«Усложнится задача выбора места»: в пригороде Казани частично запретили стройку жилья без социнфраструктуры

Мэр Ильсур Метшин заявил
Мэр Ильсур Метшин заявил, что в Татарстане временно наложили вето на выдачу
разрешений на строительство в Лаишевском узле, в районе аэропорта и вблизи
Куюков без необходимых социальных учреждений и транспортной доступности.
Активная застройка привела к перегрузке дорог, детских садов и школ.

На аппаратном совещании 21 августа мэр Казани Ильсур Метшин сообщил, что руководство Татарстана приняло решение наложить временное вето на выдачу разрешений на строительство в Лаишевском узле, в районе аэропорта и вблизи Куюков. По его словам, сегодня из-за активной застройки в соседних районах сложился дисбаланс, который, в свою очередь, ведет к избыточной нагрузке на инфраструктуру столицы. Теперь муниципалитетам вместе с республиканским Институтом пространственного планирования поручено внести изменения в генпланы и проекты планировок проблемных территорий.

«Застройщики должны нас понять»: в пригороде Казани частично запретили стройку жилья без инфраструктуры

— Идет активная стройка по другую сторону от границы Казани, несмотря на то, что раис Татарстана требовал соблюдать вопросы социальной инфраструктуры. Принято решение провести полный аудит. Мнение такое, что продолжение строительства высотного жилья возможно только там, где позволяет дорожно-транспортная сеть и учтено развитие социнфраструктуры. Огромное напряжение возникает на дорогах, перегружены наши детские сады и школы, – сказал Метшин.

Мэр добавил, что татарстанцы уже забыли, как выглядит Оренбургский тракт без пробок. Выданных разрешений на строительство в районах казанской агломерации в несколько раз больше, чем может переварить дорога. Лучше притормозить сейчас, потом задний ход обойдется в разы дороже, подчеркнул градоначальник.

Ждали-ждали и в итоге дождались

Градоначальник уверен, что опытные строители казанской агломерации должны понять решение республики, ведь условия проживания — это не только нахождение в квартире. Не менее важно, как люди добираются до работы, учебы и возвращаются обратно. Но развитие инфраструктуры проигрывает числу вводимого жилья не только в Татарстане. В Госдуме уже рассматривался вопрос о введении моратория на застройку без появления необходимых социальных объектов — председатель ГД Вячеслав Володин дал соответствующее поручение депутатам и органам правительства страны еще в начале лета. Он уверен, что развитая социальная инфраструктура значительно повышает привлекательность жилья.

— Есть много примеров в регионах, когда жилые комплексы не для людей были созданы. И мы сталкиваемся с этими проблемами. Поэтому в реализации проектов комплексной застройки территорий надо обязательно опираться на тех, кто может отстаивать интересы граждан, чтобы строительные организации понимали ответственность перед людьми, чтобы плотность застройки не была высокой, были стоянки, озеленение, скверы и детские площадки. А если кто-то этого не понимает, власти должны регулировать этот вопрос, — отметил политик.

«Застройщики должны нас понять»: в пригороде Казани частично запретили стройку жилья без инфраструктуры

Инициативу Володина поддержал и министр строительства и ЖКХ России  Ирек Файзуллин. Он рассказал об обращении жительницы Санкт-Петербурга, которая обозначила, что в городе существует «чудовищная проблема» со строительством. Запредельные темпы ввода жилья не подкрепляются абсолютно никакой социальной инфраструктурой. Файзуллин ответил, что этот вопрос уже обсуждался в нижней палате парламента.

— Этот вопрос два или три месяца назад в Госдуме рассматривался. Мораторий появится в осеннюю сессию, когда мы внесем нормативный законодательный документ. Но повторяю — активность муниципальных и региональных депутатов должна быть, — подытожил глава ведомства.

«Городские власти оставили нас с проблемами наедине»

За последние три года численность жителей Лаишевского района увеличилась с 43 до 60 тысяч человек, соответственно, и жилья здесь появилось столько, сколько достаточно для того, чтобы признать его одним из лидеров по объему строительства. Только в 2022 году объем ввода составил 350 тысяч квадратных метров — 195% от плана. Глава района  Ильдус Зарипов не раз обращал внимание на то, что самыми актуальными для жителей остаются вопросы недостатка социальных учреждений. В первую очередь речь идет о школах, фельдшерско-акушерских пунктах, а также о благоустройстве населенных пунктов, строительстве и ремонте дорог, тротуаров и переходов.

«Застройщики должны нас понять»: в пригороде Казани частично запретили стройку жилья без инфраструктуры

Жительница ЖК «Южный парк», входящего в Лаишевский узел, Анна Тюрина утверждает, что их семья живет «как на острове». Вся цивилизация находится на противоположной стороне – почта, школа, магазины и амбулатория. Но вот незадача – перехода туда нет. Если ребенок нуждается в приеме у врача, с мамой они идут вдоль железнодорожной линии. Есть и другой путь – через Матюшинскую трассу. Но он, конечно, небезопасный, приходится перелезать через отбойники. С транспортом на данный момент стало получше, призналась собеседница, так как появился остановочный пункт для электричек, да и автобусы в час пик начали ходить каждые полчаса.

— Но этого все равно недостаточно, потому что последний автобус у нас в 20:10. То же самое и с электричкой. После этого времени в «Южный парк» не попасть. Либо на такси, либо пешком – как хочешь. Машины, к сожалению, есть не у всех, а на такси тоже не наездишься. Мамочки с колясками не могут пройти в автобусы из-за того, что они небольшие и не предназначены для городской среды. Про люльку для грудного ребенка вообще речи быть не может. Непонятно, почему не запустят городской транспорт?! Например, Высокая гора территориально находится гораздо дальше, чем мы, но туда ходит регулярный 91-й автобус. Они же тоже к Казани не относятся, но на наши обращения Минтранс отвечает отписками или игнорирует. Городские власти оставили нас с проблемами наедине, никому мы тут не нужны, — поделилась Тюрина.

«Застройщики должны нас понять»: в пригороде Казани частично запретили стройку жилья без инфраструктуры

Еще несколько лет назад здесь не было ни одного продуктового магазина, продолжила жительница. А теперь их целых два! С аптеками история не лучше – всего одна точка. Но хотя бы в Усады с пакетами бегать не надо. На территории жилого комплекса и еще нескольких многоэтажек один детский сад, в который не попадешь из-за отсутствия персонала – нянечек и воспитателей.

— Школа – это вообще беда. У нас в классе 32 ребенка, а это очень много. В этом году опять набрали. Второклашки уже учатся во вторую смену, для них это тяжело. Приходят поздно, уроки делать некогда. В прошлом году было два микроавтобуса, которые приезжали за детьми. Не всегда хватало мест. Стоя, естественно, не берут, так как не положено правилами перевозки детей. В этом году не знаю, сколько автобусов выделят. Директор, вроде, сказал, что один забрали. Пешком детям никак не добраться. А если уроки закончатся раньше, чем приедет автобус? Как им идти? Они точно так же бегают через дорогу. Чего ждут власти? Когда люди начнут погибать на дорогах? Здесь достаточно интенсивное движение — застраивается и микрорайон, и частный сектор. Наши дети каждый день рискуют жизнью, — призналась собеседница.

«Застройщики должны нас понять»: в пригороде Казани частично запретили стройку жилья без инфраструктуры

В 40 километрах от ЖК «Южный парк» расположился поселок Совхоза им. 25 Октября. История жителя Александра Фирсова, связанная с переездом в Лаишевский район, достаточно классическая для тех, кто гонится за дешевым квадратным метром. Семья отправилась за город и ожидала худшего, но была приятно удивлена.

— Аптек по пути, когда едешь, достаточно – несколько в Сокурах и в Лаишево. Единственная проблема связана с круглосуточными аптеками. С этим, конечно, печально, потому что после десяти вечера нужно ехать в Казань. По поводу школ и детских садов тоже не вижу какой-то критичной проблемы. У нас прямо в поселке есть и детский сад, и школа, и больница. В Лаишево они тоже есть. Вдобавок ко всему, нравится, что развиваются фельдшерско-акушерские пункты. Большинство плановых прививок мы делали именно там. Все в шаговой доступности, — отметил Фирсов. – Транспорт — это, пожалуй, главная боль обитания в тех поселках, которые расположены где-то не в пешей доступности от районного центра. У нас каждый час ходит рейсовый автобус «Лаишево — Казань». Но я, например, на нем не могу добираться обратно домой, потому что последний автобус из Казани уходит, если я не ошибаюсь, в пять с чем-то вечера. А кто заканчивает работать в пять вечера? Поэтому народ в поселке частенько ловит какую-то попутку, что не очень удобно.

«Мы страдаем больше, чем Куюки. Там народу много, и требуют они сильнее»

Пестречинский район не отстает. По данным на 2022 год, общая площадь жилья, введенного на территории муниципалитета, составила 237 тысяч при годовом плане 200 тысяч квадратных метров — перевыполнили на 119%. Наконец-то район достиг и положительного демографического показателя – по словам главы Ильхама Кашапова, численность населения на 1 января 2023 года составила почти 65 тысяч жителей, в то время как в аналогичном периоде прошлого года данная цифра была 53 730 человек. Значимым событием прошлого года для жителей Куюков стало открытие врачебной амбулатории, которая оснащена современным оборудованием для предоставления качественных медицинских услуг.

«Застройщики должны нас понять»: в пригороде Казани частично запретили стройку жилья без инфраструктуры

Но жительница поселка 1 Мая Диана Исанькина особой радости не испытывает. Их быстро разрастающаяся деревня, через которую ежедневно проходят большие транспортные потоки, совсем не обеспечена социнфраструктурой. Ни Дома культуры, ни спортивных учреждений, ни детского сада, ни школы. Ближайшая аптека, работающая после восьми вечера, только в Константиновке или Пестрецах. В очередной раз в Богородском сельском поселении увольняется фельдшер, замену пока не нашли.

«Застройщики должны нас понять»: в пригороде Казани частично запретили стройку жилья без инфраструктуры

— Администрация только вручает отписки. По поводу детского сада в Народном контроле очень много жалоб. Но как ножом по сердцу для меня тема школы. У меня сыну пять с половиной лет. Через два года я и не знаю, в какую школу буду его отдавать. В Богородскую сельскую школу отдать его я не могу, потому что там недостаток учителей, дети едят из металлической посуды. На прокурорские обращения никто не реагирует. Кабинетов технологии для мальчиков нет, спортивной площадки нет, лыжами им заниматься негде, — делится Исанькина.– В Куюках 3 200 детей стоят в очереди на получение места в детском саду. Прокуратура в этом году второй раз подала иск против исполкома по этому поводу. Причем такое количество детей было два года назад, сейчас, я думаю, их еще больше — порядка пяти тысяч. Но мы страдаем, наверное, даже больше, чем Куюки. Там народу много, и требуют они сильнее. А нас, по сравнению с деревней Куюки, которую уже давно сложно назвать деревней, мало, поэтому нам сложнее противостоять так активно, как они.

Повышать цены на жилье уже некуда

На вопрос, насколько верным было решение руководства республики о наложении временного вето, вице-президент Гильдии риелторов Татарстана Андрей Савельев сказал, что его нужно было принять еще несколько лет назад, иначе «через два года Лаишевское направление просто захлебнется от огромного количества квадратных метров». Новые правила отразятся на застройщиках, которым отныне в проектировании придется учитывать социальную инфраструктуру и транспортную доступность.

— Ситуация на рынке такая, что повышать из-за этого фактора цены еще больше вряд ли кто-то будет. Повышать уже некуда. В любом случае себестоимость строительства повысится. Здесь, скорее всего, застройщики будут более тщательно подходить и считать математику. Не каждый земельный участок будет интересен застройщику, усложнится задача выбора места, — считает Савельев.

«Застройщики должны нас понять»: в пригороде Казани частично запретили стройку жилья без инфраструктуры

Эксперт добавил, что на транспортную доступность и загруженность социальных учреждений также влияет и индивидуально-жилищное строительство. Последние два года ИЖС растет как в количестве предложений, так и в цене. Если шесть лет назад на рынке было порядка 20-30 профессиональных застройщиков, то теперь их более двухсот.

Руководитель агентства «Счастливый дом» Анастасия Гизатова подчеркнула, что нововведения коснутся скорее тех застройщиков, которые еще не получили разрешения на строительство.

— Застройщики, которые сейчас осуществляют проекты жилых комплексов, никак не пострадают. Про ИЖС разговор не идет, но его роль в усугублении ситуации велика – бывшие поля с милыми коровками превратились в коттеджные поселки и многоквартирные жилые дома, — заметила Гизатова.

Пожалуй, единственное, что осталось загадкой, – как все-таки муниципалитеты изменят генплан в короткий срок и сколько средств потребуется для реализации этого поручения. К моменту публикации материала мы не дождались комментария от Института пространственного планирования Татарстана, а потому остается только ждать и надеяться на улучшение ситуации. Впрочем, делать все так же, как обычно.


Читайте также: До 200 тысяч рублей поднимется средняя цена квадратного метра жилья в Казани


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *