Уроки защиты Родины в школах – неизбежное последствие СВО?

В 2024 году школьников могут начать целенаправленно учить патриотизму. Но механизм этого до сих пор не слишком понятен. Татарстанские политики в целом поддерживают эту идею
В 2024 году школьников могут начать целенаправленно учить патриотизму. Но
механизм этого до сих пор не слишком понятен. Татарстанские политики в целом
поддерживают эту идею, но опасаются, что это может превратиться в фарс.

В российских школах с 1 сентября 2024 года могут ввести урок «Основы безопасности и защита Родины» – Минпросвещения предлагает таким образом переформатировать уроки ОБЖ. Татарстанские политики в целом поддерживают введение элементов патриотического воспитания в школах, но выражают опасения относительно его организации.

– Мы должны внести изменения в 273-й Федеральный закон, в части переименования учебного предмета в «Основы безопасности и защита Родины». Второе – мы должны внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты и, соответственно, в федеральные основные образовательные программы – это уже новая программа будет учебная, федеральная, которая станет называться «Основы безопасности и защита Родины», – сказала замдиректора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минобра РФ Анна Тимофеева во время круглого стола в Госдуме.

Она также пояснила, что сегодня уже создается рабочая группа, которая займется формированием новой учебной федеральной программы, в ней будут присутствовать и представители министерства обороны, а также МЧС.

Следует отметить, что в декабре 2022 года Минпросвещения РФ утвердило программы образования по шести предметам и в них курс ОБЖ дополнили начальной военной подготовкой (НВП).

Уроки защиты Родины в школах – неизбежное последствие СВО?

В соцсетях многие напрямую связывают подобные изменения с СВО и необходимостью воспитывать патриотизм в подрастающем поколении. В целом подобная работа ведется уже давно, но, как водится, организована она плохо и идет ни шатко ни валко. В каком виде министерство хочет организовать подобные патриотические уроки и кто будет преподавать – тоже пока не понятно.

Еще один неоднозначный момент – министр образования РФ Сергей Кравцов пообещал, что нагрузка на школьников не увеличится. Означает ли это, что воспитанием патриотизма будут заниматься в ущерб основной школьной программе, — тоже неясно.

Мы попросили представителей татарстанских политических партий сформулировать свое отношение к подобным новшествам в школьной программе.

Депутат Госсовета Татарстана от «Справедливой России» Альмир Михеев считает подобные инициативы крайне правильными.

– На нашей планете всегда идут какие-то войны, даже сейчас, насколько я знаю, идет не менее двух-трех войн. Поэтому надеяться на то, что у нашей страны будет еще такой кусок времени в 70 лет, что мы будем совсем без войн, — это глупо. Готовиться к войне нужно, готовить свою армию нужно тоже, – убежден парламентарий.

Михеев в этом контексте напомнил знаменитую фразу, которую приписывают Наполеону: «Кто не хочет содержать свою армию, тот будет кормить чужую».

Уроки защиты Родины в школах – неизбежное последствие СВО?

– Таким образом, я поддерживаю все эти изменения и считаю их правильными. Единственное – очень хотелось бы, чтобы это не превратилось в фарс и чтобы детям в школьном возрасте не прививали отвращение к Родине и патриотизму, а действительно учили. Для этих целей, возможно, придется привлекать отставных военных, служивших в горячих точках. Мы должны быть готовы к войне, хотя надеюсь, что она не случится. Но для того, чтобы быть готовым, нужно начинать уже с детства, – убежден политик.

Коллега Михеева по Госсовету — представитель ЛДПР Эдуард Шарафиев подчеркнул, что замена школьного предмета ОБЖ на предмет «Основы безопасности и защита Родины» с расширенным компонентом НВП абсолютно оправдана со всех точек зрения.

– С учетом нынешнего времени знание основ НВП крайне необходимо. Безусловно, на это оказала влияние СВО, – уверен Шарафиев.

Собеседник заострил внимание на том, что не только Россия, но и в целом мир вступает в период нестабильности, когда войны становятся реалиями жизни. По его мнению, в таких условиях безопасность уже не ограничивается чисто мирными аспектами.

Уроки защиты Родины в школах – неизбежное последствие СВО?

– Требуются определенные военные знания, хотя бы на теоретическом уровне. Что такое армия, как она устроена, какие виды вооружений имеются сейчас, как ими пользоваться, какие существуют системы защиты, как вести себя человеку в условиях войны прежде всего с точки зрения безопасности, плюс к этому надо дополнить знания по оказанию первой медицинской помощи. Все это необходимо и востребованно. Я не говорю, что война затронет каждую российскую семью. Но если оценить международную обстановку, то угроза полномасштабного военного конфликта сейчас очень велика. И лучше, если к этому готовиться заранее, – подчеркнул Шарафиев.

Он также указал, что необходимо обеспечить не только качественное содержание программы, но и адекватных преподавателей. Ведь с учетом компонента НВП этот курс должны читать люди, знающие, что такое армия и военная служба.

Представитель КПРФ в татарстанском парламенте Николай Атласов относится к этому вопросу несколько иначе. В частности, ему не до конца понятно, что будут преподавать в рамках «Основ безопасности и защиты Родины».

– Поэтому сложно пока делать однозначные выводы. Если там будут компоненты военной подготовки, то, наверно, это оправданно. Но лишь в том случае, если, помимо теоретической подготовки, школьникам будут даваться какие-то практические навыки. В противном случае этот предмет выльется в одну сплошную говорильню. Это первое. Второе – кто будет преподавать? Профессиональная квалификация очень важна. Если этот предмет будет даваться в нагрузку любым учителям, лишь бы закрыть вопрос с его преподаванием, то толку от этого не будет, – убежден политик.

Уроки защиты Родины в школах – неизбежное последствие СВО?

Атласов признал, что власть вынуждена оперативно реагировать на возникающие проблемы и подгонять под них ту же школьную программу.

– Однако возникает вопрос: не есть ли это симуляция решения проблемы? Когда началась СВО, то очень скоро выявилась серьезная проблема, которая реально угрожает безопасности нашей страны, – нехватка профессиональных кадров, особенно в технических областях. Так не лучше ли заняться на системной основе вопросами повышения качества преподавания той же математики, физики, расширения бесплатного вузовского технического образования, популяризации инженерных специальностей. Мне кажется, что акцент на этих вопросах обеспечил бы безопасность куда лучше, чем какие-то малопонятные предметы, – рассуждает собеседник.

Глава татарстанского отделения Партии Роста и депутат Госсовета Руслан Нигматулин так же оценивает идею позитивно, смотря на ситуацию как родитель и человек, обеспокоенный развитием молодого поколения.

– Считаю, что акцент должен быть сделан на патриотическое воспитание детей. Если мы ими не будем заниматься, ими займутся другие. Важно объединять молодежь на теме любви к Родине, используя лучшие практики. В том числе из нашей истории. Нужно выстроить целостную систему, начиная от детского сада до высшей школы, – убежден политик. – Инициатива президента о создании движения «Время первых» как раз на это и направлена. Думаю, она поможет самим родителям в воспитании детей.

Уроки защиты Родины в школах – неизбежное последствие СВО?

Что касается содержания нового предмета, то Нигматулин видит не столько военную подготовку, сколько практики самообороны, выживания в экстремальных условиях. И подавать информацию, по его мнению, нужно в интересной форме, проводя внеклассные мероприятия.

– Безусловно, мы должны развивать детей физически и сохранить детское здоровье в школе. А это в том числе – научить их правильному питанию, здоровому образу жизни. При этом я против дополнительной нагрузки на школьников — они и так перегружены, – добавил собеседник. – Самое ответственное сегодня – подготовить преподавателей и написать качественные программы, адаптированные под возраст детей.

Первый секретарь татарстанского отделения партии «Коммунисты России» депутат Казгордумы Альфред Валиев в разговоре с журналистом KazanFirst напомнил, что является сторонником военно-патриотического воспитания, и уже неоднократно говорил, что сделать это нужно было еще «вчера».

Уроки защиты Родины в школах – неизбежное последствие СВО?

– Для Советского Союза начальная военная подготовка была нормой. Поэтому нужно восстанавливать советское наследие. И, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Введение в школах предмета «Основы безопасности и защита Родины» можно считать первым шагом на пути к такому восстановлению. Причем нужно делать это не только для галочки, в рамках «одного урока в неделю», а целенаправленно развивать военно-патриотическое воспитание. Нужно заинтересовывать детей, отрывать их от гаджетов и виртуальной реальности, выводить в походы, приучать к труду и дисциплинированности, – отметил Валиев.

По его мнению, порой у нас забывают, что школа – это не только учебное заведение с целью преподавания знаний, но и социальный институт, в основу которого положено воспитание.

– Поэтому как депутат Казанской городской Думы от Авиастроительного района я давно стучусь во все властные двери, чтобы на территории подведомственной мне школы №60 на Сухой реке наконец-то построили спортивный физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа «ФОКОТ». Надеюсь, что скоро я буду услышан, – поделился Валиев.


Читайте также: Нужен ли России закон о ЧВК? Отвечают татарстанские политики


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *