Основа гражданской идентичности россиян – Победа в ВОВ, но дети и молодежь не знают истории

С начала СВО на Россию обрушилась мощная волна фейков и фальсификаций. По мнению экспертов
С начала СВО на Россию обрушилась мощная волна фейков и фальсификаций. По мнению
экспертов, лучший способ им противостоять – воспитывать в молодежи патриотизм и
развивать образование. Необходимость в этом есть, но нет единой методики.

Россия фактически находится в состоянии информационной войны, и отличить правду ото лжи становится все сложнее. Наиболее уязвимыми в такой ситуации закономерно остаются дети и молодежь, у которых еще не сформировалось критическое мышление. Кроме того, вопросом воспитания патриотизма целенаправленно занялись совсем недавно, причем до сих пор не до конца ясно, как именно нужно действовать. Ситуацию накануне обсудили члены Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ.

Гражданская идентичность – атрибут зрелого патриотизма

Замдекана по научной работе исторического факультета МГУ М.В. Ломоносова, доцент кафедры истории России XIX – начала XX вв., доктор исторических наук Дмитрий Андреев заявил, что СВО сильно влияет на историю.

– Мы привыкли, что вокруг СВО роятся фейки и фальсификации, которые навязывают нам противники с Запада, – отметил Андреев. – Мы все еще сами не освободились от некоторых «исторических химер» из прошлого. Пока это не произойдет, фейки продолжат сыпаться с Запада.

По его словам, историческая наука пришла к тому, что вестернизация России началась еще в Смутное время. Пора разобраться и с революцией ХХ века — это был политический кризис, подчеркнул эксперт.

– Требуется пересборка нашего понимания постсоветской истории на основе понятия суверенитета. Это требует погружения в факты и события без давления идеологии, – отметил спикер.

Основа гражданской идентичности россиян – Победа в ВОв, но дети и молодежь не знают истории

Доцент кафедры отечественной истории КФУ Дмитрий Люкшин заявил, что лучший способ противодействия фальсификациям – формирование гражданской идентичности, которая и является атрибутом зрелого патриотизма. Контроль менеджмента в системе образования дешевле и эффективнее, чем любые политические действия, что, по словам Люкшина, определило облик системы гуманитарного образования в стране.

– Европейское образование перестало отвечать требованиям современности в нашей стране, – заявил он. – Вырвав какой-либо факт из исторического контекста, фейкометы начинают подавать его с точки зрения новых понятий.

Спикер подчеркнул, что патриотизм прививается в первую очередь в семье, в меньшей степени в школе. Студенты уже либо являются патриотами, либо нет. Причем главное – не патриотизм, а гражданская ответственность, потому что человек может не поддерживать текущую политику в стране.

– Наиболее яркой и четкой чертой позитивной национальной идентичности россиян до сих пор является победа в Великой Отечественной войне, – заметил Люкшин. – Отвергнуть понятие Победы не может практически никто, особенно среди тех, кто учится в вузах.

Существует проблема дефицита идентичности молодежи, поскольку она формирует ее на основе идентичности своих родителей и здесь сказывается конфликт отцов и детей. К тому же поколение 60-х сформировалось в СССР, а жило уже после его распада, так что свое слово в истории они сказать не смогли.

В лоб действовать не получится

Завкафедрой истории и философии КГАСУ Светлана Никонова также заострила внимание на теме борьбы с фальсификациями и фейками, которые обрушились на нас в последние годы с особой силой. Она отметила, что молодежь уже успела с ними ознакомиться, и, к сожалению, некоторые из молодых людей сочли их правдивыми.

– Переубедить их сразу не получится — их мировоззрение уже сформировалось. Но мы можем пробудить в них если не патриотизм —  это будет слишком громко сказано, то хотя бы чувство исторической правды, если можно так выразиться, – сказала преподаватель.

Никонова также отметила, что нынешнее поколение имеет низкую стрессоустойчивость. В качестве примера она привела то, что многие молодые люди не могут смотреть кадры, которые, к примеру, показывают на сайте проекта «Без срока давности» (проект, нацеленный на сохранение исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны). По мнению преподавателя, в лоб действовать не получится — так не победить в информационной войне, которая сейчас идет.

– Мы все видели, как в соседнем государстве формировалась новая «историческая правда», – сказала Никонова, прозрачно намекая на Украину. – Там все тоже начиналось с малого.

По ее убеждению, все это надо учитывать в работе с молодежью.

– Убедить их в том, что черное – это черное, а белое – это белое, можно только на собственном авторитете, иначе они просто не будут слушать. А как этот авторитет заработать – это уже отдельный вопрос, – добавила Никонова. – Это нежное поколение, их мечты о прекрасном складывались не один день. А тут мы со своей жесткой исторической правдой.

Основа гражданской идентичности россиян – Победа в ВОв, но дети и молодежь не знают истории

Директор института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов в свою очередь напомнил, что в феврале 2022 года начался отток молодежи из России за рубеж. В связи с этим Хайрутдинов задает вопрос: где были университетские кадры, гуманитарии, которые должны были формировать в молодом поколении патриотизм, и в то же время как они должны были это делать, если на это не выделено часов?

По словам Хайрутдинова, наконец в стране с подачи президента Владимира Путина появилось понимание, что патриотизм – это результат комплексной работы, которой надо заниматься, а для этого нужна методологическая концепция.

Спикер обратил внимание, что многие кафедры истории в стране в последние годы закрываются, на них не хватает финансирования. Особенно эта тенденция ярко проявляется на пограничных территориях. На первый план выходит технократическое развитие. В связи с этим Хайрутдинов обратился к коллегам с вопросом: какова в этой ситуации должна быть позиция преподавателя — созерцательная или активная?

– Если мы будем замалчивать какие-то моменты в своей истории, это станет благодатнейшей почвой для фальсификаций, – ответил Андреев. – Преподаватель должен быть вовлечен очень активно.

Своей позицией также поделился Люкшин.

– Тащить всю эту патриотику мы будем на себе. Надеюсь, никто из коллег не будет против того, что мы должны воспитывать любовь к Родине, – сказал Люкшин, подчеркнув, что «молодежь у нас очень хорошая». – Есть такой графический тест – «нарисуйте Родину». В 90-х рисовали спиртные напитки, танки, колючую проволоку и прочие неприятные вещи. Знаете, что сейчас рисуют? Березки, речки, домики, солнышки. Причем все. Так что не надо бороться с молодежью, с ней надо работать. В 90-е молодежь была гораздо более проблемная.

Люкшин также обратил внимание, что во время оттока молодежи, про который говорил Хайрутдинов, уезжали вовсе не 20-летние, а 30-летние.

Образование – фундамент государства

Руководитель Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Леонид Толчинский, вступив в обсуждение, заявил, что идеальных курсов и учебников по истории не будет никогда.

– История – это не точная наука. У нас есть факт, а потом уже начинаются интерпретации, – отметил Толчинский. – Историки никогда не договорятся. Неправильно всю ответственность и вину перекладывать на историков.

Он отметил, что сейчас память у людей становится короткой – человек не помнит того, что он прочитал утром. Поэтому, по его мнению, людям должны поступать понятные и одинаковые посылы со всех сторон.

Спикер также поделился сложившимся впечатлением, что из малых городов и сельской местности приезжают более подготовленные студенты. Он связывает это с тем, что там сохранилось предыдущее поколение учителей. В больших же городах в школы пришли молодые педагоги.

Доцент кафедры религиоведения КФУ Зоя Силаева в свою очередь заявила, что образование – это некий фундамент, который направлен на формирование и развитие государства. По ее словам, сейчас делается упор на нематериальные стимулы и есть понимание важности баланса между инновациями и традициями.

Основа гражданской идентичности россиян – Победа в ВОв, но дети и молодежь не знают истории

– Прямой патриотизм мы сейчас не сформируем. Это будет развиваться долго, – заявила Силаева, отметив важность разворота к ответственному развитию. – Сегодня социогуманитарные науки должны сформировать ответы на более сложные вопросы.

Она отметила, что в России есть потребность в развитии института политической науки и расширении экспертного сообщества.

– Нужно отойти от конъюнктурной реакции политологов на текущие события к просчитыванию и прогнозированию ситуации, – сказала Силаева.

По ее мнению, важно учить студентов учиться и развиваться, а не просто давать им образование. Нужно, чтобы студенты встроили знания и навык учебы в свою жизнь.

– Нужно подготовить студентов адаптироваться к жизни, сформировать у них критическое мышление, чтобы они понимали, какие посылы и сообщения продиктованы политикой, – подчеркнула спикер. – Качественная система отечественного образования важна не только для патриотизма, но и для сохранения традиционных ценностей.

Председатель Общественной палаты Татарстана Зиля Валеева в свою очередь напомнила, что скоро в школах появятся новые учебники истории и нужно сосредоточиться на их качестве. Она также рассказала, что члены Общественной палаты, которые ездили в ЛНР и ДНР, привозили оттуда учебники истории, где все перевернуто с ног на голову. Они также привезли очень качественные героические комиксы, где все было завязано на победе над «москалем».

– Сегодня у школьников другие интересы и нам нужны инструменты, чтобы с ними работать. Самое главное – это контент, – отметила Валеева.

Она также посетовала, что подрастающее поколение очень мало знает о Великой Отечественной войне (с этим согласились и другие эксперты). По ее мнению, это неправильно, что школьники не знают фамилий Матросова или Гастелло, и это нужно исправлять. 


Читайте также: Уроки защиты Родины в школах – неизбежное последствие СВО?


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *