти до 11 миллионов рублей в год. На момент указа их в России было 545, «клиентами» таких заведений становились миллионы людей ежегодно.

К середине октября 2011 года все специализированные медицинские вытрезвители на территории России ликвидировали. Хотя на федеральном уровне их уже не существует, подобные заведения порой создавались по инициативе и за счет местных властей. По состоянию на 2020 год такие аналоги вытрезвителей действуют в 20 регионах страны. В частности, «центры детоксикации» функционируют в Татарстане при больницах и поликлиниках. Однако, как правило, подобные профильные услуги оказывают частные специализированные клиники.

Нужны ли в РТ вытрезвители: как бороться с пьяницами на улицах и нужно ли возрождать советскую практику

Как бы то ни было, во всех городах и весях страны наличие людей, буквально валяющихся на обочине или на скамейке в парке, не является чем-то из ряда вон выходящим. Буйное и агрессивное поведение пьяных маргиналов тоже никого не удивит, хотя и не порадует. Зачастую простые горожане страдают от подобных ситуаций.

Печальным анекдотом стала фраза «Убьют – тогда и звоните». Причем это говорит не только о равнодушии или некомпетентности отдельных работников правоохранительных органов, но и о том, что их полномочия имеют определенные рамки. Кроме того, здоровье самих алкозависимых порой требует срочной квалифицированной помощи, а в обычных больницах такие пациенты, мягко говоря, не приоритетны.

Вполне разумной представляется схема, где полиция и специализированные государственные медвытрезвители работали бы в связке. Задача стражей порядка – скрутить и довезти. Задача медиков – привести в чувство, подлечить. В идеале – закодировать или сделать психологическое внушение. Это бы поспособствовало общественному спокойствию и помогло бы понять, кто из «постоянных посетителей» нуждается в принудительной помощи нарколога.

Помощь должна быть безотлагательной

В Казани и Татарстане действует целый ряд частных клиник, которые оказывают помощь людям с различными зависимостями, в частности, алкогольной. Мы поговорили с представителями двух из них и спросили, как происходит помощь «синим» пациентам и востребована ли она.

Руководитель наркологической клиники «Диамед» Милеуша Гатауллина отметила, что услуга помощи людям, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или отравления, довольно востребована.

– Люди разных возрастов обращаются к нам за помощью — как мужчины, так и женщины. Особенно часто бывают обращения в период праздников. Наши специалисты с большим стажем работы, и к каждому пациенту у нас свой подход, так как случаи бывают разные, – отметила собеседница.

На основе своего опыта Гатауллина отмечает, что со временем динамика обращений не меняется.

– Пациенты есть всегда. Кто-то обращается и сталкивается с данной проблемой впервые, другие же обращаются довольно часто. Думаю, проблема с алкогольной зависимостью – самая большая и частая проблема людей. В любом случае каждому пациенту стараемся оказать максимальную помощь, – поделилась врач. – Все зависит от желания самого человека. На моем опыте есть пациенты, которые приходят в нашу клинику, чтобы бросить пить раз и навсегда. У них есть цель – бросить пагубную привычку и вести здоровый образ жизни. Для других же употребление алкоголя, например, на ежедневной основе, – норма, они не планируют бросать пить. Каждый сам определяет свою «норму» для себя.

Нужны ли в РТ вытрезвители: как бороться с пьяницами на улицах и нужно ли возрождать советскую практику

По ее словам, чаще всего за помощью люди обращаются самостоятельно либо их привозят родственники.

– Чтобы привозили пациента органы полиции – такого не было. Обычно таких пациентов возят в государственные учреждения, у нас же частная клиника, – отметила Гатауллина.

По ее словам, государство никакой поддержки в этой деятельности не оказывает, хотя врачи бы от этого не отказались.

Главный врач наркологической клиники МЦ «ИБИС», кандидат медицинских наук, врач высшей категории Искандер Миндубаев рассказал, что при длительном употреблении спиртного у человека нарушается самоконтроль, теряется инстинкт самосохранения и появляется тяга, которую необходимо купировать для избежания дальнейшего развития алкоголизма.

– Поэтому услуга помощи людям, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или алкогольной интоксикации, актуальна как никогда и имеет прямые показания для безотлагательного проведения терапии с целью выведения из организма вредных веществ – токсинов, накапливающихся в организме вследствие употребления алкоголя, – сказал Миндубаев.

По его словам, при несвоевременном обращении за специализированной медпомощью и в случае отравления суррогатным алкоголем возможны летальные исходы (60-70% от всех случаев).

– При обращении, к примеру, в нашу клинику, незамедлительно начинается оказание квалифицированной наркологической помощи для снятия алкогольной интоксикации, с последующим возможным лечением от алкогольной зависимости, – рассказал Миндубаев. – Также важно понимать, что длительное употребление алкоголя чревато появлением такого расстройства психики, как алкогольный делирий, или «белая горячка». Во избежание негативных последствий, которые могут возникнуть при домашнем «лечении», важно оказать своевременную наркологическую помощь и под наблюдением специалистов вывести из этого состояния. Обычно такие психозы развиваются на последних этапах зависимости и могут продлиться до пяти-восьми дней.

Нужны ли в РТ вытрезвители: как бороться с пьяницами на улицах и нужно ли возрождать советскую практику

Поэтому, указал собеседник, для восстановления обмена веществ необходима незамедлительная терапия для восполнения объема питательных веществ. Самостоятельно избавиться от алкогольной зависимости фактически невозможно, поэтому важно вовремя обратиться к врачу – психиатру-наркологу для подбора методов лечения и проведения мониторинговых консультаций врачей и психологов. Добиться длительной ремиссии (воздержание от употребления алкоголя более пяти лет) и в дальнейшем выйти на «чистоту» пациентам вполне под силу на современном этапе развития наркологической помощи.

При этом врач указал, что всегда есть те, кто может контролировать количество и частоту выпитого.

– У всех эта грань индивидуальна. Для кого-то достаточно, к примеру, бокала вина в выходной день, а есть те, кто может позволить себе бокал вина каждый вечер. Напомню, ВОЗ считает не критичным употребление до 150 мл красного вина в сутки. И если это не выводит человека из социального и физиологического равновесия, он так и может прожить с этим всю жизнь, – отметил доктор. – Но зависимость на то и зависимость, что имеет свойство «поглощать», и чем выше предрасположенность (генетическая наследственность), тем скорее это может произойти.

В качестве примера он привел жителей Азии, у которых есть ген, отвечающий за выработку алкогольдегидрогеназы, и при употреблении даже самого малого количества алкоголя происходит быстрое опьянение с последующей тошнотой и головной болью. Такие люди реже страдают алкоголизмом.

– У нас бывают случаи, что привозят и просто людей с улицы. Часто обращаются родственники и близкие люди с просьбой помочь. Мы не отказываем никому, так как первая и основная задача клиники – это оказание квалифицированной медицинской помощи, – подчеркнул собеседник.

Вытрезвитель или профилактика

Представитель КПРФ в татарстанском парламенте Николай Атласов считает, что вопрос восстановления вытрезвителей назрел давно, учитывая, что уровень потребления алкоголя в последнее время растет, как и растет пьянство, то есть неумеренное потребление.

– Но проблема в том, что восстановление и содержание такой инфраструктуры требует немалых затрат, а также дополнительной нагрузки на правоохранительные органы и структуры здравоохранения. И, насколько я понимаю, никто не горит желанием заниматься этим, в общем-то, неблагодарным делом, – отмечает собеседник.

А заниматься этим, по мнению Атласова, надо хотя бы потому, что количество пьяных на улицах заметно увеличилось, особенно в Казани. Собеседник замечает это всякий раз, когда приезжает в столицу республики.

Нужны ли в РТ вытрезвители: как бороться с пьяницами на улицах и нужно ли возрождать советскую практику

– Посмотрите на улицу Баумана. Это одна из главных туристических зон города, но там постоянно находятся пьяные или бомжи, отпугивающие своим непотребным видом гостей и жителей города. Я не знаю, почему казанские власти этим не озаботятся. Помнится, лет 15 назад улица Баумана была таким же рассадником пьянчуг, особенно по вечерам. Сейчас что-то похожее начинает возвращаться. Так что бороться с пьянством на улицах надо, а значит, желательно восстанавливать и сеть вытрезвителей, – убежден собеседник.

Депутат Госсовета Татарстана от Партии Роста Руслан Нигматулин рассказал, что в Набережных Челнах есть муниципальный вытрезвитель – МАУ «Здоровье». В него полицейские доставляют пьяных, обнаруженных на улицах.

– За год эта организация оказала первую помощь, если не ошибаюсь, 1 400 горожанам. Кому-то это спасло жизнь, особенно тому, кого доставляли сюда в морозы. Ситуации бывают разные, но статистика по потреблению алкоголя тревожная. За январь-апрель 2023 года продажи спиртного в республике выросли до рекордных за последние 10 лет. В среднем на душу населения, по данным Госалкогольинспекции, с начала 2023 года было продано 4,6 литра алкоголя, – поделился Нигматулин.

Нужны ли в РТ вытрезвители: как бороться с пьяницами на улицах и нужно ли возрождать советскую практику

Собеседник убежден, что вытрезвители нужны и они должны быть как медицинскими, так и полицейскими учреждениями. Но их не должно быть много, как магазинов, добавил депутат.

– По большому счету, нужно не увеличивать число вытрезвителей, а заниматься профилактикой, не допускать роста алкоголизации населения. Надо жестко отрабатывать с магазинами, где круглосуточно продают алкоголь, фанфурики. Проводить рейды по микрорайонам, не допускать распития алкогольных напитков в общественных местах. Лучше следить за порядком, чем его потом наводить, – подчеркнул парламентарий.


Читайте также: День России – государственный праздник, но он становится народным


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *