Никогда такого не было, и вот опять: российским чиновникам предложили пересесть на отечественные авто

С такой инициативой выступил Вячеслав Володин
С такой инициативой выступил Вячеслав Володин, аргументируя ее необходимостью
остановки финансирования недружественных зарубежных производителей, которые
могут отправить вырученные деньги на военную помощь Украине. Обсудили с
экспертами предложение председателя Госдумы.

Одной из регулярных идей российских чиновников в последний год является предложение пересадить власть имущих на отечественные автомобили. Например, в начале июня такую инициативу озвучил депутат Государственной думы от партии «Единая Россия» Султан Хамзаев. Он заявил, что иностранные элитные автомобили для чиновников «должны уйти в прошлое». А реализация идеи позволит российскому автопрому выйти на новый качественный уровень.

— Поверьте, как только у какого-нибудь важного чиновника зимой машина не заведется два-три раза и он опоздает на совещание — быстро найдут решения. Будут делать для людей, как для себя, — предположил Хамзаев.

Новое дыхание аргументация инициативы получила из-за специальной военной операции. На днях председатель Госдумы Вячеслав Володин во время пленарного заседания предложил обязать органы власти и бюджетные организации закупать отечественные автомобили, так как «в нынешней ситуации вызовов ни в коем случае нельзя кормить наших врагов, которые эти деньги будут использовать на поддержку той же Украины, на поставку им вооружений и техники».

Никогда такого не было, и вот опять: российским чиновникам предложили пересесть на отечественные авто

Доводы Володина за отечественный транспорт не ограничились аргументом «против кормления врагов». Он также отметил, что российский автопром стал намного качественнее, а выбор машин — огромен.

После этого чиновник призвал постараться, чтобы все министерства, госкорпорации, регионы, органы местного самоуправления не только обратили внимание, «что у нас создается свой автопром, но и приняли участие в этом».

— Какие мы, такие и автомобили, поэтому будем требовательными к автопрому — будут другие автомобили. А будем не обращать внимания и пользоваться автомобилями недружественных стран — никогда свой автопром не создадим, — акцентировал Володин.

К слову, на пленарном заседании предложение Володина уже поддержал министр финансов России Антон Силуанов. Он сказал, что сотрудники министерства так же готовы пересесть на отечественные автомобили.

Стоит отметить, что согласно опросу сервиса SuperJob смену иностранных автомобилей чиновников на отечественные поддерживают и жители Казани. Таких в столице 74%. При этом граждане до 34 лет высказывались в поддержку идеи реже, чем те, кто старше. Также примечательно, что владельцы иномарок выступали за инициативу чуть чаще, чем владельцы отечественных автомобилей (78% против 75%).

«Я думаю, что это ничем не закончится, потому что за долгое время привыкли совсем к другому классу автомобилей»

Также своими мыслями о предложении Володина поделились с KazanFirst татарстанские эксперты. Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов сказал, что в инициативе есть рациональные предложения и популизм.

— Рациональное в том, что органы власти, ведомства и подведомственные учреждения используют много транспорта, различных разъездных автомобилей. В этой роли часто выступали «Форд Фокус», «Ниссан» и другие недорогие иномарки, часто российской сборки. Эти автомобили можно и нужно заменять на российские, это львиная доля всего государственного автотранспорта, — прокомментировал он.

Популизм, по его мнению, заключается в попытке пересадить государственных руководителей на «Ладу Весту». Кутилов считает, что в этом нет ничего разумного.

Никогда такого не было, и вот опять: российским чиновникам предложили пересесть на отечественные авто

— Посмотрите на дороги, на каких автомобилях ездят жители городов. Много ли среди этих автомобилей отечественных? — задал риторический вопрос эксперт.

Медиатехнолог, руководитель коммуникационного агентства «К9», соучредитель Ассоциации интернет-технологов России  Ярослав Муравьев полагает, что предложение Володина, скорее всего, популистское заявление, но направлено на привлечение внимания к отечественному автопрому и его развитию.

— Но за всю советскую и российскую, да и мировую историю не так много примеров, когда за короткий период автопром стал конкурентоспособен на внутреннем рынке, тем более на внешнем, — рассуждает собеседник.

Муравьев считает, что России для развития автопрома нужно формировать инженерную школу и эффективное производство, способное конкурировать в ценовом сегменте.

— А что касается пересадки чиновников на автомобили отечественного производства, я думаю, что это ничем не закончится. Потому что за долгое время привыкли совсем к другому классу автомобилей, к совсем другому подходу, и вряд ли их удовлетворит то, что сейчас производится в России. Но, с другой стороны, сейчас начинается производство китайских автомобилей, которые тоже можно частично отнести к отечественным, потому что сборка происходит здесь. Я думаю, что рано или поздно китайские производители займут эту нишу, — заключил эксперт.

Никогда такого не было, и вот опять: российским чиновникам предложили пересесть на отечественные авто

Доктор политических наук профессор КФУ Сергей Сергеев говорит, что Володин, вероятно, своим высказыванием хотел «превратить нужду в добродетель и еще раз заслужить одобрение главного начальника».

Касательно реалистичности цели Сергеев напомнил, что эта тема поднималась еще в 1986 году. Тогда Михаил Горбачев во время визита в Тольятти предложил «АвтоВАЗу» стать «законодателем моды мирового автомобилестроения».

– И нельзя сказать, что это было только сотрясением воздуха. В Тольятти разработали новые модели автомобилей, которые стали народными и обеспечили заводу задел на десятки лет вперед. Но вот престижными они не стали. Еще с советских времен – и даже раньше – обладание чем-либо заграничным, западноевропейским, американским считалось показателем статуса, показателем престижа. И обладание западноевропейским или американским – показателем особенного статуса. Сталинский нарком одевался во френч, пошитый «Московшвеей», но ездил на «Форде» или «Бьюике». Брежнев с удовольствием принимал иномарки в подарок от зарубежных визитеров.

Собеседник предполагает, что переломить эту ситуацию можно, но ни призывов, ни даже личного примера первых лиц здесь недостаточно.

– Да и нужно ли отгораживаться от окружающего нас мира? – остановил рассуждение вопросом эксперт.

«Борис Николаевич, есть одна мелкая проблема, состоящая в том, что вы свой собственный указ выполнять не хотите»

Отметим, что вопрос пересадки чиновников на отечественные автомобили поднимался несколько раз в промежутке между 1986 и 2023 годами. В частности, в 1997 году такое предложение сделал вице-премьер Борис Немцов.

Его поддержал на то время президент Борис Ельцин и 1 апреля 1997 года подписал распоряжение, по которому госорганизациям запрещалось закупать иномарки за счет бюджета. А все имеющиеся иномарки следовало продать на открытых аукционах, потратив вырученные деньги на закупку российских авто.

Никогда такого не было, и вот опять: российским чиновникам предложили пересесть на отечественные авто

Однако пересадить всех чиновников на отечественные автомобили не удалось. Как рассказывал Немцов в 2001 году в одной из телевизионных передач, Ельцин сам не выполнил собственный указ и продолжил ездить на бронированном «Мерседесе».

— Потом где-то через полгода я ему сказал, мол, Борис Николаевич, есть одна мелкая проблема, состоящая в том, что вы свой собственный указ выполнять не хотите. До тех пор, пока вы его не выполните, вряд ли Виктор Черномырдин, Анатолий Чубайс и ряд других высокопоставленных чиновников будет выполнять решение, поскольку они на вас смотрят. И вообще, что мы от народа требуем выполнения, когда сами нарушаем, — говорил Немцов.

Затем, по словам вице-премьера, Ельцин связался с одним из своих подчиненных и сказал загнать «Мерседес» в тупик. Выехал из Кремля в тот день президент на «ЗИЛе».

— А дальше случилось 10 совещаний <…> 10 совещаний, в которых приняли участие и тогдашние руководители администрации, и дочь президента. И все. Был разработан публичный план борьбы со мной. Появилось около 200 публикаций со мной в газетах. И на этом все было свернуто, — поведал он.

Стоит упомянуть, что служебным автомобилем Владимира Путина, в отличие от Ельцина, является отечественный Aurus Senat. Возможно, это станет дополнительным стимулом для пересадки чиновников на российские авто. Однако реализуется ли идея в жизнь на этот раз, покажет только время. 

Авторы материала: Альберт Муртазин, Салават Миннахметов


Читайте также: Водители-самозанятые, белый и желтый, бесплатное разрешение: таксистов в Татарстане ожидают изменения


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *